Проблема совершенствования профессиональной деятельности педагога всегда была в поле пристального внимания психолого-педагогической науки и практики. Дефицит учителей в учебных заведениях и недостаточный профессионализм дают исследователям всё больший повод обращаться к проблемам преодоления профессиональных деформаций учителя. Симптомы неблагополучного положения дел проявляются в черствости, безразличном отношении к ученикам и коллегам, несовершенстве теоретических знаний и практических навыков профессиональной педагогической деятельности, т. е. в тех отрицательных свойствах, которые становятся все более устойчивыми, деформируют личность педагога.
Существуют различные определения этого феномена, рассматривая которые явление профессиональных деформаций можно определить как личностные деструкции, которые появляются из-за постоянного воздействия внешних и внутренних факторов профессиональной педагогической деятельности и оказывающие негативное влияние на ее развитие. Многолетнее выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей приводит к возникновению хронической усталости, притуплению чувства новизны переживаний, связанных с работой; возникновению эмоциональных барьеров при общении с учениками и коллегами, стереотипизации способов осуществления профессиональной педагогической деятельности.
В настоящее время под профессиональным выгоранием педагога принято понимать его долговременную стрессовую реакцию. Такое явления начинает проявляться вследствие продолжительных профессиональных переживаний и ведет к истощению эмоциональных, энергетических и творческих ресурсов педагога, результатом чего является неэффективность его профессиональной деятельности.
Интерес к проблеме профессиональных деформаций личности был проявлен С. П. Безносовым, С. Г. Геллерштейном, А. К. Марковой, Н. С. Пряжниковым, Е. И. Роговым и другими.
Анализируя причины, препятствующие профессиональному развитию человека, А. К. Маркова указывает на возрастные изменения учителя, связанные со старением, профессиональные деформации и профессиональное изнеможение, продолжительные стрессовые ситуации, обусловленные сложными и труднопереносимыми условиями труда, а также кризисы профессионального роста [3].
В 1930-е гг. С. Г. Геллерштейн отмечал: «Надо постоянно помнить, что сущность профессиональной работы заключается не только в выполнении работником ряда активных и реактивных действий, но и в приспособлении организма к тем специфическим особенностям профессии, на фоне которых эти действия совершаются. Происходит непрерывное взаимодействие внешних условий и организма работника. При этом очень часто наблюдается деформация не только тела, но и психики работника». Далее он упоминает, что деформации следует понимать как изменения, наступающие в организме и приобретающие стойкий характер (искривление позвоночника и близорукость у конторских служащих, угодливость приказчиков, льстивость кельнера и др.) [2].
А. М. Новиков отмечает необходимость смены места работы, должности и квалификации специалистов. Происходит деградация личности, если человек работает на одном и том же месте продолжительное количество лет.
Одна из самых частых причин профессиональных деформаций педагогов, как утверждают специалисты, — это специфика педагогического коллектива, с которым они вынуждены иметь непосредственное общение, а также специфика их педагогической деятельности в том числе.
Другой не менее важной причиной профессиональных деформаций является разделение труда и неменяющийся изо дня в день распорядок рабочего дня учителя. Ежедневная работа, на протяжении многих лет, совершенствует не только профессиональные педагогические знания, но и формирует профессиональные стереотипы и привычки, определяет стиль мышления и стиль общения.
Как же проявляются профессиональные деформации? Чаще всего на первом месте оказывается статусная деформация, когда учитель не ограничивает свои властные полномочия, у него появляется стремление к подавлению коллег, невыносимость иного мнения, умение видеть свои ошибки пропадает, самокритичность, возникает уверенность, что только лишь собственное мнение является правильным.
Адаптивная деформация отличается пассивным приспособлением личности педагога к конкретным условиям педагогической и учебной деятельности, в результате преобладает конформизм, он перенимает обычные принятые в профессиональной педагогической сфере типы поведения.
На более глубоком уровне деформации у педагога появляются: властность, низкая эмоциональность, жесткость и др.
На последнем уровне профессиональной деформации, которая уже называется профессиональной деградацией, педагог меняет свои нравственные ценностные ориентиры, становится профессионально несостоятельным.
Так как личность человека является достаточно устойчивой структурой, то она начинает искать различные пути защиты от деформаций. Одним из способов такой психологической защиты является синдром «эмоционального выгорания» [1].
Основная причина синдрома выгорания — это несоответствие между личностью и работой. В практике консультирования существует несколько вариантов несоответствия, которые приводят к возникновению синдрома «выгорания» [1].
