Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с актуальными тенденциями развития современного общества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ларина, О. В. Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с актуальными тенденциями развития современного общества / О. В. Ларина, М. Ю. Александрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11.1 (145.1). — С. 41-44. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40605/ (дата обращения: 19.04.2024).



Статья описывает опыт работы школы педагогического мастерства «Моя родина – Россия!» в дошкольном учреждении как одной из форм повышения квалификации педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Реализация новой политики нашего государства в области образования немыслима без педагога, владеющего высоким профессионализмом. В современном мире, когда очень быстро меняются социально-экономические условия жизни общества, педагог должен отвечать этим новым условиям, ему необходимо постоянно учиться, повышать свою квалификацию, расширять кругозор. Как никакая другая, профессия педагога требует непрерывного самосовершенствования и пополнения знаний, развитие его профессиональной компетентности.

В педагогической науке понятие «профессиональная компетентность» рассматривается с различных точек зрения. Для нас представляет интерес социокультурный подход к осмыслению понятия «компетентность». С этой точки зрения, «профессиональная компетентность педагога» включает:

– личностно – гуманную ориентацию;

– умение системно воспринимать педагогическую реальность и системно в ней действовать;

– свободную ориентацию в предметной области;

– владение современными педагогическими технологиями.

В помощь педагогам существует система повышения квалификации педагогических кадров. Одной из составляющих этой системы является методическая служба образовательного учреждения. Ее работа направлена на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала в соответствии с его интересами и запросами. Реализация данных задач осуществляется посредством различных форм повышения квалификации педагогов.

Одна из форм повышения квалификации системы непрерывного образования – школа педагогического мастерства.

Цель работы Школы Педагогического Мастерства «Моя родина – Россия!» по совершенствованиюпрофессиональной компетентности педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста – создание условий для обеспечения непрерывного профессионального развития педагогических работников ДОУ. Задачи, решаемые в процессе работы, следующие:

– способствовать повышению теоретического, научно-методического и практического уровня компетентности педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников;

– совершенствовать квалификационное мастерство, способствуя творческому поиску для перехода на более высокий уровень самоорганизации путем самообразования;

– стимулировать деятельность воспитателей по изучению традиций, истории и культуры своего народа и родного края;

– повышать творческий потенциал каждого педагога.

Работа ШПМ рассчитана на 2 учебных года по 8 занятий в каждом. Обучение и взаимодействие педагогов носит активный характер и предусматривает использование различных форм и методов: консультации, беседы, выставки методической литературы, семинары, творческие задания, работа с интернет – ресурсами и др.

Тематика занятий первого года «Растим детей патриотами» направлена на повышение научно-теоретического уровня и методологической компетентности педагогических работников учреждения по формированию основ патриотического сознания у дошкольников. Вниманию слушателей предлагаются следующие темы:

– Патриотическое воспитание в системе работы ДОУ.

– Технология патриотического воспитания дошкольников.

– Программы по патриотическому воспитанию для ДОУ. Обзор.

– Воспитание патриотических чувств дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства.

– Приобщение детей к народной игровой культуре.

– Особенности ознакомления дошкольников с государственной символикой России.

– Сотрудничество с семьей по вопросам патриотического воспитания.

– Конкурс «Учим детей любить Родину».

Занятия второго года «Моя малая родина» призваны совершенствовать систему патриотического воспитания в ее краеведческом компоненте:

– Региональный компонент в патриотическом воспитании дошкольников.

– Социальный портрет ДОУ.

– Особенности работы по знакомству с родным краем в различных возрастных группах.

– Что и как рассказывать детям о войне.

– Детям о природе родного края.

– Охрана природы Волгоградской области.

– Декоративно-прикладное искусство Волгоградской области.

– Викторина «Родной край люби и знай».

C:\Users\Марина\ЛИЧНОЕ\ФОТО\ВЫСТАВКИ и КОНЦЕРТЫ\31 В мастерской художника\P1050886.JPG

Рис. 1. Посещение мастерской художника в рамках работы ШПМC:\Users\Марина\ЛИЧНОЕ\ФОТО\ВЫСТАВКИ и КОНЦЕРТЫ\15 Волжский историко-краеведческий музей 22.02.2014\22.02 (175).JPG

Рис. 2. Занятие – экскурсия. Волжский историко-краеведческий музей.

В ходе работы ШПМ были выявлены трудности, с которыми сталкиваются педагоги дошкольного учреждения в ходе реализации задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Обсуждаемые темы способствовали углубленному изучению вопроса, поиску педагогических идей, формированию современных педагогических позиций, обогатили воспитательный процесс новыми теориями и методиками, дали толчок к самообразованию через обдумывание и переживание полученных знаний. Библиотека методического кабинета, групп пополнилась методическими и практическими материалами, обеспечивающими эффективную реализацию задач нравственно-патриотического воспитания детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Творческая переработка полученной на занятиях ШПМ информации позволила совершенствовать сложившийся опыт работы и применить полученные знания в практической деятельности. Кроме того, выполнение практических заданий способствовало обновлению и обогащению развивающей предметно-пространственной среды групп по нравственно-патриотическому воспитанию.

