Особенности профессионального развития личности сотрудника уголовно-исправительного учреждения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кузнецова, Л. Э. Особенности профессионального развития личности сотрудника уголовно-исправительного учреждения / Л. Э. Кузнецова, К. А. Бочарова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 50-51. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/339/15121/ (дата обращения: 15.11.2024).



Статья посвящена теоретическому анализу особенностей профессионального развития личности сотрудника уголовно-исправительного учреждения. Особое внимание уделено роли психологической службы в профилактике профессиональной деформации личности сотрудника уголовно-исправительного учреждения.

Ключевые слова: профессиональное развитие, личность сотрудника уголовно-исправительного учреждения, психологическая служба, профессиональная деформация.

На современном этапе общественного развития отдельные аспекты формирования личности, в том числе и в рамках профессионального развития находится под пристальным вниманием психологов. Столь высокий интерес к исследованию личности, а также актуальность ее дальнейшего изучения связаны с ее междисциплинарным характером, который приводит к необходимости изучения огромного числа факторов и условий, оказывающих влияние на ее становление и развитие.

Профессиональное развитие личности, рассматриваемое с позиций системного подхода, представляет собой не статическое, а динамическое, непрерывно изменяющееся состояние человека. В процессе овладения профессиональной ролью профессионально важные качества субъекта труда развиваются, складываются приемы их компенсации, деятельность приобретает качественно новые характеристики. Меняется «удельный вес» отдельных профессионально важных качеств по мере перехода от нижнего уровня профессиональной успешности — к более высокому.

Прохождение службы в учреждениях уголовно-исполнительной системы ФСИН России предъявляет повышенные требования к нравственным качествам сотрудников, уровню их эмоциональной выдержки, терпимости, самообладанию, наличию социального иммунитета к возможному воздействию криминальной субкультуры и иных неблагополучных факторов. К ним можно отнести относительно невысокий уровень заработной платы, напряженный характер труда, отдаленность большинства учреждений такого рода от крупных центров. Как следствие, престиж этой профессии находится на достаточно низком уровне.

В процессе прохождения службы сотрудники уголовно-исполнительной системы под воздействием специфичных неблагоприятных факторов профессиональной деятельности подвержены профессиональной деформации.

Для повышения уровня престижа профессии, профилактики профессиональной деформации сотрудников в данной системе необходима не только традиционная кадровая работа, но и работа психологов.

На сегодняшний день многие учреждения уголовно-исполнительной системы обладают сложившейся структурой психологического обеспечения работы с кадрами, которая строится на профессионально-психологическом отборе кандидатов на службу, оказании помощи в адаптации вновь принятым на службу сотрудникам, психологическом обеспечении работы с резервом кадров на выдвижение, психологической подготовке персонала, психологическом сопровождении отделов специального назначения и оперативно-режимных служб подразделений уголовно-исправительной системы [1].

Одним из важных направлений работы психологической службы уголовно-исполнительной системы является контроль состояния морально-психологического климата в коллективе, профилактика деструктивных явлений и профессиональной деформации личности. Эта работа проводится психологами учреждений в тесном взаимодействии с отделами по работе с личным составом учреждений.

Руководством отдела на каждого сотрудника составляется и ведется дневник индивидуально-воспитательной работы, в котором отражаются мероприятия по организации психолого-воспитательной работы, проводимой с сотрудником в части профилактики и недопущения вступления в неслужебные связи со спецконтингентом, нарушений режимных требований, а в разделе «Психологические мероприятия» психологом учреждения вносятся данные о типе темперамента сотрудника, психологическом климате в его семье, взаимоотношениях с коллективом, а также рекомендованных способах психологической регуляции и саморегуляции индивидуально для каждого сотрудника.

Показательно, что, несмотря на сложные условия работы, высокую эмоциональную напряженность, работа в уголовно-исполнительной системе является стабильной и дает возможность профессионального развития личности через преодоление трудностей службы, приобретения психологической устойчивости к негативному воздействию среды, наработку таких качеств, как: мужественность, решительность, самодисциплина, твердость и бескомпромиссность в вопросах службы, мгновенная реакция, и многих других, необходимых сотруднику УИС в служебной деятельности.

Для выработки профессионально-важных качеств, молодые сотрудники, прибывая в учреждение, в обязательном порядке проходят период стажировки в должности от трёх до шести месяцев под руководством наставников из числа более опытных сотрудников и постоянной поддержке психологов учреждения, оказывающих помощь сотрудникам в активизации внутренних возможностей для наработки и развитии тех индивидуальных качеств личности, которые необходимы сотруднику данной службы для исполнения своих служебных обязанностей или дают рекомендации руководству отделов и служб для перевода сотрудника в другой отдел или службы, если развитие этих качеств по тем или иным причинам затруднено или невозможно. Результатом этой работы становится формирование особого типа личности сотрудника уголовно-исправительной системы, его морального облика со своей спецификой, имеющей профессиональную значимость в осуществляемой деятельности.

Таким образом, качественное психологическое обеспечение, грамотное использование методов и методик психологического воздействия, психологическая профилактика причин, способствующих проявлению профессиональных деструкций, способствуют профессиональному развитию личности сотрудника исправительного учреждения и предотвращению профессиональной деформации личности.

Сотрудники уголовно-исправительной системы имеют все необходимые возможности для профессионального роста и развития личности, такие как: бесплатное обучение в ведомственных высших учебных заведениях, обязательное периодическое повышение квалификации, физическая подготовка, психологическое сопровождение службы, что позволяет сотруднику всегда быть в хорошей физической и психологической форме. В уголовно-исполнительной системе в связи со спецификой деятельности существует довольно быстрый карьерный рост, что также является мотивацией сотрудников к постоянному личностному и профессиональному развитию.

Литература:

  1. Дебольский, М. Г. Психологическая служба уголовно-исполнительной системы // Энциклопедия юридической психологии / М. Г. Дебольский. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 420 с.
Основные термины (генерируются автоматически): уголовно-исполнительная система, профессиональное развитие, психологическая служба, сотрудник, уголовно-исправительная система, уголовно-исправительное учреждение, профессиональная деформация, профессиональная деформация личности, профессиональное развитие личности, профессиональное развитие личности сотрудника.

Ключевые слова

психологическая служба, профессиональное развитие, профессиональная деформация, личность сотрудника уголовно-исправительного учреждения

Похожие статьи

Психологическое сопровождение профессиональной деформации личности сотрудника уголовно-исправительного учреждения

В статье проводится теоретический анализ проблемы психологического сопровождения профессиональной деформации сотрудников уголовно-исправительных учреждений.

Изоляция мест лишения свободы как фактор развития деструктивных форм поведения осужденных в исправительных колониях

В статье проведен краткий анализ подходов к исследованию влияния изоляции мест лишения свободы на возможность развития деструктивных форм поведения осужденных в условиях исправительных колоний.

Роль воспитательно-образовательной среды воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в становлении личности несовершеннолетних осужденных

В статье рассматривается влияние на становление личности несовершеннолетнего осужденного воспитательно-образовательной среды воспитательной колонии.

Взаимосвязь личностных качеств осужденных с проявлением у них суицидальных наклонностей в процессе выполнения трудовой деятельности при отбывании наказания

В данной статье описывается теоретическая часть исследования взаимосвязи личностных качеств осужденных с проявлением у них суицидальных наклонностей в процессе выполнения трудовой деятельности при отбывании наказания.

Социальная реабилитация и адаптация несовершеннолетних осужденных в условиях воспитательной колонии

В статье рассматриваются особенности процессов социальной реабилитации и адаптации несовершеннолетних осужденных на примере ФКУ Арзамасская ВК. Особое внимание уделяется описанию профориентационной работы, осуществляемой учреждением.

Индивидуальная воспитательная работа как эффективное средство исправления осужденных

В статье рассматривается эффективность индивидуальной воспитательной работы с осужденными, особенности данного процесса и влияние методов и техник этой работы на осужденных лиц.

Профилактика эмоционального выгорания воспитателей дошкольной образовательной организации в профессиональной деятельности

В статье представлены результаты исследования по профилактике эмоционального выгорания воспитателей дошкольной образовательной организации.

Значение физической подготовки для сотрудников уголовно-исполнительной системы

Данная работа рассматривает важные аспекты, которые необходимо учитывать при разработке программы физической подготовки для сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС). Исходя из специфики профессиональной деятельности сотрудников УИС, автор ра...

Психологическая работа как составная часть морально-психологического обеспечения деятельности государственной службы

В статье рассматривается роль и значение работы по психологическому просвещению в рамках повышения устойчивости к стрессорам в профессиональной деятельности государственных служащих (военнослужащих).

Влияние взаимодействия со специалистами социально-психологической сферы на развитие и состояние несовершеннолетних осужденных в процессе отбывания наказания

В статье исследуется проблема подготовки специалистов социально-психологической сферы к взаимодействию с несовершеннолетними осужденными. Экспериментальным путем доказывается влияние взаимодействия специалиста социально-психологической сферы на форми...

Похожие статьи

Психологическое сопровождение профессиональной деформации личности сотрудника уголовно-исправительного учреждения

В статье проводится теоретический анализ проблемы психологического сопровождения профессиональной деформации сотрудников уголовно-исправительных учреждений.

Изоляция мест лишения свободы как фактор развития деструктивных форм поведения осужденных в исправительных колониях

В статье проведен краткий анализ подходов к исследованию влияния изоляции мест лишения свободы на возможность развития деструктивных форм поведения осужденных в условиях исправительных колоний.

Роль воспитательно-образовательной среды воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в становлении личности несовершеннолетних осужденных

В статье рассматривается влияние на становление личности несовершеннолетнего осужденного воспитательно-образовательной среды воспитательной колонии.

Взаимосвязь личностных качеств осужденных с проявлением у них суицидальных наклонностей в процессе выполнения трудовой деятельности при отбывании наказания

В данной статье описывается теоретическая часть исследования взаимосвязи личностных качеств осужденных с проявлением у них суицидальных наклонностей в процессе выполнения трудовой деятельности при отбывании наказания.

Социальная реабилитация и адаптация несовершеннолетних осужденных в условиях воспитательной колонии

В статье рассматриваются особенности процессов социальной реабилитации и адаптации несовершеннолетних осужденных на примере ФКУ Арзамасская ВК. Особое внимание уделяется описанию профориентационной работы, осуществляемой учреждением.

Индивидуальная воспитательная работа как эффективное средство исправления осужденных

В статье рассматривается эффективность индивидуальной воспитательной работы с осужденными, особенности данного процесса и влияние методов и техник этой работы на осужденных лиц.

Профилактика эмоционального выгорания воспитателей дошкольной образовательной организации в профессиональной деятельности

В статье представлены результаты исследования по профилактике эмоционального выгорания воспитателей дошкольной образовательной организации.

Значение физической подготовки для сотрудников уголовно-исполнительной системы

Данная работа рассматривает важные аспекты, которые необходимо учитывать при разработке программы физической подготовки для сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС). Исходя из специфики профессиональной деятельности сотрудников УИС, автор ра...

Психологическая работа как составная часть морально-психологического обеспечения деятельности государственной службы

В статье рассматривается роль и значение работы по психологическому просвещению в рамках повышения устойчивости к стрессорам в профессиональной деятельности государственных служащих (военнослужащих).

Влияние взаимодействия со специалистами социально-психологической сферы на развитие и состояние несовершеннолетних осужденных в процессе отбывания наказания

В статье исследуется проблема подготовки специалистов социально-психологической сферы к взаимодействию с несовершеннолетними осужденными. Экспериментальным путем доказывается влияние взаимодействия специалиста социально-психологической сферы на форми...