Взаимодействие педагогического коллектива и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольника | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Васютина И. В., Попова Е. В., Саркисова К. Л. Взаимодействие педагогического коллектива и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольника [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. 66- — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7631/ (дата обращения: 21.09.2018).

Сегодня дошкольное образование выдвигает на передний план цели по охране жизни и здоровья детей, заботу об эмоциональном благополучии, психическом и физическом развитии, а также интеллектуально-личностное развитие ребёнка.

Американский психолог Ллойд Демоз считает, что человека следует рассматривать не как хомо экономикус или хомо политикус, а хомо релатенс, т. е. ищущего взаимоотношений, любви больше, чем денег или власти. Пытаясь выделит периоды с разными стилями воспитания детей, Л. Демоз признает, что психогенная эволюция с неодинаковой скоростью протекает в разных генеалогических линиях, что многие родители как будь то «застряли» на более раннем этапе, что даже в наши дни есть люди, которые бьют, убивают и насилуют детей. Кроме того, существуют классовые и региональные различия, ставшие особенно. Демоз, анализируя имеющиеся в истории сведения о воспитании детей, сформировал периодизацию типов отношений родителей и детей. Эти периоды показывают постепенное сближение ребенка и родителя по мере того как поколение за поколением родители медленно преодолевают свои тревоги и начинают развивать способность распознавать и удовлетворять потребности ребенка. Эта классификация дает так же представление и о современных тенденциях в воспитании детей в семье.

Таким образом, Л. Демоз подводит нас к мысли о том, что полноценное воспитание гармоничных, психически здоровых детей может осуществляться только психологическими зрелыми родителями, обладающими, прежде всего, педагогической рефлексией.

Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями, направлено на повышение педагогической культуры родителей.

Родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определенные трудности. Задача педагогов дошкольного учреждения — помочь родителям в воспитании детей. Но педагоги не все готовы к этой деятельности в силу ряда причин.

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, современна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. Поэтому перед дошкольным учреждением стоит задача правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребёнка.

Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является барометром социально-экономического развития страны.

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации. Необходимость комплексного подхода к организации оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении уже ни у кого не вызывает сомнения.

Важность работы по сохранению здоровья детей отражена во многих документах международного и отечественного уровня.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подчеркивает, что одним из приоритетных направлений в образовании является сохранение и укрепление здоровья детей и один из принципов предполагает осуществление партнерства дошкольного образовательного учреждения с семьей. Сохранение и укрепление здоровья детей − необходимый фактор успешности в дальнейшем обучении.

Вопросом здоровья детей занимались и занимаются многие ученые в различных областях знаний: Н. А. Берштейн, А. А. Ухтомский (физиология), А. В. Запорожец, В. П. Зинченко В. Т. Кудрявцев (психология), Л. Н. Волошина (педагогика), Э. В. Ильенков (философия), Ю. Ф. Змановский (педиатрия и педагогика) и др.

Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения широко обсуждается педагогами и психологами И. А. Витвицкой, Т. В. Кротовой и др. Л. М. Клариной был разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи.

Педагоги и психологи обращают внимание на то, чтобы в систему воспитания общей культуры человека было включено в качестве ее неотъемлемого компонента воспитание культуры здоровья.

Следует отметить, что понятие «культура здоровья» разрабатывается в современных исследованиях в области валеологии и акмеологии как междисциплинарная категория, интегрирующая знания антропологических наук в культурологическом аспекте.

Л. Н. Волошина отмечает, что культура здоровья — это не только информированность в области здоровьесбережения, достигаемая в процессе обучения, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих.

Как считает С. Н. Горбушина, «феномен культуры здоровья, включающий исторически закрепленную человечеством программу организации безопасной жизнедеятельности и преемственности воспитания здорового поколения.

Появляются и новые термины, связанные по смыслу с культурой здоровья. Например, Д. Алхасов предлагает термин «ортобиотическая культура здоровья». Ортобиотика — это наука о здоровье, путях его самосбережения, основанных на построении рационального образа жизни, в основе которого лежит многолетнее сохранение и укрепление здоровья и осознание самоценности собственной жизни.

Мы считаем, что культура здоровья дошкольника − это совокупность ценностно-потребностных, практически приобретенных и усвоенных знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, направленной на сохранение и преумножение здоровья, проявляющейся в способности формирования индивидуальной стратегии здоровьесбережения. В качестве структурных компонентов культуры здоровья мы рассматривали:

1)   когнитивный компонент (система знаний о здоровье и его составляющих, здоровом образе и стиле жизни, способах оздоровления и повышения резервов здоровья как сложных социально-личностных и психофизиологических явлениях);

2)   ценностно-потребностный компонент (ценностные ориентации на здоровье; потребность и готовность деятельностно-практического участия в формировании здорового образа и стиля жизни);

3)   эмоционально-волевой компонент (ответственное и позитивное отношение к собственному здоровью; чувство удовлетворения и радости от здоровьесбережения, настойчивость в достижении цели по сохранению, укреплению и формированию своего здоровья);

4)   деятельностно-практический компонент (творческая деятельность в сохранении и преумножении своего здоровья, самостоятельность в здоровьесбережении; способность к переносу индивидуального опыта здоровьесбережения в повседневную практику).

