Современные подходы к адаптивному физическому воспитанию и реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №20 (415) май 2022 г.

Дата публикации: 19.05.2022

Статья просмотрена: 1515 раз

Библиографическое описание:

Прокофьева, А. П. Современные подходы к адаптивному физическому воспитанию и реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья / А. П. Прокофьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 236-237. — URL: https://moluch.ru/archive/415/91647/ (дата обращения: 19.10.2024).



В статье автор выделяет существующие и реализующиеся в системе физического образования подходы к адаптивному физическому воспитанию и реабилитации людей с проблемами здоровья.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, адаптивное физическое воспитание,инвалиды, лиц с отклонениями в развитии.

В настоящее время в России и за рубежом в большей степени осознаются и признаются не только равенство людей вне зависимости от состояния здоровья и наличия особенностей развития, но и их право на самоопределение, интеграцию в общество, в том числе, посредством занятий адаптивной физической культурой и спортом.

Адаптивная физическая культура — это система мероприятий, направленная на коррекцию физических и психофизических нарушений у детей.

По определению Евсеева С. П., Шапковой Л. В., «адаптивная физическая культура — это вид физической культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья (инвалида) и общества» [2, с. 3].

Адаптивная физическая культура создана на стыке медицины, физической культуры, коррекционной педагогики и основывается на анатомии, физиологии, общей и частной патологии, физическом воспитании, специальной психологии [5, с. 256].

Адаптивное физическое воспитание является видом адаптивной физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

Как отмечает Шипова Н. С., «адаптивное физическое воспитание (АФВ) — представляет собой науку, изучающую различные аспекты физического воспитания людей, утративших на длительное время или навсегда какие-либо функциональные возможности, в том числе двигательные, а также процесс формирования у инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков» [6, с. 183].

В первую очередь адаптивное физическое воспитание направлено на коррекцию двигательных нарушений двигательной системы организма, объединяющей ее биомеханический, физиологический и психологический аспекты. Его методами и приемами являются физические упражнения, элементы спорта, подвижные игры, дыхательные упражнения и техники релаксации.

Для улучшения уровня здоровья, частичного восстановления двигательных функций, комфортного самочувствия людям с особыми потребностями необходимо не только реабилитационное лечение, но и значительное повышение уровня двигательной активности за счет различных видов адаптивной физической культуры.

Современные подходы к адаптивному физическому воспитанию и реабилитации тесно связаны и опираются на основные педагогические принципы работы с детьми, имеющими нарушения в развитии.

Индивидуальный подход подразумевает учет присущих человеку качеств. Эти характеристики касаются пола, возраста, телосложения, двигательного опыта, черт характера, темперамента, волевых качеств, состояния сохранности функций — двигательных, сенсорных, психических, интеллектуальных [3, с.165].

Также отмечают дифференцированный подход в адаптивном физическом воспитании, о котором подробно писал Попов Г. Н. Это означает объединение детей в относительно похожие группы. Основную дифференциацию проводит ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия), которая формирует типологические группы детей одного возраста, клинику основного дефекта, показатели соматического развития [4, с.135].

Подход, основанный на принципе компенсаторной направленности педагогических воздействий, призван компенсировать недоразвитие, инвалидность или утрату. С помощью специально подобранных физических упражнений, методов и методических приемов можно стимулировать компенсаторные процессы в поврежденных органах и системах, активизируя сохраненные функции, создавая во времени стойкую долговременную компенсацию.

В настоящее время признается важность учета вариативности педагогических воздействий, что означает бесконечное разнообразие не только физических упражнений, но и условий их выполнения, способов регуляции, эмоционального состояния, воздействия на различные сенсорные ощущения, речи, мелкой моторики и др. Дети с отклонениями в развитии вследствие малой вынужденной подвижности испытывают двигательный и эмоциональный голод, дефицит общения, поэтому разнообразие двигательной деятельности, особенно игровой, хотя бы частично компенсирует эти негативные явления.

Дмитриев В. С. указывает, что приоритетную роль в адаптивном физическом воспитании играет микрообщество, которое заключается в единстве коррекционной работы с ребенком и его окружением, и особенно с родителями. В связи с огромной ролью семьи в формировании личности ребенка такая организация микросоциума необходима для максимального стимулирования его развития, сглаживания негативного влияния болезни на физическое и психическое состояние ребенка [1, с.19].

Адаптивное физическое воспитание — явление гораздо более емкое и широкое, чем лечебная физическая культура. Исходя из этого, следует учитывать оптимальность педагогических воздействий, что означает разумно сбалансированные психофизические нагрузки, адекватную стимуляцию адаптационных процессов, которые определяются силой и характером внешних раздражителей. В качестве стимулов выступают физические упражнения, различные по характеру, направленности, координационной сложности, а также двигательная активность, которая должна соответствовать оптимальным реакциям организма.

Таким образом, адаптивное физическое воспитание является новинкой для России, активно развивающей интегративное поле образования, науки, культуры и социальной практики. Эффективная разработка и реализация программ адаптивной физической культуры в стране и в конкретном регионе возможны только при учете конкретных социально-экономических условий, национальных и этнических особенностей мировоззрения населения, климато-географических и многих других факторов.

Таким образом, теория адаптивного физического воспитания, определение его целей, задач, содержания, основных видов, принципов, функций и т. д. должны основываться на учении о естественных и социальных потребностях личности каждого индивидуума с проблемами (в том числе людей с инвалидностью), а не только государства, семьи, общественные организации и учреждения. Человек с проблемами здоровья (в том числе инвалиды) рассматривается здесь как принципиально неделимая и целостная единица, как личность, обладающая уникальными свойствами.