Рассматривая симптомы «выгорания», отмечается очевидная связь с понятием стресса. Существует три фазы стресса при «эмоциональном выгорании»:
- Нервное напряжение, которое создается отрицательной эмоциональной атмосферой, ощущением повышенной ответственности, трудными взаимоотношениями в педагогическом коллективе. Все это сопровождается переживаниями трудных обстоятельств, неудовлетворённостью собой как профессионалом, тревогой и депрессией.
- Благодаря сопротивлению учитель пытается оградить себя от негативных впечатлений. В это время проявляются симптомы импульсивного избирательного эмоционального реагирования, характеризующиеся нарушением в структуре личности педагога, нравственной дезориентации, «экономии» эмоций, нарушение выполнения профессиональных обязанностей, то есть выборочного выполнения профессиональных функций в педагогической деятельности.
- Истощение, характеризующееся дефицитом психоэмоциональных ресурсов, снижением эмоционального тонуса, которое наступает вследствие неэффективно проявленного сопротивления. Здесь формируются симптомы эмоционального дефицита, личностной отстранённости и психосоматического нарушения. [3]
Х. Дж. Фрейденберг описывает «сгорающих» таким образом: «Они сочувствующие, гуманные, мягкие, увлекающиеся идеалисты, ориентированные на людей, и одновременно неустойчивые, интровентированные, фанатичные и легко содализирующиеся». Е. Махер дополняет этот список такими понятиями, как авторитаризм и низкий уровень эмпатии.
У педагогов профессиональные деформации могут проявляться на четырех уровнях:
- Общепедагогические деформации, характеризующиеся сходными изменениями личности у всех лиц, занимающихся профессиональной педагогической деятельностью. Наличие этих деформаций делает учителей, преподающие разные предметы, работающие в разных учебных заведениях, проповедующие разные педагогические методы, с разным темпераментом и характером, похожими друг на друга. Эти особенности обусловлены спецификой социума, в котором находится личность учителя — профессионала — здесь произошло сближение субъекта деятельности со средствами этой педагогической деятельности. Кроме того, педагогическая деятельность имеет особый объект воздействия, который в отличие от большинства других профессий обладает существенной активностью. В ходе взаимодействия с объектом, учитель, используя свою личность, как инструмент влияния на него, прибегает к более действенным приемам, известным как авторитарный стиль руководства. В результате в его личности появляется завышенная самооценка, излишняя самоуверенность и догматичность взглядов.
- Типологические деформации вызваны совмещением личностных особенностей с соответствующими структурами функционального строения педагогической деятельности в целостные поведенческие комплексы. В педагогической профессии выделяют четыре типологических комплекса: коммуникатор, организатор, интеллигент (просветитель) и предметник. Особенности каждого из них со временем проявляются в структуре личности, которая со временем изменяется. Изменения личности учителя-предметника связаны со знаниями, преподающимися им в его дисциплине. В связи с этим учителя данного типа пытаются внести элемент «научности» в любые, порой даже бытовые, ситуации, неадекватно используют педагогическую манеру поведения и оценивают других людей через призму их знаний предмета. В силу своих особенностей и многочисленности данный тип профессиональных отклонений представляет собой особый специфический уровень.
3. Специфические, или предметные, деформации обусловлены спецификой преподаваемого предмета. Достаточно внешних признаков, чтобы легко определить, какой предмет преподает этот учитель: рисование или физику, технологию или иностранный язык. Учителя, обладающие юмористическими качествами, употребляемыми в учебном процессе, чаще всего имеют именно этот вид деформации.
4. Индивидуальные деформации — это изменения, происходящие в структуре личности и внешне не связанные с процессом педагогической деятельности. Параллельно становлению профессионально важных для педагога качеств происходит развитие не имеющих, на первый взгляд, отношения к педагогической профессии качеств. Подобный феномен объясняется тем, что личностное учителя осуществляется не только под влиянием тех действий, которые он выполняет, а прежде всего, обусловлен его личностной направленностью [1].
Предупреждение и преодоление возможных профессиональных деформаций педагога является одной из главных задач школьного психолога, так как от этого зависит психологическая атмосфера в педагогическом коллективе и психическое здоровье учеников.
Литература:
1. Безносов, С. П. Профессиональная деформация личности / С. П. Безносов. — СПб.: Речь, 2004.- 272 с.
2. Геллерштейн, С. Г. Основные течения современной психологии / С. Г. Геллерштейн, Л. С. Выготский. — М.: Госиздат, 1930. — 264 с.
3. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 312 с.