К проблеме физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (60) январь 2014 г.

Дата публикации: 09.01.2014

Статья просмотрена: 4757 раз

Библиографическое описание:

Адырхаев, С. Г. К проблеме физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья / С. Г. Адырхаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1 (60). — С. 459-465. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8889/ (дата обращения: 19.12.2024).

Введение. В настоящее время прогрессивные перестройки в мире, развитие информационных и коммуникативных технологий, переход к рыночной экономике, демографические изменения в сфере занятости и охраны здоровья меняют взгляды и отношение мирового и Европейского сообщества, правительств государств и негосударственных организаций на проблемы людей с инвалидностью, как носителей всех прав и основных свобод человека, а также на необходимость того, чтобы эти права были реализованы без каких-либо ограничений и дискриминации.

Одним из условий интеграции инвалидов в социум является возможность получить качественное образование в высших учебных заведениях. Исследования современного рынка трудоустройства показали, что среди инвалидов выпускники ВУЗов имеют на 80 % больше шансов найти работу, чем люди без высшего образования.

Качественное образование молодежи с разными нозологиями зависит не только от внедрения современных технологий в учебный процесс ВУЗа, но и от окружающей среды, в которой студенты с ограниченными возможностями здоровья чувствовали бы себя комфортно.

Физическое воспитание в ВУЗах, как обязательная учебная дисциплина, для студентов с ограниченными возможностями здоровья существует лишь декларативно, а реально — совершенно не ориентирована на выполнение социального заказа — подготовку молодого специалиста, который имеет достаточный уровень здоровья, необходимое физкультурное образование и физическую подготовленность для того, чтобы соответствовать требованиям квалификационной характеристике избранной профессии.

Не так давно основу физического воспитания обуславливал подход, который определял выполнение усредненных, единых для всех, нормативов и требований, что нарушает идею индивидуального развития человека. В более прогрессивных ВУЗах произошла смена парадигмы образования, нацеленной на личностно-ориентированный, деятельный подход, усвоение норм и ценностей культуры, что создает адекватные условия для позитивных сдвигов в социальной и физической сферах индивидуума.

Достижение определенного уровня физического развития человека средствами физической культуры требует оптимальной организации специализированного педагогического процесса. Для студенческой молодежи с ограниченными возможностями здоровья такой подход является единственно верным потому, что многообразие нозологий, сопутствующих нарушений, отсутствие мотивации и потребности в двигательной активности требуют персонального подхода к личности, выбора для нее индивидуального пути физического развития.

В первом в Украине ВУЗе «Открытый международный университет развития человека «Украина»» (Университет «Украина») сформирована интегрированная студенческая среда, целью которой является обеспечение равного доступа к качественному обучению всех членов общества, в частности, людям с инвалидностью.

Конкретные шаги Университета «Украина» направлены на социализацию личности с ограниченными возможностями здоровья, на улучшение качества жизни, наполнения ее новым содержанием, эмоциями, которые обуславливают равноценное общение, обучение, развлечения, отдых и другие формы нормального существования в социуме.

В Университете «Украина» вместе с филиалами в разных регионах страны обучается около 45 тыс. студентов, из них — 1835 — студенты с ограниченными возможностями здоровья, что составляет 4,5 % от общего числа молодежи ВУЗа. В базовой структуре Университета «Украина» (г. Киев) общее количество студентов составляет 10110 человек, из них 1134 — студенты с нозологиями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата (ОДА) и последствиями детского церебрального паралича (ДЦП), с соматическими заболеваниями (СЗ) и с сахарным диабетом (СД), имеющих 1 и 2 группы инвалидности.

Во многих странах мира (Россия, Англия, Канада, США) в правовом поле и в сфере социальной защиты общепринятым есть термин «инвалид», который кроме медицинского диагноза (неработоспособный), несет в себе негативный социальный сенс. В последнее время в отечественных (Украина) правовых документах используются термины: «студенты-инвалиды», «люди с разными нозологиями», «люди с особенными потребностями».

В собственных исследованиях руководствуясь, в первую очередь, особенностями психики и возрастом студентов, мы считаем целесообразным использовать термин «студент с ограниченными возможностями здоровья».

