В данной статье говорится о использовании театрализованной игры на занятиях по социализации детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Ключевые слова: дети с ТМНР, социализация детей с ТМНР, театрализованные игры.
Социализация детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития является главной целью специального обучения в системе центра социально поддержки и реабилитации детей- инвалидов. Дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития являются неоднородной группой, которые отличаются между собой уровнем интеллектуального развития, способностями и возможностями организации общения с окружающими. Дети с ТМНР имеют ограниченный жизненный опыт, в силу нарушения познавательной деятельности им характерны нечеткость, упрощённость и искаженности общих представлений, а недостаточный объем представлений об окружающим мире, деятельности и отношениях людей приводят к нарушению социализации.
Исходя из этого целесообразно организовывать учебно-воспитательную и коррекционно-развивающую работу в ЦСПР в направлении социального становления ребенка с ТМНР как личности. В своей работе педагог постоянно находиться в поиске и разработке новых методов обучения и воспитания детей. Одним из видов детской деятельности, который широко применяется в процессах воспитания и коррекционно-развивающей работы — является театрализованная игра.
Театрализованная игра — наиболее эффективное средство для социализации детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, а также в развитии у них коммуникационных навыков. Также театрализованная игра является и средством развития познавательной, эмоциональной и двигательных сфер. Коррекционно-развивающая работа с детьми м ТМНР с использованием театральной игры направлена на развитие речи, ознакомление с окружающим миром, изобразительная деятельность, труд и физическое воспитание, а также музыкально-игровые.
В театрализованной игре создаются эмоционально комфортные условия, в которых моделируются социальные отношения, различные ситуации, которые отражают общение с людьми и окружающим миром в кругу сверстников и взрослых. Благодаря чему дети с ТМНР усваивают социальный опыт, преодолевают негативные формы поведения, учатся контролировать свои эмоции.
Театральные игры решают образовательные, воспитательные и коррекционно-развивающие задачи:
– учить принимать себя (узнавание себя в зеркале и на фотографии, распознавать свое эмоциональное состояние, оценивать его);
– развивать навыки эмоционального общения со сверстниками и взрослыми;
– обучение неречевым (мимика, жесты, пантомимика) и речевыми средствами общения;
– формировать основы нравственного поведения;
– развивать пространственно-временные представления;
– развивать общую (имитационные движения) и мелкую (пальчиковые игры, куклы би-ба-бо) моторику.
В своей работе по театрализованной игре, я опираюсь на следующие принципы:
– принцип интеграции художественной деятельности (музыкальная, речевая, игровая);
– принцип сотворчества взрослого и ребенка;
– принцип индивидуального подхода;
– принцип наглядности и доступности;
– принцип эмоциональности.
Для успешной социализации детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития в процессе занятий я использую театрализованные игры, которые включали в себя разыгрывание стихов, песенок, потешек, мини-сценок, владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театров (настольный, театр игрушки и би-ба-бо, пальчиковый, драматизация и подвижные театрализованные игры.
Работа на занятиях была направлена на решение следующих задач:
– Формирование навыков культуры общения и коммуникативных умений.
– Формирование организационных умений детей в совместной деятельности.
– Формирование отношений к взрослым и сверстникам.
В своей работе я использую индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия.
На индивидуальных занятиях решались следующие задачи:
– формирование мышления, произвольного внимания, восприятия;
– коррекция эмоционально- волевой сферы и поведения;
– развитие мелкой моторики и ориентировки в пространстве.
Индивидуальная работа дает возможность детям приобрести навыки культуры общения, установить контакт со взрослыми и сверстниками, освоить вербальные и невербальные средства коммуникации. Также индивидуальные театрализованные игры способствуют раскрепощению детей, придают уверенность в правильном выполнении действий, раскрывают творческие способности.
При проведении подгрупповых занятий решаются такие задачи как:
– организация совместной деятельности;
– учить организовывать свою деятельность;
– формировать коммуникативные навыки со взрослым и сверстниками.
На подгрупповых занятиях использовались инсценировки сказок, произведений детской художественной литературы, произведения фольклора. Дети подражали игровым персонажам, повадкам и голосам животных, героям произведений, что оказывало положительное влияние на развитие их внимания, речи, памяти, эмоциональное состояние.
В ходе фронтальных занятий решались задачи, направленные на социализацию детей с ТМНР.
– формирование культуры общения и поведения в обществе;
– усвоение социальных ролей;
– формирование самостоятельного выполнения доступных бытовых навыков.
Фронтальные занятия являлись подведением итогов изученной темы, в ходе которых представлялись сказки, различные театрализованные и сюжетно-ролевые игры. В ходе фронтальных занятий использовались разнообразные театрализованные и подвижные игры, где каждый ребенок исполнял свою роль. Роли детям определяет взрослый, в соответствии с их индивидуальными возможностями.
Использование театрализованных игр в своей работе с детьми с тяжёлыми и множественными нарушениями развития позволили мне снять напряженность, создать положительный эмоциональный настрой, решить конфликтные ситуации через игру.
На занятиях с использованием театрализованной игры дети упражнялись в общении, старались входить в образ персонажа. Для этого они использовали мимику, жесты, слова героя произведения. Действуя через образ сказки, учились свободному общению. Благодаря театрализованным играм в эмоционально комфортных условиях моделировались социальные отношения, возможные бытовые ситуации. В результате чего дети получили представления о социальных отношениях, нормах поведения в окружающей действительности.
Литература:
- Баряева Л. Б., Вечканова И. Г. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками: Учебно-методическое пособие. — СПб.: Каро, 2009. — С.23–25.: — ил. — (Серия «Коррекционная педагогика»).]
- Вечканова И. Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. — СПБ.: Каро, 2006. — С. 108–109. — (Серия «Коррекционная педагогика»).]
- Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. Метод. Рекомендации. — М.: Просвещение, 2009.]