Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (145) март 2017 г.

Дата публикации: 17.03.2017

Статья просмотрена: 103 раза

Библиографическое описание:

Капизова Л. Г. Территория сотрудничества семьи и ДОУ по формированию у детей основ физической культуры и здоровья // Молодой ученый. — 2017. — №11. — С. 459-462. — URL https://moluch.ru/archive/145/40535/ (дата обращения: 21.05.2018).



Ключевые слова: здоровый образ жизни, сотрудничество с семьей, интерактивные формы работы

Целью сотрудничества семьи и дошкольного учреждения является формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни. Формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, являются занятия физической культурой и спортом, а также совершенствование профессионального мастерства педагогов в условиях интерактивной развивающей среды, посредством активных форм взаимодействия с родителями и со специалистами. Вовлечь родителей и педагогов в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом. Создать благоприятные условия для общения и взаимодействия педагогов.

Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка дошкольного возраста.

В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Не секрет, что уже при поступлении в детский сад дети дошкольного возраста имеют очень слабое физическое развитие, поскольку испытывают «двигательный дефицит»: дети стали вести малоподвижный образ жизни, практически не играют во дворах в подвижные и спортивные игры, много времени проводят у компьютера, телевизора.

Ухудшение здоровья населения страны и особенно детей становится национальной проблемой. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность систематических занятий физической культурой и спортом.

Детский сад и семья — вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в ДОУ не создано детско-взрослое сообщество (дети — родители — педагоги).

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, где родители являются первыми педагогами своих детей.

Перечислим основные направления организации работы дошкольного учреждения с семьей по формированию основ физической культуры и здоровья:

– составление характеристик семей воспитанников (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень)

– организация диагностической работы по изучению потребностей семей в здоровом образе жизни;

– использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работы с семьей по формированию системы знаний здорового образа жизни у детей;

– организация психолого-педагогического просвещения родителей;

– создание системы массовых досугово — оздоровительных мероприятий с родителями,

– выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания;

– внедрение в семейное воспитание традиций здорового образа жизни;

– оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, диагностике и предупреждении негативных проявлений у детей;

– использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами, вовлечение их в совместную с детьми досуговую деятельность, направленную на повышение их авторитета.

Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи представляет собой комплекс взаимодействий, взаимоотношений, совместной и индивидуальной деятельности. Единство ДОУ и семьи в вопросах сохранения здоровья детей достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только педагогам, но и родителям; когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

В дошкольном образовании накоплен обширный опыт сотрудничества с родителями, привлечения их внимания к жизни ребенка в детском саду с помощью различных форм, методов и приемов работы с родителями.

Я использую оптимальное сочетание форм сложившейся традиционной системы работы с родителями с нетрадиционными формами взаимодействия с семьей, которые основываются на совместной деятельности и обмене опытом, мыслями, чувствами, переживаниями. В практике взаимодействия нашего детского сада и семьи сложились наиболее рациональные формы работы, которые можно поделить, в зависимости от количества участников, на виды: массовые, групповые, индивидуальные.

Формы работы сродителями по количеству ее участников:

Массовые:

– совместные мероприятия педагогов и родителей: родительские собрания, тренировки в выходные дни, тематические вечера для родителей («Веселые старты», «Вместе весело играть»)

– школа для родителей

– клубы по интересам («Здоровая семья»)

– совместные мероприятия педагогов, родителей и детей

– Дни открытых дверей

– Тематические акции («Здоровый образ жизни», «Лес здоровья»)

Радиовещание по радиосети дошкольного учреждения: «Здорово здоровым быть!».

Групповые:

– КВН, викторины по здоровому образу жизни

– консультации

– совместное творчество

– праздники

– родительские собрания

– выпуск семейных газет, журналов («Журнал для заботливых родителей»)

– концерты (агитбригада «Движенье — это здоровье»)

– соревнования

– родительские клубы

Индивидуальные:

– беседы

– посещения на дому

– выполнение индивидуальных поручений.

В настоящее время все чаще используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать.

Интерактивный — означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Отсюда, интерактивные формы взаимодействия — это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам воспитания детей (наказания и поощрения, подготовка к школе). Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.

Интерактивные формы работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста используемые в ДОУ:

– родительские собрания в нетрадиционных формах (игры, семинары–практикумы, тренинги);

– Дни здоровья и марафоны «Здоровое поколение»;

– туристические походы, спортивные соревнования;

– выставки детских работ;

– «Круглые столы»;

– «Устные журналы» для родителей;

– клубы «Молодая семья»;

– выпуск журнала «Журнал для заботливых родителей»;

– семейные фотовыставки «Наша спортивная семья»;

– выпуски «Полезной книги для родителей», бюллетеней, рекомендаций;

– конкурсы на лучшие семейные проекты, поделки;

– совместные занятия с детьми и родителями на лыжной базе и стадионе;

– мини-турпоходы;

– День открытых дверей «Добро пожаловать в детский сад»;

– родительская гостиная;

– родительская Академия «Здоровье», «Школа здоровья»

– ведение «Дневников здоровья».

Таким образом, взаимодействие семьи и детского сада по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ физической культуры и здоровья — это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. Новые формы взаимодействия с родителями способствуют реализации принципа партнерства, диалога, укреплению общественного согласия, солидарности в вопросах воспитания детей; повышает престиж семьи, отцовства и материнства, сохраняет и укрепляет традиционные семейных ценностей.

Разнообразие, интерактивность форм взаимодействия с родителями, позволяют педагогу значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям. Интерактивные формы взаимодействия родителей и ДОУ означает способность взаимодействия в режиме беседы, диалога. Основные цели интерактивного взаимодействия — обмен опытом, выработка общего мнения, формирование умений, навыков, создание условия для диалога, групповое сплочение, изменение психологической атмосферы, что способствует повышению роли системы общего и дополнительного образования в воспитании детей, а также повышение эффективности деятельности в сфере физической культуры и спорта.

Лучший способ приобщить ребенка к здоровому образу жизни — это показать на собственном примере, как нужно относиться к физкультуре и спорту. Если ребенок видит, что родители испытывают удовольствие от здорового активного досуга, они обязательно будут им подражать. Успех в работе мы определяем через участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей. Обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса.

Литература:

  1. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. — 2011. — № 12. — С.88–94.
  2. Борисова, Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия [Текст] / Борисова Н. П., Занкевич С. Ю. // Дет. сад. управление. — 2007. — № 2. — С. 5–6
  3. Евдокимова, Н. В. Детский сад и семья: методика работы с родителями. / Н. В. Евдокимова. — М.: Мозаика — Синтез, 2007. — 144с.
  4. Никишина И. В. Настольная книга современного педагога.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольного возраста, старшего дошкольного возраста, основ физической культуры, здорового образа жизни, формы работы, форм взаимодействия, детей старшего дошкольного, активных форм взаимодействия, дошкольного учреждения, формы взаимодействия, здоровом образе жизни, здоровому образу жизни, здоровья детей, здоровья детей дошкольного, Детский сад, воспитания детей, детей основ физической, формированию основ, дошкольного возраста основ, ребенка дошкольного возраста.


Ключевые слова

здоровый образ жизни, сотрудничество с семьей, интерактивные формы работы

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос