Работа практического психолога с профессиональной деформацией педагогов учреждений высшего образования | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогическая психология

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (28) апрель 2020 г.

Дата публикации: 19.03.2020

Статья просмотрена: 63 раза

Библиографическое описание:

Махкамова, С. Х. Работа практического психолога с профессиональной деформацией педагогов учреждений высшего образования / С. Х. Махкамова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 2 (28). — С. 63-64. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/161/5005/ (дата обращения: 22.11.2024).



В настоящей статье рассматриваются проблемы работы практического психолога высшей школы с профессиональными деформациями педагогов, специфика работы преподавателя в исламской академии и особенности организации диагностической и коррекционной работы.

Ключевые слова: профессиональные деформации, профессиональное выгорание, доминирующие деформации преподавателей вузов, специфика профессиональной деятельности в исламоведческом образовательном учреждении.

В настоящее время система высшего образования Республики Узбекистан находится на этапе интенсивного развития и совершенствования. Повышаются требования к преподавателям вузов и сегодня педагогу высшей школы необходимо уметь принимать нестандартные решения, использовать инновационные подходы в педагогической деятельности, беспрерывно повышать уровень профессиональной компетентности, конструктивно взаимодействовать с учащимися, быть образцом и примером для подражания. «Стремление овладевать современными знаниями, быть просвещенными и обладать высокой культурой должно стать для всех нас жизненной потребностью», говорится в Послании Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису [1].

К специфическим особенностям педагогической деятельности можно отнести: многообразие коммуникативных связей, разнообразие контактов в общении и взаимодействии, необходимость принимать решения, находить конструктивные пути выхода из конфликта, необходимость учета многомерности профессиональной деятельности, выражающейся в сочетании задач обучения, воспитания, развития и т. д. По мнению европейских исследователей, «работа педагога признается также одной из наиболее стрессогенных профессий. В Европе около 60–70 % учителей имеют хронические симптомы стресса и около 30 % демонстрируют явные признаки деформаций и выгорания. Зачастую симптоматика носит накопительный характер и проявляется лишь через 15–20 лет практики. В то же время установлено, что в среднем 40–50 % начинающих учителей уходят из школы в первые 3–5 лет работы». Проявление профессиональных деформаций обуславливается индивидуально-психологическими, возрастными особенностями личности педагога, стажем работы, содержанием и особенностями педагогической деятельности. Н. В. Прокопцева полагает, что профессиональную деформацию педагога можно определить, как «измененный, отклоняющийся от нравственных и профессиональных норм личностный путь развития, разрушающий целостность, устойчивость личности, сформированность профессиональных качеств, снижающий уровень ее адаптации и эффективность профессионального функционирования под влиянием содержания педагогической деятельности индивидуально-психологических особенностей личности педагога» [2].

При работе с профессорско-преподавательским составом мы опираемся на структуру профессиональных деформаций, описываемая 5-ю факторами: первый фактор характеризуется, главным образом, низкой направленностью и личностной некомпетентностью; во втором факторе преобладают показатели деятельностной некомпетентности; третий фактор содержит, главным образом, коммуникативную некомпетентность; четвертый фактор отражает неструктурированность самосознания личности; пятый — объединяет разные виды ригидности, дополнен признаками личностной некомпетентности в саморазвитии» [3].

Кроме того, следует учитывать, что преподаватели, достигшие периода зрелости (40–60 лет), как правило, оказываются в состоянии переживания «тройного кризиса» «середины жизни» — социокультурного, профессионального и возрастного. Это приводит педагога к ощущению несоответствия своих действий требованиям общества, погружению в состояние дискомфорта, что может стать причиной тяжёлых переживаний личности, привести к трансформациям и деформациям в профессионально педагогической деятельности» [4]. В результате наблюдения и диагностики, проведенных И. В. Холодновой, были выделены три типа доминирующих деформаций, характерных для преподавателей: 1 — авторитарность, 2 — индифферентность, 3 — агрессивность. Также автором была установлена связь развития профессиональных деформаций с наличием педагогических маний, фобий, и мифологенов, их способностью оказывать деформирующее воздействие на педагогическую деятельность. [4.]