Студент с ограниченными возможностями здоровья — человек, который имеет физические и психические недостатки, которые мешают усвоению содержания учебных программ без предоставления специальных условий для получения образования. Содержание специальных условий представляет собой: специальные учебные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среды жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные, физкультурно-спортивные, физкультурно-оздоровительные и другие виды услуг, без которых невозможно обучение данной категории студентов.

Актуальность и необходимость решения проблемы физического воспитания и спорта молодежи с ограниченными возможностями здоровья объясняется многими причинами:

-                   увеличение количества молодежи с ограниченными возможностями здоровья из-за ухудшения социально-экономических и экологических условий;

-                   большинство молодежи с разными нозологиями из-за социальных и физических барьеров лишены возможности реализовать свои способности на уровне со здоровыми людьми;

-                   состояние здоровья подрастающего поколения в Украине угрожает понижением интеллектуального уровня нации и повышением различных заболеваний;

-                   Украина принимает участие в Паралимпийских Играх, Дефлимпийских Играх и Специальных Олимпиадах; созданы государственные и общественные организации, детско-юношеские спортивные школы по разным видам спорта и т. д.

В статье представлены результаты научных исследований автора, посвященные проблеме физического воспитания и спорта студентов с ограниченными возможностями здоровья в современном ВУЗе.

Педагогические исследования проводились в Университете «Украина» и в его филиалах (16 филиалов в разных регионах Украины) на протяжении 2004–2013 гг.

Цель исследования — разработать и внедрить в учебный процесс по физическому воспитанию модель физкультурно-оздоровительного и спортивного обеспечения обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья в период их пребывания в ВУЗе.

В работе использовались общеизвестные методы исследований, а также личностный и деятельный подход к физическому воспитанию студентов с разными нозологиями (зрения, слуха, ОДА и последствиями ДЦП, имеющих соматические заболевания и больных сахарным диабетом, имеющим 2 и 3 группы инвалидности), обеспечение тесной связи процессов воспитания личностного и физического развития.

В многолетнем педагогическом эксперименте приняли участие 644 студента, имеющие 2 и 3 группы инвалидности, из них: 337 юношей и 307 — девушек с разными нозологиями: зрения — 46 юношей, 39 девушек; слуха — 66 юношей и 57 девушек; опорно-двигательного аппарата (ОДА) — 45 юношей (ОДА) и 45 юношей с ДЦП; 39 девушек с ОДА и 37 девушек с ДЦП; студенты с соматическими заболеваниями — 79 юношей и 87 девушек, с сахарным диабетом — 56 юношей и 48 девушек. Средний возраст исследуемых составил 18,7±6,9 лет.

Результаты исследования. Результаты наших исследований показывают, что обучение двигательным действиям и повышение двигательной активности студентов с ограниченными возможностями здоровья представляет собою сложный разносторонний процесс, где действуют закономерности как общего, но значительно больше, специального характера. Этот процесс осуществляли на основе конкретных организационно-методических подходов к физическому воспитанию, принципов, правил, научных и методических положений физической культуры.

Структуру физкультурно-оздоровительного и спортивного обеспечения составляют три взаимосвязанных раздела: физическое воспитание и спорт, физкультурное образование и научная работа.

Организационно-методические приемы физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья в разделе «Физическое воспитание и спорт» позволяли получить: 1) психофизическую характеристику студентов и определить уровни здоровья, физического развития, физической работоспособности и физической подготовленности, а также составляющие структуры личности студентов с разными нозологиями: зрения, слуха, ОДА и ДЦП, с соматическими заболеваниями и с сахарным диабетом. Использовались информативные методы исследования: уровень физического здоровья (по методике Г. Л. Апанасенко); уровень физического развития (рост, масса тела, обхват грудной клетки, жизненная емкость легких, задержка дыхания на вдохе, задержка дыхания на выдохе, сила правой и левой кисти, частота сердечных сокращений, систолическое и диастолическое артериальное давление, скорость простой и сложной двигательной реакции.

