Современные подходы к адаптивному физическому воспитанию и реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №22 (521) май 2024 г.

Дата публикации: 03.06.2024

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Минишева, Ю. Р. Современные подходы к адаптивному физическому воспитанию и реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья / Ю. Р. Минишева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 22 (521). — С. 138-141. — URL: https://moluch.ru/archive/521/115216/ (дата обращения: 30.06.2024).



В статье рассмотрены теоретические аспекты адаптивного физического воспитания и реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья. В частности, уделено внимание особенностям методической подготовки, дифференцированному подходу, индивидуализации занятий, а также использованию частных методик адаптивной физической культуры. В качестве практической части был разработан комплекс упражнений, предусматривающий современный подход к реабилитации лиц с отклонениями в здоровье.

Ключевые слова : адаптивная физическая культура, здоровье, студенты специального медицинского отделения, физическая реабилитация, адаптация.

Адаптивная физическая культура является важным и эффективным средством адаптации и физической реабилитации. Современные подходы к адаптивному физическому воспитанию и реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья являются многоаспектными и основаны на индивидуальном подходе к каждому человеку.

Адаптивное физическое воспитание и реабилитация лиц с отклонениями в состоянии здоровья являются актуальными и важными темами, поскольку в настоящее время все больше людей сталкивается с различными физическими проблемами и ограничениями. Это могут быть различные заболевания, инвалидность, последствия травмы или хронические состояния. С каждым годом в России появляется все больше молодых людей с отклонениями в здоровье и инвалидов по различным показателям.

Объект исследования : лица с отклонениями в состоянии здоровья.

Предмет исследования : адаптивное физическое воспитание и реабилитация.

Цель исследования — изучение современных подходов к адаптивному физическому воспитанию и реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

Задачи исследования :

1) Изучить теоретические основы адаптивного физического воспитания и реабилитации.

2) Анализировать опыт применения адаптивных методов воспитания и реабилитации лиц с различными отклонениями в состоянии здоровья.

3) Разработать рекомендации по применению современных подходов к адаптивному физическому воспитанию и реабилитации.

Методы исследования : теоретический анализ литературы и научных источников.

Предполагаемые сроки исследования зависят от его объема и доступности ресурсов. Но обычно такое исследование может занять от нескольких дней до недели.

Результаты исследования . Адаптивная физическая культура представляет собой комплекс мер, направленных на развитие двигательной активности людей, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Современные подходы к адаптивному физическому воспитанию и реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья включают в себя методическую подготовку, дифференцированный подход, индивидуализацию занятий, а также использование частных методик адаптивной физической культуры.

Современные подходы включают в себя активное использование специализированных физических упражнений, техник восстановления тканей и суставов, современных оборудование и инновационные методики лечения, такие как популярные тренажеры и специально разработанные программы занятий.

Целью этих подходов является помощь людям с отклонениями в состоянии здоровья в повышении их физической активности, улучшении функциональности и качества жизни, а также интеграции их в общество наравне с другими людьми.

Главная установка адаптивной физической культуры — всем без исключения детям и особенно тем, у кого имеются проблемы со здоровьем, обязательно необходима специально организованная двигательная активность, а сохранение и укрепление здоровья невозможно без труда и усилий воли. Безусловно, чем сложнее заболевание у студента, тем более адаптирована к его индивидуальным особенностям должна быть система занятий физическими упражнениями [6].

Отметим аспект методической подготовки. В специальной медицинской группе очень важна методическая подготовка студентов. Этот вид подготовки предусматривает:

— особенности составления и проведения комплексов утренней гигиенической и индивидуальной гимнастики (с учетом развития физических и профессионально необходимых качеств и способностей, профиля заболевания) в период учебы, практики и работы;

— особенности подбора физических упражнений, проведения разминки, способствующих развитию профессионально-прикладных физических качеств, в т. ч. комплексов с учетом профиля заболевания;

— знакомство с приемами массажа и самомассажа и особенностями их применения;

— знакомство с методами аутогенной тренировки.

Методическая подготовка осуществляется в форме методических занятий и проведения физических упражнений на учебных занятиях, а навыки и умения применения методов врачебного контроля и самоконтроля — на учебных и самостоятельных занятиях. Наиболее эффективная форма — домашнее задание с последующим контролем.

Важен аспект АФК как средства реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья. С. Н. Попов рассматривает реабилитацию людей с ограниченными возможностями здоровья как сложную социально-медицинскую проблему, включающую разные аспекты: медицинские, физические, психологические, профессиональные и социально-экономические [4].

Медицинский и физический аспекты реабилитации представляют собой восстановление жизнедеятельности человека с ОВЗ путем комплексного использования различных средств, нацеленных на максимальное восстановление нарушенных физиологических функций организма, а в случае невозможности достижения этого — развитие компенсаторных и заместительных функций. Разумеется, коррекционная работа может проводиться по отношению как к основному дефекту, так и к сопутствующему заболеванию, а также по отношению к вторичным нарушениям, обусловленным основным дефектом. [5]

Индивидуальный подход понимается как педагогический принцип. На наш взгляд, индивидуальный подход деятельности тренера (преподавателя) представляет систему целенаправленного изучения особенностей личности студента и обеспечение непосредственного и опосредованного педагогического взаимодействия с ним (воздействия на него) в интересах эффективного адаптивно-профессионального обучения, разностороннего воспитания и развития с учетом возможностей студента и потребностей дальнейшего развития личности, ее адаптации к условиям вузовской среды с определением состояния здоровья. Индивидуальный подход к человеку в интересах улучшения показателей здоровья и называют индивидуальной воспитательной деятельностью; в интересах обучения — индивидуализацией обучения.

Также отмечают дифференцированный подход в адаптивном физическом воспитании, о котором подробно писал Попов Г. Н. Это означает объединение детей в относительно похожие группы. Основную дифференциацию проводит ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия), которая формирует типологические группы детей одного возраста, клинику основного дефекта, показатели соматического развития [2, с.135].

Подход, основанный на принципе компенсаторной направленности педагогических воздействий, призван компенсировать недоразвитие, инвалидность или утрату. С помощью специально подобранных физических упражнений, методов и методических приемов можно стимулировать компенсаторные процессы в поврежденных органах и системах, активизируя сохраненные функции, создавая во времени стойкую долговременную компенсацию.

В настоящее время признается важность учета вариативности педагогических воздействий, что означает бесконечное разнообразие не только физических упражнений, но и условий их выполнения, способов регуляции, эмоционального состояния, воздействия на различные сенсорные ощущения, речи, мелкой моторики и др. Дети с отклонениями в развитии вследствие малой вынужденной подвижности испытывают двигательный и эмоциональный голод, дефицит общения, поэтому разнообразие двигательной деятельности, особенно игровой, хотя бы частично компенсирует эти негативные явления.

Разработка комплекса упражнений .

1. Дыхательные упражнения.

В исходном положении: лежа на спине (сидя, стоя), развивать диафрагмальное дыхание, с акцентом на выдох. Выполнять удлиненный, углубленный выдох с одновременным произнесением звуков: «х-х-хо» (как согревают руки), «фф-фу» (как студят чай), «чу-чу-чу» (паровоз), «ш-ш-ш» (вагоны), «у-у-у» (самолет), «ж-ж-ж» (жук), задуть свечу, надуть шарик. Звуковая гимнастика, сочетание дыхания с движениями.

2. Упражнения для формирования свода стоп, их подвижности и опороспособности.

В исходном положении: сидя (стоя) у опоры, сгибание и разгибание пальцев ног; тыльное и подошвенное сгибание стопы с поочередным касанием пола пяткой, носком; смыкание и размыкание стоп. Прокатывание стопами каната. Захватывание стопами мяча, захватывание ногами мешочка с песком с последующими бросками его в обруч и передачей соседу по ряду. Ходьба по ребристой доске, массажному коврику, рейкам гимнастической стенки.

3. Упражнения для формирования равновесия.