В образовательном процессе необходимо учесть, что исходным моментом в становлении культуры здоровья ребенка дошкольного возраста является субъектное взаимодействие педагога, детей, родителей.

Cодержательные аспекты модели культуры здоровья дошкольников включают в себя комплекс качеств, обеспечивающих успешное обучение в школе.

В своем исследовании под «взаимодействием педагогического коллектива и семьи» мы понимаем систематический и длительный процесс взаимного воздействия друг на друга педагогов и родителей, имеющий целью координацию воспитательной деятельности семьи и детского сада, направленный на обеспечение полноценной социализации личности ребенка и с этой целью оказание семье необходимой профессиональной педагогической помощи.

Основными формами совместной работы педагога и семьи по вопросам воспитания культуры здоровья детей дошкольного возраста являются доклады и сообщения на родительских собраниях и конференциях; организация выставок наглядных пособий с описанием их использования; открытые занятия по физическому развитию для родителей; групповые и индивидуальные консультации; беседы; специализированная рубрика на страничке сайта и т. п.

В современных условиях основные задачи эффективного сотрудничества и взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи можно определить следующим образом:

−     воспитание уважения к детству и родительству;

−     повышение психолого-педагогической компетентности родителей:

−     воспитание привычки обращаться за помощью к специалистам в вопросах воспитания и обучения;

−     повышение уровня общей культуры семьи.

Современные требования к образовательной работе в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм ее организации, при которых синтезируются элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. Такой формой работы является проектная деятельность.

Метод проектов становится способом организации педагогического процесса, основного на взаимодействии педагога, родителей и детей между собой и окружающей средой. Следовательно, метод проектов выступает как основа взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.

На первом этапе проекта, для выявления эмоционального отношения к физкультурным занятиям, можно использовать рисуночный тест «Отношение ребенка к физкультурному занятию», позволяющий выявить степень сформированности представлений о значении физкультурных занятий и характер их эмоционального отношения к данному виду деятельности.

На втором этапе реализации проекта «Культура здоровья» работа с родителями приобретает более углубленный и целенаправленный характер. Начинает работу Родительская академия «Энциклопедия здорового детства». Ее принципами является сотрудничество и взаимодействие на доверительных отношениях. Целью работы Родительской академии явилась повышение педагогической культуры родителей посредством пропаганды здорового образа жизни, расширения взаимосвязи с различными социальными институтами города, что в свою очередь широкие социальные контакты создают положительную эмоциональную атмосферу как для детей, так и для взрослых.

Дифференцированный подход к родителям реализовывался через психолого-педагогическую работу с родителями воспитанников в условиях дошкольного образовательного учреждения. Работа состояла из групповых и индивидуальных занятий. Занятия проводились педагогами в форме консультаций, увлекательных игр, включающих тренировку социальных и коммуникативных навыков. Основой организации физкультурно-оздоровительной деятельности станет совместная детско-родительская физкультурно-образовательная деятельность, при которой взрослые личным примером будут подкреплять осознанное отношение к физкультуре.

На контрольном этапе работы проекта целью является проверить эффективность организационно-педагогических условий взаимодействия педагогического коллектива и семьи в воспитании культуры здоровья детей дошкольного возраста.

Семейное воспитание (то же самое — воспитание детей в семье) — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и дошкольное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья здесь отражает и учреждения образования, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести довольно определенную зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.

Важный фактор становления личности — осознание себя как представителя определенного пола и овладение соответствующим ролевым поведением. Ученые называют это формированием психологического пола и отмечают особую роль семьи в данном процессе. Ребенок видит пример поведения родителей, их взаимоотношений, трудового сотрудничества, строит свое поведение на основе подражания, сообразуясь со своим полом.

Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то, естественно, именно семье должны уделять первостепенное значение общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия. Крепкие здоровые, духовные семьи — мощное государство. Семья стоит у колыбели формирования личности в самом прямом смысле, закладывает основы отношений между людьми, формирует ориентации на всю оставшуюся трудовую и социальную жизнь человека. Очень важно, чтобы воспитание ребенка в семье отвечало тем требованиям, которые предъявляет человеку общество.

Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи предполагает наличие у родителей ответственности, а у воспитателей — семейной центрированности педагогической деятельности, основанной на рассмотрении ребенка только в контексте семьи. Основной путь налаживания такого сотрудничества — организация образовательного взаимодействия, результатом которого станет реализация целей и принципов личностно ориентированного образования дошкольников.

Эффективность взаимодействия семейного и общественного воспитания определяется степенью удовлетворения дошкольными учреждениями потребностей родителей в услугах детского сада. Поэтому педагогические коллективы должны быть сориентированы на изучение потребностей, мотивационно-целевых установок, ценностных ориентации современных родителей в вопросах воспитания и обучения дошкольников, что позволит скорректировать эти установки на осуществление совместными усилиями главной цели дошкольного образования — разностороннего развития личности ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей и подготовки его к обучению в школе. В этой связи в центре внимания педагога ставится личность родителей, их представления о ребенке, каким они хотят его видеть и соответственно воспитать.

