Формы работы по патриотическому воспитанию со старшими дошкольниками | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Громилина Л. В., Камызина Л. В. Формы работы по патриотическому воспитанию со старшими дошкольниками [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 21-23. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12271/ (дата обращения: 24.06.2018).



В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма:

‒ любовь и привязанность к Родине;

‒ преданность ей;

‒ ответственность за нее;

‒ желание трудиться не ее благо;

‒ беречь и умножать богатства.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей Родине — месту, где родился человек.

В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Патриотическое воспитание дошкольников наиболее успешно осуществляется через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности свойственному дошкольному возрасту.

Общими формами работы с детьми по патриотическому воспитанию могут быть:

‒ целевые прогулки;

‒ экскурсии;

‒ труд детей;

‒ изобразительная деятельность.

Как же в образовательной деятельности, в играх, в трудовой деятельности решаются задачи патриотического воспитания? Знание о родной стране дети получают в основном на занятиях, которые можно условно разделить следующим образом:

‒ занятия, имеющие целью дать детям конкретные представления о родной стране на основе непосредственного восприятия (наблюдения, экскурсии, целевые прогулки) или опосредованно (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений);

‒ занятия, способствующие углублению и систематизации знаний детей (беседы, дидактические игры и т. д.);

‒ занятия, во время которых дети используют полученные знания и выражают свое отношение к явлениям общественной жизни (изобразительная деятельность, творческое рассказывание),

Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом — это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо. Поэтому планируя работу по патриотическому воспитанию, педагог непременно намечает, какие игры (сюжетно-ролевые, строительные) он может провести с детьми, что может предложить им сделать самим, какие дать темы для рисования, аппликации, конструирования.

Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания.

Будущие граждане страны должны расти сильными, ловкими, здоровыми.

Такие качества, как сила, смелость, ловкость, необходимые воину-защитнику Родины, лучше всего развиваются в спортивных играх, а также в играх с военно-патриотическим содержанием. Интерес к ним может быть вызван рассказами о солдатах, проявивших героизм.

Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, знаниях, но и в желании потребности трудиться на благо Отечества, бережно относится к его богатствам.

Труд ребенка невелик и не сложен, однако он необходим для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для коллектива, для города, для детского сада. Труд по озеленению участка детского сада, своей улицы, поделка игрушек для малышей, починка книг, работа на огороде — все это те доступные дошкольникам дела, которые способствуют воспитанию у детей гражданских чувств.

Эмоциональная атмосфера на занятиях, в играх играет большую роль в воспитании чувств детей. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство.

Старшие дети уже знают о своем родном городе. Они запоминают главные улицы, им сообщают о героях или знаменитых людях, чьими именами они названы.

Уточняются и расширяются представления ребят об административных зданиях. Педагог коротко объясняет, зачем нужна библиотека, универмаг, комбинат бытового обслуживания. Экскурсии к памятникам, обелиску погибшим воинам сопровождаются уже более подробным комментарием. Во время прогулок дети наблюдают строительство новых домов, благоустройство города, могут принимать посильное участие в субботниках (помочь высадить рассаду, полить цветы, сгрести листья).

Круг интересов и представлений детей шестого года жизни воспитатель не должен ограничивать только близким географическим окружением. В соответствии с программой детям старшей группы дают довольно широкие знания о родной стране. Для этого предлагаются новые темы, которые углубляют и расширяют знания о родной стране — «Россия — родина моя», «Города России», «Москва — столица нашей Родины».

В старшем дошкольном возрасте продолжается изучение темы «Город — село». Наряду с данными понятиями (село, город) дети должны усвоить новые для них понятия «столица», «область», «страна»; они должны знать, что больше — село или город, страна или область.

В старшем возрасте расширяются знания о городах России. Представления детей о городах нашей страны позволяют организовать интересные игры, «Путешествия по родной стране». Эти игры включают детское строительство, самостоятельную художественную деятельность, а поэтому интересны и увлекательны для ребят. Углубить интерес к родной стране помогут рассказы, беседы о климатических и природных зонах нашей страны. Интерес к занятиям по географии родной страны усиливается, если воспитатель рассказывает им об их сверстниках — мальчиках и девочках, живущих на севере и юге — в тундре, в тайге или пустыне. Эти рассказы о детях воспитывают у ребят доброжелательность и симпатию к сверстникам, живущих далеко от них.

Интересной формой работы являются переписка детей со сверстниками из других городов.

Дети старшего возраста интересуются событиями, которые происходят не только в родном городе, но и во всей стране, обсуждают некоторые из них со сверстниками, задают взрослым многочисленные вопросы. Такими интересующими детей событиями являются космические полеты.

Ребята, под руководством взрослых, собирают фотографии космонавтов, значки, вырезки из газет и журналов, где рассказывается о полетах в космос. Педагог должен поддерживать и углублять интерес детей к космонавтам и их работе.

В групповой библиотеке должно быть несколько книг о героях космоса, а также альбомы, сделанные руками ребят, детские рисунки на данную тему.

Чувство причастности детей к событиям, происходящих в родной стране, формируется и во время рассказов воспитателя о высоких нравственных качествах русских людей. Материалом для таких рассказов могут быть очерки из газет и журналов.

В старшем дошкольном возрасте углубляются знания детей о великих русских писателях, художниках, композиторах. Дети должны знать определенные произведения, которые написали А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, П. И. Чайковский, узнавать их на портретах; знать некоторые факты их биографии.

Дети продолжают также знакомиться с произведениями великих мастеров кисти. Дети этого возраста могут воспринимать довольно сложные произведения живописи, понимать настроение, передаваемое художником.

Очень интересно проходят занятия, на которых рассматриваются репродукции картин Васнецова «Аленушка», «Богатыри», «Царевна-лягушка», «Снегурочка». Ребятам знакомы сказки по мотивам, которых написаны эти произведения, и они сразу узнают их героев.

Все это обогащает мысли и душу ребят, учит гордиться культурой своей великой страны.

В патриотическом воспитании дошкольников рекомендуют использовать следующие формы работы:

‒ факультативные занятия (беседы, игры);

‒ все виды художественной творческой деятельности;

‒ проведение совместных праздников (Масленица, Рождество, Пасха);

‒ просмотр фильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения;

‒ экскурсии, целевые прогулки по городу;

‒ детская благотворительность;

‒ тематические вечера;

‒ организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);

Таким образом, в программе прослеживаются несколько направлений работы:

  1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, чтение);
  2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, подвижные, ролевые, строительные игры, прогулки, экскурсии, походы);
  3. Культурно-познавательное (встречи, концерты, просмотр диафильмов);
  4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

Предлагаются следующие формы работы с родителями:

  1. Родительские собрания.
  2. Консультации.
  3. Открытые занятия.
  4. Проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы, праздники).
  5. Наглядные виды работы (информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы).

Литература:

  1. Журнал «Дошкольное воспитание» № 6 2003г., № 5 2004 г.
  2. Жуковская Р. И. Родной край — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990. — 176 с.
  3. http://raguda.ru/sk/patrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov-po-fgos.html
  4. Ясева Н. Ю. Воспитание основ патриотических чувств у дошкольников. — Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2000. — 132 с.
Основные термины (генерируются автоматически): родная страна, ребенок, патриотическое воспитание, игра, город, занятие, изобразительная деятельность, детский сад, родной город, старший возраст.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос