Одним из основных путей профилактики маргинального поведения виктимных детей является целенаправленное моделирование и развитие ситуаций самосовершенствования, в которых педагоги постоянно сталкиваются с необходимостью активно расширять и применять имеющиеся знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности. [1, с. 33]
Комплексная профилактическая программа должна способствовать предупреждению личностных деструкций, развитие значимых личностных качеств ребенка, накоплению и формированию позитивных поведенческих проявлений личности ребенка, связанных с безопасным поведением. Такая программа будет служить надежным средством профилактики профессиональных виктимных деформаций.
Автор выделяет основные условия профилактики маргинального поведения виктимных детей:
Психологическая профилактика — содействие полноценному социально-профессиональному развитию личности, предупреждение возможных кризисов, личностных и межличностных конфликтов, включая выработку рекомендаций по улучшению социальных условий самореализации личности, с учетом формирующихся социально-экономических отношений. Психолого-педагогический аспект профилактических действий в рамках психологического исследования направлен, в первую очередь, на особенности поведения самой потенциальной жертвы, её личность и способы социальной адаптации. [2, с. 223]
Основной задачей профилактики является создание условий содействующих адекватному и компетентному реагированию личности на трудности педагогического взаимодействия.
Сущность профилактики состоит в создании психолого-педагогическими технологиями условий для предотвращения ситуаций, факторов вызывающих психологические напряжения, стрессы и травмы, а также повышение психологической толерантности (невосприимчивости) к ним. То есть в первую очередь в формировании стиля безопасного поведения. Предупреждение виктимных ситуаций и снижение психотравмирующего влияния возможно путем использования следующих личностно ориентированных технологий:
повышение социально-педагогической компетентности педагогов осуществляется в ходе проведения семинаров по проблемам психологии личности и деструктивным ее изменениям, профессиональному становлению и росту, проектированию альтернативных сценариев профессиональной жизни.
анализ не только самих по себе отдельных качественных и количественных показателей, но и сложных взаимосвязей между ними, отражающих эффективность превентивного воздействия. При этом нормы безопасного поведения должны быть разъяснены и закреплены в соответствующих занятиях.
личностно ориентированная диагностика, направленная на повышение аутопсихологической компетентности педагогов и определение эмоциональных состояний: социальной фрустрированности, выраженности синдрома «эмоционального выгорания», уровня невротизации и виктимизации.
вовлечение педагогов в социально и профессионально значимые инновации, повышение квалификации педагогов, стимулирование профессионального роста, личностно ориентированная аттестация, расширение (обогащение) социально-профессиональной компетентности (освоение смежного учебного предмета, разработка инновационного проекта, изучение иностранного языка и др.).
Психологическое консультирование — оказание помощи личности в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации к реальным жизненным условиям, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций, виктимных деформаций, достижении эмоциональной устойчивости, способствующей непрерывному личностному и профессиональному росту и саморазвитию, преодоления «жертвенной позиции».
Личностно ориентированная терапия. Становиться необходимой в ситуации уже возникшей виктимной деформации ребенка, будет включать в себя мероприятия, направленные на предупреждение неблагоприятной динамики уже возникших характерологических особенностей виктимной личности, своевременное выявление этих особенностей (диагностика) и купирование их реализации через различные формы виктимного поведения.
Психологическая реабилитация педагогов понимается как процесс, мобилизующий личностные адаптационные механизмы. К реабилитационным психотехнологиям относятся разного рода психологические тренинги: транзактный анализ, психодрама, интеллектуальный тренинг, тренинг рефлексии, ролевая игра и др.
В качестве результата данной профилактической работы можно рассматривать создание в учебном заведении психологически безопасной образовательной среды. По данным исследований ряда авторов (Лебедевой О. Е., Сыманюк Э. Э.) хорошая школа, по мнению учащихся, обладает признаком безопасности (школа без опасности насилия, унижения, оскорбления). Для родителей же «хорошая школа» должна обеспечивать безопасность детей, заботиться об их здоровье. [3, с. 76]
Как показатели психологической безопасности образовательной среды в данном исследовании выделяются:
низкий уровень психологического насилия;
преобладание диалогической направленности субъектов общения;
позитивное отношение к основным параметрам образовательной среды у всех ее участников;
преобладание гуманистической центрации у субъектов образовательной среды;
высокий уровень удовлетворенности школьной средой. [4, с. 73]
Такая психологически безопасная образовательная среда способствует удовлетворению и развитию социально ориентированных потребностей ребенка, сохранению и повышению его самооценки, обеспечивает более полное раскрытие личностных потенциалов. При этом, по мнению О. Е. Лебедевой, интегральным показателем психологически безопасной школьной среды должно являться переживание эмоционального благополучия всеми субъектами образовательного процесса, которое выступает в качестве необходимого условия эффективного личностно развития как педагога, так и ученика. [5, с. 176]
Таким образом, профилактика маргинального поведения виктимных детей будет влиять на целый ряд компонентов, в первую очередь помогать актуализации личности самого ребенка. Во-вторых, способствовать формированию здоровой, активно созидающей и социально адаптированной личности учащегося.
Литература:
Сыманюк Э. Э. Психологическая безопасность образовательной среды. 2004. С. 334.
Герасимов В. Н. Основы превентивной педагогики М., 1995. С. 125.
Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. СПб.: Речь, 2004. С. 442.
Секач М. Ф. Психология здоровья.- М.: Академический проект, 2003. С. 34.
Грановская Ф. М. Элементы практической психологии. Л.: ЛГУ, 1984.