Систематическая и целенаправленная работа по организации взаимодействия педагогического коллектива и семьи в воспитании культуры здоровья детей дошкольного возраста позволяют решать поставленные нами задачи в ходе осуществления педагогической деятельности.

 

Литература:

 

1.      Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. — М: Аркти, 1993–132 с.

2.      Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. − М., Изд-во МГУ. Изд-во Международного университета бизнеса и управления (Братья Карич), 2005. − 304 с.

3.      Арнаутова Е. П. Планируем работу с семьей // Управление ДОУ. − 2002. − № 4. — С. 66.

4.      Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. — 112 с.

5.      Виленский М. Я. Методологический анализ общего и особенного в понятиях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» / М. Я. Виленский, С. О. Авчинникова // Теория и практика физической культуры. − 2004. − № 11. − С. 2–7.

6.      Волошина Л. Н., Мусанова М. М. Проблемы многоуровневого управления физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса в дошкольном учреждении / Л. Н. Волошина, М. М. Мусанова // Культура физическая и здоровье. — Воронеж, 2010. — № 3(28). — С. 35

7.      Голицына Н. С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. — 72 с.

8.      Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья − единое пространство детского развития. − М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001, − 240 с.

9.      Дружинин В. Н. Психология семьи. — СПб.: Питер, 2006. — 206 с.

10.  Евдокимова Н. В., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. − М: Мозаика — Синтез, 2007–167 с.

11.  Образовательная программа дополнительного образования детей «За здоровый образ жизни» // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.voenpatriot.ru/

12.  Сопко Г. И., Пазыркина М. В. Культура здоровья − важнейший компонент народного образования // Здоровьесберегающее образование. − № 1(29). 2013. − С. 88–94.

13.  Стожарова М. Ю. Психологическое здоровье старших дошкольников // Ребенок в детском саду. — 2005. − № 5. − С.19–25.

14.  Технология новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: учеб.-метод. пособие / Белгор. гос. ун-т, Центр развития ребенка — дет. сад № 57; авт. Н. М. Бутырина, С. Ю. Боруха, Т. Ю. Гущина и др. − Белгород, 2004. — 180 с.

15.  Хабибуллина Р. Ш. Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями // Дошкольная педагогика. — 2007. − № 7. — С. 70.

16.  Ярская Е. Р. Проблематизация семьи в социологии. — М., 2006. — 17 с.

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): семья, дошкольное учреждение, родитель, дошкольный возраст, воспитание детей, дошкольное образовательное учреждение, ребенок, дошкольное образование, педагогический коллектив, детский сад.

Похожие статьи

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, детский сад, ребенок, воспитательный процесс, открытость, педагог, семья. Создание системы взаимодействия с родителями воспитанников...

Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи...

ребенок, дошкольное учреждение, ранний дошкольный возраст, занятие, родитель, игра, положительный эмоциональный фон, упражнение, физическое воспитание детей. Детский сад и семья — взаимодействие и сотрудничество.

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного...

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста.

Рубрика: Педагогика детей раннего возраста. Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (4) март 2016 г.

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок...

детский сад, дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, семья воспитанников, электронная почта, семья, официальный сайт, образовательная организация, воспитание детей.

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок...

ребенок, группа, родитель, том, семья, дошкольное образовательное учреждение, детский коллектив, возрастной период, дошкольный возраст, естественный образ.

Педагогические условия подготовки детей к школе...

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, дошкольная педагогика...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

Социальное партнёрство семьи и дошкольной образовательной...

детский сад, дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, семья воспитанников, электронная почта, семья, официальный сайт, образовательная организация, воспитание детей.

родитель, детский сад, дошкольное учреждение, воспитание...

родитель, дошкольное учреждение, воспитание детей, ребенок, семейное воспитание, детский сад, родительский клуб, семья, активное участие, совместная деятельность.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, детский сад, ребенок, воспитательный процесс, открытость, педагог, семья. Создание системы взаимодействия с родителями воспитанников...

Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи...

ребенок, дошкольное учреждение, ранний дошкольный возраст, занятие, родитель, игра, положительный эмоциональный фон, упражнение, физическое воспитание детей. Детский сад и семья — взаимодействие и сотрудничество.

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного...

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста.

Рубрика: Педагогика детей раннего возраста. Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (4) март 2016 г.

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок...

детский сад, дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, семья воспитанников, электронная почта, семья, официальный сайт, образовательная организация, воспитание детей.

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок...

ребенок, группа, родитель, том, семья, дошкольное образовательное учреждение, детский коллектив, возрастной период, дошкольный возраст, естественный образ.

Педагогические условия подготовки детей к школе...

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, дошкольная педагогика...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

Социальное партнёрство семьи и дошкольной образовательной...

детский сад, дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, семья воспитанников, электронная почта, семья, официальный сайт, образовательная организация, воспитание детей.

родитель, детский сад, дошкольное учреждение, воспитание...

родитель, дошкольное учреждение, воспитание детей, ребенок, семейное воспитание, детский сад, родительский клуб, семья, активное участие, совместная деятельность.

Задать вопрос