Уровень физической работоспособности определяли с помощью метода индексов: индекса пропорциональности грудной клетки, индекса массы тела, силового индекса, жизненного индекса, пробы Руфье; уровень физической подготовленности: спортивно-педагогическое тестирование индивидуального уровня развития двигательных качеств и способностей; составляющие структуры личности: типологические особенности нервной системы, самооценка, потребность в достижениях.

На основании анализа полученных данных формировали группы занятий физического воспитания по трем направлениям: занятия в группах общей физической подготовленности и оздоровительного плавания; занятия в спортивных секциях (аэробики, аквааэробики, атлетической гимнастики, арм-спорта, баскетбола, волейбола, спортивной борьбы, футбола, настольного тенниса, спортивного плавания, спортивных танцев, шахмат и шашек) и занятия в системе «Инваспорт».

Студенты, занимающиеся спортом в системе «Инваспорт» освобождены от обязательного посещения занятий физического воспитания, но принимают активное участие в соревнованиях за свой ВУЗ.

2) На основании полученной информации происходила дифференциация средств и методов физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья и решались задачи по систематизации эффективных средств и методов физического воспитания с учетом их влияния на состояние здоровья студентов с разными нозологиями, обоснованию объема и интенсивности нагрузки на занятиях физического воспитания.

Моделировались занятия физического воспитания, направленные на обучение двигательным действиям, формирование основных двигательных умений и навыков; повышение двигательной активности; устранение функциональных нарушений в физическом развитии, ликвидацию остаточных явлений после заболеваний, повышение умственной работоспособности и т. п.

При разработке технологии обучения двигательным действиям и повышения двигательной активности студентов с ограниченными возможностями здоровья учитывали результаты научных исследований отечественных и зарубежных ученых, изучающих средства и методы физического воспитания и спортивной тренировки, формы занятий и этапы формирования двигательной активности человека с особыми потребностями и считаем, что представленный нами выбор допустимым в связи с особенностями как направленности исследований, так и контингента исследуемых лиц.

Технология обучения двигательным действиям и повышения двигательной активности студентов представляет собой целенаправленный педагогический процесс физического воспитания и спортивной деятельности, включающий в себя эффективные средства, методы и методические приемы, адаптированные к нозологиям студентов с особыми потребностями и ее влияние на их уровень здоровья и физическую работоспособность, физическую подготовленность и психическое состояние в процессе всего периода обучения в ВУЗе в единстве образовательной и воспитательной целей и способствующей развитию профессиональных умений и навыков.

Результаты наших исследований показывают, что обучение двигательным действиям и повышения двигательной активности студентов с ограниченными возможностями здоровья и представляет собою сложный разносторонний процесс, где действуют закономерности как общего, но значительно больше, специального характера.

Этот процесс осуществляли на основе конкретных принципов, правил, научных и методических положений физической культуры.

Использование технологии обучения двигательным действиям и повышения двигательной активности студентов с ограниченными возможностями здоровья в педагогическом процессе физического воспитания приводит к повышению уровня здоровья, познанию возможностей собственного организма, формированию стойкой мотивации и потребности в систематических самостоятельных занятий физическими упражнениями разной направленности, привлечению к здоровому образу жизни, подготовке к условиям жизнедеятельности, соответствию требованиям квалификационной характеристике избранной профессии, содействию в самоопределении, самореализации как в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, так и в профессии.

Предлагаемая нами технология имеет ряд преимуществ: она на только в полной мере учитывает ранее выполненные учеными фрагментарные данные относительно физического развития молодежи с особыми потребностями, но и адаптирована к особенностям психофизического состояния студентов с нозологиями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и последствиями ДЦП, имеющих соматические заболевания и сахарный диабет и существующей в Украине нормативной базы, отталкиваясь от которой сформировали направленность и содержание физкультурно-оздоровительного и спортивного обеспечения обучения студентов с особыми потребностями в ВУЗе.

3) С помощью оперативной оценки определяли предрасположенность студентов с разными нозологиями к занятиям физического воспитания преимущественной направленности. Этот подход позволил разработать комплекс показателей для оперативной оценки предрасположенности студентов к выполнению конкретной работы. Проводилось обследование самочувствия, настроения, активности, психомоторики студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Полученные данные дают оперативную информацию о состоянии здоровья и физической работоспособности студентов, позволяющую безошибочно выбрать конкретную модель занятия.

