Формирование социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (284) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 18.11.2019

Статья просмотрена: 185 раз

Библиографическое описание:

Трошина, Е. А. Формирование социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности / Е. А. Трошина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 318-320. — URL: https://moluch.ru/archive/284/64099/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматривается специфика развития социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности. Автор указывает на трудности этой категорией детей в общении со сверстниками и взрослыми, что ограничивает их коммуникативные возможности, приводит к дезадаптации в обществе. Представлены основные направления и содержание коррекционной работы по преодолению нарушений социальных отношений и старших дошкольников с задержкой психического развития.

Ключевые слова: ребенок, психическое развитие, театрализованная деятельность, отношения, коррекционная работа, связная речь, моторика, игра- импровизация, взрослый, задержка психического развития.

Актуальной проблемой развития детей дошкольного возраста является формирование социальных отношений, это обусловлено тем, что от их полноценного овладения зависит развитие налаживания эмоционального контакта ребенка со сверстниками и взрослыми, его коммуникации в целом. Особенно это касается детей с задержкой психического развития, имеющих в структуре дефекта выраженное недоразвитие эмоционально-волевой сферы неярко выраженными интеллектуальными нарушениями, и замедленное развитие интеллектуальных процессов. Разработка содержания коррекционной работы и научно-методического сопровождения имеет значение и для педагогов школ, и для специалистов дошкольных образовательных учреждений.

Необходимо отметить тот факт, что для успешной социализации человека в жизни необходимо иметь ряд качеств и умений. Многие ученые, исследователи, такие как Л. С. Выготский, Г М Дульнев, В. Г. Петрова, Т. А. Егорова, Е. С. Слепович, У. В. Ульянкова, Е. Е. Дмитриева отмечают, что у детей с задержкой психического развития низкая потребность в общении, наблюдаются дезадаптивные формы взаимодействия такие как отчуждение, избегание и конфликты. Авторы утверждают, что самая трудная педагогическая проблема в работе с такими детьми — их социализация.

По данным Т. А. Егоровой у таких детей отмечается зависимость к животному, растительному и миру. Е. С. Селепович считает, что дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития редко обращаются за помощью к взрослым воспитателям и другим специалистам, они склонны прекратить деятельности, чем вступить в общение со взрослыми. Дети пассивны в игре со сверстниками. При неудачах дети прекращают деятельность. Дети с задержкой психического развития чувствительны к заботе и ласке, доброжелательному отношению, сочувствию. Их удовлетворяет тактильный контакт, улыба, похвала [1, с. 18]. Из-за отсутствия интереса к явлениям физического мира у таких детей однообразные познавательные интересы, бедность контактов со взрослыми.

Таким образом, можно говорить о том, что различные исследования носят разрозненный характер. Вместе с тем концептуальный подход к преодолению проблемы формирования социальных отношений у детей с задержкой психического развития требует дальнейшей научно–методической разработки.

По нашему мнению, для формирования социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития можно использовать театрализованную деятельность. Взаимодействуя с другими детьми, ребенок учится согласовывать свои действия с действиями партнера, учится чувствовать партнера по диалогу, слушать и слышать его, происходит обогащение чувств и эмоций, ребенок переживает за героев сказки, проживая их жизнь. Театр раскрывает внутренний мир ребенка, снимает зажатость, раскрепощает дошкольников. Таким образом, театрализованная деятельность помогает сформировать у детей устойчивую эмоционально-волевую сферу, ребенок учится контролировать свои эмоции, регулировать поведение в зависимости от жизненной ситуации. Существуют основные направления коррекционной работы в театрально- игривой деятельности:

Развитие культуры речи: речевое дыхание, артикуляционной моторики, фонематического восприятия, плавности и выразительности связной речи, интонации.

Развитие общей и мелкой моторики рук: координации движений, мелкой моторики рук, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимики, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической форм речи, игривых навыков и творческой самостоятельности [4, с. 82].

Помимо социальных отношений во время театрализованной деятельности происходит преодоление речевых нарушений: активизация словарного запаса, совершенствование звукопроизношения, интонации и выразительности речи, развивается связная речь (дети учатся строить диалогическую речь); развивается внимания, развивается память: (запоминание текста, последовательность действий).

В зависимости от видов драматизации развиваются положительные отношения к себе, к людям (к родителям, сверстникам, воспитателям и. т.д), к окружающему миру (животным, растениям, городу и. т.д).

Например, при играх- имитациях образов животных, людей, литературных персонажей дети сами создают образ персонажа, путем подражательного воспроизведения, развивается воображение, устанавливаются связи, между различными явлениями используя свои знания и жизненный опят, дошкольник учится самостоятельно решать проблемные ситуации, находить эффективные способы решения задач.

При ролевом диалоге на основе текста формируется умение строить последовательно диалог, последовательно вступать в диалог, слушать и слышать сверстников

При инсценировке произведений, спектаклях развивается доброжелательное отношение к взрослым и детям

Игры импровизации являются средством самовыражения и самореализации ребенка. Они способствуют развитию пластики, чувства ритма и музыкального слуха, раскрепощение движений. Развивает чувство партнерства и освоение способов позитивного взаимодействия детей. Он помогают преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Позволяет проявить активность, раскрыть эмоциональные возможности. Дети становятся, не зажаты, выразительны и эмоциональны. Полученные знания умения и навыки они могут применять в других видах деятельности. Существует классификация игр- импровизаций:

Мимические импровизации позволяют ребенку воспроизводить настроение героев при активной работе лицевых мышц. Это учит детей регулировать и управлять эмоциональными состояниями в различных жизненных ситуациях.

Пластические имитации- развивает выразительность движений тела.

Музыкально- двигательные импровизации- фантазирование на основе выразительных движений под музыку. Развитие пластичности движений.

Интонационно-речевые развивают навыки сопереживания, адекватного реагирования на эмоциональное состояние другого человека и выразительную сторону речи. Они представляют собой передачу голосом эмоционального состояния героя.

Темброво-имитационные игры представляют собой озвучивание стихотворных образов на детских музыкальных инструментах.

В результате игр- импровизаций дети научатся взаимодействию друг с другом в роли игровых партнеров. Обогащается эмоциональный опыт. Дети открыто будут проявлять инициативу в импровизации и иной деятельности [5, с. 754].

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что успех в формировании социальных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности будет успешным если учитывать психологические особенности детей, их творческих способностей, заинтересованность.

Литература:

  1. Вьюнова Н. И., Гайдар К. М. Проблемы психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению // Психолог в детском саду. — 2005. — № 2. — С. 16- 21.
  2. Данилова Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. «В мире детсих эиоций» АЙРИС ПРЕСС,- М., 2006
  3. Карелина И. О. Эмоциональное развитие детей 5–10 лет. [Текст] — Ярославль: Академия развития, 2006. — 144с
  4. Краснощекова Н. В. Сюжетно- ролевые игры для детей дошкольного возраста/ Н. В. Краснощекова. Изд. 2-е — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 165 с.
  5. Жуйкова Т. П. Условия формирования толерантных отношений у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в социальных приютах // Молодой ученый. — 2014. — № 3. — С. 754–756. — URL https://moluch.ru/archive/62/9418/ (дата обращения 13.10.2019)
Основные термины (генерируются автоматически): психическое развитие, ребенок, театрализованная деятельность, коррекционная работа, задержка, отношение, связная речь, доброжелательное отношение, игра - импровизаций, мелкая моторика рук.


Похожие статьи

Специфика речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Статья посвящена обзору научных данных о закономерностях и особенностях речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Показано, что отставание от возрастной нормы в речевом развитии у дошкольников с задержкой психиче...

Изучение особенностей формирования и развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра в процессе игровой деятельности

Данная статья посвящена изучению особенностей формирования и развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра (РАС). В качестве основных способов формирования и развития социально-коммуникативных навыко...

Информационные компьютерные технологии в коррекционной работе со школьниками с задержкой психического развития

В настоящее время применение информационных компьютерных технологий рассматривается как одно из эффективных средств обучения и развития детей, имеющих те или иные отклонения в развитии, в том числе задержку психического развития (ЗПР). В статье предс...

