К вопросу профилактики маргинальности молодежи
Автор: Абражеева Дина Викторовна
Рубрика: 14. Социальная работа
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)
Дата публикации: 02.05.2017
Статья просмотрена: 1031 раз
Библиографическое описание:
Абражеева, Д. В. К вопросу профилактики маргинальности молодежи / Д. В. Абражеева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 70-73. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12351/ (дата обращения: 17.12.2024).
Маргинальность мы понимаем как состояние, в котором оказываются отдельные индивиды, социальные группы, этнокультурные общности, а также молодежь в результате их перемещения в новую ценностную среду [4.C.32–33]. В данной статье мы хотим проанализировать, почему поведение этих страт населения является аморальным, социально опасным и несоответствующим общественным стандартам поведения.
На наш взгляд, маргинальные подростки и молодежь — это главная питательная среда для преступности, в том числе организованной, а члены маргинальных сообществ являются «группой риска» для суицида, распространения венерических заболеваний и СПИДа.
Характеризуя маргинализацию личности, мы сочли необходимым сделать это через анализ личностных аномалий, которые называются психопатиями.
Психопатия — это маргинальное состояние, для которого характерно:
1) выраженность патологических свойств до степени нарушения адаптации
2) всеобщность личностных отклонений, определяющих весь психический облик
3) их относительная стабильность и малая обратимость
4) наличие совокупности личностных, поведенческих, аффективных и невротических расстройств, определяющих клинические структуры
5) появление «психопатического цикла», который способствует стабилизации личностной патологии: дисфория- конфликт- личностная реакция- усугубление психопатических свойств.
6) Тотальность личностных девиаций, определяющих весь психический облик (О. В. Кербиков).
Противостояние маргинальной личности общественным устоям мы связываем с наличием психопатического склада характера. Генезис психопатии сложен на наш взгляд, он включает в себя наследственные, органические и социально- психологические факторы.
В психиатрии существуют три подхода к выделению личностных типов:
1) Определение личностного типа по доминирующему признаку, который наиболее заметно отличает данного индивидуума от гипотетически представляемой «усредненной личности»;
2) установление личностных типов по перечням заранее сформулированных стандартных критериев, минимальное количество которых имеет диагностическое значение;
3) Определение личностного профиля, включающего в себе одновременную количественную оценку различных сторон характера [3. C.182].
Исследователи А. Е. Личко, В. В. Гиндикин, В. А. Гурьева, В. С. Каган, С. А. Циркин и другие выделяют следующие типы психопатии:
1) ананкастная
2) астеническая
3) гипертимная
4) истерическая
5) мозаичная
6) паранойяльная
7) психастеническая
8) циклоидная
9) шизоидная
10) эксплозивная
11) неустойчивого типа
Ни один из этих типов не выявляется в «готовом» виде в раннем детстве, хотя именно с этого времени начинается их формирование при участии отрицательных внешних воздействий (экзо-, психо- и соматогении, факторы среды и воспитания) [2. C.330]. Раньше других — уже в возрасте 2–5 лет- могут заявить о себе шизоидная и истероидная психопатии. Инициация дисгармонии личности, начавшаяся в детском и подростковом возрасте, иногда продолжается, и в юношеском возрасте искажая нормальное индивидуальное развитие и созревание психики.
Начальное проявление психопатии в детстве (первый этап) выражается преимущественно элементарными психопатическими реакциями по возбудимому, истерическому, астеническому или неустойчивому типам. Другими словами, ребенок может нарушать нормы морали и права, не адекватно реагируя на условия окружающей среды [1.C.176].
На втором этапе ярко проявляется полиморфизм психопатии, главным образом, за счет присоединения пубертатной симптоматики в виде утрированных возрастных особенностей психики (стремление к самоутверждению, эгоцентризм, максимализм в оценках, контрастность в эмоциональных проявлениях, реакциях оппозиции, имитации, отказа, группирования т. д.) психоэндокринных, психосексуальных проявлений, достаточно часто, педагогической запущенности. Необходимо отметить, что для подросткового возраста характерна тенденция к сверхценным образованиям (неприязнь к своему телу, хобби).
Третий этап — завершение становления психопатии с формированием определенного клинического цикла. Если анализировать возрастную динамику психопатии, то можно отметить, что пубертатный период характеризуется значительным усилением личностных расстройств с выраженностью поведенческих нарушений, социальной дезадаптацией, трудностями межличностных контактов.
Неблагоприятная динамика психопатий чаще всего наблюдается при осложненных психопатиях (присоединение травм головы, мозговых инфекций, алкоголизм, наркомания, токсикомания и т. д.). Правильное воспитание, психотерапия, отсутствие заболеваний и травм головного мозга, улучшает прогноз психопатии.
На наш взгляд, отличительной особенностью современной российской молодежи является то, что кризисные процессы в обществе вытеснили ее в разряд маргинальных групп. Кардинально изменились ценностные ориентации молодежи и основные пути самореализации, которые теперь связываются с высокой оценкой экономической активности их материальной обеспеченности.
Мы считаем, что деформации воспитания материнская, родительская и социальные депривации углубляют противоречия между новыми ценностными моделями, стандартами поведения и отсутствием законных средств для их достижения. Накладываясь на сложности процесса социализации, это служит благоприятной основой для распространения в молодежной среде различного рода отклонений. Взвешенная и дальновидная молодежная политика- основа их предупреждения и локализации. К частным мерам следует отнести создание системы психологических консультаций, телефонов доверия, грамотной объективной информации, клубов досуга.
Литература:
- В. Гиндикин. Клинико-юридические аспекты психопатий. М., 2000. С. 176
- В. Гурьева. Медико-психологическая помощь акцентуированным личностям. СПб., 2001. С. 303
- В. Кагон. Психопатии и маргинализация личности. М. 2003 С. 182.
- Отклоняющееся поведение молодежи. Краткий словарь справочник, Владимир, 1996. С.32–33.