4) Разрабатывались вариативные программы занятий физического воспитания на основании определения уровня психофизического состояния и обоснования содержания занятий и обоснованных методических указаний к ним. Разработаны программы занятий физического воспитания для студентов с разными нозологиями: с низким уровнем физической подготовленности и средним уровнем физической подготовленности.

5) Практические занятия физического воспитания. Решались задачи: содействовать улучшению здоровья, повышению физической подготовленности и возможности реализовать ее в повседневной жизни, развитие компенсаторных функций.

Задачи решались путем выполнения разнообразных физических упражнений и их комплексов с учетом оперативного состояния здоровья студентов с разными нозологиями.

6) Отбор студентов-спортсменов и участие в соревнованиях по видам спорта между факультетами, институтами, филиалами Университета «Украина», во Всеукраинских спортивных играх среди студентов-инвалидов.

Содействовать развитию Паралимпийских и Дефлимпийских видов спорта.

В 2004 году по инициативе автора статьи были организованы Всеукраинские спортивные игры среди студентов-инвалидов. Инициатива была поддержана на государственном уровне: Министерством образования и науки Украины, Национальным комитетом спорта инвалидов Украины, Спортивным студенческим союзом Украины, Украинским центром физической культуры и спорта инвалидов «Инваспорт», Всеукраинской общественной организацией студентов-инвалидов «Гаудеамус».

Во Всеукраинских спортивных играх среди студентов-инвалидов принимают участие студенты с разными нозологиями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и ДЦП всех вузов Украины. Соревнования проходят на спортивной базе Национального центра паралимпийской и дефлимпийской подготовки и реабилитации инвалидов в г. Евпатория (АР Крым).

Ежегодно более сотни спортсменов с ограниченными возможностями здоровья соревнуются в видах спорта: плавании, легкой атлетике, настольном теннисе, шахматах.

Впервые студенты с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность продемонстрировать собственные достижения в спорте, определить приоритеты спортивной деятельности, сформировать потребность в достижении, создать свою интегрированную студенческую среду, в которой они чувствуют себя комфортно и уверенно.

Для студенческой молодежи с ограниченными возможностями здоровья участие в соревнованиях разного уровня — это, прежде всего, наличие общения, расширения круга знакомых и друзей, чувство праздника. Радость победы, горечь поражения значительно активизируют эмоциональную сферу спортсменов, позволяют забыть свою инвалидность.

Формирование спортивного стиля жизни студентов с ограниченными возможностями здоровья осуществлялось по методическим принципам: дифференциации объема, интенсивности и направленности нагрузки в соответствии от уровня развития психофизических возможностей и состояния здоровья; индивидуализации режимов двигательной активности относительно физическому развитию каждого студента; интеграции познавательной и двигательной деятельности на занятиях физического воспитания, предвидев развитие и проявление познавательных процессов студентов, таких как восприятие, представление, мышление не изолировано, а в контексте с двигательным развитием.

7) Всестороннее обследование психофизического состояния студентов с ограниченными возможностями здоровья с привлечением конкретных специалистов (врачей, психологов).

8) Объективная информация о состоянии здоровья и физической подготовленности студентов с разными нозологиями позволяет вносить коррективы в содержание программ занятий физического воспитания, сравнивать динамику показателей физического развития, здоровья, физической работоспособности, физической подготовленности и психологического состояния на протяжении всего периода обучения в ВУЗе.

Разработана и внедрена в педагогический процесс учебная программа «Физическое воспитание» для студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание учебной программы ориентирует педагогический процесс дифференцировано подходить к физическому воспитанию каждого студента с ограниченными возможностями здоровья, учитывая его нозологию. Содержание программы объединяет современные принципы физического воспитания и спортивной тренировки: научности, сознательности и активности, доступности и индивидуализации, наглядности, беспрерывности, постепенности.

Разработанные методические подходы позволяют эффективно решать дидактические задачи на новой организационной основе: путем целенаправленного совершенствования как непосредственно содержания программы, так и механизмов обеспечения, которые способствуют ее реализации (научно-методического, организационного, материально-технического снабжения и финансирования).

