Формы методической работы по нравственно-патриотическому воспитанию | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (16) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 07.11.2018

Статья просмотрена: 104 раза

Библиографическое описание:

Кудрина Н. М. Формы методической работы по нравственно-патриотическому воспитанию // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №6. — С. 3-5. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/103/3700/ (дата обращения: 21.10.2019).



Статья посвящена эффективности различных форм методической работы с педагогами ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Ключевые слова: нравственно-патриотическое воспитание, уровень профессиональной компетентности, методическая деятельность, интерактивные формы ваимодействия.

В настоящее время большое значение приобретают поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, организации образовательного пространства в ДОУ. Патриотическое воспитание детей — сложный и многогранный процесс. Важным является мнение о том, что воспитание любви к Родине необходимо начинать в дошкольном детстве. В этом возрасте ребёнку присущи эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обострённость первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений.

Большая роль в работе по нравственно-патриотическому воспитанию принадлежит педагогу. От уровня компетентности педагога и качества профессиональной деятельности зависит эффективность образовательного процесса. Чтобы идти в ногу со временем, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, изучать современные образовательные технологии воспитания и обучения.

Проанализировав образовательный статус, возрастной показатель, уровень квалификации педагогов, мы выяснили, что педагоги с большим стажем работы не готовы к восприятию новых идей, недооценивают партнёрскую совместную и самостоятельную деятельность детей, продолжают использовать занятие как основную форму работы. Имеют недостаточные знания о психологических особенностях современных детей. Начинающие педагоги имеют хорошую теоретическую подготовку и общие представления об образовательных технологиях, но не имеют практического опыта организации разнообразных форм работы.А при реализации нравственно-патриотических задач педагоги не всегда чётко могут выделить содержание, формы, методы и средства работы с детьми.

Большинство наших педагогов отличаются стремлением к самосовершенствованию, желанием активно включаться в инновационный процесс. Поэтому свою методическую деятельность я спланировала в соответствии с конкретными проблемами педагогов. При разработке плана учитывала взаимосвязь деятельности всех категорий работников, администрации, старшего воспитателя, педагогов. Мы начали работу по внедрению инновационных и творческих принципов работы; по подбору форм организации и содержания для нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

В ДОУ и раньше использовались разнообразные формы повышения квалификации: консультации, семинары, открытые просмотры, смотры-конкурсы и другие. Но на современном этапе, следовало пересмотреть все перечисленные формы и сделать их интерактивными. Это способствует развитию творческого потенциала педагогов, обогащает теоретические знания, практические навыки, направляет на самостоятельный поиск путей и вариантов решения проблем.

Поэтому в методической практике широко применяются интерактивные формы, которые становятся таковыми при условии тесного взаимодействия педагогов не только с организатором мероприятия, но и друг с другом. Нами неоднократно применялись и дали положительный эффект формы работы с разным количеством участников. Такая форма, как «групповое обсуждение» использовалась для решения проблем, касающихся каждого педагога. Например, в ходе «группового обсуждения» рассмотрены вопросы о том, как знакомить дошкольников с историей страны, какое содержание регионального компонента включить в содержание образования в ДОУ, о взаимодействии педагогов с родителями по формированию у детей нравственно-патриотических чувств.

Педагоги участвовали в «обсуждении» прочитанных книг: «История России. Правдивые сказки» Н. М. Соротокиной, «История России. Рассказы для детей» А. О. Ишимовой. Они широко использовали собственный социальный опыт и обращались к опыту других людей, вносили разные предложения и находили общие точки соприкосновения. В результате «группового обсуждения» коллектив наметил значимые мероприятия, разработал тематические планы, которые использовали в практической работе. Групповая деятельность создаёт благоприятные условия для сотрудничества. Эффективен коллективный способ освоения новых технологий и программ. При подготовке этой формы работы необходимо продумать основные и наводящие вопросы.

Для оформления развивающей предметно-пространственной среды успешно использовалась форма «творческая пара». Данная форма работы направлена на развитие творческого потенциала в совместной работе по оформлению уголков для детской деятельности, изготовлению игр, макетов, пособий. Работа в парах на методических мероприятиях помогает в решении трудных вопросов. Наставничество — это так же работа в парах, опытные педагоги назначаются наставниками и сопровождают деятельность начинающего педагога. Проводя методическое объединение, воспитатели играли в игры «Горячий стул», «Алло! Справочное бюро?». Опытному педагогу предлагается занять место за столом и ответить на заданныевопросы. Трудность состоит в том, что он отвечает без предварительной подготовки.

Обсуждать сразу несколько проблем эффективнее в малых группах. Дискуссии в малых группах позволяют каждому педагогу выступить, высказать собственное мнение, отстаивать его и показать свою компетентность в рассматриваемом вопросе. Педагоги по достоинству оценили метод «Мировое кафе», который мы организовали как деловую игру под таким названием. В ходе игры педагоги «посетили» кафе и каждая подгруппа заняла свой «столик». В неформальной, дружеской атмосфере прошёл обмен мнениями по важным вопросам и проблемам: о нетрадиционных формах организации образовательной деятельности, о взаимодействии с родителями, о подготовке годового плана ДОУ. Итог подводится коллегиально и совместно найденный вывод озвучивается.

