Библиографическое описание:

Гусева И. А. Интерактивное взаимодействие с дошкольниками в триаде «ребёнок — родитель — педагог» как необходимое условие социализации воспитанников // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 72-75.



В последнее время мы часто используем термин «интерактивность», который в своём прямом переводе с английского (англ. interation — взаимодействие) обозначает «взаимодействие». Интерактивность — понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами. Наиболее широко используется в таких областях как: теория информации, информатика и программирование, системы телекоммуникаций, социология, промышленный дизайн и других. Нас в психолого-педагогическом контексте интерактивность интересует как специально организованная деятельность, носящая ярко выраженную социальную направленность. Т.о. прилагательное «интерактивный» означает «основывающийся на взаимодействии».

Социализация, в свою очередь, — это усвоение человеком морали, нравственных норм и ценностей, а также правил поведения в обществе, которое его окружает. Осуществляется социализация, главным образом, через общение, а поскольку первый человек, с кем ребенок начинается общаться и испытывать в нем потребность — это мама (или человек ее заменяющий), то семья выступает первым и главным «институтом социализации».

Социализация детей дошкольного возраста — процесс длительный и многоплановый. В зависимости от успешности адаптационного процесса социализации ребенок постепенно принимает на себя какую-либо роль в обществе, учится вести себя в соответствии с требованиями социума, постоянно, наощупь изучая и понимая зыбкий баланс между этими требованиями и собственными потребностями. В педагогике эти процессы называют факторами социализации.

Факторы социализации личности ребенка-дошкольника могут быть внешними, к которым относится, во-первых, семья, во-вторых, детский коллектив, прежде всего дошкольного образовательного учреждения, как системообразующий, и/или различные развивающие и образовательные детские центры, которых очень много в Москве в последние годы, и в-третьих, это культура и религиозные убеждения и верования социального окружения ребёнка. Внутренние факторы социализации — это индивидуальные особенности ребенка, которые напрямую влияют на формирование у него картины мира и определяют стиль переживания межличностных отношений.

В связи с новыми требованиями, выдвигаемыми ФГОС ДО, социализация является основным фактором, показывающим готовность дошкольника принять на себя новую социальную роль — ученика и успешно осваивать её в процессе обучения в школе. Поэтому в процессе формирования предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников особое место занимает формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Классики отечественной педагогики и психологии (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев и др.) доказали, что особенности социализации детей дошкольного возраста состоят в том, что пути и средства социализации личности дошкольника напрямую зависят от возрастного этапа развития и определяются типом ведущей деятельности. В зависимости от возраста главным в личностном развитии ребенка выступает следующее: до года — это семья, в период с года до 3 лет — появляется потребность в детском коллективе и 3–7лет коммуникация как способ познания мира, а соответственно, и социализация, строится ребёнком с использованием собственной речи.

Так как понятие «ребёнок-дошкольник» охватывает период от 3 до 7 лет, а дети приходят в дошкольное образовательное учреждение и с 1,5 лет, в основном в адаптационные группы кратковременного пребывания, то хотелось бы остановиться на социализации в этом возрасте как процессе адаптации к новым социальным условиям. Мы, как педагоги, специалисты в области возрастной педагогики и психологии, знаем, что для детей до года самое важное — общение внутри семьи. Именно через призму семейных отношений и ценностей им воспринимается и усваивается базовая информация о внешнем мире, формируются шаблоны поведения. Наша ДОО функционирует 15 лет, и сейчас уже приходят вторые и третьи дети из семей, с которыми мы начинали сотрудничать после открытия. И хотя в ДОО детей в возрасте до года сейчас нет, но есть родители, которые приводят своих старших детей в ДОО, имея младенцев в семье. И взаимодействие с родителями наших потенциальных воспитанников строится во многом по направлениям психопрофилактики и просвещения. В консультациях мамам даётся информация о том, как важен телесный и визуальный контакт с ребёнком.

