Конструирование педагогом психологических технологий вхождения в профессиональное пространство как фактор сохранения индивидуальных защитных барьеров личности, предупреждающих профессиональную деформацию
Автор: Гордиенко Наталья Викторовна
Рубрика: 8. Педагогическая психология
Опубликовано в
Дата публикации: 27.10.2015
Статья просмотрена: 45 раз
Библиографическое описание:
Гордиенко, Н. В. Конструирование педагогом психологических технологий вхождения в профессиональное пространство как фактор сохранения индивидуальных защитных барьеров личности, предупреждающих профессиональную деформацию / Н. В. Гордиенко. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 39-40. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/196/9026/ (дата обращения: 16.12.2024).
В связи с модернизацией Российского образования все более актуальной является проблема профилактики деформаций личности педагога в системе образования. Профессионально-личностные деформации снижают качество преподавательской деятельности, невротизируют личность учащихся и самих работников сферы образования, мешают проявлению профессионально значимых качеств личности, препятствуют внедрению в учебно-воспитательный процесс идей личностно ориентированного образования и помогающей психологии.
Профессиональная деятельность уже на стадии освоения, а в дальнейшем и при ее выполнении, приводит к искажению личностного профиля специалиста, так как конкретные виды труда не требуют всего многообразия личностных качеств и способностей, ресурсные возможности человека остаются невостребованными и личность не достигает своего «акме».
Профессиональная деформация — это деструкции, которые возникают в процессе выполнения профессиональной деятельности и негативно влияют на ее продуктивность, искажают личностные качества, способствуют накоплению негативных признаков (Р. М. Грановская, Э. Ф. Зеер, Л. Н. Корнеева, А. К. Маркова). На фоне снижения психического тонуса учитель теряет интерес к педагогической деятельности, которая превращается в нежеланную, рутинную, бесполезную трудовую повинность. Таким образом, происходит стагнация профессионального развития педагога, приводящая к профессиональному кризису.
Психологическими детерминантами возникновения профессиональных деформаций являются разнонаправленными онтогенетические изменения, неблагополучные варианты выхода их возрастных кризисов, предмет, объект и содержание профессии, социальная среда, жизненно важные событиям и случайные моменты 1, 34. К основным особенностям профессиональных деформаций относятся психофизиологические изменения, стереотипы профессиональной деятельности, стагнация профессионального развития, акцентуации характера и психологические защиты. О личностно-профессиональных деформациях педагогов можно говорить, как о «третьем состоянии», то есть о неуверенности в благополучии организма при отсутствии диагноза. Нередко появление деформаций возникает из-за повышения должностного положения или «сращивания» работника образования с объектом и предметом труда.
Профессия «учитель» относится к категории профессий, подверженных хроническому влиянию деструктивных факторов. Это требует постоянного профилактического воздействия, как со стороны самого субъекта педагогической деятельности, так и лиц, осуществляющих внедрение превентивно-профилактических мероприятий, посредством которых решаются вопросы профилактики возникновения стагнации профессионального развития педагога, профессиональных деформаций и деструкций его личности 2, 65.
В настоящее время возникла настоятельная необходимость в создании профилактических программ профессиональной деформации, реализуемых в ходе психолого-акмеологического сопровождения труда педагогов. Акмеологический характер модели способствует раскрытию творческих возможностей личности, обеспечивает продуктивную саморегуляцию психической устойчивости и сохранение здоровья. Комплекс мер медико-психолого-педагогического характера, назначение которых — ослабление косвенным путем деформирующего влияния деятельности педагога на субъекта профессиональной деятельности будет способствовать созданию условий для восстановления и актуализации личностно-профессионального ресурса учителей.
Одним из основных путей профилактики профессиональных деформаций является целенаправленное моделирование и развитие ситуаций самосовершенствования, в которых педагоги постоянно сталкиваются с необходимостью активно расширять и применять имеющиеся знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности 3, 34.
Внедрение коррекционно-диагностической концепции в систему подготовки и переподготовки педагогических кадров позволяет повысить эффективность ее функционирования за счет снижения уровня аддиктивности поведения учителей, а им встать на новый уровень роста за счет апробации себя в роли обучающегося.
Безусловно, дальнейшее изучение подобной проблематики необходимо как в теоретическом, так и практическом плане. Конструирование педагогом психологических технологий вхождения в профессиональное пространство является значимым фактором сохранения индивидуальных защитных барьеров личности, предупреждающих профессиональную деформацию. Профессиональную помощь в создании данной конструкции создает профессионал-психолог. Наши дальнейшие исследования, в основном, обращены на выстраивание системы психологического сопровождения предупреждения профессиональных деформаций педагогов.
Литература:
- Maslach C., Jackson S. E. The Maslach Burnout Inventory. Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press, 1986.
- Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — СПб.: Питер, 2005.- 336 с.
- Гордиенко Н. В. Исследование структуры и динамики профессиональной деформации личности педагога с применением проективных методик. — Научные проблемы гуманитарных исследований.-Пятигорск,2008.-с.34–42