Применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР, интерактивный УМК) при изучении информатики с целью индивидуализации процесса обучения
Автор: Варданян Наира Андраниковна
Рубрика: 1. Информатика и кибернетика
Опубликовано в
Дата публикации: 31.03.2014
Статья просмотрена: 833 раза
Библиографическое описание:
Варданян, Н. А. Применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР, интерактивный УМК) при изучении информатики с целью индивидуализации процесса обучения / Н. А. Варданян. — Текст : непосредственный // Технические науки: проблемы и перспективы : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 1-2. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/89/5436/ (дата обращения: 16.12.2024).
Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития учащихся, что способствует повышению познавательного интереса, развитию навыков самостоятельной работы, поиска, анализа объектов и явлений, находить источники информации, воспитывает ответственность при получении новых знаний и развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. Решать эти задачи мне помогают электронные образовательные ресурсы (ЭОР) и электронные УМК, который я умело использую в своей работе.
Информатика, пожалуй, единственный учебный предмет, который немыслимо представить без использования ЭОР.
На своих уроках я применяю ЭОР-ы в различных формах:
- сопровождение объяснения материала, созданной мною презентацией, использование при объяснении видеофрагментов, картин, рисунков, схем, других медиаобъектов;
- использование в интерактивных, инновационных методах обучения: создание учебных мини-проектов, рациональный поиск информации в сети Интернет, использование материалов ЭОРов для подтверждения выдвинутых учебных гипотез.
ЭОР применяю на различных этапах урока:
- на этапе актуализации знаний использую электронные тесты, в том числе собственных разработок;
- на этапе объяснения нового материала использую электронные учебники; мультимедийные презентации; учебные видеофильмы;
- на этапе закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков использую программы — тренажёры, кроссворды;
- на этапе контроля и оценки знаний, умений и навыков использую контрольный и тестовый режимы, которые ведут статистику по ходу их выполнения.
Важно, что «Электронные УМК» оставляют учебный текст как источник информации постоянно «открытым», ориентируя учащихся на поиск необходимой дополнительной информации и предоставляя им соответствующие «навигационные» возможности.
Для навигации по ресурсам УМК предусмотрена единая система ссылок как инструмент работы учащегося с УМК в информационно-образовательной среде:
- ссылка на учебные пособия,
- ссылка на практикум/ задания в рабочей тетради/ задачник,
- ссылка на электронное приложение к УМК,
- ссылка на ресурсы ФЦИОР и Единой коллекции ЦОР (www.fcior.edu.ru и www.school-collection.edu.ru)
- ссылка на практикум ГИА/ЕГЭ,
- ссылка на компьютерный практикум (компьютерная лаборатория/ цифровая лаборатория),
- ссылка на лабораторный эксперимент по предмету.
Ядром типового решения в учебнике является параграф. Ссылки становятся навигационными значками, едиными для всех учебников системы УМК данной ступени обучения.
Эффективность электронного УМК как интерактивной среды урока на АРМ учителя не вызывает сомнения. Технологичная интерактивная среда УМК позволяет мне организовать работу в классе с учётом возможности учащихся. Мы работаем и с учебниками, и с электронными ресурсами. Ученики не отрываются от традиционных средств обучения: книг, инструментов, лабораторного оборудования, ручки и тетради.
Эти средства работы в среде электронного учебника позволяют ученику обогащать его и настраивать на любой профиль обучения, сохраняя целостность материалов и учитывая их обновление и дополнение.
Фактически учащийся может формировать в нём из года в год своё профильное портфолио, работая с нужными ему ссылками, пособиями, встраивая в ресурс свои наработки, фиксируя свои достижения, взаимодействуя с группой в профиле обучения и с педагогами, имея доступ к среде с любого устройства, подключенного к сети Интернет. Такая модель интегрированных учебных материалов с обратной связью и средой портфолио пользователя является новым инструментом школы информационного века.
Я считаю, что ЭОРы открывают широкие возможности для индивидуального подхода в образовании. Каждый учащийся может выбирать наиболее «понятный» для него ЭОР и работать с ним в собственном темпе. У учащихся появляется возможность использовать другие материалы для подготовки к уроку и самоподготовки. Образовательный процесс с использованием ЭОРов изменяет школьника, повышает его мотивацию в изучении не только моего предмета, но остальных учебных предметов.
Литература:
1. Цветкова М. С., ЦОР к УМК как средство расширения его образовательных возможностей, Сборник трудов XVI конференции-выставки «Информационные технологии в образовании». Часть IV. — М.: «БИТ про», 2006
2. Цветкова М. С., Перспективные направления системного развития комплекса УМК по информатике и предметам естественнонаучного цикла. Сборник трудов XVIII конференции-выставки «Информационные технологии в образовании». Часть IV. — М.: «БИТ про», 2008
3. Цветкова М. С., Роль предмета Информатика и ИКТ в современном школьном образовании. Базисный аспект Сборник трудов XVIII конференции-выставки «Информационные технологии в образовании». Часть IV. — М.: «БИТ про», 2008
4. Цветкова М. С., Модели непрерывного информационного образования, (серия «Информатизация образования») М: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2009
5. Цветкова М. С., Информационная активность педагогов, (серия «Информатизация образования») М: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2010