Следующий возрастной период, в котором у ребёнка сохраняется базовая потребность в семье, и при этом появляется потребность в общении в детском коллективе — после года и примерно до 3 лет. Именно поэтому родителям объясняется, как важно создавать ребёнку условия для возможности полноценных межличностных коммуникаций — то есть водить ребенка в группы раннего развития в ДОО или детских центрах, на детские площадки, и т. п. К счастью, информированность родителей в этом отношении достаточно высока: так называемое «сарафанное радио» и Интернет (именно в таком порядке!) делают открытой информацию о разных видах образовательных услуг в микрорайоне проживания семьи. И многие семьи выбирают ДОО как именно здесь дети учатся полноценно общаться с себе подобными, учат друг друга простым нормам сосуществования в обществе, например, тому, что нужно дружить, делиться, сопереживать. Вообще ранний возраст (от 1,5 до 3 лет) — очень информативен для педагога о способе организации жизни в семье воспитанника. Здесь для нас в настоящее время — огромное поле деятельности в связи с поведенческими особенностями современных родителей. Я объясню, что имеется в виду. Когда заканчивается «острый» период адаптации в группах кратковременного пребывания, дети начинают вести себя естественным образом, во многом повторяя поведение родителей дома. Поведение девочек здесь чаще более информативно, т. к. в большей степени проецирует поведение мамы, ухаживающей за ребёнком и проводящей с ним гораздо больше времени, чем в основном много работающие отцы. У нас достаточно большая площадь отведена под ГКП — это стандартное групповое помещение, поэтому и разнообразных игрушек, и места для двигательной активности детей достаточно. Так вот, самыми предпочтительными игрушками оказываются коляски с куклами, которые можно катать по группе для девочек и большие машины для мальчиков, в которых можно передвигаться, сидя внутри. Девочки с колясками, одновременно 2–3-4, выбирают коляски, укладывают туда своих кукол, затем берут телефоны (или предметы, их замещающие), и начинают катать коляски, одновременно разговаривая по телефону! С «условным ребёнком» в коляске они не общаются, зато останавливаясь, «понарошку» как бы собираясь на детской площадке, обмениваются репликами о магазинах. Если в момент включённого наблюдения за такой «игрой» педагог скажет что-либо типа: «Анечка, слышишь, у тебя ребёнок плачет!», Анечка, исполняющая роль «мамочки» может даже не переключиться на куклу, а только обратить внимание на обратившегося к ней воспитателя. И здесь, на наш взгляд, важным является то, что сама Анечка не всегда чувствует поддержку своей взрослой мамы, показывая, что общение по телефону или с подружками важнее для неё потребности в общении ребёнка. Поэтому для родителей детей из ГКП устраиваются семинары-тренинги, Круглые столы и консультации по обучению интерактивному взаимодействию с собственным ребёнком, общую тематику которых можно назвать «Общаться с ребёнком. Как?»

От 3 до 6 лет главным средством познания мира для ребенка становится собственная речь: он учится задавать вопросы, строить диалог, анализировать знания, полученные вербальным путем. Наши «Почемучки» с одной стороны, стали другими, с другой — это те же дети, с теми же глубоко драматичными для их детской жизни проблемами и страхами. Поясню свою мысль: нам очень долго твердили, что вырастает новое поколение детей — дети «индиго» с высоким уровнем интеллекта, необычайной чувствительностью, телепатическими способностями и мн. другие. Утверждалось также, что «дети индиго» будто бы представляют собой «новую расу людей». Однако, по мнению гораздо более информированной в отношении изменения детской сущности М. М. Безруких [2], директора Института возрастной физиологии РАО, и физиологически, и психологически дети за эти 20 лет изменились не настолько, чтобы говорить о принципиально «новой расе». Да, мы видим, что дети играючи осваивают сложные гаджеты, к которым мы зачастую не знаем, как подойти. Но делают они это, потому что это их новая реальность, они просто не боятся! Типичной становятся ситуации, подобные той, в которой 4-летняя девочка очень сердилась на маму, показавшую ей в окно птичку, а оконное стекло не увеличивало изображение, хотя девочка пальчиками его раздвигала, чтобы птичка стала крупнее. Это очень злило ребёнка, и она требовала маму «исправить» стекло! В машинах, в детских креслах, в детской поликлинике уже привычное зрелище — малыш даже в коляске с электронным гаджетом, хотя мама рядом, но она тоже в своём телефоне. Проблема здесь во многом, на наш взгляд, в том, что нынешние родители дошкольников, у которых это первый ребёнок (потому что именно на опыте первого родительства мы совершаем самые большие ошибки) — это «дети перестройки», т. е. молодые люди 25–30 лет. Их детство прошло в условиях выживания их родителей. С ними часто так же не играли и не общались в раннем детстве, поэтому и опыта личного общения с ребёнком у них нет. Поэтому задача ДОО в данном возрастном периоде её воспитанников — продолжить обучение родителей полноценному общению с ребёнком, в котором важно не время, проведённое вместе, а его насыщенность, «качество общения».

В контексте статьи, мы считаем необходимым отметить, что для успешной социализации ребёнка –дошкольника очень важна предметно-развивающая среда ДОО. В Москве вообще, в нашем учреждении в частности, для реализации задач социального развития созданы все условия: оформлены игровые уголки по группам, имитирующие взрослые гостиные и столовые, подобраны оборудование и атрибуты для полноценных сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Библиотека», театральные уголки и др.

Дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, который по высказываниям Л. С. Выготского рассматривается как “врастание в человеческую культуру”. В нашем дошкольном образовательном учреждении проводятся разнообразные праздники, в том числе фольклорные, досуги и др. мероприятия, реализующие задачи развития социальной компетентности. В частности, в этом учебном году в рамках проектной деятельности специалисты одним из направлений выбрали проект «Праздники знакомые и необычные». Суть проекта заключается в том, что все сценарии мероприятий придумываются специалистами (это гарантирует их оригинальность и чёткую направленность на решение определённых задач), а также то, что проводится это в самых разных формах. Пример: традиционный День знаний 1 сентября был организован как викторина-путешествие детей на самолётё в разные аэропорты — математики, литературы, музыки, спорта. В ставший уже традиционным День матери (последнее воскресенье ноября) специалисты подготовили для воспитанников авторский спектакль «Наши мамы могут всё», а воспитатели в группах в процессе НОД провели беседы о семье, важности взаимовыручки и помощи каждого члена семьи, в том числе детей.

