«Человечество победит раньше или позже слепоту, и глухоту, и слабоумие. Но гораздо раньше оно победит их в социальном и педагогическом плане, чем в плане медицинском и биологическом»
Л. С. Выготский
Одним из приоритетных направлений государственной политики в современном образовании признано формирование гармоничной и всесторонне развитой личности ребенка, параметрами которой считается образованность, воспитанность, духовная и нравственная зрелость, готовность к саморазвитию и самовыражению. К сожалению, достаточно большую часть общества составляют дети-инвалиды (в том числе с детским церебральным параличом). Поэтому не менее актуальной темой на данный момент является проблема реабилитации и социализации таких детей.
Современное информационное общество качественно изменяет организацию окружающей среды для людей с ограниченными возможностями здоровья, расширяя возможности их жизнедеятельности на основе современных технологий. Однако потребность таких детей в самореализации все более актуализируется, что заставляет взглянуть на процесс реабилитации не только как компенсирующе-развивающую систему медико-социального характера. Одним из главных условий реабилитационной работы становится преодоление устоявшихся в обществе стереотипов по отношению к детям с ДЦП, как о «лицах с ограниченными возможностями».
Социальная адаптация и интеграция детей с детским церебральным параличом ведется в разных направлениях, в том числе и через привлечение детей к различным видам творческой деятельности, таким как: музыка, изобразительная деятельность, ритмика, театр. Особую роль в социокультурной реабилитации детей с ДЦП и становлении их личности занимает театральное творчество. Детский театр оказывает существенное воспитательное и образовательное воздействие, способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, самовыражении и самопознании. Театрализованная деятельность имеет активное влияние на развитие эмоционально-волевой сферы таких детей и их неповторимой индивидуальности.
Занятия театрализованной деятельностью позволяют решать огромный ряд задач: развитие личности ребенка, оптимизация процесса развития речи, голоса, чувства ритма, движений, активизация познавательной деятельности.
Для детей с ДЦП характерен сниженный запас сведений об окружающем. Это обусловлено вынужденной изоляцией, ограничением контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения. Чаще всего такие дети имеют представления лишь о том, что было в их практике. Благодаря участию в театрализованных играх дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, узнают много новых слов, понятий и терминов.
Большое количество детей с ДЦП отличаются низкой познавательной активностью, что проявляется в отсутствии интереса к заданиям, плохой сосредоточенностью, медлительностью и пониженной переключаемостью психических процессов. Театрализованные игры и упражнения позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазий и воображения, учат замечать и оценивать свои промахи и ошибки людей.
Часто дети с ДЦП социально дезадаптированы, у них не сформированы навыки жизни в мире, обществе, преобладает «социальный инфантилизм». В процессе совместного творчества, организованном на занятии, дети учатся быть активными, креативными, самостоятельными и ответственными. В процессе создания художественных продуктов перед детьми расширяется пространство профессионального и жизненного пути.
Чувство отверженности, непонимания и отторжения общества — это проблемы, с которыми сталкиваются дети с ограниченными возможностями здоровья. Исследование терапевтического процесса выявило, что освобождение от болезненного состояния происходит тогда, когда человек чувствует себя принятым и понятым. Эмпатия и принятие дают возможность усилить и выявить свой уникальный потенциал. Движение в сочетании с осознанием открывают глубокие переживания, которые затем могут быть выражены с помощью цвета, линии, формы или словесных ассоциаций, а может быть даже невербальными способами общения: жестом, мимикой, пантомимикой. Как только человек осознает свои переживания, они становятся источником дальнейшего понимания себя и самореализации. С помощью художественного творчества дети учатся устанавливать позитивные отношения с другими, основанные на эмпатии, толерантности, доброжелательном сотрудничестве. Работа над спектаклем объединяет, дает понятие о чувстве партнерства, взаимовыручке, снимает скованность.
Уже с детского возраста важно сформировать у детей с ДЦП уверенность в себе, в свои силы, свои возможности и способности. Выступая на праздниках, принимая посильное участие в музыкальных постановках и театрализованных играх перед зрителями, дети учатся преодолевать тревожность, робость и страх. Коллективная театрализованная деятельность предоставляет детям равные возможности для участия в инсценировках и праздниках. При таком подходе даже самые робкие дети учатся справляться с волнением и страхом.
Для детей с церебральным параличом характерны расстройства эмоционально-волевой сферы. Исполнение разных ролей позволяет обогатить эмоциональный опыт детей. Дети испытывают и «пропускают» через себя разнообразные чувства героев: гнев, страх, радость, печаль, любовь и т. д.
Театральное творчество позволяет реализовать творческие возможности каждого ребенка. Независимо от выраженности нарушения двигательных способностей, для каждого ребенка находится посильная роль. Чередование функций исполнителя и зрителя помогает продемонстрировать свою позицию, свои умения, знания и фантазию, формируется адекватное отношение к себе и своему заболеванию.
Дети с церебральным параличом — «зажатые» ребята, плохо формулирующие свои мысли и вопросы, затрудняющиеся связно изложить подготовленный материал. Снять такое напряжение помогает многократное погружение в подобную обстановку, тогда она становится привычной. Впоследствии сцена становится привычным местом, где ребенок чувствует себя свободно, раскованно. Занятия театрализованной деятельностью ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений, помогает перешагнуть через «я стесняюсь», поверить в себя.
Таким образом, реабилитационную составляющую детской сценической деятельности трудно переоценить. В результате творческой театральной деятельности дети с ДЦП становятся раскрепощеннее, контактнее, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир; развивается позитивное самовосприятие, появляется уверенность в возможности индивидуальной личностной самореализации.
В целом, рассмотрев особенности театрального творчества как условия реабилитации и вхождения в социум ребенка-инвалида, можно прийти к заключению: даже фрагментарное использование различных элементов театрализованной деятельности помогает позитивно влиять не только на общее состояние ребенка, но и наметить пути выхода из состояния физического, психологического и эмоционального дискомфорта.
Литература:
- Андрющенко А. И. Театральная студия //Начальная школа, 2009. — № 12. — с.72–74.
- Калижнюк Э. С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. — М., 1990.
- Колчеев Ю. В., Колчеева Н. М. Театрализованные игры в школе. — М.: Школьная пресса, 2003. — 96 с.
- Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2001. — 220 с.
- Мещанова Л. Н. Социальная реабилитация ребенка с ограниченными возможностями в условиях интегративной театрально-хоровой деятельности / Л. Н. Мещанова, А. О. Шмидт // Наука. Искусство. Культура. — 2014. — № 4.