К интерактивным формам относят мастер-классы. Эта форма работы ценна тем, что при подготовке мастер-класса, каждый педагог проводит самоанализ профессиональной компетентности, показывает инновационные методы, описывает достижения в работе, положительные результаты деятельности воспитанников, которые подтверждают эффективность технологии. Обязательно проходит демонстрация основных приёмов, показ отдельных методов и форм работы. Благодаря участию в мастер-классах педагоги освоили приёмы работы с солёным тестом для изготовления подарков к Дню Победы, узнали о последовательности изготовления традиционных кукол у разных народов, населяющих Краснодарский край, Адыгею, разучили основные движения народных танцев. Для максимальной активизации имеющихся знаний успешно использовали мозговой штурм, деловые игры. Деловая игра «Аукцион» позволила педагогам проявить такие качества как активность, быстрота реакции, внимание. Педагоги продемонстрировали знания средств народной педагогики — потешек, пословиц, загадок, песен, сказок. Знатоки народной культуры получили лоты-выигрыши.

Применение интерактивных форм взаимодействия в методической работе, повышающих профессиональную компетентность педагогов сформировали активную позицию, расширили профессиональные интересы, способствовали развитию инициативы, самостоятельности и взаимодоверия. У педагогов ярко выражен интерес к инновациям. Коллектив стал муниципальной инновационной площадкой по проекту «Создание условий для формирования у дошкольников основ патриотизма».

Литература:

  1. Белая К. Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации / К. Ю. Белая. -2-е изд., испр. и дополн.- М.: ТЦ Сфера, 2017. — 128с.
Основные термины (генерируются автоматически): педагог, форма работы, деловая игра, методическая деятельность, методическая работа, нравственно-патриотическое воспитание, профессиональная компетентность, нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, История России, работа.

Ключевые слова

нравственно-патриотическое воспитание, уровень профессиональной компетентности, методическая деятельность, интерактивные формы ваимодействия

Похожие статьи

Совершенствование профессиональной компетентности...

Статья описывает опыт работы школы педагогического мастерства «Моя родина – Россия!» в дошкольном учреждении как одной из форм повышения квалификации педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Формы работы по патриотическому воспитанию со старшими...

Общими формами работы с детьми по патриотическому воспитанию могут быть

Поэтому планируя работу по патриотическому воспитанию, педагог непременно намечает, какие

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста (опыт МБДОУ...

Воспитание нравственных качеств личности у детей...

В статье рассматриваются методические основы организации работы по воспитанию нравственных

В работе могут быть эффективно использованы такие формы работы, как праздничные

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников...

В статье рассматривается нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения, через

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ. Автор: Богомягкова Евгения Николаевна.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста...

Безусловно, патриотическое воспитание подрастающего поколения — залог стабильного развития страны в будущем. Этот процесс длительный по времени, сложный по содержанию и достаточно разбалансированный с точки зрения методического осуществления.

Программа «Учимся любить Россию» (для воспитателей...)

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов)...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста (опыт МБДОУ

В течение 3-х лет педагогами ДС № 3 ведется систематическая работа по реализации

Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего...

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление...

Поэтому патриотическое воспитание дошкольников выступило одной из годовых задач нашей группы. Более эффективно осуществлять работу с детьми старшего дошкольного возраста по

Работа с проектом началась со знакомства со своей страной Россией, столицей России...

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение...

Каждое понятие и направление патриотического воспитания дошкольников необходимо уравнять до

Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен правильно

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через...

Педагогический проект «День Победы» по...

ФГОС ДО ориентируют работу педагогов на повышение статуса духовно-нравственного

Именно поэтому вся наша педагогическая деятельность ориентирована на «воспитание

Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации, М...

Похожие статьи

Совершенствование профессиональной компетентности...

Статья описывает опыт работы школы педагогического мастерства «Моя родина – Россия!» в дошкольном учреждении как одной из форм повышения квалификации педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Формы работы по патриотическому воспитанию со старшими...

Общими формами работы с детьми по патриотическому воспитанию могут быть

Поэтому планируя работу по патриотическому воспитанию, педагог непременно намечает, какие

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста (опыт МБДОУ...

Воспитание нравственных качеств личности у детей...

В статье рассматриваются методические основы организации работы по воспитанию нравственных

В работе могут быть эффективно использованы такие формы работы, как праздничные

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников...

В статье рассматривается нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения, через

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ. Автор: Богомягкова Евгения Николаевна.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста...

Безусловно, патриотическое воспитание подрастающего поколения — залог стабильного развития страны в будущем. Этот процесс длительный по времени, сложный по содержанию и достаточно разбалансированный с точки зрения методического осуществления.

Программа «Учимся любить Россию» (для воспитателей...)

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов)...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста (опыт МБДОУ

В течение 3-х лет педагогами ДС № 3 ведется систематическая работа по реализации

Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего...

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление...

Поэтому патриотическое воспитание дошкольников выступило одной из годовых задач нашей группы. Более эффективно осуществлять работу с детьми старшего дошкольного возраста по

Работа с проектом началась со знакомства со своей страной Россией, столицей России...

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение...

Каждое понятие и направление патриотического воспитания дошкольников необходимо уравнять до

Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен правильно

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через...

Педагогический проект «День Победы» по...

ФГОС ДО ориентируют работу педагогов на повышение статуса духовно-нравственного

Именно поэтому вся наша педагогическая деятельность ориентирована на «воспитание

Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации, М...

Задать вопрос