Возвращаясь к проекту «Праздники знакомые и необычные» хочу рассказать ещё о двух из них. В сентябре ЮНЕСКО отмечал Всемирный день благодарности. Мы придумали, поставили и показали кукольный спектакль «Почему нужно благодарить». Нам кажется важным отметить вот что: все проекты, в том числе с использованием театрального оборудования реализуются, исходя из игрушек и костюмов, имеющихся в ДОО. Тема, которую мы хотим раскрыть — важность благодарности за то, что для тебя (ребёнка) делается — на примере семьи зверей. И мы как авторы, пишем и разыгрываем текст от имени тех персонажей, которые у нас в наличии. А воспитатели в группах после просмотра закрепляют нравственный аспект театрализованного действия.

Пожалуй, самым необычным был праздник 12 октября — Всемирный день яйца (World Egg Day), который начали отмечать в мире с 1996 года. В этот день для детей провели интеллектуальную игру — квест «Кто живёт в яйце?», объединяющую знания и умения детей во всех 5 образовательных областях. Здесь важно отметить, что все эти мероприятия проводятся для всех возрастов, просто сценарии расписываются таким образом, что информация, которую в результате получает ребёнок, соответствует его возрастным психофизическим возможностям.

К этому проекту примкнул ещё один, проводимый в рамках Семейного клуба и продолжающийся и сейчас «Игрушки своими руками. Делаем игрушки вместе с родителями». На всех возрастных параллелях (а у нас в ДОО 11 групп), воспитатели дают мастер-классы для семей воспитанников. В подготовительных группах в роли «Учителей» выступали воспитанники. Вместе с родителями они изготавливали куклы — обереги, предварительно научившись делать их своими руками с воспитателями на групповых занятиях. Здесь важно отметить, что все занятия подобного типа построены на основе знакомства и закрепления у детей знаний о народном быте, воспитания у них уважения к предкам, их тяжёлому труду. Постоянные апелляции к истории народа — трудовой, бытовой, и особенно героической — условия, соблюдение которых гарантирует закладку основ патриотизма, как важнейшей части социализации дошкольников.

Все мероприятия, проводимые сейчас в ДОО, имеют чётко направленную патриотическую и нравственную основу. А самое важное, на наш взгляд, что в процессе взаимодействия друг с другом не дома, а в ДОО и ребёнок, и родитель научаются совершенно по- другому видеть и чувствовать друг друга. Наблюдать за взаимоотношениями родителей и детей до и после таких мастер-классов — особая педагогическая радость. Гордость ребёнка не только за сделанную вещь, но и за маму, папу, бабушку с которым он вместе сотрудничал, передаётся родителю, усиливаясь эмоциями самого родителя многократно. Не зря многие из них, почувствовав эту «другую», нетипичную близость к ребёнку охотно приходят на следующие мероприятия такого типа.

Важно отметить, что мастер- классы проходят по вечерам, и часто получается, что с одним родителем или бабушкой работают вместе 2–3 ребёнка. Чаще всего это братья и сёстры ребёнка, в группе которого проводится мастер-класс, но иногда это просто дети из группы, за которыми родители ещё не пришли. И таким вот естественным образом и ребёнок, который с родителем, и ребёнок, который делает поделку вместе с ними, оказывается в сложной социальной системе, они должны решить вопрос взаимной коммуникации в чём-то уступая друг другу, в чём- то доказывая свою правоту, но придя к единой цели. Здесь некоторые дети раскрывались совершенно с незнакомой стороны и нам, педагогам.

Подводя итог, необходимо отметить, что для воспитания полноценной личности необходимо содействовать социализации ребенка в его первых социумах — семье и группе ДОО, которые могут способствовать социально-психологической адаптации ребёнка к дальнейшей жизни в обществе и успешного взаимодействия с окружающим его миром.

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  2. Безруких М. М. «В любом виде деятельности ребенка, а в игре прежде всего, идет его развитие» / Интервью с М. М. Безруких // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2013. № 7. — С.10–14.
Основные термины (генерируются автоматически): детей дошкольного возраста, социализации личности, ДОО детей, условие социализации воспитанников, социализации детей дошкольного, социализации ребёнка –дошкольника, универсальных учебных действий, задача ДОО, среда ДОО, социализации личности ребенка-дошкольника, группе ДОО, социализации личности дошкольника, адаптационного процесса социализации, Внутренние факторы социализации, части социализации дошкольников, факторами социализации, социализации ребенка, Социализация детей дошкольного, кратковременного пребывания, детском коллективе.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос