Театральная деятельность как форма успешной социализации детей с ОВЗ в детском любительском театральном коллективе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (523) июнь 2024 г.

Дата публикации: 13.06.2024

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Пономарёва, С. В. Театральная деятельность как форма успешной социализации детей с ОВЗ в детском любительском театральном коллективе / С. В. Пономарёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 24 (523). — С. 185-188. — URL: https://moluch.ru/archive/523/115568/ (дата обращения: 22.12.2024).



В данной статье рассматривается вопрос успешной социализации дошкольников и обучающихся с ОВЗ с 1 по 6 классов в детском любительском театральном коллективе «Театр и мы» МАУ ДО «Дом детского творчества» Ивнянского района Белгородской области через театральную деятельность. Автор освещает благотворное влияние театра на развитие у детей интереса к здоровому образу жизни, к занятиям творческой деятельностью, к активному общению в кругу семьи, друзей, товарищей. Автором разработан и применен комплекс театрализованных мероприятий, направленный на нравственно-патриотическое воспитание детей в детском театральном коллективе «Театр и мы».

Ключевые слова: театр, театральная деятельность, культура речи и поведения, социализация, адаптация, творческие способности, потенциал ребёнка, сопереживание, здоровый образ жизни, воспитание патриотизма, упражнение, тренинг.

This article examines the issue of successful socialization of preschoolers and students with disabilities from grades 1 to 6 in the children's amateur theater group «Theater and We» of the MAU DO «House of Children's Creativity» of the Ivnyansky district of the Belgorod region through theatrical activities. The author highlights the beneficial effect of theater on the development of children's interest in a healthy lifestyle, creative activities, and active communication with family, friends, and comrades. The author has developed and applied a set of theatrical events aimed at the moral and patriotic education of children in the children's theater group «Theater and we».

Keywords: theater, theatrical activity, culture of speech and behavior, socialization, adaptation, creativity, child's potential, empathy, healthy lifestyle, education of patriotism, exercise, training.

Одной из актуальных проблем современного мира становится социальное развитие подрастающего поколения. И родители, и педагоги (социологи, психологи, воспитатели, учителя школ) обеспокоены вопросом успешной социализации детей с ОВЗ. Каждый родитель желает, чтобы его ребенок вошел в этот мир уверенно, стал счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от его личных внутренних и внешних качеств, поведения, общения с окружающим миром. Успешная социализация детей возможна только лишь в том случае, если ребенок с раннего детства правильно адаптируется в мире, то есть его поведение соответствует общественно-приемлемым нормам.

По мнению учёных, социализация личности зависит от вида деятельности ребёнка, его участия в социальном труде, от досуга, личных интересов, от того, какое влияние на расширение его кругозора, внутренний микроклимат оказывает окружающая среда, как заботятся общество и государство о достойном росте будущего поколения. При этом обязательно следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребёнка в процессе обучения. В зоне внимания взрослых в первую очередь должен быть вопрос о том, насколько ребёнок самостоятельно и уверенно может решать свои проблемы в семье, школе, на улице, в кругу друзей, товарищей, незнакомых людей.

Социологи С. А. Амбалова, А. К. Быков, В. П. Борисенков и О. В. Гукаленко, занимающиеся вопросом социализации и адаптации несовершеннолетних к взрослому миру, утверждают, что социализация — это долговременный процесс формирования и развития личности, который происходит под влиянием воспитательной и учебной деятельности, где значительная роль отводится педагогам, чьи знания, опыт и умения помогают ребенку обрести свой уникальный стиль жизни с максимальной реализацией своего индивидуального потенциала [1;5;6].

В вопросе социальной адаптации дошкольников и младших школьников к жизни в социуме детский любительский театральный коллектив «Театр и мы» МАУ ДО «Дом детского творчества» Ивнянского района Белгородской области является фундаментальным подспорьем всем семьям Белгородской области, в которых проблема социализации детей с ОШ обозначена остро. Театрализованная деятельность в театральном коллективе, на наш взгляд — это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности. В любом театральном коллективе педагогами созданы условия для социального, нравственно-эстетического, физического самоопределения каждого ребёнка, для творческой самореализации детской личности путём вовлечения малышей и школьников в спортивные соревнования, мероприятия по здоровьесбережению, музыкальные праздники, литературные игры, интеллектуальные лабиринты. Но одним из значимых факторов гармоничного развития ребёнка является театрализованная деятельность. Доктор педагогических наук Б. М. Теплов отмечал, что театрализованные постановки играют большую роль в жизни ребёнка, ведь «театр — это волшебный мир, и он даёт уроки красоты, морали, нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей», тем быстрее и «без углов» происходит их социализация. Театрализация обогащает эмоциональную сферу ребёнка, развивает его фантазию и творческие способности [3]. Любая театральная постановка позволяет углубить и укрепить детское мировоззрение о себе и окружающей среде. По мнению советского психолога Л. С. Выготского, театральные постановки или драматизации, наряду со словесным творчеством, представляют собой самый частый и распространенный вид детского творчества. Ученый указывал на ценность детского театрального творчества, отмечая стимулирование творческого воображения, близость импровизационных форм педагогической работы детской деятельности, участие вспомогательных видов творчества [2].

Специалистами детского театрального творчества (И. А. Генералов, А. А. Похмельных, Э. Г. Чурилова) разработаны методики занятий театральной деятельностью с дошкольниками и младшими школьниками, которые мною взяты за основу в работе с детьми [3; 7]. Эти методические рекомендации направленны на формирование художественно-творческих способностей детей. Занимаясь с детьми театром, педагоги ставят перед собой цель сделать жизнь своих воспитанников содержательной и интересной, наполнить её яркими впечатлениями, радостью совместного творчества, полезными делами. Руководители коллективов стремятся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли бы использовать в повседневной жизни: в общении с друзьями, в семейном кругу, в быту. Наряду с обучающими, развивающими, воспитательными задачами они не забывают и о здоровьесбережении. Детей также нужно научить следить за своим дыхательным аппаратом, помочь им укрепить лёгкие, выработать у них специальные навыки и умения по снятию нервного напряжения на тренинговых занятиях по сценической речи. Ими используются всевозможные упражнения и тренинги, чтобы раскрепостить детей перед работой на сцене, убрать зажатость и робость, победить страх перед зрителями. В работе с детьми с ОВЗ нами используются индивидуальная, парная и групповая формы организации занятий, которые раскрывают суть высказывания Вольтера о воздействии театра на личность: «Театр является отличным средством воспитания души».

Мир театра загадочен и удивителен. Понять этот волшебный край может только тот, кто умеет слышать и слушать, видеть в обычных вещах необычное, кто любит мечтать и фантазировать, кто стремится к познанию и хочет трудиться.

Уже четыре года посредством театральной деятельности мы активно приобщаем детей с ОВЗ к народным истокам и воспитываем в них чувство гордости за свой великий народ, за «прекрасный, могучий и поистине волшебный русский язык». Воспитание души идёт через привитие любви к Родине, Отечеству, «малому окоему детства». Наши воспитанники растут патриотами, с удовольствием участвуют в постановках о войне, рассказывают о своих прадедах ветеранах. Дети с помощью педагогов рисуют афиши, изготавливают костюмы, атрибуты и декорации к сказкам, учат роли. Юные артисты творческого объединения «Театр и мы» показали своим друзьям и зрителям МАУ ДО «Дом детского творчества» Ивнянского района Белгородской области тематические утренники «Очей очарованье», «В гости к Деду Морозу», «Защитники Отечества», «Мамин День», «Победа!», музыкальные праздники «Музыка нас связала», «Крылатое детство», литературные композиции по произведениям А. А. Лиханова «Теплый дождь», «Звезды в сентябре», на которых присутствовал сам автор — Капитан Страны Детства — председатель Российского детского фонда. Но наиболее любимыми постановками оказались русские народные сказки «Репка», «Теремок», «Каша из топора». Актёры почерпнули из фольклора мудрость, готовность стоять за правду, отстаивать справедливость, жить в согласии и мире, дружно трудиться, ведь труд — основа всего ценного, что есть в человеке. Современная пьеса-сказка М. Бартенева «Считаю до пяти» тоже пришлась юным талантам по душе. С данной театральной постановкой мы участвовали в областном фестивале библиотечных театральных студий «Театр книги» в июле 2019 года, за что были отмечены дипломами регионального значения. В постановке участвовали подростки 10–14 лет. Режиссёром-постановщиком выступила СВ. Пономарева.

Основным условием набора в театральный коллектив является желание самого ребёнка, его мотивация по А. С. Макаренко направлена на «перспективу завтрашней радости» — стать успешным, быть полезным! Дети, приобретая навыки в процессе актерских тренингов и сценического опыта, значительно отличаются от большинства своих сверстников умением говорить, держаться на публике, вести себя согласно законам этики, выходить из конфликтной ситуации, логически мыслить и рассуждать, отличать добро от зла. Театральная деятельность учит работать в коллективе, объединяться ради идеи спектакля, уметь управлять своей волей, видеть и слышать другого, понимать природу поступка и поведения, управлять своими эмоциями и главное понять себя и оценить свои возможности. Театрализация, по нашему мнению, настраивает каждого ребёнка на ситуацию успеха и, следовательно, ведёт к успешной социализации [4].

