Театрализованная игра как средство социализации детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №36 (378) сентябрь 2021 г.

Дата публикации: 05.09.2021

Статья просмотрена: 198 раз

Библиографическое описание:

Ульянова, Л. А. Театрализованная игра как средство социализации детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Л. А. Ульянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 36 (378). — С. 160-162. — URL: https://moluch.ru/archive/378/83905/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье говорится о использовании театрализованной игры на занятиях по социализации детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Ключевые слова: дети с ТМНР, социализация детей с ТМНР, театрализованные игры.

Социализация детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития является главной целью специального обучения в системе центра социально поддержки и реабилитации детей- инвалидов. Дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития являются неоднородной группой, которые отличаются между собой уровнем интеллектуального развития, способностями и возможностями организации общения с окружающими. Дети с ТМНР имеют ограниченный жизненный опыт, в силу нарушения познавательной деятельности им характерны нечеткость, упрощённость и искаженности общих представлений, а недостаточный объем представлений об окружающим мире, деятельности и отношениях людей приводят к нарушению социализации.

Исходя из этого целесообразно организовывать учебно-воспитательную и коррекционно-развивающую работу в ЦСПР в направлении социального становления ребенка с ТМНР как личности. В своей работе педагог постоянно находиться в поиске и разработке новых методов обучения и воспитания детей. Одним из видов детской деятельности, который широко применяется в процессах воспитания и коррекционно-развивающей работы — является театрализованная игра.

Театрализованная игра — наиболее эффективное средство для социализации детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, а также в развитии у них коммуникационных навыков. Также театрализованная игра является и средством развития познавательной, эмоциональной и двигательных сфер. Коррекционно-развивающая работа с детьми м ТМНР с использованием театральной игры направлена на развитие речи, ознакомление с окружающим миром, изобразительная деятельность, труд и физическое воспитание, а также музыкально-игровые.

В театрализованной игре создаются эмоционально комфортные условия, в которых моделируются социальные отношения, различные ситуации, которые отражают общение с людьми и окружающим миром в кругу сверстников и взрослых. Благодаря чему дети с ТМНР усваивают социальный опыт, преодолевают негативные формы поведения, учатся контролировать свои эмоции.

Театральные игры решают образовательные, воспитательные и коррекционно-развивающие задачи:

– учить принимать себя (узнавание себя в зеркале и на фотографии, распознавать свое эмоциональное состояние, оценивать его);

– развивать навыки эмоционального общения со сверстниками и взрослыми;

– обучение неречевым (мимика, жесты, пантомимика) и речевыми средствами общения;

– формировать основы нравственного поведения;

– развивать пространственно-временные представления;

– развивать общую (имитационные движения) и мелкую (пальчиковые игры, куклы би-ба-бо) моторику.

В своей работе по театрализованной игре, я опираюсь на следующие принципы:

– принцип интеграции художественной деятельности (музыкальная, речевая, игровая);

– принцип сотворчества взрослого и ребенка;

– принцип индивидуального подхода;

– принцип наглядности и доступности;

– принцип эмоциональности.

Для успешной социализации детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития в процессе занятий я использую театрализованные игры, которые включали в себя разыгрывание стихов, песенок, потешек, мини-сценок, владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театров (настольный, театр игрушки и би-ба-бо, пальчиковый, драматизация и подвижные театрализованные игры.

Работа на занятиях была направлена на решение следующих задач:

– Формирование навыков культуры общения и коммуникативных умений.

– Формирование организационных умений детей в совместной деятельности.

– Формирование отношений к взрослым и сверстникам.

В своей работе я использую индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия.

На индивидуальных занятиях решались следующие задачи:

– формирование мышления, произвольного внимания, восприятия;

– коррекция эмоционально- волевой сферы и поведения;

– развитие мелкой моторики и ориентировки в пространстве.

Индивидуальная работа дает возможность детям приобрести навыки культуры общения, установить контакт со взрослыми и сверстниками, освоить вербальные и невербальные средства коммуникации. Также индивидуальные театрализованные игры способствуют раскрепощению детей, придают уверенность в правильном выполнении действий, раскрывают творческие способности.

При проведении подгрупповых занятий решаются такие задачи как:

– организация совместной деятельности;

– учить организовывать свою деятельность;

– формировать коммуникативные навыки со взрослым и сверстниками.

На подгрупповых занятиях использовались инсценировки сказок, произведений детской художественной литературы, произведения фольклора. Дети подражали игровым персонажам, повадкам и голосам животных, героям произведений, что оказывало положительное влияние на развитие их внимания, речи, памяти, эмоциональное состояние.

В ходе фронтальных занятий решались задачи, направленные на социализацию детей с ТМНР.

– формирование культуры общения и поведения в обществе;

– усвоение социальных ролей;

– формирование самостоятельного выполнения доступных бытовых навыков.

Фронтальные занятия являлись подведением итогов изученной темы, в ходе которых представлялись сказки, различные театрализованные и сюжетно-ролевые игры. В ходе фронтальных занятий использовались разнообразные театрализованные и подвижные игры, где каждый ребенок исполнял свою роль. Роли детям определяет взрослый, в соответствии с их индивидуальными возможностями.

Использование театрализованных игр в своей работе с детьми с тяжёлыми и множественными нарушениями развития позволили мне снять напряженность, создать положительный эмоциональный настрой, решить конфликтные ситуации через игру.

На занятиях с использованием театрализованной игры дети упражнялись в общении, старались входить в образ персонажа. Для этого они использовали мимику, жесты, слова героя произведения. Действуя через образ сказки, учились свободному общению. Благодаря театрализованным играм в эмоционально комфортных условиях моделировались социальные отношения, возможные бытовые ситуации. В результате чего дети получили представления о социальных отношениях, нормах поведения в окружающей действительности.

Литература:

  1. Баряева Л. Б., Вечканова И. Г. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками: Учебно-методическое пособие. — СПб.: Каро, 2009. — С.23–25.: — ил. — (Серия «Коррекционная педагогика»).]
  2. Вечканова И. Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. — СПБ.: Каро, 2006. — С. 108–109. — (Серия «Коррекционная педагогика»).]
  3. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. Метод. Рекомендации. — М.: Просвещение, 2009.]
Основные термины (генерируются автоматически): театрализованная игра, множественное нарушение развития, социализация детей, игра, ребенок, занятие, коррекционно-развивающая работа, окружающий мир, совместная деятельность, эмоциональное состояние.


Ключевые слова

театрализованные игры, дети с ТМНР, социализация детей с ТМНР

Похожие статьи

Использование нетрадиционных техник рисования на занятиях изобразительной деятельности с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

В данной статье представлен опыт работы по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития, а также задачи, которые решаются педагогом в процессе изобразительной деятельности, методиче...

Театрализованная деятельность как средство социализации и коммуникации детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития (из опыта работы)

В статье освещается театрализованная деятельность, как средство социализации и коммуникации детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития.

Организация музыкальных занятий с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

В статье автор рассказывает о том, как установить контакт с ребенком с ТМНР на музыкальных занятиях.

Формирование социальных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития посредством социальных историй

Статья содержит описание практического опыта работы по социализации в обучении, воспитании, коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

В статье представлен упражнения, которые направлены на развитие мелкой моторики у детей с ТМНР.

Роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития

В данной статье раскрывается роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТМНР, виды дидактических игр, особенности организации и проведения игр.

Театрализованная деятельность как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Данная статья посвящена социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ через театрализованную деятельность. В статье рассматривается возможность применения театрализованной деятельности в работе педагогов с целью осуществления...

Алгоритмы формирования социальных навыков у детей с ментальными нарушениями

В статье раскрываются возможности и алгоритмы формирования навыков самообслуживания, коммуникации, безопасного поведения, передвижения, самоорганизации у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Телесно ориентированные игры как средство формирования межличностных отношений дошкольников

В статье автор рассматривает телесно-ориентированные игры как средством формирования межличностных отношения детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.

Особенности работы с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В данной статье рассмотрены понятие «задержка психического развития», и особенности обучения детей с задержкой психического развития.

Похожие статьи

Использование нетрадиционных техник рисования на занятиях изобразительной деятельности с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

В данной статье представлен опыт работы по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития, а также задачи, которые решаются педагогом в процессе изобразительной деятельности, методиче...

Театрализованная деятельность как средство социализации и коммуникации детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития (из опыта работы)

В статье освещается театрализованная деятельность, как средство социализации и коммуникации детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития.

Организация музыкальных занятий с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

В статье автор рассказывает о том, как установить контакт с ребенком с ТМНР на музыкальных занятиях.

Формирование социальных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития посредством социальных историй

Статья содержит описание практического опыта работы по социализации в обучении, воспитании, коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

В статье представлен упражнения, которые направлены на развитие мелкой моторики у детей с ТМНР.

Роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития

В данной статье раскрывается роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТМНР, виды дидактических игр, особенности организации и проведения игр.

Театрализованная деятельность как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Данная статья посвящена социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ через театрализованную деятельность. В статье рассматривается возможность применения театрализованной деятельности в работе педагогов с целью осуществления...

Алгоритмы формирования социальных навыков у детей с ментальными нарушениями

В статье раскрываются возможности и алгоритмы формирования навыков самообслуживания, коммуникации, безопасного поведения, передвижения, самоорганизации у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Телесно ориентированные игры как средство формирования межличностных отношений дошкольников

В статье автор рассматривает телесно-ориентированные игры как средством формирования межличностных отношения детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.

Особенности работы с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В данной статье рассмотрены понятие «задержка психического развития», и особенности обучения детей с задержкой психического развития.

Задать вопрос