Профессиональные деформации как социально-педагогическая проблема | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 20.04.2016

Статья просмотрена: 291 раз

Библиографическое описание:

Гузенко, А. Ю. Профессиональные деформации как социально-педагогическая проблема / А. Ю. Гузенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 936-937. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28355/ (дата обращения: 16.11.2024).



Важнейшее место в жизни человека занимает трудовая и профессиональная деятельность. Под профессиональной понимается любая сложная деятельность, которая предстает перед человеком как конституированный способ выполнения чего-либо, имеющий нормативно установленный характер. Любая деятельность оказывает влияние на человека. Многие из его свойств оказываются невостребованными, другие, способствующие успешности, «эксплуатируются» годами. Отдельные из них могут трансформироваться в «профессионально нежелательные» качества; одновременно развиваются профессиональные акцентуации — чрезмерно выраженные качества и их сочетания, отрицательно сказывающиеся на деятельности и поведении.

В процессе длительного выполнения профессиональной деятельности признается разнонаправленность изменений личности. Отмечается, что профессиональное развитие личности сопровождается личностными приобретениями и потерями. Происходит то, что называют деформациями (искажениями) и деструкциями (разрушениями) — как социально одобряемой структуры деятельности, так и самой личности профессионала [3, с. 171].

Профессиональная деформация социально обусловлена, в связи с тем, что человек, подвергшийся деформации, не только продолжает в ситуациях не связанных с исполнением своих служебных обязанностей выполнять свою профессиональную роль, но и изменяет (искажает) свое трудовое поведение.

Под деформациями трудового поведения следует понимать искажения, причиной которых является влияние, как внешних, так и внутриличностных сил, которые действуют взаимозависимо и взаимообусловленно, усложняя общую картину социодинамики. [8, с. 27]

Данное влияние обусловлено поведением человека, его взаимоотношениями с коллегами, друзьями в быту, на производстве. Важное значение имеет реализация человека в жизни: его цели, характер мышления, идеалы, сопротивляемость внешним факторам.

Поведенческие деформации различны, особо часто встречающиеся следующие: некомпетентность, боязнь самовыражения, карьеризм, закрытость личности.

Некомпетентностьследствие недостаточности знаний, умений, навыков у работника, отсутствия профессионального опыта, образования, необходимой квалификации. Некомпетентность может быть связана с плохой организацией труда в коллективе, отсутствием нужной информации, и неправильными управленческими решениями, что отражается на качестве работы сотрудников.

Боязнь самовыраженияформируется в связи с пассивной жизненной позицией личности, отсутствием целей и положительных установок, недоверием к людям, нежеланием познавать новое, что приводит к потере смысла жизни, интереса к работе и снижению профессионализма.

Карьеризм — желание сделать карьеру, добиться успеха, продвижения по службе, не считаясь с интересами дела, стремление занять руководящие должности и получать привилегии. Гипертрофированное стремление к достижению и организации своей карьеры, превращает трудовую деятельность в борьбу за положение, статус и привилегии.

Закрытость личности — деформация, возникающая в результате обособления личности. Дефицит общения негативно сказывается на поведении. Человеку свойственна замкнутость, автономность, что создает трудности в межличностном общении и во взаимоотношениях в коллективе.

Таким образом, в результате профессиональных деформаций изменяется не только личностные качества работника, но и его трудовое поведение, что мешает его профессиональному росту, адаптации к новым условиям.

Данные проблемы имеют социальный аспект, рассматриваются как негативные и приводят к застою производства и к глубокому технологическому отставанию.

Современная система профессионализации работника, которая ориентируется главным образом на обучение, а не на воспитание, сегодня не дает аналогов здорового трудового поведения. В этом смысле более предусмотрительной была система советского периода, которая всегда разрабатывала социальный заказ на «положительного героя», «активного строителя коммунизма», «рабочего-героя», готового к трудовым подвигам даже в условиях экстремальных ситуаций и бытовой неустроенности. Это во многом снимало поведенческие деформации. [8, с. 31].

В современном обществе в условиях экономической нестабильности, низкий уровень жизни граждан, их материальная необеспеченность способствуют тому, что деформации обостряются и распространяются, что отрицательно влияет на формирование здорового трудового поведения.

С целью преодоления профессиональных, поведенческих деформаций работнику необходимо разработать свою индивидуальную программу профессионального развития, включив в нее следующие задачи:

 учиться позитивно мыслить, формировать положительные установки, пересматривать устаревшие убеждения;

 повышать профессиональный уровень, познавать новое.

 анализировать и моделировать свое поведение, вести дневник, описывая свою профессиональную биографию, выражая отношение к ее событиям, осмысливая пережитый опыт;

 сохранять свой энергетический потенциал, доверять своей интуиции.

Каждому человеку совершенно необходимо и вполне реально построить свою индивидуальную программу профессионального развития и самосохранения, стремясь постоянно приближаться к решению поставленных задач в зависимости от зрелости своей личности. Результатом и показателем эффективности программы самосохранения являются физическое, а также профессиональное творческое долголетие человека.

Литература:

  1. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. СПб., 2004. 272 с.
  2. Грановская Р. М. Психологическая защита. СПб, 2007. 476 с.
  3. Дружилов С. А. Профессиональные деформации как индикаторы дезадаптации и душевного неблагополучия человека // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 6. С. 171–178.
  4. Дружилов С. А. Психология профессионализма: инженерно-психологический подход. Харьков, 2011. 296 с.
  5. Никифоров Г. С. Психология здоровья. СПб, 2003. 608 с.
  6. Сыманюк Э. Э. Психология профессиональных деструкций. М, 2005. 240 с.
  7. Фонарев А. Р. Психологические особенности личностного становления профессионала. М, 2005. 560 с.
  8. Шаталова Н. И. Деформации трудового поведения работника // Социологические исследования. 2000. № 7. С. 26–33.
Основные термины (генерируются автоматически): деформация, трудовое поведение, закрытость личности, здоровое трудовое поведение, индивидуальная программа, профессиональная деятельность, профессиональное развитие.


Задать вопрос