Опыт работы в детском любительском театральном коллективе показывает огромные возможности театральной деятельности в воспитании детей с ОВЗ и их адаптации к жизни в современном обществе. Все дети, появляющиеся в театральном коллективе, испытывают неуверенность в себе. Чтобы научить ребенка правильно говорить, свободно держаться на сцене, раскрыть его индивидуальные и творческие способности, приходится тратить много усилий и времени. Для снятия психологических зажимов подбирается специальный материал.

Театрализация способствует самореализации личности ребенка и педагога. Постановки помогают укрепить взаимоотношения в коллективе, ускоряют развитие эмпатии и положительных качеств, усиливают ощущение собственной личностной ценности, повышают художественную и социальную компетентность. Замечено, что занятия в театральном коллективе позволяют успешно преодолевать внутреннюю тревогу, раздражительность, страх, заниженную самооценку, трудности в общении, помогают уладить конфликты в семье и преодолеть страх перед освоением новой сферы деятельности.

Театральная деятельность позволяет разыграть любые психотравмирующие ситуации: непонимание близких, их холодность или излишнюю опеку, предательство, горе, утрату доверия к миру, а также помогает понять свой внутренний мир, осознать собственный потенциал и оценить возможность перемен. Атмосфера театра действует на зрителей и актеров исцеляюще, как «бальзам на рану». Наблюдения открыли нам огромные возможности театральных постановок в воспитании и формировании личности детей с ОВЗ, а опыт показал необходимость театра для детей с ОВЗ.

Театрализованная деятельность оказывает глубокое воздействие и на образовательный процесс: углубляет и расширяет знания учащихся по основным предметам; стимулирует учебно-исследовательскую активность школьников; повышает мотивацию к обучению по нелюбимым предметам. Занятия театром оказывают существенное воспитательное воздействие на детей: они способствуют возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формируют у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышают его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость детей во внеурочное время содействует укреплению самодисциплины, развитию у них самоорганизованности и самоконтроля. Театрализация позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, полезного отдыха и досуга, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды, Массовое участие детей в работе любительского театрального коллектива способствует его сплочению, укреплению традиций, благоприятного социально-психологического климата.

Таким образом, театрализованная деятельность способна решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни нашего общества, на подготовку будущего профессионального самоопределения наших детей. Таким образом, благодаря участию в работе любительского театрального коллектива ребёнок приобретает опыт совместных переживаний, изменяется характер его поведения, укрепляются детско-взрослые отношения. Театр дарит ребёнку мир прекрасного, обогащает его жизнь добрыми впечатлениями, способствует активной социализации.

Литература:

  1. Акулова, О. В. Образовательная область «Социализация. Игра» / О. В. Акулова, О. В. Солнцева. — Москва: Детство-Пресс, 2013. — 176 с.
  2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. — СПб: Перспектива, 2020. — 125 с.
  3. Генералова, И. А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д. И. Фельдштейна). –Москва: Баласс, 2008.
  4. Кондаков, А.М., Данилюк, А. Я. Воспитание и социализация младших школьников // Педагогика. — 2009. — № 5. — С. 7–27.
  5. Реан, А. А. Психология личности: Социализация, поведение, общение / А. А. Реан. — СПб: Прайм-Еврознак, 2004. — 407 с.
  6. Розум, С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека / С. И. Розум. — Санкт-Петербург: Речь, 2006. — 364 с.
  7. Чурилова, Э. Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников / Э. Г. Чурилова. — Москва: ВЛАДОС, 2001. — 159 с.
Основные термины (генерируются автоматически): театральная деятельность, ребенок, театральный коллектив, театрализованная деятельность, Белгородская область, детский любительский театральный коллектив, детское творчество, здоровый образ жизни, окружающая среда, Ивнянский район.


Ключевые слова

тренинг, театр, адаптация, социализация, здоровый образ жизни, упражнение, творческие способности, сопереживание, театральная деятельность, культура речи и поведения, потенциал ребёнка, воспитание патриотизма

Похожие статьи

Театрализованный квест как основа творческого взаимодействия взрослого и ребенка

Статья посвящена инновационному подходу в работе воспитателя в детском саду — театрализованному квесту, который объединяет элементы игры, театра и обучения. Этот метод способен не только развить творческое мышление и коммуникационные навыки детей, но...

