Театрализованная деятельность как средство социализации и коммуникации детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

Дата публикации: 24.03.2017

Статья просмотрена: 1966 раз

Библиографическое описание:

Терешкина, С. В. Театрализованная деятельность как средство социализации и коммуникации детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития (из опыта работы) / С. В. Терешкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 554-556. — URL: https://moluch.ru/archive/146/41042/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье освещается театрализованная деятельность, как средство социализации и коммуникации детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития.

Ключевые слова: театр, театрализованная деятельность, социализация, дети

Социализация детей с различными тяжёлыми множественными нарушениями развития является основной задачей всей системы коррекционной помощи. Социальная интеграция понимается как конечная цель специального обучения.

Дети с тяжёлыми множественными нарушениями развития в основном, эти дети пассивны в принятии предлагаемого задания, инструкцию не понимают, не удерживают внимание при выполнении заданий; у них не сформированы регуляторные механизмы. Они не понимают простейшие ситуации, с большим трудом формируется опыт. Они не ориентируются в окружающем. Эмоции детей примитивны. Безусловно, все занятия строятся с учетом особенностей структуры дефекта каждого ребенка. Но дети, имеющие тяжелые и множественные нарушения развития, часто не могут выдержать, даже в рамках одного занятия (в силу основного диагноза и сочетанных нарушений). Поэтому необходимо применять такие технологии, как: динамическая пауза, релаксация, пальчиковая гимнастика, корригирующая гимнастика, игра терапия, массаж, арт терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастика, технология воздействия цветом, а также используем различные формы организации занятий: комплексные занятия разных специалистов, межгрупповые развлекательные и досуговые мероприятия, тематические ландшафтные экскурсии, игры на свежем воздухе, спортивно- досуговые мероприятия, театрализованные репризы.

Изучая научную литературу по выше обозначенной тематике, я пришла к выводу о том, что театрализация является наиболее эффективным средством для социальной адаптации детей с множественными нарушенными возможностями, а также в развитии у них коммуникативных навыков.

Театрализация — это использование средств театра в процессе образования и социализации. В нашем случае театрализованная игра, элементы театрализации являются гармоничным сочетанием театрального искусства (условность атрибутов, особенности произношения реплик) с интерпретацией художественного произведения (повествовательность, сюжет, образы-характеры, конфликт, автор), а также с процессом социализации детей с различными образовательными потребностями (коллективность, коммуникативность, индивидуальность, распределение ролей, необходимость педагогического руководства).

Театрализация, на мой взгляд, привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений.

Чрезвычайно важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам. Театрализованные игры также позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей с различными образовательными возможностями всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.

Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности. Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку с особыми образовательными потребностями решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Совместная театрально-игровая деятельность — уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: и ребенок и педагог. Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное — спецификой детской театрализованной деятельности.

Работа направлена, прежде всего, на развитие и социализацию детей с тяжелыми и множественными нарушениями и перед нами задача: компенсировать имеющиеся отклонения в развитии на основе формирования системы практических навыков и умений, обеспечивающих ориентировку в окружающем мире. Поэтому сначала формируем представление ребенка о самом себе, затем учимся ориентироваться в ближайшем окружающем пространстве. Безусловно, обогащаем опыт взаимодействия с взрослым. Темы, подобранные нами для занятий соответствуют возможностям и опыту детей. Каждую тему мы прорабатываем в различных ситуациях: на занятии, в режимных моментах, досугах, в быту, и на улице. Ребенку легче воспринимать и усваивать необходимый объем информации, переключаясь с одного вида деятельности на другой, поэтому мы берем задания из разных областей (сенсорное развитие, развитие моторных навыков, окружающий мир, предметно-практическая деятельность). Формирование представления о себе: показываем отражение в зеркале, обязательно комментируя. Показываем части тела ребенка, куклы, педагога, дотрагиваясь до них и проговаривая разные стихи — потешки, формируем умение откликаться на свое имя (поворачивать голову, жестами, мимикой, показывать на себя рукой, для некоторых глазками). Формируем интерес к взрослому посредством игр (ладушки, ку-ку, кто спрятался, идет коза рогатая). Работа с данной категорией детей требует постоянного педагогического поиска, гибкости, самосовершенствования, профессионального обучения, а самое главное в нашей работе — терпение и любовь.

Спектакль — это один из элементов арт — терапии, поскольку занятия театрализованной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента, обеспечивает становление знаково- символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоциональных состояний, а также способствуют развитию многих компонентов личности. Работу по постановке спектакля, начинаю всегда с выбора произведения. Сюжет произведения должен быть доступен и понятен детям, с большим количеством героев, чтобы задействовать в спектакле максимальное количество детей. Выбрав произведение, чаще всего это сказка, начинаем работу, которая идет в несколько этапов. Первый этап — это знакомство с новым произведением или оживление в памяти знакомого детям сюжета. Читаем сказку, просматриваем художественные и мультипликационные фильмы по мотивам произведения, обсуждаем характеры персонажей. Второй этап — распределение ролей, разучивание текста роли, индивидуальная работа с ребенком над образом, во время которой, обговариваем, отрабатываем характерные персонажу мимику, жесты, движения. Дети, которые имеют трудности с запоминанием текста, получают роль где минимум текста (реплики) либо роль в движении. Третий этап — это сами репетиции, которые сначала проходят небольшими частями, объединяя 2–3 персонажа, где продолжаем разучивать текст роли. И только после этого происходят объединенные репетиции спектакля.