Вместе с тем, педагогическая работа в Международной исламской Академии имеет ряд специфических черт, накладывающих определенный отпечаток на профессиональную деятельность:

– тенденция вмешательства религиозного образования в светское образование,

– доминирование религиозного сознания над светским у некоторой части студентов, и как следствие нежелание студентов идти на компромисс, презрение к другим альтернативным представлениям, тенденция видеть вещи в черно-белом свете, а самое главное жесткость веры и восприятие мира, который отражает закрытое сознание.

Все это усиливает общепрофессиональные особенности педагогической деятельности, такие как:

– высокая степень ответственности за результаты профессиональной деятельности;

– боязнь ошибок и неудач;

– перегрузки, частое возникновение непредвиденных ситуаций;

– трудности в семье, вызванные профессиональной деятельностью (дополнительные занятия во внерабочее время, проверка работ дома, и т. д.);

– сужение профессиональных интересов до узкой области специализации;

– аддикция (навязчивая потребность в работе);

– дефицит времени, участие в разнообразных видах общественной деятельности;

– неспособность к релаксации.

Работа психолога заключается в диагностике, коррекции и профилактике описанных выше профессиональных деформаций педагогов.

Для диагностики психических состояний педагогов нами используется шкала Спилбергера — Ханина на определение ситуативной и личностной тревожности, методика САН, диагностика депрессивного состояния А. Бека; диагностика эмоционального выгорания как комплекса профессиональных 424 нарушений осуществляется по методике В. В. Бойко; диагностика профессиональной дезадаптации проводится на основе опросника О. Н. Родиной. Существенным дополнением к этой батарее тестов является самоанализ профессиональной деформации педагогов, которая рассматривается ими на общепедагогическом, типологическом, предметном и индивидуальном уровнях.

По итогам диагностической работы формулируется вывод о качестве профессиональной Я-концепции педагога, определяются желаемые направления самоизменения и развития.

Далее строится программа коррекционного развития.

Литература:

  1. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису 26 Янв 2020
  2. Прокопцева Н. В. Психолого-педагогические условия профилактики профессиональной деформации педагога: автореф. дис. … канд. псих. наук: 19.00.08 / Н. В. Прокопцева. — Москва, 2010. — 18.
  3. Козлова А. В. Психологические особенности профессиональных деформаций личности преподавателя высшей школы: автореф. дис. … канд. псих. наук: 19.00.13 / А. В. Козлова. — Москва, 2006–19с.
  4. Сапего Е. И. Влияние типа организационной культуры образовательного учреждения на уровень профессиональной деформации педагогов / Е. И. Сапего // Образование и наука. 2015. № 10. С.38–50
Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая деятельность, профессиональная деятельность, профессиональная деформация педагогов, высшая школа, главный образ, деформация, диагностик, личностная некомпетентность, Узбекистан.

Ключевые слова

профессиональное выгорание, профессиональные деформации, доминирующие деформации преподавателей вузов, специфика профессиональной деятельности в исламоведческом образовательном учреждении

Похожие статьи

Особенности акцентуаций характера у студентов специальности «психолого-педагогическое образование»

В данной статье рассмотрены особенности акцентуаций характера у студентов специальности психолого-педагогическое образование. Автор акцентирует внимание на роли личностных качеств будущих специалистов. Описываются результаты эмпирического исследовани...

Педагогическое взаимодействие в структуре профессиональной деформации

В статье рассматривается феномен профессиональной деформации педагогических работников общего образования. Обсуждается детерминанта педагогического общения в структуре профессиональной деформации педагогов.

Развитие конфликтологической компетентности педагогов в условиях образовательной среды колледжа

В статье рассматриваются вопросы развития конфликтологической компетентности у педагогов системы среднего профессионального образования. Обоснованный выбор системы педагогических средств и условий способствуют эффективному развитию преподавателей в у...

Теоретическое исследование отношения к процессу обучения и последующих профессиональных страхов консультативной работы психологов, проходящих программы профессиональной переподготовки

В статье автор исследует отношение к процессу обучения и последующих профессиональных страхов консультативной работы психологов, проходящих программы профессиональной переподготовки.