Литература:

  1. Дмитриев, В. С. Адаптивная физическая реабилитация / В. С. Дмитриев // Оздоровление населения. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru
  2. Евсеев, П. С. Адаптивная физическая культура: учеб.пособие [Текст] /П. С. Евсеев, Л. В. Шапкова. — Москва: Советский спорт, 2000. — 312с.
  3. Матвеева, Н. Ю. Ценностный потенциал адаптивной физической культуры / Н. Ю. Матвеева // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. — 2014. — Том 20. — С.165–168. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru.
  4. Попов, Г. Н. Организационно-методические формы адаптивного физического воспитания детей-инвалидов / Г. Н. Попов // Вестник ТГПУ. Серия: ПЕДАГОГИКА. — 2015. — Выпуск 2 (46). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru
  5. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст]: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. Я. Степаненкова. — 2-е изд., испр. — Москва: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.
  6. Шипова, Н. С. Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья при занятиях адаптивной физической культурой / Н. С. Шипова // Коррекционная психология и педагогика. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru
Основные термины (генерируются автоматически): адаптивное физическое воспитание, адаптивная физическая культура, состояние здоровья, двигательная активность, отклонение, проблема здоровья, Россия, упражнение.


Похожие статьи

Роль адаптивной физической культуры и спорта в комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья

Автором рассматривается роль адаптивной физической культуры и спорта в комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Диагностика социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями

В статье раскрывается понятие «социальная адаптация». Описываются факторы, влияющие на социальную адаптацию младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Рассматриваются этапы диагностики социальной адаптации младших школьников с интеллектуальн...

Адаптивное физическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья

Термин «адаптивная физическая культура» появился в России около 20 лет назад и считается частью общей культуры, подсистемой физической культуры, одним из направлений социальной активности, направленных на удовлетворение потребностей в физической акти...

Адаптивная физическая культура в формировании здоровья у молодежи с ограниченными возможностями

В статье ставится задача рассмотреть понятие адаптивной физической культуры, а также раскрыть ее влияние на людей с ограниченными возможностями здоровья.

Специфика социальной работы с трудными подростками

В данной статье рассматривается актуальность проблемы воспитания трудных подростков в обществе, характеризуются подходы к профилактической социальной работе с трудными подростками, аргументируется необходимость обеспечения совершенствования и развити...

Проблемы преемственности коррекционно-развивающего обучения начальной и основной общей школы и пути их решения

В настоящее время организация системы коррекционного обучения и воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с нарушением психофизического развития — одна из актуальнейших и наиболее сложных теоретических и практических проблем.

Духовно-нравственное воспитание одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается система духовно-нравственного воспитания одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья, выстроенная с учетом строгого индивидуального подхода к каждому ребенку.

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий успешного развития потенциала личности

В данной статье рассматривается проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Приводится методика работы по формированию толерантного отношения сверстников к детям с ОВЗ.

Опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте

В статье актуализируется проблема развития социального интеллекта у старших дошкольников. Указаны причины социальной дезадаптации детей дошкольного возраста. Описан опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в ст...

Использование средств и методов физической культуры для профилактики утомления и повышения эффективности учебного труда

В статье автор исследует необходимость использования методов физического воспитания в период обучения студентов в ВУЗе, а также влияние физического здоровья на психические функции человека, и наоборот.

Похожие статьи

Роль адаптивной физической культуры и спорта в комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья

Автором рассматривается роль адаптивной физической культуры и спорта в комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Диагностика социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями

В статье раскрывается понятие «социальная адаптация». Описываются факторы, влияющие на социальную адаптацию младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Рассматриваются этапы диагностики социальной адаптации младших школьников с интеллектуальн...

Адаптивное физическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья

Термин «адаптивная физическая культура» появился в России около 20 лет назад и считается частью общей культуры, подсистемой физической культуры, одним из направлений социальной активности, направленных на удовлетворение потребностей в физической акти...

Адаптивная физическая культура в формировании здоровья у молодежи с ограниченными возможностями

В статье ставится задача рассмотреть понятие адаптивной физической культуры, а также раскрыть ее влияние на людей с ограниченными возможностями здоровья.

Специфика социальной работы с трудными подростками

В данной статье рассматривается актуальность проблемы воспитания трудных подростков в обществе, характеризуются подходы к профилактической социальной работе с трудными подростками, аргументируется необходимость обеспечения совершенствования и развити...

Проблемы преемственности коррекционно-развивающего обучения начальной и основной общей школы и пути их решения

В настоящее время организация системы коррекционного обучения и воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с нарушением психофизического развития — одна из актуальнейших и наиболее сложных теоретических и практических проблем.

Духовно-нравственное воспитание одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается система духовно-нравственного воспитания одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья, выстроенная с учетом строгого индивидуального подхода к каждому ребенку.

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий успешного развития потенциала личности

В данной статье рассматривается проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Приводится методика работы по формированию толерантного отношения сверстников к детям с ОВЗ.

Опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте

В статье актуализируется проблема развития социального интеллекта у старших дошкольников. Указаны причины социальной дезадаптации детей дошкольного возраста. Описан опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в ст...

Использование средств и методов физической культуры для профилактики утомления и повышения эффективности учебного труда

В статье автор исследует необходимость использования методов физического воспитания в период обучения студентов в ВУЗе, а также влияние физического здоровья на психические функции человека, и наоборот.

Задать вопрос