Взаимодействие педагогического коллектива и семьи в воспитании культуры здоровья детей дошкольного возраста как средство консолидированного подхода по формированию ценностей семьи | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Васютина, И. В. Взаимодействие педагогического коллектива и семьи в воспитании культуры здоровья детей дошкольного возраста как средство консолидированного подхода по формированию ценностей семьи / И. В. Васютина, Ю. В. Лашина, Л. Н. Фоломеева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 47-49. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/350/15402/ (дата обращения: 26.04.2024).



Основная цель статьи — взаимодействие детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья детей, установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Ключевые слова: культура здоровья, семья, физкультурно-оздоровительной деятельность, инициатива, физическое развитие, взаимодействие педагогического коллектива и семьи.

Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является барометром социально-экономического развития страны.

Важность работы по сохранению здоровья детей отражена во многих документах международного и отечественного уровня. Статья 6 Конвенции о правах ребенка указывает, что каждый ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие. Концепция дошкольного воспитания также привлекает внимание к проблемам охраны здоровья ребенка: «Дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии». Указ президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей» содержит раздел «Меры по развитию политики формирования здорового образа жизни детей и подростков».

Вопросом здоровья детей занимались и занимаются многие ученые в различных областях знаний: Н. А. Берштейн, А. А. Ухтомский (физиология), А. В. Запорожец, В. П. Зинченко В. Т. Кудрявцев (психология), Л. Н. Волошина (педагогика), Э. В. Ильенков (философия), Ю. Ф. Змановский (педиатрия и педагогика) и др. [7, с. 226].

Важным фактором и условием эффективного образовательного процесса выступает взаимодействие его субъектов. Взаимодействие − это согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования один из принципов предполагает осуществление партнерства дошкольного образовательного учреждения с семьей.

Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т. д. Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане [4, с 112].

Семья как основная социальная ячейка общества объединяет людей, регулирует воспитание поколения, познавательную, трудовую деятельность личности. Семья является основной, решающей ступенью в формировании личности.

Следует отметить, что интерес к физкультурно-оздоровительной деятельности не всегда приобретает у детей дошкольного возраста форму сознательного, активного, внутреннего познавательного интереса, который необходим для эффективной реализации образовательной программы.

Основным условием эффективного взаимодействия педагогического коллектива и семьи в воспитании культуры здоровья детей дошкольного возраста является осуществление дифференцированного подхода к родителям в процессе воспитания культуры здоровья детей дошкольного возраста. Педагог в процессе взаимодействия с родителями учитывает особенности различных типов семей [2. с. 6].

Следует отметить, что современные родители образованны, обладают широким доступом к научно-популярной информации из области педагогики и психологии. Однако высокий уровень общей культуры, эрудированность и информированность родителей не являются гарантией достаточного уровня их педагогической культуры. Родители испытывают затруднения в воспитании детей, выборе оптимальных воспитательных методов и приемов, в применении почерпнутой из интернета и научно-популярной литературы информации непосредственно на практике. Они нуждаются в получении конкретной адресной помощи по вопросам воспитания детей. В этом случае именно педагоги дошкольных учреждений способны прийти на помощь родителям.

В зоне особого внимания педагогов дошкольного учреждения должны находиться молодые семьи, не имеющие опыта воспитания, не владеющие необходимыми знаниями и умениями. Задача педагога — содействовать повышению ответственности родителей за воспитание детей, обогащению их соответствующими знаниями и умениями. Причем важно учить молодых родителей понимать своего ребенка, учитывать его возрастные возможности. Молодые семьи нуждаются в квалифицированной помощи, внимании и поддержке педагогов и психологов [10. с. 206].

Основная цель всех видов форм взаимодействия детского сада с семьей — установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны.

Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы — это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы — устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т. п. [3. с. 46].

Планируя ту или иную форму работы, необходимо исходить из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учетом этого надо выбирать следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность и интерактивность.

Например, можно использовать инновационные формы работы с родителями:

1. Информационно-аналитические формы работы с родителями

− анкетирование;

− опрос;

− «почтовый ящик».

2. Наглядно-информационные формы работы с родителями

− родительские клубы;

− мини-библиотека;

− информационные стенды «Культура здоровья»;

− выпуск газеты «Наше здоровье».

3. Познавательные формы работы с родителями

− родительские гостиные;

− нетрадиционные родительские собрания;

− устные журналы.

4. Досуговые формы работы с родителями

− спортивные праздники;

− совместные спортивно-оздоровительные досуги;

− участие родителей в спортивных соревнованиях, физкультурно-оздоровительных праздниках.

Основными формами совместной работы педагога и семьи по вопросам воспитания культуры здоровья детей дошкольного возраста являются доклады и сообщения на родительских собраниях и конференциях; организация выставок наглядных пособий с описанием их использования; открытые занятия по физическому развитию для родителей; групповые и индивидуальные консультации; беседы; специализированная рубрика на страничке сайта и т. п.

Систематическое общение с родителями дает возможность педагогу дополнить сведения о ребенке, найти объективные причины определенных трудностей в его физическом развитии.

Таким образом, в настоящее время актуальными задачами являются индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные семьи. Данные задачи можно решить путем вовлечения родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения, отбирая содержание, используя разнообразные формы и методы работы с родителями. Эффективное взаимодействие педагогического коллектива и семьи в воспитании культуры здоровья детей дошкольного возраста является использование инновационных форм взаимодействия педагогов с родителями в воспитании культуры здоровья детей дошкольного возраста.

Здоровье детей является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, одна из характеристик национальной безопасности. Дети стоят перед лицом будущего, и оно зависит от фундамента жизнедеятельности, который формируется в дошкольном детстве.

Литература:

  1. Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. − М., Изд-во МГУ. Изд-во Международного университета бизнеса и управления (Братья Карич), 2005. − 304 с.
  2. Арнаутова Е. П. Планируем работу с семьей // Управление ДОУ. − 2002. − № 4. — С. 66.
  3. Бочарова Н. Физкультурно-спортивные праздники в детском саду: новые подходы, методические рекомендации // Дошкольное воспитание. − 2004. − № 1. − С. 46–51.
  4. Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. — 112 с.
  5. Васюкова Н. Е. Реализация интеграционных принципов в практике современного дошкольного образования // Нижегородское образование. − 2011. − № 2. − С. 86–91.
  6. Виленский М. Я. Методологический анализ общего и особенного в понятиях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» / М. Я. Виленский, С. О. Авчинникова // Теория и практика физической культуры. − 2004. − № 11. − С. 2–7.
  7. Витвицкая Л. А. Технологии взаимодействия субъектов образовательного процесса: учебное пособие. — Челябинск: Изд-во ЮурГУ, 2009. — 226 с.
  8. Волосникова Т. В., Филиппова С. О. Система физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении // Физическое воспитание и развитие дошкольников: учеб. пособие / Под ред. С. О. Филипповой. — М.: Академия, 2007. — С. 28–47.
  9. Доскин В. А. Растем здоровыми: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры / В. А. Доскин, Л. Г. Голубева. − М.: Просвещение, 2002. − 110 с.
  10. Дружинин В. Н. Психология семьи. — СПб.: Питер, 2006. — 206 с.
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, дошкольный возраст, семья, воспитание культуры здоровья детей, детский сад, воспитание детей, дошкольное учреждение, здоровье детей, педагогический коллектив, физическое развитие.

Похожие статьи

Взаимодействие педагогического коллектива и семьи...

Взаимодействие педагогического коллектива и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольника.

ребенок, дошкольное учреждение, ранний дошкольный возраст, занятие, родитель, игра, положительный эмоциональный фон, упражнение, физическое воспитание...

Взаимодействие педагогического коллектива и семьи при...

Основная цель статьи — взаимодействие детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья детей, установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими...

Взаимодействие детского сада и семьи в физическом...

дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья. Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

Территория сотрудничества семьи и ДОУ по формированию...

Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных...

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста...

Ребёнок — зеркало семьи; Как в капле воды отражается — солнце, так в детях отражается

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста, изучает закономерности

занятия физической культурой, ориентированное физическое воспитание обучающихся...

Взаимодействие семьи и образовательной организации как...

Физическое воспитание- первая ступень комплексной системы воспитания дошкольников и направлена на поддержку физического развития детей, на приобщение к физической культуре и спорту, на охрану и укрепление здоровья, закладывание ценностей и основ...

Сотрудничество семьи и детского сада по формированию...

Развитие всесторонне развитого ребенка, невозможно, если усилия педагогов и родителей не будут

Деркунская, В. А. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры

ребенок, детский сад, семья, родитель, физическая культура, физическое воспитание...

Физическое развитие и состояние здоровья воспитанников...

дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья. Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

Здоровый образ жизни у детей в процессе взаимодействия ДОУ...

В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Здоровье является базовой ценностью и необходимым условием для полноценного физического...

Взаимодействие с семьей в вопросах оздоровления дошкольников

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста... дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья.

Похожие статьи

Взаимодействие педагогического коллектива и семьи...

Взаимодействие педагогического коллектива и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольника.

ребенок, дошкольное учреждение, ранний дошкольный возраст, занятие, родитель, игра, положительный эмоциональный фон, упражнение, физическое воспитание...

Взаимодействие педагогического коллектива и семьи при...

Основная цель статьи — взаимодействие детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья детей, установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими...

Взаимодействие детского сада и семьи в физическом...

дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья. Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

Территория сотрудничества семьи и ДОУ по формированию...

Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных...

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста...

Ребёнок — зеркало семьи; Как в капле воды отражается — солнце, так в детях отражается

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста, изучает закономерности

занятия физической культурой, ориентированное физическое воспитание обучающихся...

Взаимодействие семьи и образовательной организации как...

Физическое воспитание- первая ступень комплексной системы воспитания дошкольников и направлена на поддержку физического развития детей, на приобщение к физической культуре и спорту, на охрану и укрепление здоровья, закладывание ценностей и основ...

Сотрудничество семьи и детского сада по формированию...

Развитие всесторонне развитого ребенка, невозможно, если усилия педагогов и родителей не будут

Деркунская, В. А. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры

ребенок, детский сад, семья, родитель, физическая культура, физическое воспитание...

Физическое развитие и состояние здоровья воспитанников...

дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья. Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

Здоровый образ жизни у детей в процессе взаимодействия ДОУ...

В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Здоровье является базовой ценностью и необходимым условием для полноценного физического...

Взаимодействие с семьей в вопросах оздоровления дошкольников

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста... дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья.