Применение дистанционных образовательных технологий при изучении информатики с целью индивидуализации процесса обучения
Автор: Варданян Наира Андраниковна
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
III международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2013)
Статья просмотрена: 7044 раза
Библиографическое описание:
Варданян, Н. А. Применение дистанционных образовательных технологий при изучении информатики с целью индивидуализации процесса обучения / Н. А. Варданян. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 167-169. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/68/3540/ (дата обращения: 15.11.2024).
В настоящее время дистанционное обучение находит всё более широкое применение на различных уровнях образования. Это связано с тем, что дистанционное обучение как инновационный образовательный процесс с использованием информационно-компьютерных технологий помогает школьникам реализовывать собственные образовательные цели, направленные на развитие личности. При использовании дистанционной формы обучения значимыми становятся не только знания, но главное — умение их применять для решения конкретных жизненных проблем, способы приобретения знаний и их успешное использование в различных жизненных ситуациях, а также умение принимать ответственные аргументированные решения.
В моей педагогической деятельности поставила перед собой следующие цели и задачи: усилить личностную ориентацию обучения информатики, учесть индивидуальные особенности школьников, предоставить им выбор форм, темпов и уровня их общеобразовательной подготовки. Для этой цели с 2009 года я разработала и апробировала методическую систему «Применение дистанционных образовательных технологий при изучении информатики с целью индивидуализации процесса обучения».
Актуальность и инновационность обращения к проблемам индивидуализации дистанционного обучения (ДО) определяется современными требованиями к развивающемуся в ходе образования человеку, а также потребностью учащихся в творческой самореализации с помощью средств телекоммуникаций. Учитывая это, я провела педагогическое исследование, посвященное содержанию и организации индивидуальной деятельности учеников в дистанционном обучении.
Предмет исследования, поставленная цель, а также проведённый поисковый эксперимент, определили гипотезу, которая заключалась в следующем предположении:
если содержание индивидуальной деятельности учащихся в дистанционном обучении составят не только знания, но и опыт специально выделенной системы деятельностей, а организация обучения будет происходить при следующих педагогических условиях:
целеполагание, реализация индивидуальной деятельности учащихся и её рефлексия происходит в открытой образовательной среде;
реализуется опора педагога на самостоятельную работу обучающихся;
технология организации индивидуальной деятельности ученика включает этапы: подготовительный, организационно-проектный, самоопределения, программирования, реализации индивидуальной образовательной программы и рефлексивно-оценочный;
базовой характеристикой организации индивидуальной деятельности учащихся выступает интерактивное взаимодействие субъектов обучения с помощью технологий веб-форума, чата, электронной почты, интерактивного УМК
то реализация перечисленных педагогических условий приведёт к следующим результатам:
дистанционная индивидуальная деятельность ученика состоится и окажется измеряемой, что будет проявляться в степени достижения его личных учебных целей;
результативность (продуктивность) индивидуальной деятельности ученика в ходе дистанционного курса будет обнаружена с помощью оценки его образовательного продукта (уровни креативности, осознанности, личностной значимости, рефлексии);
в результате реализации «индивидуальной образовательной траектории» (ИОТ) произойдёт проявление и развитие совокупности следующих личностных качеств ученика: ценностно-смысловые (познание самого себя, своих способностей и возможностей; самоопределение в учебной теме; определение смыслов и перспектив её изучения; конкретизация личных целей в индивидуальной образовательной программе); познавательные и эвристические (умение ставить учебные цели, работать самостоятельно; планирование; умение рефлексировать; самооценка; способность действовать в нестандартных ситуациях, создавать образовательный продукт); информационные (навыки работы с компьютером; умение работать с электронной почтой; умение работать со средствами телекоммуникаций и Интернет; поиск необходимой информации; анализ и отбор информации; преобразование, сохранение и передача информации); коммуникативные (знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными в пространстве людьми; умение работать дистанционно с педагогом, с учащимися, в группе).
Перечисленные в гипотезе условия и результаты, конкретизированные на предметном уровне, составляют систему оценки результатов продвижения ученика в дистанционном обучении по «индивидуальной образовательной траектории».
Необходимыми условиями развития дистанционного обучения такого типа являются:
материально-техническая составляющая:
компьютерное оснащение учеников в школе,
компьютер дома,
доступ к сети Интернет,
раздел школьного сайта по сопровождению дистанционного обучения школьников,
электронные образовательные ресурсы,
Информационная или «электронная составляющая»:
Интранет — функционирующую на базе сервера локальную сеть, объединяющую все перечисленные выше школьные кабинеты и помещения.
Интернет, который является связующим звеном между администрацией школы, учителями, учениками в школе и внешними лицами и организациями, такими как управление образованием, методический центр, научные организации, а также ресурсы интернет.
Психологическая составляющая:
интенсивное взаимоотношение между учителем и учениками;
учащиеся школы целенаправленно используют информационные коммуникационные технологии в образовательном процессе;
происходит переход от философии «давать знания» к философии «учить добывать знания».
