Сегодня проблема адаптации людей с ограниченными возможностями стоит очень остро. АФК становится все более актуальной, поскольку все больше студентов не могут заниматься полноценными физическими упражнениями. В последние два десятилетия активно разрабатывается и совершенствуется ряд мероприятий, касающихся характера спортивной реабилитации и других элементов физической культуры для укрепления здоровья и реабилитации в специализированных вузах. Постепенно внедряются программы и методики спортивной реабилитации, направленные на восстановление организма после длительных интенсивных тренировок и соревновательных нагрузок, особенно в случаях перенапряжения, а также на снижение негативных последствий спортивных травм. АФК специально создана для людей, имеющие отклонения в состоянии здоровья, как физического, так и морального — это ещё один шаг на пути к максимально гуманистическому обществу, в котором люди с ограниченными возможностями здоровья будут чувствовать себя максимально комфортно.
Ключевые слова: адаптация людей с ограниченными возможностями, адаптивная физическая культура.
Today, the problem of adaptation of people with disabilities is very acute. AFC is becoming more and more relevant as more and more students are unable to engage in full-fledged physical exercises. In the last two decades, a number of measures concerning the nature of sports rehabilitation and other elements of physical culture for health promotion and rehabilitation in specialized universities have been actively developed and improved. Sports rehabilitation programs and techniques are gradually being introduced aimed at restoring the body after prolonged intensive training and competitive loads, especially in cases of overstrain, as well as reducing the negative consequences of sports injuries. The AFC was specially created for people with disabilities, both physical and moral — this is another step towards the most humanistic society in which people with disabilities will feel as comfortable as possible.
Keywords: adaptation of people with disabilities, adaptive physical education.
В самом общем виде адаптация определяется как процесс привыкания к определенным условиям, в отношении физической культуры предполагает создание такой физической активности и нагрузки, которая будет способствовать индивидуальным особенностям организма.
Адаптивная физическая культура может быть определена как совокупность критериев спортивно-оздоровительного характера, которые направлены на реабилитацию и адаптацию к обычной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических преград, блокирующих осязанию полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вложения в социальное формирование общества.
В ходе исследования было установлено, что систематическая практика физических упражнений способствует совершенствованию физического и психологического состояния лиц с ограниченными возможностями. Адаптивные физические упражнения и спортивные занятия способствуют развитию силы, гибкости и координации движений, а также повышают выносливость и улучшают работу сердечно-сосудистой системы.
Кроме того, занятия адаптивной физической культурой способствуют улучшению самооценки и повышению уверенности в себе у индивидов с ограниченными возможностями. Они помогают преодолевать физические и эмоциональные барьеры, улучшают настроение и способствуют формированию позитивного отношения к своему телу.
Адаптивная физическая культура оказывает помощь в решении многих проблем лицам с ограниченными возможностями здоровья:
– позволяет устранить или ослабить сосредоточения неблагоприятных последствий жизни;
– обеспечивает физическую активность и стимулирует естественный иммунитет — невосприимчивость организма к болезнетворным воздействиям;
– обеспечивает безболезненное переключение психоэмоциональной сферы на новые объекты внешней среды, отвлечение от отрицательных факторов повседневной жизнедеятельности;
– воспитывает морально-волевые качества;
– обеспечивает повышение уровня обменных процессов, деятельности эндокринной системы и стимулирует регенеративные процессы.
Основное назначение АФК — положительное воздействие на организм и состояние здоровья человека, способствование положительным функциональным улучшениям в организме, совершенствование двигательной координации, совершенствование жизнедеятельности организма. Важнейшей задачей теории АФК является исследование интересов и потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, их особенностей и индивидуальности в контексте физической культуры.
Адаптивная физическая культура выполняет следующие функции:
– Реабилитационная функция — помощь в восстановлении и развитии физических способностей людей с ОВЗ и их реабилитации после полученных травм и заболеваний.
– Социальная функция — помощь в улучшении коммуникативных навыков и в адаптации к социальной среде.
– Психологическая функция — помощь в улучшении эмоционального состояния и повышении уверенности в себе людей с ограниченными возможностями здоровья.
– Коррекционно-педагогическая функция — помощь в преодолении психологических и физических барьеров, которые возникли вследствие инвалидности, травм или заболеваний.
– Профилактическая функция — помощь в предотвращении развития заболеваний и в улучшении состояния здоровья.
В учебных заведениях должны быть предусмотрены конкретные специальные условия обучения (ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»). Они включают использование специальных технических средств и методов обучения, организацию пространства и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ. Спортивный зал должен быть оснащен необходимым оборудованием и инструментами со специальными приспособлениями, учитывающими особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.
Сущность адаптивной физической культуры заключается в создании условий и предоставлении возможностей для людей с различными видами ограничений, чтобы они могли активно участвовать в различных спортивных и физических занятиях. Адаптивная физическая культура учитывает и адаптирует физические, коммуникационные и окружающие параметры, чтобы соответствовать потребностям и возможностям каждого индивидуума.
Литература:
- Евсеев, С. П. Адаптивная физическая культура и социальная интеграция инвалидов / С. П. Евсеев // Физическая реабилитация и спорт инвалидов / под ред. А. В. Царик. — М., 2000. — С. 479–481;
- Балашова, В. Ф. Научно-теоретические основы формирования компетентности специалиста по адаптивной физической культуре: дис.... д-ра пед. наук / В. Ф. Балашова. — М., 2009. — 418 с;
- Литош Н. Л., Адаптивная физическая культура для детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие. — М.: СпортАкадемПресс, 2014. — 140 с;
- Строева Е. А. Физическая культура и спорт — важный элемент в учебно-воспитательном процессе вуза / Е. А. Строева, В. И. Космынина // Педагогическое мастерство: Материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — 2014. — С. 255257.