В данной статье рассматриваются особенности развития инклюзивного образования в системе высшего образования. Цель оптимизация процесса физической культуры и спорта в сфере инклюзивного образования. Для исследования использовался комплекс методов: наблюдение; анкетирование; диагностические методы (тестирование); В исследовании было задействовано около 30 студентов института, а также более 5 учителей физической культуры.
Ключевые слова: инклюзивное образование, физическая культура, социальный подход, ОВЗ.
This article discusses the features of the development of inclusive education in the higher education system. The goal is to optimize the process of physical culture and sports in the field of inclusive education. For the study, a set of research methods was used: observation; questionnaires; diagnostic methods (testing); About 30 students of the institute, as well as more than 5 teachers of physical culture were involved in the study.
Keywords: Inclusive education, physical culture, social approach, HIA.
Проблематикой инклюзивного образования занимались многие ученые такие как: Алехина С. В., Егоров П. Р., Малофеев Н. Н., Семаго Н.Я, Семаго М. М.
Прежде чем начать говорить об инклюзивном образовании, нужно понять, что это и как оно работает. Инклюзивное образование — это понятие, включающее в себя множество определений. В первую очередь это процесс преобразования общего образования, основанный на понимании того, что люди с ОВЗ в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в жизнь общества. Это, несомненно, огромный труд, как со стороны преподавателя, так и со стороны ученика и всех студентов высшего образования. Наше общество не до конца готово столкнуться с инклюзивным образованием. Прежде всего, нужно подготовить каждого студента к тому, что в группе будет человек с ограниченными возможностями. Но в первую очередь проходит подготовку сам человек с ОВЗ, который вольется в огромный коллектив и первое время ему будет тяжело справится с огромной физической и психологической нагрузкой.
Были проведены беседы со студентами с ограниченными возможностями здоровья. Результаты выявили, что около 75 % студентов готовы влиться в коллектив без труда. Однако 25 % студентов проходили беседу с психологом, чтобы не чувствовать себя некомфортно.
Значимость реализации инклюзивного образования в области развития нынешней образовательной системы не вызывает никаких колебаний. Современная система образования испытывает перемены. Данные изменения направляются на работу со студентами с особыми просветительными потребностями в разных направлениях.
Инклюзивное образование — данная процедура обучения и воспитания, при которой без исключения все студенты в системе высшего образования, независимо от физиологический, психических, умственных и иных черт особенностей, включены в единую систему обучения [4, 1]. Они посещают общеобразовательные учреждения согласно месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности, при этом также учитываются их особые образовательные потребности. При этом, им оказывается специальная поддержка.
Актуальность данной темы определяется тем, что физическая культура является дисциплиной повышенной опасности. Так, «инструкция по технике безопасности на занятиях гимнастикой подразделяется на общие требования безопасности, требования безопасности перед началом занятий, требования безопасности во время занятий, требования безопасности в аварийных ситуациях и требования безопасности по окончании занятий» [1, с.524–525].
В эксперименте принимали участие 30 студентов от 18 до 21 года. Опытно-экспериментальная работа строилась в форме бесед, тестирования, наблюдения. Предполагалось осуществить выбор утвердительного или негативного смысла предложения, подчеркнув или зачеркнув слово в скобках.
- Включение студентов с отклонениями в состоянии здоровья в общество (не) важно, потому что...
- Я считаю, объединенное учение студентов с разными учебными потребностями, интересами в одной группе необходимо /противопоказано, потому что...
- Педагог (не) должен работать над эффективностью инклюзивного воспитания, потому что...
- Воспитание у будущих учителей готовности к работе в условиях инклюзивного образования (не) актуально, потому что...
- Реализация инклюзивного обучения в общеобразовательном заведении (не) позволит оптимизировать учебный процесс, потому что...
Результаты показали, что практически все испытуемые относятся положительно к студентам с ОВЗ, они готовы с ними учиться, взаимодействовать и предоставить помощь, если потребуется.
Наблюдение показало, что взаимодействие студентов со студентами с ОВЗ происходит на позитивном настрое, нет плохого отношения и в целом, общество готово принять студентов с особенностями здоровья.
Так же были проведены беседы по выявлению представлений взаимодействия здоровых студентов со студентами с ОВЗ. По результатам бесед можно сделать вывод, что на данный момент существует:
- необходимость в различном индивидуальном воспитании, также формировании с учетом личных качеств, заинтересованности (индивидуальный результат);
- необходимость в базисном вхождении личности в общественную сферу (общественный результат);
- необходимость в формировании личности многоцелевых трудовых, а также утилитарных способностей, стремление к подбору специальности (высокопрофессиональный результат).
Дисциплина «Физическая культура» в вузе представляет собой достаточно сложную и целостную систему, отражающую инвариантные особенности культурного потенциала определенной социальной группы-студентов.
Но среди проблем, препятствующих реализации инклюзивного образования, — недостаточный уровень профессиональной компетентности специалистов сферы образования. В современной образовательной политике отмечается необходимость профессиональной подготовки специалистов высшего образования, в том числе специалистов по физической культуре, для реализации инклюзивного образования. Сегодня педагогу необходимо не только осуществлять образовательную деятельность, но и постоянно адаптироваться к субъектам образования в соответствии с особенностями их здоровья [2, 1].
Литература:
- Алехина, С. В. Инклюзивное образование в России //Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки» Инклюзивное образование в России.
- Зарецкий В. К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей — десять шагов от инновации к норме // Психологическая наука и образование.- 2005.- № 1.- С. 83–95.
- Инклюзивное образование в России. ЮНИСЕФ. М., 2011. Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. Уч. пос. для студентов пед. вузов. — М.: Просвещение, 2009.
- Соликов Н. Индивидуальная помощь ребенку-инвалиду в условиях обучения в массовом образовательном учреждении // Учитель. — 2006. — № 1. — С. 2–7.
- Чеканушкина Елена Николаевна, Михелькевич Валентин Николаевич, Шинкаренко Олег Валерьевич Рубрика: Спецвыпуск Опубликовано в Молодой учёный № 16 (120) август-2 2016 г. Дата публикации: 25.08.2016.