Проблема социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (143) март 2017 г.

Дата публикации: 06.03.2017

Статья просмотрена: 1206 раз

Библиографическое описание:

Виноградова Н. Н. Проблема социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №9. — С. 312-314. — URL https://moluch.ru/archive/143/40247/ (дата обращения: 16.07.2019).



Одной из важнейших задач дошкольного образования согласно Федеральному государственному стандарту выступает задача приобщения детей к социокультурным нормам и традициям семьи, общества, государства [2]. Также отмечается необходимость формирования у детей первичных представлений о культурных традициях своего народа и других народов.

Л. Ф. Фатихова, И. С. Чуканова указывают, что у детей дошкольного возраста еще отсутствует субъективное отношение к социокультурным ценностям, осознанное понимание их смысла, их оценка. В результате этого дети еще не способных выделять ценности, которые привлекательны для них в других людях, у них не сформировано отношение к детскому коллективу [2, 3].

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для социокультурного развития, перед детьми открывается мир духовных ценностей, нравственных принципов, человеческих взаимоотношений.

Термин «социокультурное развитие», по мнению Н. Я. Большуновой, означает процесс формирования у детей системы ценностей: представлений о добре и зле, правде и лжи, времени и пространстве, дружбе и т. д. В ходе социокультурного развития происходит усвоение социального опыта, знаний, умений и навыков, социальных норм, опыта взаимодействия с другими людьми [7].

Л. М. Захарова, Ю. В. Пурскалова считают, что социокультурное развитие в дошкольном возрасте связано с воспроизводством норм и правил общества, благодаря чему обеспечивается сохранение традиций народа. Традиция представляет собой социокультурную коммуникацию между поколениями людей, которая определяет последующее развитие культуры. Множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступают важным регулятором общественных отношений [6].

Процесс социокультурного развития и формирования социокультурных ценностей в детском саду, согласно ФГОС ДО, направлен на формирование самостоятельной и зрелой личности, развитие и совершенствование всех сфер ребенка, корректировку системы ценностей с учетом выработанных обществом. Достижение этих целей предполагается через создание условий для саморазвития, развития творческого потенциала, развитие коммуникативных способностей, формирование активной жизненной позиции, реализацию принципов гуманизма и личностно-ориентированного воспитания [4].

По мнению О. Б. Широких, на протяжении дошкольного возраста процесс развития социокультурных ценностей включает ряд этапов. На первом этапе у детей формируется умение видеть нравственные отношения между людьми, осознание значимости взаимопонимания, сопереживания, содействия [5].

На втором этапе основное внимание уделяется достижению согласованности в проявлении мыслей, чувств, поведения в деятельности. Деятельность должна вызывать интерес, быть посильной, способствовать раскрытию индивидуальных особенностей воспитанников [51].

На третьем этапе формируется готовность проявлять ценностное отношение в виде понимания, сопереживания, содействия. Четвертый этап включает в себя закрепление приобретенных умений и навыков. Пятый этап направлен на достижение устойчивости сформированного отношения к себе, другим людям, окружающему миру, историческому прошлому [51].

По мнению С. В. Кахнович, С. А. Козловой, М. Д. Маханевой присоединение к группе социокультурных ценностей способствует формированию у ребенка первичного социокультурного опыта, восприятия традиций своего народа, обретению памяти рода. Социокультурные ценности выступают базисом для формирования характера ребенка, нравственных основ его личности.

Усвоению социокультурных ценностей в старшем дошкольном возрасте способствует весь предшествующий ход развития ребенка, сформировавший предпосылки социокультурного развития. Остановимся на них.

Н. И. Непомнящая говорит о том, что в старшем дошкольном возрасте в процессе развития личности ребенка происходит формирование детской компетентности, которая включает в себя развитие личностных новообразований, овладение новыми видами деятельности, становление ценностных установок, развитие навыков общения как со сверстниками, таки со взрослыми, способность оценивать себя в рамках норм и правил социума [38].

