Художественная фотография как средство воспитания эстетической культуры у подростков в условиях дополнительного образования | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (23) июнь 2019 г.

Дата публикации: 03.06.2019

Статья просмотрена: 961 раз

Библиографическое описание:

Вискунова, А. А. Художественная фотография как средство воспитания эстетической культуры у подростков в условиях дополнительного образования / А. А. Вискунова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 3 (23). — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/127/4219/ (дата обращения: 16.12.2024).



Современное информационное общество существенным образом изменяет социокультурную среду человека. Ведущее место в ней сегодня занимают визуальные продукты «технической» массовой культуры: кинематограф, фотография, видеоарт. В частности, фотография составляет основную часть контента социальных сетей, выступая тем глобальным, свободным от вербальных ограничений, языком общения, который позволяет осуществлять коммуникацию в мировом масштабе [1]. Массовое увлечение подростков и молодежи селфи — лучшее тому доказательство. Однако современные средства изобразительной техники — не только способ коммуникации, но и значимый инструмент эстетического освоения мира, выступающий средством выражения личностного «Я» и обладающий мощным воздействием на других людей. С учетом этого значимое место в программах эстетического воспитания подростков должны занять современные виды визуального искусства, в частности, цифровая художественная фотография.

На основе диагностики, проведенной автором на базе нескольких общеобразовательных учреждений г.Перми (СОШ № 93, СОШ № 124 и Гимназии № 5), было установлено, что примерно 2/3 нынешних подростков 14–15 лет имеют средний или низкий уровень художественно-эстетических потребностей. Это обусловило проведение формирующего эксперимента, направленного на повышение уровня эстетической культуры подростков средствами современной художественной фотографии.

В ходе педагогического эксперимента была разработана и внедрена 20-часовая авторская программа дополнительного образования «Художественная фотография: от селфи — к искусству». Программа направлена на культурную адаптацию подростков, пробуждение и развитие эстетического восприятия, эстетического вкуса и художественных способностей средствами фотографии. Её отличительной чертой является выраженный акцент на эстетической составляющей художественной фотографии при доминанте эмоционально-чувственного восприятия.

Эффективность программы оценивалась мерой индивидуального и общего прогресса участников экспериментальной группы по основным параметральным характеристикам эстетической культуры (эстетическое восприятие, эстетическое сознание, эстетическая потребность) в контексте основных компонентов педагогического процесса.

Важной составляющей экспериментальной работы стала разработка методики оценки эстетического восприятия подростками произведений современного фотоискусства. На сегодня не существует методики, которая бы позволяла дать целостную, интегральную оценку уровня развития эстетической культуры личности. При этом все имеющиеся методики базируются на материале традиционных видов искусства (художественная литература, музыка, живопись) [2]. В предлагаемой нами методике в качестве стимульных диагностических материалов используются фотоработы признанных мастеров художественной фотографии, а также стоковые фотографии, заимствованные из Интернета.

В ходе диагностики подросткам демонстрировалось на большом экране три серии фотографий, каждая из которых включала фотографии одного жанра: «Фотопортрет», «Натюрморт», «Жанровая фотография». В каждой серии содержались как высокохудожественные работы, так и случайные фотографии рекламного или иного характера, не представляющие значительной художественной ценности. Подросткам предлагалось а) выбрать из трёх фотографий одну, которую, по их мнению, можно считать фотоискусством; б) дать ей название; в) объяснить причины своего выбора. Критерии оценивания приведены в таблице 1. Общий результат получается путем суммирования баллов по всем трем сериям.

Таблица 1

Критерии оценивания уровня эстетического восприятия

Задание

Проверяемый параметр

Оценка вбаллах

Задание 1. Выбор фотографии

Способность выделить предмет искусства

0–2

Задание 2. Название фотографии

Целостное восприятие художественного образа произведения, его общего замысла и настроения

0–2

Задание 3. Объяснение выбора

Развитость эстетических суждений и оценок,

в том числе:

- готовность к чувственно-эмоциональному, художественно-эстетическому восприятию произведения фотоискусства

0–2

- выделение средств художественной выразительности

0–2

- использование «языка» искусства

0–2

По результатам входной диагностики большинство подростков в экспериментальной группе имели средний и низкий уровень эстетического восприятия. Как правило, они способны выделить среди фотографий ту, которая имеет наибольшую художественно-эстетическую ценность, чувственно-эмоционально реагируют на её внешнюю и скрытую «красоту». Вместе с тем их эстетическое восприятие неустойчиво, а эстетический вкус до конца не сформирован, так как в разных сериях один и тот же подросток выбирал разные по качеству художественно-эстетического исполнения фотографии. Кроме того, большинство подростков имеет ограниченное представление о средствах художественной выразительности, создающих эстетику фотографии, слабо владеет «языком» искусства. Среди всех выразительных средств фотоискусство подростки видят лишь цвет («фотография черно-белая», «теплые, нежные тона» и т. п.), и совсем не замечают других художественных средств, таких как композиция или свет, который составляет сущность фотографического искусства («светопись»).

Дальнейшая работа с экспериментальной группой в соответствии с программой была нацелена на расширение кругозора подростков в сфере фотоискусства за счет знакомства с лучшими образцами современной художественной фотографии, обсуждение средств, благодаря которым создается внешняя и внутренняя эстетика фотографии, попытка овладения этими средствами на практике.

Сравнительные результаты входной и итоговой диагностики по разработанной нами методике показали значительный прогресс в развитии эстетического восприятия произведений современного фотоискусства у подростков экспериментальной группы. К концу освоения программы на низком уровне остались только 8 % от всех обучающихся, остальные поднялись на средний уровень; все подростки со среднего уровня перешли на высокий уровень. В целом эффект образовательной программы прослеживается у 91,6 % испытуемых. Учащиеся значительно обогатили свои знания о выразительной стороне фотографии и «языке» фотоискусства, вследствие чего их эстетические суждения стали более точными и развернутыми. Положительные сдвиги можно наблюдать и в плане развития мотивационно-деятельностного компонента воспитания. Его показателями можно считать увеличение степени интереса, проявляемого учащимися к курсу, улучшение качества собственных фотографий учащихся.

Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы позволяют сделать вывод о достаточной эффективности включения в программы эстетического воспитания подростков материалов по художественной фотографии.

Литература:

  1. Ворохоб Ю. А. Формирование перцептивной культуры студентов вуза средствами визуального искусства. — Автореф. дис.... канд. пед. наук. — Москва, 2014.
  2. Диагностики эстетического восприятия учащихся — Портал поддержки одаренных детей ЮРЦРО. https://talant-portal.sfedu.ru/content/diagnostiki-esteticheskogo-vospriyatiya-uchashchihsya
Основные термины (генерируются автоматически): эстетическое восприятие, экспериментальная группа, фотография, художественная фотография, большинство подростков, подросток, современная художественная фотография, современное фотоискусство, художественная выразительность, эстетический вкус.

Похожие статьи

Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Художественная литература как средство нравственного воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности

Краеведение как средство воспитания толерантной личности на уроках английского языка

Художественная литература как психологическое условие развития межличностных отношений в дошкольном возрасте

Пластилинография как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Робототехника как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Интерактивные игры как средство познания финансовой грамотности детьми старшего дошкольного возраста

Кукольный театр как эффективное средство развития эмоционально-нравственной сферы детей дошкольного возраста

Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей

Похожие статьи

Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Художественная литература как средство нравственного воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности

Краеведение как средство воспитания толерантной личности на уроках английского языка

Художественная литература как психологическое условие развития межличностных отношений в дошкольном возрасте

Пластилинография как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Робототехника как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Интерактивные игры как средство познания финансовой грамотности детьми старшего дошкольного возраста

Кукольный театр как эффективное средство развития эмоционально-нравственной сферы детей дошкольного возраста

Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей

Задать вопрос