В статье рассматривается совершенствование образовательного процесса по физическому воспитанию в вузе, для освобожденных от практических занятий студентов, за счет научно-исследовательской деятельности, которая повышает внутреннюю активность и социальную мобильность студентов данной категории.
Ключевые слова: студенты с ограниченными возможностями здоровья, научно-исследовательская работа студентов, консультирование.
В условиях социально-экономических реформ в России, идет постоянное обновление системы образования. Наряду со специальными предметами «Физическая культура» в вузе представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности.
Многочисленные данные научных исследований и ежегодные медицинские осмотры студентов-первокурсников указывают на то, что уровень здоровья молодых людей, за последнее десятилетие резко падает.
Очевидна, необходимость реагирования преподавателей кафедр физического воспитания на существующую проблему, так как, одним из результатов работы высшего учебного заведения должно стать воспитание здорового выпускника с устойчивой мотивацией на дальнейшее познание профессии, информационных технологий, научных знаний, культуры, способного строить и созидать.
Студенчество в онтогенетическом аспекте представляет собой период, когда заканчивается биологическое созревание человека и все морфофункциональные показатели достигают своих дефинитивных размеров. Поэтому уровень развития здоровья в этот период может служить контролем эффективности всей системы гигиенических мероприятий, проводимых на предшествующих этапах онтогенеза при сложившемся образе жизни, и регламентировать дальнейшую деятельность по оздоровлению подрастающего поколения, вносить необходимую коррекцию. В студенческие годы продолжается и социальное становление личности, формирование и закрепление ценностной мотивации поведения, отношения к принципам здорового образа жизни [4, c. 32].
Преподавательский состав нашей кафедры физического воспитания, на протяжении нескольких лет практикует активизацию научно-исследовательской работы (НИРС) для формирования научно-исследовательской компетентности у студентов, освобожденных от практических занятий по физической культуре. Еженедельно проводится консультирование, где, проявляется значение консультационной функции преподавателя физической культуры в систематически организованном процессе формирования компетентности научно-исследовательской работы.
Работа с преподавателем — это совместная работа, требующая необходимую степень вовлеченности преподавателя и студента в решение ключевых вопросов исследования: выбор темы, цели, объекта и предмета исследования, постановка задач, определение этапов научной работы. Преподаватель-консультант оказывает помощь в отношении актуальности, содержания процесса или структуры задач, подбора научно-методической литературы по теме исследования. Студенты сложно воспринимают готовые решения, если они не выработаны совместно с ними, любое руководство воспринимается ими с недоверием и боязнью ограничения собственной свободы. Поэтому преподаватель не должен навязывать свое мнение, но необходимо, активно взаимодействовать со студентом на всех этапах исследования и, опираясь на высказанные идеи, предложения, проводить анализ проблем и выработку решений в виде рекомендаций, полученных в процессе совместной работы. Исходя из особенностей объекта и цели, нужно определить рациональную и поведенческую линии консультирования, проводимые преподавателем по физической культуре.
При этом необходимо соблюдение выбранных А. П. Посадским и С. В. Хайнишем этических принципов, на которых строится деятельность консультанта, которым в нашем случае, является преподаватель физической культуры.
Позволим себе привести некоторые из них:
- Необходимость определённой квалификации консультанта.
- Стремление к обеспечению высокого качества консалтинговых услуг по содержанию и форме.
- Заинтересованность консультанта в успехе рекомендуемой им научно-исследовательской работе.
- Соблюдение конфиденциальной информации о консультируемом.
- Стремление к перманентному повышению компетентности консультируемого [1, с. 53; 2, с. 17].
Соблюдение этических принципов, необходимо, так как мы работаем со студентами, с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине физическая культура, имеющими серьезные хронические заболевания, инвалидность и др., что требует от преподавателя знаний основ психологии, педагогики, такта и терпения.
После окончания медицинского осмотра (сентябрь) студентов распределяют по медицинским группам, в данной статье мы рассматриваем только студентов, освобожденных от практических занятий по физической культуре. Мы предлагаем им, несколько вариантов решения требований учебной программы:
- Занятия в плавательном бассейне, 2 раза в неделю (для тех, кому оно рекомендовано по медицинским показателям).
- Студенты, занимаются лечебной физической культурой по месту жительства.
- Студенты, проходят самостоятельное изучение программного материала (отчитываются выполнением реферативной работы, её защитой и отвечают на дополнительные вопросы преподавателя по обязательной тематике для каждого курса).
- Студенты, проявившие желание участвовать в научно-исследовательской работе под руководством преподавателей кафедры.
Как правило, этих студентов не надо заставлять проявлять инициативу, они имеют опыт выступлений на конференциях, олимпиадах в общеобразовательной школе. Несмотря, на проблемы со здоровьем, они мобильны, умеют общаться с сокурсниками и студентами старших курсов. Поэтому, проведение анкетирования, интервьюирования они проводят довольно быстро и конструктивно. Сложнее обстоит дело с изучением научно-методической литературы и статистической обработкой данных исследования по избранной и согласованной с ведущим преподавателем-консультантом теме.
Ежегодно кафедра физического воспитания проводит научно- практическую студенческую конференцию, в которой принимают участие освобожденные от практических занятий студенты, занимающиеся научно-исследовательской работой (20–25человек). В состав жюри конференции входят представители всех факультетов университета и преподаватели кафедры физического воспитания и спорта, не имеющие своих представителей в числе выступающих. Каждое выступление сопровождается презентацией. В результате, лучшие студенческие работы участвуют в Межвузовской научно — практической студенческой конференции, опыт нашей работы характеризует то, что на протяжении нескольких лет наши студенты являются победителями и призерами и их работы были опубликованы в сборниках конференции.
Кроме того, несколько студентов с проблемами здоровья, хорошо зарекомендовавшие, себя в научной деятельности приняли участие в проекте (внутренний грант) выигранном нашей кафедрой.
Научно-исследовательская работа студентов способствует развитию научного мышления, умению выделить важное из второстепенного, стимулирует обмен идеями, умение видеть проблему и решать её, развивает коммуникабельность, освобождает от комплексов и депрессивных состояний.
Федеральный Государственный образовательный стандарт высшего образования предполагает достаточно высокий уровень методологической культуры выпускника, овладение им проектным и исследовательским мышлением и способами деятельности [3, c. 84].
Литература:
- Посадский А. П., Хайниш С. В. Консультационные услуги в России: Практическое пособие для менеджеров и предпринимателей. — М.:«Финстатинформ», 1995. — 176с.
- Скворцова С. О. Формирование компетентности студенток в профилактике компьютерного синдрома в процессе занятий физической культурой: Автореф. дисс….канд.пед. наук — М., 2010.-24с.
- Шукшина Т. И. Развитие системы научно-исследовательской и проектной деятельности студентов в условиях многоуровневой системы высшего педагогического образования /Т. И. Шукшина, П. В. Заимкин, И. И. Парватова // Гуманитарные науки и образование.-2013. — № 4(16). — С.84–89.
- Щедрина А. Г. Здоровый образ жизни: методологические, социальные, биологические, медицинские, психологические, экологические аспекты. — Новосибирск.ООО «Альфа-Виста», 2007. — 144с.