В процессе организации дистанционного обучения решались следующие задачи:
обучение учащихся информатике и компьютерным технологиям в нашей школе поддержаны тремя моделями. Очевидно, что все три модели присутствуют единовременно. Например, в физико-математическом классе приемлема первая модель, в гуманитарном классе — вторая и третья, в зависимости от выбора учащегося, а в старших классах, ориентированных на профили, где информатика и ИКТ не присутствуют — общекультурное и прикладное направление освоения отдельных разделов и тем предмета в старшей школе на основе сформированных основных навыков информационной деятельности в основной школе в приложении к профильной активности школьника остается востребованным и влечет использование прикладного направления изучения предмета
созданы условия для воспитания у учащихся информационной культуры, адекватной современному уровню развития информационных технологий;
предоставлены всем участникам образовательного процесса возможности обучения современным информационным технологиям;
обеспечены возможности как внутрирайонного, так и межрегионального и международного информационного обмена, доступа к мировым информационным ресурсам — файловым архивам, базам данных, вычислительным и Web-серверам, включая возможности мультимедиа с помощью Интернет-технологий;
созданы и опубликованы в электронном и печатном виде материалы методического и учебного характера, включая электронные учебники, системы проверки знаний, методические пособия и другие виды учебной информации;
организовано участие в Интернет — проектах, Интернет — олимпиадах;
активно используются интерактивный УМК на уроках информатики.
Чтобы достичь набольшей эффективности использую смешенную методику дистанционного обучения. То есть обучения организую как из элементов синхронной (on-line общение), так и из элементов асинхронной (off-line общение) методики обучения.
Структура дистанционного обучения:
Учитель;
Ученик;
Коммуникация.
Информационные технологии, как аппаратно-программные средства, базирующиеся на использовании вычислительной техники обеспечивают хранение и обработку образовательной информации, доставку ее обучаемому, интерактивное взаимодействие ученика с п или педагогическим программным средством, а также тестирование знаний ученика.
Насколько эффективным будет любой вид дистанционного обучения, зависит от четырех факторов:
эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого, несмотря на то, что они разделены расстоянием;
используемых при этом педагогических технологий;
эффективности разработанных методических материалов и способов их доставки;
эффективности обратной связи.
Технологии организации дистанционного обучения
В моей работе применяю следующие образовательные технологии, наиболее приспособленным для использования в дистанционном обучении:
видео-лекции;
мультимедиа-лекции и лабораторные практикумы;
электронные мультимедийные учебники;
компьютерные обучающие и тестирующие системы;
имитационные модели и компьютерные тренажеры;
консультации и тесты с использованием телекоммуникационных средств;
видеоконференции.
Основная роль, выполняемая телекоммуникационными технологиями в дистанционном обучении — обеспечение учебного диалога. Обучение без обратной связи, без постоянного диалога между преподавателем и обучаемым невозможно.
Являясь методистом сетевой метод. службы издательства БИНОМ «Лаборатория знаний», на уроках информатики использую электронный УМК (http://e-umk.lbz.ru/).
Важно, что «Электронные УМК» оставляют учебный текст как источник информации постоянно «открытым», ориентируя учеников на поиск необходимой дополнительной информации и предоставляя им соответствующие «навигационные» возможности.
Для навигации по ресурсам УМК предусмотрена единая система ссылок как инструмент работы учащегося с УМК в информационно-образовательной среде:
ссылка на учебные пособия,
ссылка на практикум/ задания в рабочей тетради/ задачник,
ссылка на электронное приложение к УМК,
ссылка на ресурсы ФСИОР и Единой коллекции ЦОР (www.fcior.edu.ru и www.school-collection.edu.ru)
ссылка на практикум ГИА/ЕГЭ,
ссылка на компьютерный практикум (компьютерная лаборатория/ цифровая лаборатория),
ссылка на лабораторный эксперимент по предмету.
Ядром типового решения в учебнике является параграф. Ссылки становятся навигационными значками, едиными для всех учебников системы УМК для ступени обучения.
Эффективность электронного УМК как интерактивной среды урока на АРМ учителя не вызывает сомнения. Технологичная интерактивная среда УМК позволяет мне организовать работу в классе с учетом возможности учеников. Мы работаем и с учебниками, и с электронными ресурсами. Ученики не отрываются от традиционных средств обучения: книг, инструментов, лабораторного оборудования, ручки и тетради.
Эти средства работы в среде электронного учебника позволяют ученику обогащать его и настраивать на любой профиль обучения, сохраняя целостность материалов и учитывая их обновление и дополнение.
Фактически ученик может формировать в нем из года в год свое профильное портфолио, работая с нужными ему ссылками, пособиями, встраивая в ресурс свои наработки, фиксируя свои достижения, взаимодействуя с группой в профиле обучения и с педагогами, имея доступ к среде с любого устройства, подключенного к Интернету. Такая модель интегрированных учебных материалов с обратной связью и средой портфолио пользователя является новым инструментом школы информационного века.
Литература:
Б. П. Сайков «Информатизация образования». «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2005.
Цветкова М. С., ЦОР к УМК как средство расширения его образовательных возможностей, Сборник трудов XVI конференции-выставки «Информационные технологии в образовании». Часть IV. — М.: «БИТ про», 2006
Цветкова М. С., Перспективные направления системного развития комплекса УМК по информатике и предметам естественнонаучного цикла. Сборник трудов XVIII конференции-выставки «Информационные технологии в образовании». Часть IV. — М.: «БИТ про», 2008
Цветкова М. С., Роль предмета Информатика и ИКТ в современном школьном образовании. Базисный аспект Сборник трудов XVIII конференции-выставки «Информационные технологии в образовании». Часть IV. — М.: «БИТ про», 2008
Цветкова М. С., Модели непрерывного информационного образования, (серия «Информатизация образования») М: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2009
Цветкова М. С., Информационная активность педагогов, (серия «Информатизация образования») М: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2010