Основные учебные формы физкультурной деятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья: академические занятия по расписанию в группах общей физической подготовки и оздоровительного плавания, где решаются педагогические задачи с преимущественной учебно-оздоровительной направленностью; занятия в спортивных секциях и занятия в системе «Инваспорт».

Теоретический раздел программы по физическому воспитанию студентов с ограниченными возможностями здоровья реализуется в форме лекций, консультаций и индивидуальных занятий. Полученные теоретические знания становятся основой для трансформации мышления личности студента и определяют уровень его потребности в двигательной активности.

Методическая подготовка реализуется, в основном, на практических и индивидуальных занятиях. По отдельным темам проводятся консультации. Основная задача — закрепить методику определения и индивидуального дозирования уровня физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями, приобрести опыт использования двигательной активности для достижения жизненных и профессиональных навыков.

В практическом разделе программы реализуется стратегия дифференцированного подхода к каждому студенту и учебный процесс направлен на улучшение здоровья, устранение ухудшения функциональных отклонений; формирование умений и навыков самостоятельного составления и выполнения комплексов общеразвивающих и специальных упражнений, направленных на профилактику здоровья; использование на практике студентами знаний основ теории, методики и организации физического воспитания. Занятия носят выраженную компенсаторную специфику, связанную с повышением резистентности действия стресс-факторов учебного процесса, создания условий для повышения их двигательной активности и расширением коммуникативной сферы.

Для активизации студентов с ограниченными возможностями здоровья в процессе физического воспитания изменена аттестация — отказ от оценивания уровня физической подготовленности и отдано предпочтение фиксированию личного прогресса соответствующих показателей: уровней физического здоровья и физического развития, физической работоспособности и физической подготовленности, психического состояния; всестороннее стимулирование приобретения специальных знаний, двигательных умений и навыков для самостоятельных занятий физическими упражнениями, спортом, поддержание постоянного интереса к ним.

Студенты с ограниченными возможностями, занимающиеся в спортивных секциях отдельными видами спорта и повышающие свое спортивное мастерство за пределами ВУЗа, в системе «Инваспорт», освобождены от практических занятий по физическому воспитанию с условием выполнения зачетных требований в сроки, установленных кафедрой.

Содержание работы в спортивных секциях определяется рабочими программами отдельных видов спорта. В Университете «Украина» проводятся учебно-тренировочные занятия со студентами с ограниченными возможностями здоровья по рабочим программам видов спорта: волейболу, настольному теннису, плаванию, легкой атлетике, спортивной борьбе, шахматам и др. (табл.1).

Объем учебных часов для них не превышает 6 час. в неделю (240 час в год), для квалифицированных спортсменов 8–10 час. в неделю (специальные программы подготовки в системе «Инваспорт»).

Спортивная направленность физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает решение задач формирования разностороннего двигательного потенциала, освоения ними техники двигательных действий, формирование индивидуального стиля соревновательной деятельности и обязательное участие в соревнованиях разного уровня.

На фоне низкого уровня здоровья студентов с ограниченными возможностями здоровья своевременным стал вопрос об увеличении объема часов на занятия физического воспитания в ВУЗе до 8–10 час в неделю.

Известно, что для минимального обеспечения двигательной активности необходимо 6 час. в неделю, поэтому при обязательных 4 час. в неделю рекомендуем планировать еще 2 час. на дополнительные факультативные занятия (табл.2).

Дифференцированный зачет по физическому воспитанию является обязательной формой итогового контроля и проводится по кредитно-модульной системе оценки.

Во втором разделе «Физкультурное образование» внимание сфокусировано было на формировании системы знаний о физической культуре и спорте через традиционные виды занятий: лекционные, семинарские, методические, практические, консультации. Тематика занятий соответствовала интересам студенческой молодежи с разными нозологиями: роль физической культуры и спорта в жизни студенческой молодежи; средства и методы физического воспитания; методы развития физических качеств; методы обучения двигательным действиям; адаптивное физическое воспитание и спорт; физическое воспитание и спорт при различных заболеваниях и травмах и другие популярные темы.

Третий раздел «Научная работа студентов» осуществляется через студенческое учебно-научное подразделение «Олимпия», сформированное из числа наиболее авангардной молодежи с разными нозологиями.

Студенты под руководством преподавателей кафедры овладевают знаниями и умениями проведения научных исследований, выступают на научных конференциях. Участвуют в разработке индивидуальных карт-схем занятий физического воспитания, программ занятий для самостоятельной работы студентов с разными нозологиями.


Таблица 1

Двигательная активность студентов с ограниченными возможностями здоровья Университета «Украина», % (2004–2013 гг.)

№ п/п

Виды двигательной активности студентов с разными нозологиями

Студенты с разными нозологиями: %

Зрения

Слуха

ОДА

ДЦП

СБ*

СД*

юноши

n=46

девчата

n=39

юноши

n=66

девчата

n=57

юноши

n=45

девчата

n=39

юноши

n=45

девчата

n=37

юноши

n=79

девчата

n=87

юноши

n=56

девчата

n=48

1.

Общая физическая подготовка

21,7

12,8

4,5

7,0

8,9

15,4

17,8

8,1

5,1

9,2

12,5

12,5

2.

Легкая атлетика

17,3

12,8

12,1

12,3

13,3

7,7

8,9

8,1

11,4

11,5

-

-

3.

Аэробика

-

17,9

-

10,5

-

10,2

-

10,8

-

13,8

-

12,5

4.

Аквааэробика

15,2

12,7

10,6

17,5

8,9

15,4

13,3

18,9

8,9

10,3

12,5

16,7

5.

Оздоровительное плавание

26,1

12,8

12,1

10,5

15,5

15,4

15,5

21,6

11,9

11,5

14,3

16,7

6.

Спортивное плавание

8,7

10,2

10,6

8,7

13,3

10,2

11,1

8,1

12,6

9,2

10,7

8,3

7.

Спортивные танцы

-

10,2

-

-

6,6

7,7

4,4

8,1

3,7

9,2

10,7

8,3

8.

Боевой гопак

-

-

-

-

-

-

-

-

7,6

-

-

-

9.

Баскетбол

-

-

6,1

10,5

-

-

-

-

5,1

6,9

8,9

-

10.

Волейбол

-

-

6,1

7,0

-

-

-

-

6,3

-

-

-

11.

Настольный теннис

-

-

12,1

8,7

11,1

7,7

8,9

8,1

11,4

6,9

12,5

12,5

12.

Атлетическая гимнастика

-

-

9,1

-

13,3

-

11,1

-

11,4

5,7

8,9

6,3

13.

Спортивная борьба

-

-

12,1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

14.

Шахматы / шашки

10,8

10,2

4,5

7,0

8,9

10,2

8,9

8,1

5,1

5,7

8,9

6,3

Примечание: СБ — студенты с соматическими болезнями; СД — студенты с сахарным диабетом.


Таблица 2

Нормативное количество учебных часов и наполняемость групп учебных отделений

Учебные отделения

Объем в академических часах на неделю

Объем в академических часах на год

Количество студентов в группе на одного преподавателя

Обязательные занятия

Дополнительные занятия

Всего

Обязательные занятия

Дополнительные занятия

Всего

Теоретические

Практические

Факультативные

Консультации **

Теоретические

Практические

Факультативные

Консультации

Теоретической подготовки

1

-

1

2

34

-

35

69

ЛФК

1

4

2

1

7

34

140

70

35

279

1–3

ОФП и

1

4

2

1

7

34

140

70

35

279

5–12

Оздоровительного плавания

1

4

2

1

7

34

140

70

35

279

5–10

Спортивной подготовки

1

6

4

1

11

34

240

140

35

449

12–15

Спортивного со­вершенствования*

1

12–24

-

1

14–26

34

480–960

-

-

514–994

5–15

Примечание: * — занятия проходят в системе «Инваспорт»;