Движение головой сидя, стоя на коленях, стоя у опоры. Наклоны вперед-назад, вправо-влево; повороты вправо-влево. Из исходного положения, лежа на спине (на животе), быстрый переход в основную стойку, принимая как можно меньше промежуточных исходных положений. Кружение на месте с переступанием. Удерживание различных исходных положений на качающейся плоскости. Ходьба по начерченному коридору, по доске, лежащей на полу, по доске с приподнятым краем (вверх и вниз), по гимнастической скамейке (25– 30 см высотой). Перешагивание через канат, бруски, гимнастические палки, лежащие на полу на расстоянии 1 м. Шагание с предмета на предмет;

4. Упражнения с гимнастическими палками.

Укрепление баланса особенно важно для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Поставьте гимнастическую палку на полу и попробуйте стоять на одной ноге, придерживаясь палкой для поддержки. Постепенно увеличивайте время стоя на одной ноге и добавляйте сложность, например, попытайтесь сделать приседания на одной ноге.

Положите гимнастическую палку горизонтально на полу и лежа на спине разомкнуть и сжать ноги так, чтобы провести их по обеим сторонам палки. Постепенно увеличивайте скорость и сложность движения.

Используйте гимнастическую палку для выполнения упражнений на ноги и ягодицы. Например, стоя на месте, держите палку на плечах и делайте приседания или выпады.

5. Релаксация.

После выполнения основных упражнений, не забудьте провести растяжку, чтобы расслабить мышцы. Используйте гимнастическую палку, чтобы помочь вам выполнять растяжку для различных групп мышц, таких как спина, ноги и руки.

Выводы . Таким образом, исследование современных подходов к адаптивному физическому воспитанию и реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья позволяет разработать эффективные рекомендации по использованию адаптивных методов. Это поможет улучшить физическое состояние и качество жизни данной категории людей.

Все развитые страны в 21 веке создают равные условия для инвалидов и здоровых людей, ломая при этом любые грани. Чтобы люди с ограниченными возможностями не чувствовали себя неполноценными и неравными, чужими для этого мира, государство должно поощрять любые виды спортивной деятельности, а также поддерживать достижения людей с ограниченными возможностями.

В целом, современные подходы к адаптивному физическому воспитанию и реабилитации имеют большую актуальность в современном обществе, где все больше людей нуждаются в помощи в восстановлении и поддержании своей физической активности и жизнедеятельности.

Литература:

  1. Ечевская О. В., Дерябина Г. И. Адаптивное физическое воспитание студентов специальной медицинской группы (на примере педагогического колледжа). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptivnoe-fizicheskoe-vospitanie-studentov-spetsialnoy-meditsinskoy-gruppy-na-primere-pedagogicheskogo-kolledzha (дата обращения: 08.02.2024).
  2. Попов, Г. Н. Организационно-методические формы адаптивного физического воспитания детей-инвалидов / Г. Н. Попов // Вестник ТГПУ. Серия: Педагогика. — 2015. — Выпуск 2 (46). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 08.02.2024).
  3. Прокофьева, А. П. Современные подходы к адаптивному физическому воспитанию и реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья / А. П. Прокофьева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 236–237. — URL: https://moluch.ru/archive/415/91647/ (дата обращения: 08.02.2024).
  4. Физическая реабилитация: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по Государственному образовательному стандарту 022500 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (Адаптивная физическая культура) / под общ. ред. С. Н. Попова. 3-е изд. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 608 с.
  5. Адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т. В. Андрюхина [и др.]; под общ. ред. Т. В. Андрюхиной. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. 158 с
  6. Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке) // Теория и практика физ. культ. 1998. № 1. С. 12–25.
  7. Адаптивная физическая культура: Учебное пособие / С. П. Евсеев — М.: Советский спорт, 2005. — 240 с.
Основные термины (генерируются автоматически): состояние здоровья, адаптивное физическое воспитание, реабилитация лиц, адаптивная физическая культура, отклонение, гимнастическая палка, методическая подготовка, упражнение, индивидуальный подход, исходное положение.


Ключевые слова

адаптация, здоровье, физическая реабилитация, адаптивная физическая культура, студенты специального медицинского отделения

Похожие статьи

Задать вопрос