C:\Users\Марина\5 Воспитание маленького волжанина\БУКЛЕТ Природные парки\DSCN3400.JPG

Рис. 3. Серия буклетов «Природные парки Волгоградской области»

Активное взаимодействие педагогов групп, специалистов ДОУ в рамках ШПМ помогло в формировании коллектива единомышленников и в тоже время повысило творческий потенциал каждого. Педагоги ДОУ проводят мастер-классы: «Организация краеведческой макросреды в ДОУ», «Я приглашаю вас в музей!» и т. д., участвуют в профессиональных, творческих конкурсах нравственно-патриотической, краеведческой направленности различных уровней и занимают призовые места:

– городской конкурс детского экологического творчества «Эко-инфо» – 3 педагога (1 место и диплом участников);

– областной конкурс учебных и методических материалов в помощь организаторам туристско-краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися, воспитанниками – 1 педагог (диплом участника);

– всероссийский конкурс «Я профессионал» (материал по краеведению) – 1 педагог (диплом первой степени).

Итак, организация работы ШПМ «Моя родина – Россия!» в ДОУ является эффективной формой работы и составной частью системы повышения квалификации педагогических работников. Сотрудники дошкольного учреждения совершенствовали свои теоретические и методические знания и практические умения в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В ходе самостоятельной подготовки к занятиям ШПМ, выполняя практическую работу по разным темам, педагоги по-новому взглянули на край, в котором мы живем, его историю, природные богатства, земляков.

Перспектива в работе дошкольного учреждения по воспитанию нравственно-патриотических чувств дошкольников – более активное сотрудничество с семьями воспитанников, как источником и звеном передачи социально-исторического опыта. Наша задача – активнее вовлекать взрослых членов семьи в жизнь детского сада, используя разнообразные формы сотрудничества для формирования у них интереса к вопросам патриотического воспитания, возникновения желания расширять и углублять имеющиеся знания.

Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, дошкольное учреждение, педагог, Родной край, Волгоградская область, Моя родина, нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, Педагогическое Мастерство, Россия, творческий потенциал.


Похожие статьи

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

Выявляется духовно-нравственный потенциал малой родины в патриотическом воспитании детей дошкольных образовательных организаций. Даются рекомендации по ознакомлению детей раннего возраста с элементами малой родины...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников...

В статье рассматривается нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения, через внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий (проектная технология).

Патриотическое воспитание дошкольников | Статья в журнале...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с историей родного города.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край родной люби и знай».

Пояснительная записка. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения.

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей...

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках реализации программы «Моя малая Родина». Автор: Волкова Ирина Анатольевна. Рубрика: 4. Дошкольная педагогика.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.

Начинать работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо с дошкольного учреждения.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

Не заменят край родимый. Никакие чудеса! Только здесь всё так любимо –. Реки, горы и леса. Здесь от отчего порога. Начинается страна. Стран других на карте много, Только Родина одна! О. Емельянова.

Исторические взгляды и современные подходы патриотического...

патриотическое воспитание, ребенок, дошкольный возраст, Родина, родной край, патриотическое воспитание дошкольников, патриотизм, VIII-XIX, РФ, чувство привязанности.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического...

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний...

Похожие статьи

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

Выявляется духовно-нравственный потенциал малой родины в патриотическом воспитании детей дошкольных образовательных организаций. Даются рекомендации по ознакомлению детей раннего возраста с элементами малой родины...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников...

В статье рассматривается нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения, через внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий (проектная технология).

Патриотическое воспитание дошкольников | Статья в журнале...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с историей родного города.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край родной люби и знай».

Пояснительная записка. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения.

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей...

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках реализации программы «Моя малая Родина». Автор: Волкова Ирина Анатольевна. Рубрика: 4. Дошкольная педагогика.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.

Начинать работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо с дошкольного учреждения.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

Не заменят край родимый. Никакие чудеса! Только здесь всё так любимо –. Реки, горы и леса. Здесь от отчего порога. Начинается страна. Стран других на карте много, Только Родина одна! О. Емельянова.

Исторические взгляды и современные подходы патриотического...

патриотическое воспитание, ребенок, дошкольный возраст, Родина, родной край, патриотическое воспитание дошкольников, патриотизм, VIII-XIX, РФ, чувство привязанности.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического...

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний...

Задать вопрос