Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Театральная студия как один из методов социализации детей с ОВЗ (из опыта работы)

24. Педагогика
Препринт статьи
21.12.2025
2
Поделиться
Аннотация
В статье автор делится опытом работы по организации деятельности театральной студии «Маска».
Библиографическое описание
Боровская, Е. Ю. Театральная студия как один из методов социализации детей с ОВЗ (из опыта работы) / Е. Ю. Боровская. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы CXIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2025 г.). — Казань : Молодой ученый, 2025. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/548/19234.


Мысль есть главная способность человека. Выражать ее — одна из главных его потребностей. Распространять ее — самая дорогая его свобода.

Пьер Буаст, французский философ

«В условиях современной педагогики, где инклюзивное образование и требования ФГОС к коммуникативным навыкам и социальной адаптации выходят на первый план, данная тема становится особенно актуальной. Статистика Минобрнауки показывает тревожную тенденцию: число детей с ОВЗ растет, и более 70 % из них нуждаются в специализированных методах коррекции и социализации. Решением этой задачи может стать театральная деятельность, которая эффективно развивает эмпатию, коммуникабельность и самостоятельность, способствуя тем самым успешной интеграции этих детей в общество».

Театральное объединение «Маска» в нашей школе представляет собой образовательную среду, охватывающую 50 учащихся в возрасте от 7 до 14 лет, среди которых значительную долю составляют дети с синдромом дефицита внимания, расстройствами аутистического спектра (РАС) и детским церебральным параличом (ДЦП). Моя профессиональная задача заключается в обеспечении условий для их полноценного личностного развития и самореализации.

Театральная деятельность выступает как эффективный педагогический инструмент для развития личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), способствуя их социализации, творческой самореализации и адаптации в социуме. Данный вид деятельности предоставляет уникальные возможности для раскрытия их потенциала в эмоциональной, интеллектуальной и социальной сферах.

Наша театральная студия «Маска» — это место, где юные таланты обретают возможность для самовыражения и творческого развития на сцене.

Моя главная задача — быть их проводником на этом пути.

Театральная деятельность — это не просто занятия, это мощный катализатор для социализации, творческого расцвета и успешной адаптации в обществе детей с особыми образовательными потребностями. Она предоставляет уникальные возможности для раскрытия их внутреннего мира и потенциала.

Ключевые аспекты влияния театра на развитие детей с ОВЗ:

  1. Строим мосты общения: Театр учит детей находить общий язык, работать в команде, смело выражать свои мысли и чувства, преодолевая любые барьеры.
  2. Мир эмоций и самопознания: Через игру дети учатся понимать и проживать различные эмоции, развивая эмпатию, обретая эмоциональную разгрузку и укрепляя веру в себя.
  3. Искра творчества: Театральные занятия пробуждают фантазию, учат нестандартно мыслить и находить оригинальные решения, развивая художественный вкус.
  4. Движение к здоровью: Сценическая пластика, ритмика и движения способствуют улучшению моторики, координации и общей физической формы.
  5. Развитие коммуникативных навыков и социальной адаптации: Через совместную работу над постановками дети учатся взаимодействовать, выражать себя, преодолевать трудности в общении и формировать чувство ответственности.
  6. Эмоциональное обогащение: Театр помогает детям выражать чувства, снижать тревожность, развивать эмпатию и повышать самооценку.
  7. Стимулирование творческого мышления: Занятия развивают воображение, креативность, гибкость мышления и художественный вкус.
  8. Физическое развитие: Ритмика, пластика и сценическое движение улучшают моторику, координацию и выносливость.
  9. Когнитивное развитие: Заучивание текстов и работа над ролями тренируют память, внимание и речь.
  10. Создание инклюзивной среды: Студия объединяет детей с разными возможностями, способствуя толерантности и взаимопониманию.
  11. Индивидуальный подход: Учитываются особенности каждого ребенка, создаются условия для его успеха и самореализации.
  12. Сотрудничество с родителями: Вовлечение родителей в творческий процесс.

Театр для этих детей — это не просто хобби, это путь к трансформации: от преодоления барьеров в общении к уверенному самовыражению, от сдержанности к эмоциональной свободе, от неуверенности к яркой самопрезентации. Мы развиваем их речь, память, внимание, физическую координацию и, самое главное, веру в себя.

В «Маске» каждый ребенок находит свое место, свою роль и свой голос, обретает возможность самовыражаться.

Чтобы дети с особыми образовательными потребностями (ОВЗ) могли уверенно и регулярно выступать на сцене, требуется комплексный подход, включающий:

Формирование основ сценической культуры: Необходимо привить детям базовые навыки поведения на сцене, понимание ее специфики и правил.

Создание позитивного отношения к публичным выступлениям: Важно помочь детям преодолеть страх и сформировать желание выходить на сцену, видя в этом возможность для самовыражения.

Поддержка в освоении техник психологической подготовки: Следует оказывать детям помощь в поиске и применении способов справиться с волнением и настроиться на выступление.

Участие в фестивалях и конкурсах должно стать естественной частью процесса развития театрализованной деятельности детей с ОВЗ. Это играет ключевую роль в их реабилитации. Здесь важен тонкий баланс: работа с особенными детьми требует бережного отношения к их здоровью, а также постепенного приучения к регулярным репетициям и самосовершенствованию.

Выход на сцену — это всегда испытание, и для многих детей с ОВЗ оно может стать препятствием для полного раскрытия их творческого потенциала. Поэтому фестивали и конкурсы могут оказывать двоякое влияние: они не всегда способствуют развитию внутренней мотивации и поддержанию интереса к выступлениям. Однако, напротив, позитивный опыт, полученный в ходе таких мероприятий, может стать стимулом для более активной жизненной позиции. Награды, такие как дипломы и грамоты, служат дополнительным мотиватором для дальнейшего участия.

Крайне важно внимательно наблюдать за состоянием ребенка после выступления. Признаки перевозбуждения, агрессии, или, наоборот, апатии, снижения аппетита, вялости — все это свидетельствует о психологическом перенапряжении, с которым ребенок не может справиться самостоятельно. Необходимо чутко реагировать на просьбы ребенка. После выступления всегда следует хвалить, отмечая все положительные моменты, где ребенок проявил себя наилучшим образом. Недочеты, которые неизбежны, стоит обсуждать позже, в деликатной форме. Такой подход позволит достичь наилучших результатов, но важно помнить, что эти результаты будут индивидуальны для каждого ребенка.

Систематическая и продолжительная работа с детьми с ОВЗ через театрализованные занятия (регулярная, методичная, без длительных перерывов) неизбежно принесет положительные плоды как для ребенка, так и для его родителей и педагогов. Поэтому стоит прислушаться к словам немецкого писателя Альбрехта Шеффера: «Лодка в гавани безопаснее, чем в море, но она не для этого строилась». Это подчеркивает важность выхода из зоны комфорта и стремления к развитию, даже если это сопряжено с определенными трудностями.

Литература:

1. Андрусяк Н. Ю., Безенкова Т. А. Анализ положительного опыта использования социально-культурных технологий в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья // Гуманитарно-педагогические исследования. 2018. № 1.

2. Белишина, А. А. Театрализованная деятельность детей с ОВЗ как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей / А. А. Белишина. —Текст:н епосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 332–334. — URL:https://moluch.ru/archive/183/47004/

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный