Физическое оздоровление детей дошкольного возраста в условиях детских дошкольных учреждений при сотрудничестве с семьей | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

V международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, март 2014)

Дата публикации: 24.02.2014

Статья просмотрена: 1321 раз

Библиографическое описание:

Рыкова М. А. Физическое оздоровление детей дошкольного возраста в условиях детских дошкольных учреждений при сотрудничестве с семьей [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 88-90. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5168/ (дата обращения: 10.12.2018).

Ребёнок — зеркало семьи; Как в капле воды отражается — солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.

(В. А. Сухомлинский)

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста, изучает закономерности физического воспитания и развития ребенка от рождения до школы. Особую значимость физического воспитания определяющей основы всестороннего развития, является формирование закаленного, здорового, крепкого, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного, волевого ребенка, хорошо владеющего своими движениями любящего спортивные и физические упражнения, способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности. Приоритетным направлением деятельности всего общества можно назвать сохранение здоровья детей дошкольного возраста, лишь здоровые дети в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Важным компонентом в физическом воспитании детей дошкольного возраста является — здоровьесберегающий, он включает систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма. Он закладывает систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Большая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, которая в будущем способствует предупреждению образования вредных привычек у детей.

Фундамент здоровья и положительного отношения к физической культуре закладывается в раннем детстве. И в связи с этим основные усилия должны быть направлены на:

-       совершенствование программно-методического и организационного обеспечения физического воспитания среди дошкольников;

-       повышение ответственности родителей за здоровье детей;

-       создание в дошкольных учреждениях комплексных центров, включающих спортивный зал, бассейн, плоскостные сооружения;

-       создание индустрии практичных и гигиеничных товаров и тренажеров для занятий физической культурой дошкольников;

-       массовое издание литературы.

Система непрерывного физкультурного — оздоровительного образования состоит из четырех подсистем: базовая, начального специального, специального (профессионального) и спортом:

занятия физической культурой, ориентированное физическое воспитание обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья;

физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня;

спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Для эффективной работы в детском дошкольном учреждении по физическому воспитанию необходимы: специально оборудованные физкультурные залы и площадки. Это очень важно для благоприятной жизнедеятельности детей. При особенностях быстро растущего организма малыша, наблюдается значительный прирост скоростно-силовых качеств, выносливости, гибкости и ловкости, формируются многие двигательные умения и навыки (физкультурные залы и места для самостоятельных занятий физическими упражнениями), что выступает сдерживающим фактором, не позволяющим в полной мере обеспечить развитие психофизического и морфофункционального потенциала. Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения. Работа по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны осуществлять семья и дошкольное учреждение, как две основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребёнка. Поэтому, организуя сотрудничество с семьёй по воспитанию здорового ребёнка, особое внимание необходимо уделять постоянному совершенствованию форм и методов работы с родителями.

Целью «воспитания» родителей воспитанников, является не передача им научных психолого-педагогических знаний, а формирование у них «педагогической компетенции» и «педагогической рефлексии» или коррекция их педагогической позиции, позволяющих понимать своего ребенка, строить правильно общение с ним и совместную деятельность.

Традиционными в дошкольном учреждении являются такие формы организации работы с родителями по формированию навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, как физкультурные досуги и спортивные праздники с участием родителей и сотрудников дошкольного учреждения, консультации, беседы. Но проблема в том, что родители чаще всего выступают в роли зрителей и реже в качестве участников спортивных мероприятий. Сегодня, когда родители зачастую испытывают трудности в общении с собственным ребенком, нельзя ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники. Эффективность работы дают такие формы работы, на которых знания преподносятся в процессе сотрудничества педагога и родителей, активного взаимодействия взрослого и ребенка. Одной из таких форм являются совместные занятия физическими упражнениями родителей и детей. На них родители приобретают не только теоретические знания, но и овладевают практическими умениями в области физического воспитания детей. А в случае участия педагога, руководителя физического воспитания и родителей происходит сплочение семейных отношений между детьми и родителями.

Важное значение в работе по формированию навыков ЗОЖ необходимо предавать повышению уровня валеологической культуры семей посредством проведения просветительской работы с родителями: проведение консультаций по вопросам оздоровления (закаливание, двигательная активность, питание, аутотренинги, дыхательные системы), а также информационные бюллетени, рекламные буклеты, выпуск журналов, тематические выставки, библиотека здоровья, оформление информационных уголков здоровья. Например: «Вот я — болеть не буду», «Как я расту», встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты. Родители должны быть постоянными участниками всех конкурсов, проводимых в дошкольном учреждении. Необходимо проводить практические семинары и дни открытых дверей, другие мероприятия. Когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, двигательной активности, гигиенических процедур, развития двигательных навыков, тогда будут правильно сформированы навыки здорового образа жизни у дошкольников.

Взаимодействие родителей, хорошо знающих особенности своих детей, педагогов и медиков, строящих работу на основе профессиональных знаний педагогики, психологии и медицины позволит эффективно решать проблемы оздоровления дошкольников.

Укреплению здоровья детей способствуют выполнение режима дня, проведение закаливающих процедур воздухом и водой. Закаливание воздухом включает воздушные процедуры после сна, световоздушные ванны во время прогулок в теплое время года. Закаливание водой предусматривает обширное умывание, контрастное закаливание кистей рук теплой и холодной водой, в теплый период контрастное обливание ног.

Формирование данных навыков у дошкольников зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране. Поэтому в центре работы должны быть семья и детский сад — основные социальные структуры, определяющие уровень здоровья ребенка.

Воспитание потребности в здоровом образе жизни должны осуществляться по следующим направлениям в детском саду и семье:

-       привитие стойких культурно-гигиенических навыков;

-       развитие представлений о строении человеческого тела, назначении органов;

-       обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;

-       формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;

-       формирование элементарных представлений об окружающей среде;

-       формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям;

-       развитие потребности семьи (родителей) ребенка в здоровом образе жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении здоровья.

Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи преследует следующие цели:

1.      Изучение запроса родителей.

2.      Формирование у родителей теоретических знаний, закрепление привычки и выработка потребности следовать здоровому образу жизни.

3.      Помощь в приобретении практических навыков элементарных приемов диагностики, методов сохранения и укрепления здоровья детей и взрослых.

4.      Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований дошкольного учреждения и семьи в вопросах здоровья детей.

5.      Повышение педагогической культуры, педагогической компетентности родителей в воспитании здорового ребенка.

При работе с родителями ставятся следующие задачи:

1.      Ориентировать семью на воспитание здорового ребенка.

2.      Помочь в освоении родителями основ личностно-ориентированной педагогики и психологии общения с детьми, обеспечивающее эмоциональное и психическое благополучие детей.

3.      Обеспечить тесное сотрудничество и единые требования дошкольного учреждения и семьи в вопросах здоровья детей.

4.      Укрепить веру родителей в себя как компетентных воспитателей.

5.      Формировать у родителей теоретические знания, закрепить навыки и выработать потребности в здоровом образе жизни.

6.      Повысить интерес родителей к деятельности дошкольного учреждения и жизни ребенка в нем.

Чтобы решить проблему оздоровления детей — необходимо создать доверительно-деловые контакты с родителями, атмосферу сотрудничества, которые предполагают несколько этапов:

-       Знакомство с родителями (установление доверительных отношений с родителями),

-       Ознакомление с условиями, проблемами семьи в воспитании здорового ребёнка (продолжать формировать установку на сотрудничество),

-       Организация совместных усилий родителей и детского сада, направленное на физическое развитие детей (осуществляется практическая подготовка в вопросах воспитания здоровых детей).

Все проводимые работы по значимости участия в них родителей можно разделить на три варианта:

1.                      Ведущая, определяющая роль принадлежит инструктору по физическому воспитанию (готовятся сценарий, план мероприятия, оформление, атрибуты, исполняют роли). Родители и дети участвуют в спортивном празднике или развлечениях.

2.                      Вариант, когда инструктор, воспитатели, родители совместно подготавливают сценарий, план мероприятий (родители играют роли сказочных персонажей, являются членами жюри, помогают в оформлении зала, готовят атрибуты, костюмы).

3.                      Вариант, когда родители и дети являются инициаторами, авторами предлагаемых спортивных мероприятий.

На основании всего выше сказанного можно сказать о том, что физическое оздоровление детей дошкольного возраста в условиях детских дошкольных учреждений при сотрудничестве с семьей является важной ступенью в формировании в будущем активной жизненной позиции ребенка.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья.

Похожие статьи

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста... дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья.

здоровый образ жизни, родитель, ребенок, детский сад...

Детский сад, здоровый образ жизни, Родитель, дошкольное учреждение, ребенок, семья, дошкольное образовательное учреждение, физическое воспитание, дошкольный возраст, здоровый ребенок.

Здоровый образ жизни у детей в процессе взаимодействия ДОУ...

дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья.

Формирование ценностей здорового образа жизни у детей...

Воспитание здоровых детей — один из самых главных вопросов семьи и дошкольного образовательного учреждения. Лучшим вариантом является тот факт, если здоровый образ жизни поддерживается родителями.

здоровый образ жизни, детский сад, семья, ребенок...

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста... дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья.

Оздоровление детей дошкольного возраста посредством...

дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья.

здоровый образ жизни, семья, дошкольный возраст...

здоровый образ жизни, ребенок, укрепление здоровья детей, родитель, группа, физическое воспитание, Физическая культура, детский сад, дошкольное учреждение, дорожка здоровья.

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни...

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста... дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья.

Взаимодействие родителей и детского сада при формировании...

Ключевые слова: здоровый образ жизни, дошкольный возраст, здоровье. Проблемы здоровья населения следует отнести к глобальным, связанным с национальной безопасностью государства.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста... дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья.

здоровый образ жизни, родитель, ребенок, детский сад...

Детский сад, здоровый образ жизни, Родитель, дошкольное учреждение, ребенок, семья, дошкольное образовательное учреждение, физическое воспитание, дошкольный возраст, здоровый ребенок.

Здоровый образ жизни у детей в процессе взаимодействия ДОУ...

дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья.

Формирование ценностей здорового образа жизни у детей...

Воспитание здоровых детей — один из самых главных вопросов семьи и дошкольного образовательного учреждения. Лучшим вариантом является тот факт, если здоровый образ жизни поддерживается родителями.

здоровый образ жизни, детский сад, семья, ребенок...

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста... дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья.

Оздоровление детей дошкольного возраста посредством...

дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья.

здоровый образ жизни, семья, дошкольный возраст...

здоровый образ жизни, ребенок, укрепление здоровья детей, родитель, группа, физическое воспитание, Физическая культура, детский сад, дошкольное учреждение, дорожка здоровья.

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни...

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста... дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья.

Взаимодействие родителей и детского сада при формировании...

Ключевые слова: здоровый образ жизни, дошкольный возраст, здоровье. Проблемы здоровья населения следует отнести к глобальным, связанным с национальной безопасностью государства.

Задать вопрос