Взаимодействие педагогического коллектива и семьи при воспитании культуры здоровья у детей дошкольного возраста как средство консолидированного подхода по формированию ценностей семьи | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Васютина И. В. Взаимодействие педагогического коллектива и семьи при воспитании культуры здоровья у детей дошкольного возраста как средство консолидированного подхода по формированию ценностей семьи [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 32-34. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13333/ (дата обращения: 18.08.2018).



Основная цель статьи — взаимодействие детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья детей, установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Ключевые слова: культура здоровья, семья, физкультурно-оздоровительной деятельность, инициатива, физическое развитие, взаимодействие педагогического коллектива и семьи

Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является барометром социально-экономического развития страны.

Важность работы по сохранению здоровья детей отражена во многих документах международного и отечественного уровня. Статья 6 Конвенции о правах ребенка указывает, что каждый ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие. Концепция дошкольного воспитания также привлекает внимание к проблемам охраны здоровья ребенка: «Дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии». Указ президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» содержит раздел «Меры по развитию политики формирования здорового образа жизни детей и подростков».

Вопросом здоровья детей занимались и занимаются многие ученые в различных областях знаний: Н. А. Берштейн, А. А. Ухтомский (физиология), А. В. Запорожец, В. П. Зинченко В. Т. Кудрявцев (психология), Л. Н. Волошина (педагогика), Э. В. Ильенков (философия), Ю. Ф. Змановский (педиатрия и педагогика) и др. [7, с. 226].

Важным фактором и условием эффективного образовательного процесса выступает взаимодействие его субъектов. Взаимодействие — это согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования один из принципов предполагает осуществление партнерства дошкольного образовательного учреждения с семьей.

Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т. д. Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане [4, с 112].

Семья как основная социальная ячейка общества объединяет людей, регулирует воспитание поколения, познавательную, трудовую деятельность личности. Семья является основной, решающей ступенью в формировании личности.

Следует отметить, что интерес к физкультурно-оздоровительной деятельности не всегда приобретает у детей дошкольного возраста форму сознательного, активного, внутреннего познавательного интереса, который необходим для эффективной реализации образовательной программы.

Основным условием эффективного взаимодействия педагогического коллектива и семьи в воспитании культуры здоровья детей дошкольного возраста является осуществление дифференцированного подхода к родителям в процессе воспитания культуры здоровья детей дошкольного возраста. Педагог в процессе взаимодействия с родителями учитывает особенности различных типов семей [2. с. 6].

Следует отметить, что современные родители образованны, обладают широким доступом к научно-популярной информации из области педагогики и психологии. Однако высокий уровень общей культуры, эрудированность и информированность родителей не являются гарантией достаточного уровня их педагогической культуры. Родители испытывают затруднения в воспитании детей, выборе оптимальных воспитательных методов и приемов, в применении почерпнутой из интернета и научно-популярной литературы информации непосредственно на практике. Они нуждаются в получении конкретной адресной помощи по вопросам воспитания детей. В этом случае именно педагоги дошкольных учреждений способны прийти на помощь родителям.

В зоне особого внимания педагогов дошкольного учреждения должны находиться молодые семьи, не имеющие опыта воспитания, не владеющие необходимыми знаниями и умениями. Задача педагога — содействовать повышению ответственности родителей за воспитание детей, обогащению их соответствующими знаниями и умениями. Причем важно учить молодых родителей понимать своего ребенка, учитывать его возрастные возможности. Молодые семьи нуждаются в квалифицированной помощи, внимании и поддержке педагогов и психологов [10. с. 206].

Основная цель всех видов форм взаимодействия детского сада с семьей — установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны.

Выстраивая взаимодействие с родителями можно развивать и использовать как традиционные формы — это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы — устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т. п. [3. с. 46].

Планируя ту или иную форму работы, необходимо исходить из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учетом этого надо выбирать следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность и интерактивность.

Например, можно использовать инновационные формы работы с родителями:

1. Информационно-аналитические формы работы с родителями

‒ анкетирование;

‒ опрос;

‒ «почтовый ящик».

2. Наглядно-информационные формы работы с родителями

‒ родительские клубы;

‒ мини-библиотека;

‒ информационные стенды «Культура здоровья»;

‒ выпуск газеты «Наше здоровье».

3. Познавательные формы работы с родителями

‒ родительские гостиные;

‒ нетрадиционные родительские собрания;

‒ устные журналы.

4. Досуговые формы работы с родителями

‒ спортивные праздники;

‒ совместные спортивно-оздоровительные досуги;

‒ участие родителей в спортивных соревнованиях, физкультурно-оздоровительных праздниках.

Основными формами совместной работы педагога и семьи по вопросам воспитания культуры здоровья детей дошкольного возраста являются доклады и сообщения на родительских собраниях и конференциях; организация выставок наглядных пособий с описанием их использования; открытые занятия по физическому развитию для родителей; групповые и индивидуальные консультации; беседы; специализированная рубрика на страничке сайта и т. п.

Систематическое общение с родителями дает возможность педагогу дополнить сведения о ребенке, найти объективные причины определенных трудностей в его физическом развитии.

Таким образом, в настоящее время актуальными задачами являются индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные семьи. Данные задачи можно решить путем вовлечения родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения, отбирая содержание, используя разнообразные формы и методы работы с родителями. Эффективное взаимодействие педагогического коллектива и семьи в воспитании культуры здоровья детей дошкольного возраста является использование инновационных форм взаимодействия педагогов с родителями в воспитании культуры здоровья детей дошкольного возраста.

Здоровье детей является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, одна из характеристик национальной безопасности. Дети стоят перед лицом будущего, и оно зависит от фундамента жизнедеятельности, который формируется в дошкольном детстве.

Литература:

  1. Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. — М., Изд-во МГУ. Изд-во Международного университета бизнеса и управления (Братья Карич), 2005. — 304 с.
  2. Арнаутова Е. П. Планируем работу с семьей // Управление ДОУ. — 2002. — № 4. — С. 66.
  3. Бочарова Н. Физкультурно-спортивные праздники в детском саду: новые подходы, методические рекомендации // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 1. — С. 46–51.
  4. Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. — 112 с.
  5. Васюкова Н. Е. Реализация интеграционных принципов в практике современного дошкольного образования // Нижегородское образование. — 2011. — № 2. — С. 86–91.
  6. Виленский М. Я. Методологический анализ общего и особенного в понятиях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» / М. Я. Виленский, С. О. Авчинникова // Теория и практика физической культуры. — 2004. — № 11. — С. 2–7.
  7. Витвицкая Л. А. Технологии взаимодействия субъектов образовательного процесса: учебное пособие. — Челябинск: Изд-во ЮурГУ, 2009. — 226 с.
  8. Волосникова Т. В., Филиппова С. О. Система физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении // Физическое воспитание и развитие дошкольников: учеб. пособие / Под ред. С. О. Филипповой. — М.: Академия, 2007. — С. 28–47.
  9. Доскин В. А. Растем здоровыми: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры / В. А. Доскин, Л. Г. Голубева. — М.: Просвещение, 2002. — 110 с.
  10. Дружинин В. Н. Психология семьи. — СПб.: Питер, 2006. — 206 с.
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, дошкольный возраст, семья, воспитание культуры здоровья детей, детский сад, воспитание детей, физическое развитие, педагогический коллектив, дошкольное учреждение, здоровье детей.

Ключевые слова

физическое развитие, семья, культура здоровья, инициатива, физкультурно-оздоровительной деятельность, взаимодействие педагогического коллектива и семьи

Похожие статьи

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста...

дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья.

Взаимодействие педагогического коллектива и семьи...

Взаимодействие педагогического коллектива и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольника.

Сегодня дошкольное образование выдвигает на передний план цели по охране жизни и здоровья детей, заботу об эмоциональном благополучии, психическом и...

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста...

здоровый образ жизни, ребенок, федеральный государственный образовательный стандарт, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, здоровье, собственное здоровье, здоровый ребенок, жизнь...

Территория сотрудничества семьи и ДОУ по формированию...

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста... дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. «Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов...

Взаимодействие дошкольного общеобразовательного...

Детский сад, здоровый образ жизни, Родитель, дошкольное учреждение, ребенок, семья, дошкольное образовательное учреждение, физическое воспитание, дошкольный возраст, здоровый ребенок.

Взаимодействие семьи и образовательной организации как...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. Патриотизм в физическом воспитании дошкольников.

Сотрудничество семьи и детского сада по формированию...

ребенок, детский сад, семья, родитель, физическая культура, физическое воспитание, мероприятие, игра, социальный опыт, физическое развитие. Семейный клуб — одна из эффективных нетрадиционных форм...

Роль дошкольного воспитания в жизни ребенка

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста...

Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено, прежде всего, на охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, формирование двигательных навыков и развитие...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста...

дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья.

Взаимодействие педагогического коллектива и семьи...

Взаимодействие педагогического коллектива и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольника.

Сегодня дошкольное образование выдвигает на передний план цели по охране жизни и здоровья детей, заботу об эмоциональном благополучии, психическом и...

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста...

здоровый образ жизни, ребенок, федеральный государственный образовательный стандарт, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, здоровье, собственное здоровье, здоровый ребенок, жизнь...

Территория сотрудничества семьи и ДОУ по формированию...

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста... дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. «Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов...

Взаимодействие дошкольного общеобразовательного...

Детский сад, здоровый образ жизни, Родитель, дошкольное учреждение, ребенок, семья, дошкольное образовательное учреждение, физическое воспитание, дошкольный возраст, здоровый ребенок.

Взаимодействие семьи и образовательной организации как...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. Патриотизм в физическом воспитании дошкольников.

Сотрудничество семьи и детского сада по формированию...

ребенок, детский сад, семья, родитель, физическая культура, физическое воспитание, мероприятие, игра, социальный опыт, физическое развитие. Семейный клуб — одна из эффективных нетрадиционных форм...

Роль дошкольного воспитания в жизни ребенка

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста...

Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено, прежде всего, на охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, формирование двигательных навыков и развитие...

Задать вопрос