Взаимодействие педагогического коллектива и семьи при воспитании культуры здоровья у детей дошкольного возраста как средство консолидированного подхода по формированию ценностей семьи | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Васютина И. В. Взаимодействие педагогического коллектива и семьи при воспитании культуры здоровья у детей дошкольного возраста как средство консолидированного подхода по формированию ценностей семьи [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 32-34. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13333/ (дата обращения: 20.06.2018).



Основная цель статьи — взаимодействие детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья детей, установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Ключевые слова: культура здоровья, семья, физкультурно-оздоровительной деятельность, инициатива, физическое развитие, взаимодействие педагогического коллектива и семьи

Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является барометром социально-экономического развития страны.

Важность работы по сохранению здоровья детей отражена во многих документах международного и отечественного уровня. Статья 6 Конвенции о правах ребенка указывает, что каждый ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие. Концепция дошкольного воспитания также привлекает внимание к проблемам охраны здоровья ребенка: «Дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии». Указ президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» содержит раздел «Меры по развитию политики формирования здорового образа жизни детей и подростков».

Вопросом здоровья детей занимались и занимаются многие ученые в различных областях знаний: Н. А. Берштейн, А. А. Ухтомский (физиология), А. В. Запорожец, В. П. Зинченко В. Т. Кудрявцев (психология), Л. Н. Волошина (педагогика), Э. В. Ильенков (философия), Ю. Ф. Змановский (педиатрия и педагогика) и др. [7, с. 226].

Важным фактором и условием эффективного образовательного процесса выступает взаимодействие его субъектов. Взаимодействие — это согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования один из принципов предполагает осуществление партнерства дошкольного образовательного учреждения с семьей.

Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т. д. Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане [4, с 112].

Семья как основная социальная ячейка общества объединяет людей, регулирует воспитание поколения, познавательную, трудовую деятельность личности. Семья является основной, решающей ступенью в формировании личности.

Следует отметить, что интерес к физкультурно-оздоровительной деятельности не всегда приобретает у детей дошкольного возраста форму сознательного, активного, внутреннего познавательного интереса, который необходим для эффективной реализации образовательной программы.

Основным условием эффективного взаимодействия педагогического коллектива и семьи в воспитании культуры здоровья детей дошкольного возраста является осуществление дифференцированного подхода к родителям в процессе воспитания культуры здоровья детей дошкольного возраста. Педагог в процессе взаимодействия с родителями учитывает особенности различных типов семей [2. с. 6].

Следует отметить, что современные родители образованны, обладают широким доступом к научно-популярной информации из области педагогики и психологии. Однако высокий уровень общей культуры, эрудированность и информированность родителей не являются гарантией достаточного уровня их педагогической культуры. Родители испытывают затруднения в воспитании детей, выборе оптимальных воспитательных методов и приемов, в применении почерпнутой из интернета и научно-популярной литературы информации непосредственно на практике. Они нуждаются в получении конкретной адресной помощи по вопросам воспитания детей. В этом случае именно педагоги дошкольных учреждений способны прийти на помощь родителям.

В зоне особого внимания педагогов дошкольного учреждения должны находиться молодые семьи, не имеющие опыта воспитания, не владеющие необходимыми знаниями и умениями. Задача педагога — содействовать повышению ответственности родителей за воспитание детей, обогащению их соответствующими знаниями и умениями. Причем важно учить молодых родителей понимать своего ребенка, учитывать его возрастные возможности. Молодые семьи нуждаются в квалифицированной помощи, внимании и поддержке педагогов и психологов [10. с. 206].

Основная цель всех видов форм взаимодействия детского сада с семьей — установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны.

Выстраивая взаимодействие с родителями можно развивать и использовать как традиционные формы — это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы — устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т. п. [3. с. 46].

Планируя ту или иную форму работы, необходимо исходить из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учетом этого надо выбирать следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность и интерактивность.

Например, можно использовать инновационные формы работы с родителями:

1. Информационно-аналитические формы работы с родителями

‒ анкетирование;

‒ опрос;

‒ «почтовый ящик».

2. Наглядно-информационные формы работы с родителями

‒ родительские клубы;

‒ мини-библиотека;

‒ информационные стенды «Культура здоровья»;

‒ выпуск газеты «Наше здоровье».

3. Познавательные формы работы с родителями

‒ родительские гостиные;

‒ нетрадиционные родительские собрания;

‒ устные журналы.

4. Досуговые формы работы с родителями

‒ спортивные праздники;

‒ совместные спортивно-оздоровительные досуги;

‒ участие родителей в спортивных соревнованиях, физкультурно-оздоровительных праздниках.

Основными формами совместной работы педагога и семьи по вопросам воспитания культуры здоровья детей дошкольного возраста являются доклады и сообщения на родительских собраниях и конференциях; организация выставок наглядных пособий с описанием их использования; открытые занятия по физическому развитию для родителей; групповые и индивидуальные консультации; беседы; специализированная рубрика на страничке сайта и т. п.

Систематическое общение с родителями дает возможность педагогу дополнить сведения о ребенке, найти объективные причины определенных трудностей в его физическом развитии.

Таким образом, в настоящее время актуальными задачами являются индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные семьи. Данные задачи можно решить путем вовлечения родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения, отбирая содержание, используя разнообразные формы и методы работы с родителями. Эффективное взаимодействие педагогического коллектива и семьи в воспитании культуры здоровья детей дошкольного возраста является использование инновационных форм взаимодействия педагогов с родителями в воспитании культуры здоровья детей дошкольного возраста.

Здоровье детей является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, одна из характеристик национальной безопасности. Дети стоят перед лицом будущего, и оно зависит от фундамента жизнедеятельности, который формируется в дошкольном детстве.

Литература:

  1. Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. — М., Изд-во МГУ. Изд-во Международного университета бизнеса и управления (Братья Карич), 2005. — 304 с.
  2. Арнаутова Е. П. Планируем работу с семьей // Управление ДОУ. — 2002. — № 4. — С. 66.
  3. Бочарова Н. Физкультурно-спортивные праздники в детском саду: новые подходы, методические рекомендации // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 1. — С. 46–51.
  4. Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. — 112 с.
  5. Васюкова Н. Е. Реализация интеграционных принципов в практике современного дошкольного образования // Нижегородское образование. — 2011. — № 2. — С. 86–91.
  6. Виленский М. Я. Методологический анализ общего и особенного в понятиях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» / М. Я. Виленский, С. О. Авчинникова // Теория и практика физической культуры. — 2004. — № 11. — С. 2–7.
  7. Витвицкая Л. А. Технологии взаимодействия субъектов образовательного процесса: учебное пособие. — Челябинск: Изд-во ЮурГУ, 2009. — 226 с.
  8. Волосникова Т. В., Филиппова С. О. Система физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении // Физическое воспитание и развитие дошкольников: учеб. пособие / Под ред. С. О. Филипповой. — М.: Академия, 2007. — С. 28–47.
  9. Доскин В. А. Растем здоровыми: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры / В. А. Доскин, Л. Г. Голубева. — М.: Просвещение, 2002. — 110 с.
  10. Дружинин В. Н. Психология семьи. — СПб.: Питер, 2006. — 206 с.
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, дошкольный возраст, семья, воспитание культуры здоровья детей, детский сад, воспитание детей, физическое развитие, педагогический коллектив, дошкольное учреждение, здоровье детей.

Ключевые слова

физическое развитие, семья, культура здоровья, инициатива, физкультурно-оздоровительной деятельность, взаимодействие педагогического коллектива и семьи

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос