В статье рассматривается специфика развития социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности. Автор указывает на трудности этой категорией детей в общении со сверстниками и взрослыми, что ограничивает их коммуникативные возможности, приводит к дезадаптации в обществе. Представлены основные направления и содержание коррекционной работы по преодолению нарушений социальных отношений и старших дошкольников с задержкой психического развития.
Ключевые слова: ребенок, психическое развитие, театрализованная деятельность, отношения, коррекционная работа, связная речь, моторика, игра- импровизация, взрослый, задержка психического развития.
Актуальной проблемой развития детей дошкольного возраста является формирование социальных отношений, это обусловлено тем, что от их полноценного овладения зависит развитие налаживания эмоционального контакта ребенка со сверстниками и взрослыми, его коммуникации в целом. Особенно это касается детей с задержкой психического развития, имеющих в структуре дефекта выраженное недоразвитие эмоционально-волевой сферы неярко выраженными интеллектуальными нарушениями, и замедленное развитие интеллектуальных процессов. Разработка содержания коррекционной работы и научно-методического сопровождения имеет значение и для педагогов школ, и для специалистов дошкольных образовательных учреждений.
Необходимо отметить тот факт, что для успешной социализации человека в жизни необходимо иметь ряд качеств и умений. Многие ученые, исследователи, такие как Л. С. Выготский, Г М Дульнев, В. Г. Петрова, Т. А. Егорова, Е. С. Слепович, У. В. Ульянкова, Е. Е. Дмитриева отмечают, что у детей с задержкой психического развития низкая потребность в общении, наблюдаются дезадаптивные формы взаимодействия такие как отчуждение, избегание и конфликты. Авторы утверждают, что самая трудная педагогическая проблема в работе с такими детьми — их социализация.
По данным Т. А. Егоровой у таких детей отмечается зависимость к животному, растительному и миру. Е. С. Селепович считает, что дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития редко обращаются за помощью к взрослым воспитателям и другим специалистам, они склонны прекратить деятельности, чем вступить в общение со взрослыми. Дети пассивны в игре со сверстниками. При неудачах дети прекращают деятельность. Дети с задержкой психического развития чувствительны к заботе и ласке, доброжелательному отношению, сочувствию. Их удовлетворяет тактильный контакт, улыба, похвала [1, с. 18]. Из-за отсутствия интереса к явлениям физического мира у таких детей однообразные познавательные интересы, бедность контактов со взрослыми.
Таким образом, можно говорить о том, что различные исследования носят разрозненный характер. Вместе с тем концептуальный подход к преодолению проблемы формирования социальных отношений у детей с задержкой психического развития требует дальнейшей научно–методической разработки.
По нашему мнению, для формирования социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития можно использовать театрализованную деятельность. Взаимодействуя с другими детьми, ребенок учится согласовывать свои действия с действиями партнера, учится чувствовать партнера по диалогу, слушать и слышать его, происходит обогащение чувств и эмоций, ребенок переживает за героев сказки, проживая их жизнь. Театр раскрывает внутренний мир ребенка, снимает зажатость, раскрепощает дошкольников. Таким образом, театрализованная деятельность помогает сформировать у детей устойчивую эмоционально-волевую сферу, ребенок учится контролировать свои эмоции, регулировать поведение в зависимости от жизненной ситуации. Существуют основные направления коррекционной работы в театрально- игривой деятельности:
Развитие культуры речи: речевое дыхание, артикуляционной моторики, фонематического восприятия, плавности и выразительности связной речи, интонации.
Развитие общей и мелкой моторики рук: координации движений, мелкой моторики рук, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимики, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической форм речи, игривых навыков и творческой самостоятельности [4, с. 82].
Помимо социальных отношений во время театрализованной деятельности происходит преодоление речевых нарушений: активизация словарного запаса, совершенствование звукопроизношения, интонации и выразительности речи, развивается связная речь (дети учатся строить диалогическую речь); развивается внимания, развивается память: (запоминание текста, последовательность действий).
В зависимости от видов драматизации развиваются положительные отношения к себе, к людям (к родителям, сверстникам, воспитателям и. т.д), к окружающему миру (животным, растениям, городу и. т.д).
Например, при играх- имитациях образов животных, людей, литературных персонажей дети сами создают образ персонажа, путем подражательного воспроизведения, развивается воображение, устанавливаются связи, между различными явлениями используя свои знания и жизненный опят, дошкольник учится самостоятельно решать проблемные ситуации, находить эффективные способы решения задач.
При ролевом диалоге на основе текста формируется умение строить последовательно диалог, последовательно вступать в диалог, слушать и слышать сверстников
При инсценировке произведений, спектаклях развивается доброжелательное отношение к взрослым и детям
Игры импровизации являются средством самовыражения и самореализации ребенка. Они способствуют развитию пластики, чувства ритма и музыкального слуха, раскрепощение движений. Развивает чувство партнерства и освоение способов позитивного взаимодействия детей. Он помогают преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Позволяет проявить активность, раскрыть эмоциональные возможности. Дети становятся, не зажаты, выразительны и эмоциональны. Полученные знания умения и навыки они могут применять в других видах деятельности. Существует классификация игр- импровизаций:
Мимические импровизации позволяют ребенку воспроизводить настроение героев при активной работе лицевых мышц. Это учит детей регулировать и управлять эмоциональными состояниями в различных жизненных ситуациях.
Пластические имитации- развивает выразительность движений тела.
Музыкально- двигательные импровизации- фантазирование на основе выразительных движений под музыку. Развитие пластичности движений.
Интонационно-речевые развивают навыки сопереживания, адекватного реагирования на эмоциональное состояние другого человека и выразительную сторону речи. Они представляют собой передачу голосом эмоционального состояния героя.
Темброво-имитационные игры представляют собой озвучивание стихотворных образов на детских музыкальных инструментах.
В результате игр- импровизаций дети научатся взаимодействию друг с другом в роли игровых партнеров. Обогащается эмоциональный опыт. Дети открыто будут проявлять инициативу в импровизации и иной деятельности [5, с. 754].
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что успех в формировании социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности будет успешным если учитывать психологические особенности детей, их творческих способностей, заинтересованность.
Литература:
- Вьюнова Н. И., Гайдар К. М. Проблемы психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению // Психолог в детском саду. — 2005. — № 2. — С. 16- 21.
- Данилова Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. «В мире детсих эиоций» АЙРИС ПРЕСС,- М., 2006
- Карелина И. О. Эмоциональное развитие детей 5–10 лет. [Текст] — Ярославль: Академия развития, 2006. — 144с
- Краснощекова Н. В. Сюжетно- ролевые игры для детей дошкольного возраста/ Н. В. Краснощекова. Изд. 2-е — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 165 с.
- Жуйкова Т. П. Условия формирования толерантных отношений у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в социальных приютах // Молодой ученый. — 2014. — № 3. — С. 754–756. — URL https://moluch.ru/archive/62/9418/ (дата обращения 13.10.2019)