Важное значение для социокультурного развития имеет развитие чувств, на это обращают внимание А. М. Виноградова, Н. В. Микляева, Н. Ф. Мулько. Главным источником проявления чувств в дошкольном возврате являются различные виды детской деятельности. Дошкольники наиболее ярко выражают свое отношение к окружающему в продуктивных видах деятельности: рисовании, лепке, аппликации. Данные виды детской деятельности дают дошкольникам возможность отображать наблюдаемые ранее явления окружающей их действительности, при этом выражая не только зрительные впечатления, но и сложившееся в процессе воспитания восприятие окружающего мира, их интересы, оценку наблюдаемых событий и т. д. [1].

Процесс развития личности дошкольника заключается в развитии чувств и воли; развитии осознанного понимания места, которое он должен занимать в окружающем социуме.К этим двум сторонам Л. И. Божович добавляет еще формирование самосознания, которое заключается в наличии четких знаний о себе; о месте, которое он занимает в своем окружении;развитии умения взглянуть со стороны и оценить собственные поступки, сравнив их с поступками окружающих [7].

Н. Мельникова указывает, что формирование ценностных представлений личности детей старшего дошкольного возраста строится в следующих направлениях:

– развитие положительного эмоционального отклика на проявления социально значимых ценностных представлений;

– развитие эмоциональных реакций адекватных ситуации проявления ценностных представлений;

– актуализация общественно значимых ценностных представлений через их узнавание в новых контекстах;

– знакомство с амбивалентностью понятиями, характеризующие в ясных и знакомых детям социальных отношениях позитивное и негативное ценностное представление: добро — зло, правда — ложь, труд — лень, безделье, щедрость — жадность и др.;

– обогащение активного словаря посредством слов, обозначающих ценности и их антиподы;

– воспитание ценностного отношения (оценку) к явлениям социальной жизни через побуждение к выражению эмпатии, сочувствия и содействия как проявления ценностного представления к окружающим;

– развитие умений проявлять в поведении, выражать в игровых и жизненных ситуациях социально ценные представления, основанные на уважении к другому человеку и признании его как ценности;

– формирование целостной картины мира на основе первичных ценностных представлений [3].

По мнению Н. Я. Большуновой, в старшем дошкольном возрасте развитие социокультурных ценностей может осуществляться с помощью следующих форм и методов работы: викторины, тематические беседы, проблемные ситуации, игровые упражнения, игры, театрализованная деятельность, изучение традиций и обычаев народа, проектная деятельность и т. д. Особое внимание автор уделяет роли сказки в формировании представлений о социокультурных ценностях у дошкольников [1].

Обобщая вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что развитие представлений о социокультурных ценностях является важной составляющей процесса социокультурного развития в дошкольном возрасте. Он включает в себя ряд этапов, обеспечивающих последовательное усвоение социокультурных ценностей. В число социокультурных ценностей, представления о которых формируются у старших дошкольников входят ценности семьи, дружбы, любви к Родине, уважения к историческому прошлому народа.

Литература:

  1. Буре, Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3–7 лет. Методическое пособие. ФГОС [Текст] / Р. С. Буре. М.: «Мозаика-Синтез». 2015. — 80 с.
  2. Захарова, Л. М., Пурскалова, Ю. В. Социокультурное развитие ребенка дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой народов мира [Электронный ресурс] / http://www.teoria-practica.ru
  3. Казакова, Н. В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада [Текст] / Н. В. Казакова // Воспитатель ДОУ. 2008. -№ 12. — С.31–36.
  4. Кара-Мурза, С. Г. Манипуляция сознанием [Текст] / С. Г. КаразМурза. — М.: «Эксмо», 2005. — 524 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: — URL: http://www.edu.ru/db-minobr/mo/Data/d_13/m1155.pdf.
  6. Хлынова, Л. А. Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ [Текст] / Л. А. Хлынова, С. В. Мещерякова, С. Ф. Шевченко // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.
  7. Чуканова И. С. Проблема формирования ценностных представлений у детей дошкольного возраста // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: www.scienceforum.ru/2013/159/1551 (дата обращения: 06.09.2015).

Основные термины (генерируются автоматически): социокультурное развитие, дошкольный возраст, ценность, старший дошкольный возраст, развитие, представление, развитие чувств, окружающий мир, ценностное отношение, ряд этапов.


Похожие статьи

Сказка как средство развития социокультурных ценностей...