** — консультации проводятся еженедельно на кафедре в специально отведенные часы для студентов всех медицинских групп.


Внимание акцентировано на глубоком изучении влияния физических упражнений на конкретную нозологию и разработку рекомендаций по улучшению состояния на основании собственных ощущений. Такой подход наиболее интересен студентам с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, организационно-методическую основу физкультурно-оздоровительного и спортивного обеспечения обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья, которая обеспечивает физическое развитие и подготовленность к активной жизнедеятельности и продуктивной работе составляет: теоретическая, научная и практическая подготовка, которая базируется на содержании учебных (обязательных и факультативных) и внеучебных занятий общекондиционного, профессионально-прикладного, психофизического совершенства, спортивной тренировки, физической реабилитации, физических упражнений в режиме дня; дидактическое наполнение, которое предусматривает использование средств и методов физкультурного образования и популярных среди студентов с разными нозологиями систем физических упражнений и отдельных видов спорта: плавания, аквааэробики, легкой атлетики, гимнастики, аэробики, спортивных игр: волейбола, баскетбола, футбола, настольного тенниса; использование комплекса методов мотивации студентов к регулярным занятиям физического воспитания, семестрового зачета, пропаганды физической культуры и спорта, регулярной диагностики физического состояния, ежегодного тестирования физической подготовленности и т. п.

Выводы. Физкультурно-оздоровительное и спортивное обеспечение обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья оптимизирует целенаправленный педагогический процесс, включающий в себя эффективные средства, методы и методические приемы, адаптированные к нозологиям студентов, ее влияние на их уровень здоровья и физическую работоспособность, физическую подготовленность и психическое состояние в процессе всего периода обучения в ВУЗе в единстве образовательной и воспитательной целей и способствующей развитию профессиональных умений и навыков.

Разработанный нами подход имеет ряд преимуществ: он на только в полной мере учитывает ранее выполненные учеными фрагментарные данные относительно физического развития молодежи с ограниченными возможностями здоровья, но и адаптирован к особенностям психофизического состояния студентов с нозологиями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и последствиями ДЦП, имеющих соматические заболевания и сахарный диабет и существующей в Украине нормативной базы, отталкиваясь от которой сформировали направленность и содержание новой технологии физического воспитания и спорта студентов с разными нозологиями в ВУЗе.

Результаты исследований показали, что разработанные организационно-методические подходы к оптимизации физкультурно-спортивной деятельности студентов с разными нозологиями указывают на три основные составляющие педагогического процесса по физическому воспитанию: физкультурное образование (теоретический аспект), физическое воспитание и спорт (практический аспект) и научная работа студентов (теоретико-практический аспект), имеющие свое экспериментально обоснованное дидактическое содержание.

Используя эту модель физического воспитания и спорта студентов с ограниченными возможностями здоровья наблюдаем их полную интеграцию в студенческую среду, где они чувствуют себя более комфортнее, чем в среде себе подобных, то есть морально выравниваются. У студентов меняется отношение к самому себе, проявляющееся в адекватном восприятии, нахождении маскировки инвалидности, борьбы с нею, самопрезентации.

Перспективы дальнейших исследований связаны с поиском инновационных подходов к физическому воспитанию и спортивной деятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья, влиянием физических упражнений и спортивного стиля жизни на разные нозологии молодежи.

Основные термины (генерируются автоматически): физическое воспитание, ограниченная возможность здоровья, физическая подготовленность, студент, занятие, Украина, двигательная активность, сахарный диабет, физическая культура, физическое развитие.


Похожие статьи

Социально-педагогические аспекты организации досуга молодых людей с ограниченными возможностями

К вопросу воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях

К вопросу об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Проблемы психолого-педагогического изучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

К вопросу о развитии физических способностей младших школьников

К вопросу о развитии социокультурной компетенции старших школьников на уроках иностранного языка

К вопросу сохранения здоровья младших школьников

К вопросу о повышении эффективности преподавания иностранного языка в контексте интерактивного обучения

Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи школьного возраста

К вопросу о воспитании детей из неблагополучных семей

Похожие статьи

Социально-педагогические аспекты организации досуга молодых людей с ограниченными возможностями

К вопросу воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях

К вопросу об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Проблемы психолого-педагогического изучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

К вопросу о развитии физических способностей младших школьников

К вопросу о развитии социокультурной компетенции старших школьников на уроках иностранного языка

К вопросу сохранения здоровья младших школьников

К вопросу о повышении эффективности преподавания иностранного языка в контексте интерактивного обучения

Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи школьного возраста

К вопросу о воспитании детей из неблагополучных семей

Задать вопрос