Квест-технология как инновационная форма взаимодействия между субъектами образовательного процесса в ДОУ

В статье рассказывается о нетрадиционной форме работы педагогов группы компенсирующей направленности с дошкольниками, имеющие речевые нарушения с использованием квест-игры. Подробно описано влияние данного метода на всестороннее развитие ребёнка.

Культура межличностных отношений и ее роль в становлении отношений к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста

Данная статья заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но и прежде всего родителей, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, так как довольно часто встречаются дети, которые испытывают трудности в выстр...

Развитие фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня

Данная статья исследует проблему общего недоразвития речи, которое является одним из наиболее распространенных нарушений речи у детей дошкольного возраста. Авторы уделяют особое внимание фонематическим процессам и их влиянию на развитие речи у детей....

Игротерапия в работе с тревожными детьми с ОВЗ

Данная статья рассматривает применение игровой терапии в работе с тревожными детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Авторы обосновывают необходимость использования игровых методик в психологической работе с данными детьми, так как игра ...

Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих особенных детей

Данная статья посвящена рассмотрению предположения о том, что детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих особых детей, имеют свою специфику, связанную с типом заболевания ребенка и личностными особенностями матери. В статье представлены ре...

Инновационные технологии работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлен опыт коррекционной работы по взаимодействию с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ и детей инвалидов в рамках функционирования консультационного центра на базе дошкольной организации. Авторами статьи представлена од...

Адаптивные возможности юношей и девушек с детским церебральным параличом

Проблема социальной адаптации и интеграции молодых людей с детским церебральным параличом (ДЦП) имеет свои особенности ввиду индивидуальной специфики их социальных потребностей, а также внутренних и внешних ограничений, в условиях которых происходит ...

Похожие статьи

Специфика речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Статья посвящена обзору научных данных о закономерностях и особенностях речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Показано, что отставание от возрастной нормы в речевом развитии у дошкольников с задержкой психиче...

Изучение особенностей формирования и развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра в процессе игровой деятельности

Данная статья посвящена изучению особенностей формирования и развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра (РАС). В качестве основных способов формирования и развития социально-коммуникативных навыко...

Информационные компьютерные технологии в коррекционной работе со школьниками с задержкой психического развития

В настоящее время применение информационных компьютерных технологий рассматривается как одно из эффективных средств обучения и развития детей, имеющих те или иные отклонения в развитии, в том числе задержку психического развития (ЗПР). В статье предс...

Квест-технология как инновационная форма взаимодействия между субъектами образовательного процесса в ДОУ

В статье рассказывается о нетрадиционной форме работы педагогов группы компенсирующей направленности с дошкольниками, имеющие речевые нарушения с использованием квест-игры. Подробно описано влияние данного метода на всестороннее развитие ребёнка.

Культура межличностных отношений и ее роль в становлении отношений к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста

Данная статья заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но и прежде всего родителей, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, так как довольно часто встречаются дети, которые испытывают трудности в выстр...

Развитие фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня

Данная статья исследует проблему общего недоразвития речи, которое является одним из наиболее распространенных нарушений речи у детей дошкольного возраста. Авторы уделяют особое внимание фонематическим процессам и их влиянию на развитие речи у детей....

Игротерапия в работе с тревожными детьми с ОВЗ

Данная статья рассматривает применение игровой терапии в работе с тревожными детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Авторы обосновывают необходимость использования игровых методик в психологической работе с данными детьми, так как игра ...

Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих особенных детей

Данная статья посвящена рассмотрению предположения о том, что детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих особых детей, имеют свою специфику, связанную с типом заболевания ребенка и личностными особенностями матери. В статье представлены ре...

Инновационные технологии работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлен опыт коррекционной работы по взаимодействию с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ и детей инвалидов в рамках функционирования консультационного центра на базе дошкольной организации. Авторами статьи представлена од...

Адаптивные возможности юношей и девушек с детским церебральным параличом

Проблема социальной адаптации и интеграции молодых людей с детским церебральным параличом (ДЦП) имеет свои особенности ввиду индивидуальной специфики их социальных потребностей, а также внутренних и внешних ограничений, в условиях которых происходит ...

Задать вопрос