Формы работы по патриотическому воспитанию со старшими дошкольниками | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Громилина, Л. В. Формы работы по патриотическому воспитанию со старшими дошкольниками / Л. В. Громилина, Л. В. Камызина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12271/ (дата обращения: 25.04.2024).



В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма:

‒ любовь и привязанность к Родине;

‒ преданность ей;

‒ ответственность за нее;

‒ желание трудиться не ее благо;

‒ беречь и умножать богатства.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей Родине — месту, где родился человек.

В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Патриотическое воспитание дошкольников наиболее успешно осуществляется через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности свойственному дошкольному возрасту.

Общими формами работы с детьми по патриотическому воспитанию могут быть:

‒ целевые прогулки;

‒ экскурсии;

‒ труд детей;

‒ изобразительная деятельность.

Как же в образовательной деятельности, в играх, в трудовой деятельности решаются задачи патриотического воспитания? Знание о родной стране дети получают в основном на занятиях, которые можно условно разделить следующим образом:

‒ занятия, имеющие целью дать детям конкретные представления о родной стране на основе непосредственного восприятия (наблюдения, экскурсии, целевые прогулки) или опосредованно (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений);

‒ занятия, способствующие углублению и систематизации знаний детей (беседы, дидактические игры и т. д.);

‒ занятия, во время которых дети используют полученные знания и выражают свое отношение к явлениям общественной жизни (изобразительная деятельность, творческое рассказывание),

Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом — это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо. Поэтому планируя работу по патриотическому воспитанию, педагог непременно намечает, какие игры (сюжетно-ролевые, строительные) он может провести с детьми, что может предложить им сделать самим, какие дать темы для рисования, аппликации, конструирования.

Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания.

Будущие граждане страны должны расти сильными, ловкими, здоровыми.

Такие качества, как сила, смелость, ловкость, необходимые воину-защитнику Родины, лучше всего развиваются в спортивных играх, а также в играх с военно-патриотическим содержанием. Интерес к ним может быть вызван рассказами о солдатах, проявивших героизм.

Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, знаниях, но и в желании потребности трудиться на благо Отечества, бережно относится к его богатствам.

Труд ребенка невелик и не сложен, однако он необходим для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для коллектива, для города, для детского сада. Труд по озеленению участка детского сада, своей улицы, поделка игрушек для малышей, починка книг, работа на огороде — все это те доступные дошкольникам дела, которые способствуют воспитанию у детей гражданских чувств.

Эмоциональная атмосфера на занятиях, в играх играет большую роль в воспитании чувств детей. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство.

Старшие дети уже знают о своем родном городе. Они запоминают главные улицы, им сообщают о героях или знаменитых людях, чьими именами они названы.

Уточняются и расширяются представления ребят об административных зданиях. Педагог коротко объясняет, зачем нужна библиотека, универмаг, комбинат бытового обслуживания. Экскурсии к памятникам, обелиску погибшим воинам сопровождаются уже более подробным комментарием. Во время прогулок дети наблюдают строительство новых домов, благоустройство города, могут принимать посильное участие в субботниках (помочь высадить рассаду, полить цветы, сгрести листья).

Круг интересов и представлений детей шестого года жизни воспитатель не должен ограничивать только близким географическим окружением. В соответствии с программой детям старшей группы дают довольно широкие знания о родной стране. Для этого предлагаются новые темы, которые углубляют и расширяют знания о родной стране — «Россия — родина моя», «Города России», «Москва — столица нашей Родины».

В старшем дошкольном возрасте продолжается изучение темы «Город — село». Наряду с данными понятиями (село, город) дети должны усвоить новые для них понятия «столица», «область», «страна»; они должны знать, что больше — село или город, страна или область.

В старшем возрасте расширяются знания о городах России. Представления детей о городах нашей страны позволяют организовать интересные игры, «Путешествия по родной стране». Эти игры включают детское строительство, самостоятельную художественную деятельность, а поэтому интересны и увлекательны для ребят. Углубить интерес к родной стране помогут рассказы, беседы о климатических и природных зонах нашей страны. Интерес к занятиям по географии родной страны усиливается, если воспитатель рассказывает им об их сверстниках — мальчиках и девочках, живущих на севере и юге — в тундре, в тайге или пустыне. Эти рассказы о детях воспитывают у ребят доброжелательность и симпатию к сверстникам, живущих далеко от них.

Интересной формой работы являются переписка детей со сверстниками из других городов.

Дети старшего возраста интересуются событиями, которые происходят не только в родном городе, но и во всей стране, обсуждают некоторые из них со сверстниками, задают взрослым многочисленные вопросы. Такими интересующими детей событиями являются космические полеты.

Ребята, под руководством взрослых, собирают фотографии космонавтов, значки, вырезки из газет и журналов, где рассказывается о полетах в космос. Педагог должен поддерживать и углублять интерес детей к космонавтам и их работе.

В групповой библиотеке должно быть несколько книг о героях космоса, а также альбомы, сделанные руками ребят, детские рисунки на данную тему.

Чувство причастности детей к событиям, происходящих в родной стране, формируется и во время рассказов воспитателя о высоких нравственных качествах русских людей. Материалом для таких рассказов могут быть очерки из газет и журналов.