Инновационная модель театрализованной деятельности: музыкально-театрализованные квесты и сказки на основе творческого взаимодействия педагогов с детьми

Данная статья рассматривает использование инновационной модели театрализованной деятельности в образовании для стимулирования интереса детей к обучению и развитию их креативности и творческого мышления. В статье обозначены преимущества использования ...

Развитие творческого потенциала дошкольников путем интеграции музыки и театра

Статья рассматривает значимость развития творческого потенциала у детей, особенно на раннем этапе жизни. Указывается на важность стимулирования творческой активности ребенка и индивидуального подхода к развитию его творческого потенциала. Один из эфф...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ

В статье рассматривается нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения, через внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий (проектная технология). Автором отмечаетс...

Театрализованная игра как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена вопросам развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством применения театрализованной деятельности. В ФГОС дошкольного образования достаточно большое внимание уделяется социально-коммуникативному развитию ...

Формирование гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО

Статья акцентирует внимание на интеграции различных образовательных областей с целью создания развивающей среды, в которой дети могут ознакомиться с культурой и традициями своей страны через личный опыт и непосредственное окружение. Рассматриваются м...

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста

Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Речевое развитие по ФГОС ДО — это ...

Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

В статье рассмотрены возможности театрализованной деятельности в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Раскрываются содержание и формы театрализованной деятельности, приводится информация о том, какие качества личности она развивает у д...

Использование приёмов театральной педагогики на уроках литературного чтения

Статья посвящена актуальным на сегодняшний день проблемам: школьники не хотят читать, у детей плохо развито внимание, мышление, память, самостоятельность, не развита речь, дети равнодушны к изучаемому материалу. В данной статье рассказывается о испол...

Использование театрализованной деятельности как средства развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста (на примере программы внеурочной деятельности «Театрариум» для обучающихся первого класса)

В статье рассмотрены вопросы, связанные с использованием театрализованной деятельности как средства развития коммуникативных навыков младших школьников во внеурочной деятельности (на примере программы внеурочной деятельности «Театрариум» для обучающи...

Похожие статьи

Театрализованный квест как основа творческого взаимодействия взрослого и ребенка

Статья посвящена инновационному подходу в работе воспитателя в детском саду — театрализованному квесту, который объединяет элементы игры, театра и обучения. Этот метод способен не только развить творческое мышление и коммуникационные навыки детей, но...

Инновационная модель театрализованной деятельности: музыкально-театрализованные квесты и сказки на основе творческого взаимодействия педагогов с детьми

Данная статья рассматривает использование инновационной модели театрализованной деятельности в образовании для стимулирования интереса детей к обучению и развитию их креативности и творческого мышления. В статье обозначены преимущества использования ...

Развитие творческого потенциала дошкольников путем интеграции музыки и театра

Статья рассматривает значимость развития творческого потенциала у детей, особенно на раннем этапе жизни. Указывается на важность стимулирования творческой активности ребенка и индивидуального подхода к развитию его творческого потенциала. Один из эфф...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ

В статье рассматривается нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения, через внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий (проектная технология). Автором отмечаетс...

Театрализованная игра как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена вопросам развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством применения театрализованной деятельности. В ФГОС дошкольного образования достаточно большое внимание уделяется социально-коммуникативному развитию ...

Формирование гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО

Статья акцентирует внимание на интеграции различных образовательных областей с целью создания развивающей среды, в которой дети могут ознакомиться с культурой и традициями своей страны через личный опыт и непосредственное окружение. Рассматриваются м...

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста

Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Речевое развитие по ФГОС ДО — это ...

Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

В статье рассмотрены возможности театрализованной деятельности в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Раскрываются содержание и формы театрализованной деятельности, приводится информация о том, какие качества личности она развивает у д...

Использование приёмов театральной педагогики на уроках литературного чтения

Статья посвящена актуальным на сегодняшний день проблемам: школьники не хотят читать, у детей плохо развито внимание, мышление, память, самостоятельность, не развита речь, дети равнодушны к изучаемому материалу. В данной статье рассказывается о испол...

Использование театрализованной деятельности как средства развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста (на примере программы внеурочной деятельности «Театрариум» для обучающихся первого класса)

В статье рассмотрены вопросы, связанные с использованием театрализованной деятельности как средства развития коммуникативных навыков младших школьников во внеурочной деятельности (на примере программы внеурочной деятельности «Театрариум» для обучающи...

Задать вопрос