Профилактика профессиональной деформации педагогов с помощью арт-терапевтических технологий

В данной статье авторы рассматривают вопрос необходимости профилактики профессиональной деформации педагогов, описывают виды профессиональной деформации. Также в статье исследуется и апробируется модель методической системы по профилактике профессион...

Профилактика стресса молодых специалистов в школе

Данная статья посвящена изучению проблем профилактики профессионального стресса молодых педагогов. В работе рассматриваются причины стресса молодого учителя и основные формы работы по профилактике стресса.

Формирование профессиональной компетентности педагогов

В статье рассмотрен процесс формирования профессиональной компетентности педагогов-лингвистов, проблемы формирования профессиональной компетентности и ее компонентов.

Особенности адаптации персонала в образовательных учреждениях

В статье рассматривается проблема адаптации персонала в учебных заведениях. Проанализированы объективные и субъективные факторы, которые влияют на успешную профессиональную адаптацию работников сферы образования. Рассматривается специфика работы в ра...

Трудности профессиональной адаптации молодых специалистов в образовательной организации

В статье рассматривается проблема профессиональной адаптации молодых специалистов в образовательной организации. Автор раскрывает основные трудности, с которыми сталкиваются молодые педагоги в период профессиональной адаптации, анализирует предпочтит...

Работа психолога по созданию психологически безопасной образовательной среды в условиях общеобразовательной школы

В статье исследуются возможности работы психолога по созданию психологически безопасной образовательной среды в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальным путем выявляется уровень психологической безопасности образовательной среды в сельск...

Похожие статьи

Особенности акцентуаций характера у студентов специальности «психолого-педагогическое образование»

В данной статье рассмотрены особенности акцентуаций характера у студентов специальности психолого-педагогическое образование. Автор акцентирует внимание на роли личностных качеств будущих специалистов. Описываются результаты эмпирического исследовани...

Педагогическое взаимодействие в структуре профессиональной деформации

В статье рассматривается феномен профессиональной деформации педагогических работников общего образования. Обсуждается детерминанта педагогического общения в структуре профессиональной деформации педагогов.

Развитие конфликтологической компетентности педагогов в условиях образовательной среды колледжа

В статье рассматриваются вопросы развития конфликтологической компетентности у педагогов системы среднего профессионального образования. Обоснованный выбор системы педагогических средств и условий способствуют эффективному развитию преподавателей в у...

Теоретическое исследование отношения к процессу обучения и последующих профессиональных страхов консультативной работы психологов, проходящих программы профессиональной переподготовки

В статье автор исследует отношение к процессу обучения и последующих профессиональных страхов консультативной работы психологов, проходящих программы профессиональной переподготовки.

Профилактика профессиональной деформации педагогов с помощью арт-терапевтических технологий

В данной статье авторы рассматривают вопрос необходимости профилактики профессиональной деформации педагогов, описывают виды профессиональной деформации. Также в статье исследуется и апробируется модель методической системы по профилактике профессион...

Профилактика стресса молодых специалистов в школе

Данная статья посвящена изучению проблем профилактики профессионального стресса молодых педагогов. В работе рассматриваются причины стресса молодого учителя и основные формы работы по профилактике стресса.

Формирование профессиональной компетентности педагогов

В статье рассмотрен процесс формирования профессиональной компетентности педагогов-лингвистов, проблемы формирования профессиональной компетентности и ее компонентов.

Особенности адаптации персонала в образовательных учреждениях

В статье рассматривается проблема адаптации персонала в учебных заведениях. Проанализированы объективные и субъективные факторы, которые влияют на успешную профессиональную адаптацию работников сферы образования. Рассматривается специфика работы в ра...

Трудности профессиональной адаптации молодых специалистов в образовательной организации

В статье рассматривается проблема профессиональной адаптации молодых специалистов в образовательной организации. Автор раскрывает основные трудности, с которыми сталкиваются молодые педагоги в период профессиональной адаптации, анализирует предпочтит...

Работа психолога по созданию психологически безопасной образовательной среды в условиях общеобразовательной школы

В статье исследуются возможности работы психолога по созданию психологически безопасной образовательной среды в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальным путем выявляется уровень психологической безопасности образовательной среды в сельск...

Задать вопрос