C:\Users\Алеся\Desktop\IMG_8704.JPG

Рис. 1. Спектакль «Репка»

C:\Users\Алеся\Desktop\IMG_8947.JPG

Рис. 2. Театрализованное представление «Приключение Буратино»

Таким образом, театрализация должна являться такой деятельностью, в которой подчинение необходимости выступает не как навязанное извне, а как отвечающее собственной инициативе «особого» ребенка, как желанное. Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности — жизни.

Литература:

  1. Маллер . Р. Социализация с выраженной недостаточностью Москва, , 2008г;
  2. Маленькие ступеньки. 3,6,8. Программа ранней помощи с в развитии Маккуэри, Сидней.1989
  3. ребенка в и развитие на игровом КРУГ/ Зарубина .Г., Константинова .С., Бондарь .А., Попова .Г. — М.: , 2009. — 56 с. — (Лечебная : методические разработки).
  4. Т.А., Н.А. помочь малышу сложным нарушением : пособие для . — М.: Просвещение, 2008. — 111 .
  5. Воспитание и детей и с тяжелыми множественными нарушениями . /Комарова С.., Бгажнокова И.., Ульянцева М.. — Владос, 2013, -239с.
  6. Жигорева .В. Дети комплексными нарушениями развитии: педагогическая : учеб.пособие студ. высш. . заведений. — М.: центр «Академия», 2006. — 240 .
  7. Развитие ощущений восприятия у от младенчества младшего школьного : игры, упражнения, / Н.В. .- Ростов н/.: Феникс, 2007. — 319 с.
Основные термины (генерируются автоматически): множественное нарушение развития, ребенок, театрализованная деятельность, занятие, игра, окружающий мир, работа, распределение ролей, социализация детей, театрализованная игра.


Похожие статьи

Театрализованная игра как средство социализации детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

В данной статье говорится о использовании театрализованной игры на занятиях по социализации детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлено определение понятия театрализованной игры и результаты исследования формирования коммуникативных навыков детей посредством театрально-игровой деятельности.

Театрализованная деятельность как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Данная статья посвящена социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ через театрализованную деятельность. В статье рассматривается возможность применения театрализованной деятельности в работе педагогов с целью осуществления...

Театрализованная деятельность с детьми дошкольного возраста

В статье автор представляет опыт работы развития коммуникативных навыков через театрализованную деятельность у детей старшего дошкольного возраста.

Театрализованные игры как средство социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена вопросам социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр. Автор предлагает использовать театрализованные игры в качестве средства социально-коммуникативного развития.

Театрализованно-игровая деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника

В статье говорится о влиянии театрализованной деятельности на развитие детей, об использовании театрализованной игры в формировании эмоциональной сферы ребенка – дошкольника.

Музыкальная деятельность как средство речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи в системе дошкольного, школьного и профессионального образования в условиях инклюзии

В статье рассмотрены подходы и технологии музыкально-речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи в системе дошкольного, школьного и профессионального образования.

Театрализованная деятельность как средство формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста

В статье представлены результаты исследования уровня сформированности нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Значение театрализованной деятельности в развитии коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье автор пытается показать возможности театрализованной деятельности для развития коммуникативных навыков у младших школьников с задержкой психического развития.

Роль театрализованной деятельности в развитии детей с ДЦП

В статье рассматривается классификация ДЦП, степени нарушений. Понятие дополнительного образования. Одно из направлений дополнительного образования, которым является театральная деятельность. Рассматриваются виды помощи детям с ДЦП при постановке теа...

Похожие статьи

Театрализованная игра как средство социализации детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

В данной статье говорится о использовании театрализованной игры на занятиях по социализации детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлено определение понятия театрализованной игры и результаты исследования формирования коммуникативных навыков детей посредством театрально-игровой деятельности.

Театрализованная деятельность как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Данная статья посвящена социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ через театрализованную деятельность. В статье рассматривается возможность применения театрализованной деятельности в работе педагогов с целью осуществления...

Театрализованная деятельность с детьми дошкольного возраста

В статье автор представляет опыт работы развития коммуникативных навыков через театрализованную деятельность у детей старшего дошкольного возраста.

Театрализованные игры как средство социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена вопросам социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр. Автор предлагает использовать театрализованные игры в качестве средства социально-коммуникативного развития.

Театрализованно-игровая деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника

В статье говорится о влиянии театрализованной деятельности на развитие детей, об использовании театрализованной игры в формировании эмоциональной сферы ребенка – дошкольника.

Музыкальная деятельность как средство речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи в системе дошкольного, школьного и профессионального образования в условиях инклюзии

В статье рассмотрены подходы и технологии музыкально-речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи в системе дошкольного, школьного и профессионального образования.

Театрализованная деятельность как средство формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста

В статье представлены результаты исследования уровня сформированности нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Значение театрализованной деятельности в развитии коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье автор пытается показать возможности театрализованной деятельности для развития коммуникативных навыков у младших школьников с задержкой психического развития.

Роль театрализованной деятельности в развитии детей с ДЦП

В статье рассматривается классификация ДЦП, степени нарушений. Понятие дополнительного образования. Одно из направлений дополнительного образования, которым является театральная деятельность. Рассматриваются виды помощи детям с ДЦП при постановке теа...

Задать вопрос