В старшем дошкольном возрасте углубляются знания детей о великих русских писателях, художниках, композиторах. Дети должны знать определенные произведения, которые написали А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, П. И. Чайковский, узнавать их на портретах; знать некоторые факты их биографии.

Дети продолжают также знакомиться с произведениями великих мастеров кисти. Дети этого возраста могут воспринимать довольно сложные произведения живописи, понимать настроение, передаваемое художником.

Очень интересно проходят занятия, на которых рассматриваются репродукции картин Васнецова «Аленушка», «Богатыри», «Царевна-лягушка», «Снегурочка». Ребятам знакомы сказки по мотивам, которых написаны эти произведения, и они сразу узнают их героев.

Все это обогащает мысли и душу ребят, учит гордиться культурой своей великой страны.

В патриотическом воспитании дошкольников рекомендуют использовать следующие формы работы:

‒ факультативные занятия (беседы, игры);

‒ все виды художественной творческой деятельности;

‒ проведение совместных праздников (Масленица, Рождество, Пасха);

‒ просмотр фильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения;

‒ экскурсии, целевые прогулки по городу;

‒ детская благотворительность;

‒ тематические вечера;

‒ организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);

Таким образом, в программе прослеживаются несколько направлений работы:

  1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, чтение);
  2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, подвижные, ролевые, строительные игры, прогулки, экскурсии, походы);
  3. Культурно-познавательное (встречи, концерты, просмотр диафильмов);
  4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

Предлагаются следующие формы работы с родителями:

  1. Родительские собрания.
  2. Консультации.
  3. Открытые занятия.
  4. Проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы, праздники).
  5. Наглядные виды работы (информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы).

Литература:

  1. Журнал «Дошкольное воспитание» № 6 2003г., № 5 2004 г.
  2. Жуковская Р. И. Родной край — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990. — 176 с.
  3. http://raguda.ru/sk/patrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov-po-fgos.html
  4. Ясева Н. Ю. Воспитание основ патриотических чувств у дошкольников. — Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2000. — 132 с.
Основные термины (генерируются автоматически): родная страна, ребенок, игра, патриотическое воспитание, город, занятие, детский сад, изобразительная деятельность, родной город, старший возраст.

Похожие статьи

Патриотическое воспитание в ДОУ | Статья в журнале...

родная страна, ребенок, патриотическое воспитание, игра, город, занятие, изобразительная деятельность, детский сад, родной город, старший возраст.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического...

Дошкольное воспитание № 6–2003 год. И. Рыбалова «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания» стр. 45. Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая.

Патриотическое воспитание старших дошкольников...

Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с историей родного города.

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, любовь, ребенок, детский сад, родной город, город, родная культура, родная...

Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников...

дошкольное образование, родной город, ребенок, родной край, домашний адрес, Севастополь, задание, детский сад, патриотическое воспитание, патриотическое воспитание дошкольников. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Программа «Учимся любить Россию» (для воспитателей...)

ребенок, детский сад, родитель, Россия, семья, чувство, родной край, игра, патриотическое воспитание, нравственно-патриотическое воспитание.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста (опыт МБДОУ «Детский сад № 3» г.о. Самара). Автор: Берникова Лариса Сергеевна. Рубрика: Спецвыпуск.

Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви...

дошкольное образование, родной город, ребенок, родной край, домашний адрес, Севастополь, задание, детский сад, патриотическое воспитание, патриотическое воспитание дошкольников.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

родной город, Старый Оскол, Занятие, детский сад, город, ребенок, патриотическое воспитание, Знакомство, Оскольский край, горно-обогатительный комбинат.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного...

Мустафаева З. И., Успенская А. С. Педагогические условия патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами

Сталинград, город, Сталинградская битва, ребенок, детский сад, россия, младшая группа, Волжский, Великая Отечественная война, битва.

Похожие статьи

Патриотическое воспитание в ДОУ | Статья в журнале...

родная страна, ребенок, патриотическое воспитание, игра, город, занятие, изобразительная деятельность, детский сад, родной город, старший возраст.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического...

Дошкольное воспитание № 6–2003 год. И. Рыбалова «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания» стр. 45. Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая.

Патриотическое воспитание старших дошкольников...

Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с историей родного города.

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, любовь, ребенок, детский сад, родной город, город, родная культура, родная...

Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников...

дошкольное образование, родной город, ребенок, родной край, домашний адрес, Севастополь, задание, детский сад, патриотическое воспитание, патриотическое воспитание дошкольников. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Программа «Учимся любить Россию» (для воспитателей...)

ребенок, детский сад, родитель, Россия, семья, чувство, родной край, игра, патриотическое воспитание, нравственно-патриотическое воспитание.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста (опыт МБДОУ «Детский сад № 3» г.о. Самара). Автор: Берникова Лариса Сергеевна. Рубрика: Спецвыпуск.

Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви...

дошкольное образование, родной город, ребенок, родной край, домашний адрес, Севастополь, задание, детский сад, патриотическое воспитание, патриотическое воспитание дошкольников.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

родной город, Старый Оскол, Занятие, детский сад, город, ребенок, патриотическое воспитание, Знакомство, Оскольский край, горно-обогатительный комбинат.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного...

Мустафаева З. И., Успенская А. С. Педагогические условия патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами

Сталинград, город, Сталинградская битва, ребенок, детский сад, россия, младшая группа, Волжский, Великая Отечественная война, битва.