Исследователи проблемы социокультурного развития детей дошкольного возраста Н. Я. Большунова, О. Л. Князева, С. А. Козлова отмечают, что социокультурное развитие во многом определяется способностью сопоставлять жизнь с образцами.

Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста...

Отметим, что особенности развития ребенка дошкольного возраста определяются не только его физическими аспектами, но и воспитанием социально-нравственных устоев в процессе формирования специфических ценностных ориентаций.

Значение дошкольного возраста в становлении личности ребенка

В жизни ребёнка дошкольный возраст отличается от других этапов развития тем, что в эти годы закладываются основы общего развития личности, вырабатываются психические и личностные качества ребёнка, ценностное отношение ребёнка к окружающей.

Социокультурные ценности и проблема приобщения к ним детей

Социокультурное развитие дошкольника в процессе приобщения к ценностям включает в себя ряд компонентов. Ссылаясь на работы С. В. Кахнович, К. И. Чижовой, О. В. Федоскиной можно выделить основные компоненты социокультурного развития детей

Значение игры в формировании нравственных ценностей у детей...

Дошкольный возраст — период активного познания мира и человеческих отношений, формирование основ личности будущего гражданина.

Сказка как средство развития социокультурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста.

Cоциальное развитие дошкольников | Статья в журнале...

В среднем дошкольном возрасте развивать у дошкольников умение понимать окружающих людей, стремиться к общению и взаимодействию, расширять представления об окружающем мире.

Современные подходы к ознакомлению детей дошкольного...

ребенок, социальная действительность, дошкольное образование, трудовая деятельность, представление детей, познавательный интерес, окружающий мир, дошкольный возраст, социальный мир, взрослый.

Актуальность развития гуманных отношений у дошкольников

В статье обозначена проблема развития гуманных отношений в дошкольном возрасте в контексте гуманизации образования, рассмотрены особенности становления гуманных отношений в старшем дошкольном возрасте.

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного...

социально-коммуникативное развитие, ребенок, дошкольный возраст, совместная деятельность, сверстник, развитие, отношение, чувство, старший дошкольный возраст, уважительное отношение.

Похожие статьи

Сказка как средство развития социокультурных ценностей...

Исследователи проблемы социокультурного развития детей дошкольного возраста Н. Я. Большунова, О. Л. Князева, С. А. Козлова отмечают, что социокультурное развитие во многом определяется способностью сопоставлять жизнь с образцами.

Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста...

Отметим, что особенности развития ребенка дошкольного возраста определяются не только его физическими аспектами, но и воспитанием социально-нравственных устоев в процессе формирования специфических ценностных ориентаций.

Значение дошкольного возраста в становлении личности ребенка

В жизни ребёнка дошкольный возраст отличается от других этапов развития тем, что в эти годы закладываются основы общего развития личности, вырабатываются психические и личностные качества ребёнка, ценностное отношение ребёнка к окружающей.

Социокультурные ценности и проблема приобщения к ним детей

Социокультурное развитие дошкольника в процессе приобщения к ценностям включает в себя ряд компонентов. Ссылаясь на работы С. В. Кахнович, К. И. Чижовой, О. В. Федоскиной можно выделить основные компоненты социокультурного развития детей

Значение игры в формировании нравственных ценностей у детей...

Дошкольный возраст — период активного познания мира и человеческих отношений, формирование основ личности будущего гражданина.

Сказка как средство развития социокультурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста.

Cоциальное развитие дошкольников | Статья в журнале...

В среднем дошкольном возрасте развивать у дошкольников умение понимать окружающих людей, стремиться к общению и взаимодействию, расширять представления об окружающем мире.

Современные подходы к ознакомлению детей дошкольного...

ребенок, социальная действительность, дошкольное образование, трудовая деятельность, представление детей, познавательный интерес, окружающий мир, дошкольный возраст, социальный мир, взрослый.

Актуальность развития гуманных отношений у дошкольников

В статье обозначена проблема развития гуманных отношений в дошкольном возрасте в контексте гуманизации образования, рассмотрены особенности становления гуманных отношений в старшем дошкольном возрасте.

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного...

социально-коммуникативное развитие, ребенок, дошкольный возраст, совместная деятельность, сверстник, развитие, отношение, чувство, старший дошкольный возраст, уважительное отношение.

Задать вопрос