Особенности индивидуально-психологических качеств педагогов общеобразовательных учреждений с различным стажем | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (340) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 12.12.2020

Статья просмотрена: 276 раз

Библиографическое описание:

Гусамова, Н. И. Особенности индивидуально-психологических качеств педагогов общеобразовательных учреждений с различным стажем / Н. И. Гусамова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 418-420. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76465/ (дата обращения: 16.12.2024).



Профессиональная деятельность разнопланово влияет на личность: в процессе нее приобретаются и развиваются ряд профессионально важных качеств, способствующих эффективной трудовой деятельности; с другой стороны личность может деформироваться и привести к формированию личностных деструкций. Заметим, что стаж трудовой деятельности является фактором развития профессиональных деструкций, деформации личности.

Е. П. Ильин отмечает, что изменению личности педагогов под влиянием их деятельности посвящено не очень много исследований. При этом в исследованиях очень редко прослеживается изменение личностных характеристик педагогов в связи со стажем. Анализ исследований показывает, что в процессе профессиональной деятельности происходят изменения в эмоциональной сфере, эмпатии, самооценке, а также формируются такие деформации личности как агрессивность, авторитарность, ригидность, эмоциональное выгорание, демонстративность, доминантность. Рассмотрим их подробнее.

Мы отмечали, что эмоциональность педагогов является важным профессиональным качеством, которое делает эффективным воздействие и взаимодействие в учебно-воспитательной работе. Учитель должен обладать не только эмоциональной устойчивостью (Н. А. Аминов, Л. М. Митина, А. А. Баранов), но и эмоциональной гибкостью (Л. М. Митина, Е. С. Асмаковец). По данным Т. Г. Сырицо, посвятившей свою диссертацию эмоциональности педагогов, у педагогов с малым стажем работы в школе в первые годы происходит снижение склонности к переживанию радости, а склонность к переживанию страха и гнева увеличивается. Однако затем начинает проявляться противоположная тенденция: склонность к переживанию радости растет, а склонность к переживанию отрицательных эмоций уменьшается. Это можно объяснить тем, что, с одной стороны, ошибки и неудачи, которые были присущи молодым педагогам, с приобретением опыта уменьшаются, а с другой стороны, вырабатываются защитные механизмы от переживания неудач в педагогической деятельности. Общая экспрессивность поведения с увеличением стажа практически не изменяется, хотя наблюдается снижение по отдельным каналам экспрессии. У педагогов с большим стажем (свыше 20 лет) более быстрый темп речи, больше образности и интонационной выразительности, чем у педагогов с малым стажем (до пяти лет). Самая высокая экспрессивность присуща педагогам со средним уровнем профессионального мастерства.

В диссертационном исследовании Е. М. Пановой выявлена динамика изменения эмпатии у педагогов с увеличением стажа работы. Эмпатия как качество личности педагога представляет эмоциональное понимание ребенка, предполагающее стремление и умение чувствовать его как самого себя, вставать на его позиции, понимать внутренний мир, принимать его проблемы и переживания. У педагогов эмпатия с увеличением стажа возрастает. Важным профессиональным качеством педагогов, которое изменяется в процессе профессиональной деятельности является самооценка. Самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, ценность, приписываемая себе или отдельным качествам личности. Профессиональная самооценка — это сознательные суждения педагога, в которых он пытается сформулировать свою значимость, определяемая общепризнанными нормами, критериями и 20 целями, представлениями об уровнях собственных достижений, моральными принципами, правилами поведения и т. д. Основными параметрами профессиональной самооценки являются степень адекватности, критичность и мера устойчивости. Названные параметры являются количественными и качественными характеристиками самооценки.

К личностным деформациям педагогов Э. Ф. Зеер относит авторитарность. Авторитарность — социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению. Авторитарность связана, коррелирует, с такими качествами, как агрессивность, завышенная самооценка и уровень притязаний, склонность следовать стериотипам, слабая рефлексия и др. На поведенческом уровне авторитарность проявляется в стремлении личности, во что бы то ни стало, добиться доминирующего положения в группе, занять максимально возможную позицию в структуре власти. Авторитарный педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности классного коллектива, определяет сам задачи, руководствуясь своими предпочтениями. Педагог постоянно подчѐркивает своѐ превосходство, пресекая любую инициативу учащихся и лишая их возможности высказать свое мнение по вопросам, имеющим к классу прямое отношение. У него отсутствует сопереживание, сочувствие по отношению к воспитанникам — основным критерием их оценки является формальная успеваемость, которая часто бывает выше, чем в других классах. Классы, вверенные педагогу с авторитарным стилем, характеризуются низкой инициативой и слабой активностью. Л.С Павловой было установлено, что с увеличением стажа у педагогов отмечается рост авторитарности, что объясняется повышением уверенности в себе.

В процессе профессиональной деятельности у педагогов могут возникнуть педагогическая агрессия. При данном виде деструкции педагога враждебно относятся к нерадивым и неуспевающим учащимся, они используют «карательные” педагогические воздействия, и требуют безоговорочного подчинения им.

Профессиональная деформация педагога практически всегда сопровождается синдромом эмоционального выгорания. Под синдромом психологического или эмоционального выгорания понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Наиболее распространенной является трехмерная модель синдрома «выгорания» американских исследователей К. Маслач и С. Джексон. Согласно им, «выгорание» это синдром эмоционального истощения, деперсонализации и редукции своих личных достижений.

Эмоциональное истощение характеризуется возникновением эмоционального перенапряжения и чувствами опустошенности, исчерпанности собственных эмоциональных ресурсов. У человека появляется чувство, что он уже не может работать как раньше. Эмоции «приглушены», «притуплены», есть опасность возникновения эмоционального срыва. Деперсонализация выражается в развитии негативного, бездушного, циничного отношения к реципиентам. Человек стремится отгородиться от личных контактов, общается формально. На первых этапах развития деперсонализации человек может пытаться скрыть подобное отношение к окружающим, оно проявляется только во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем может вырваться наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций. Редуцирование персональных достижений характеризуется снижением чувства компетентности в своей работе, недовольством собой, уменьшением ценности своей деятельности, негативным самовосприятием в профессиональном плане. В результате действия этого симптома у человека формируется низкая профессиональная и личная самооценка, появляется чувство собственной несостоятельности, безразличие к работе. Педагоги довольно часто сталкиваются с проблемой эмоционального выгорания.

Факторами, инициирующими формирование эмоционального выгорания у педагогов, является высокая стрессогенность и эмоциональная насыщенность профессиональной деятельности. Эмоциональное выгорание у педагогов проявляется в грубости в адрес воспитанников, раздражительности, апатии, снижении жизненного тонуса, на фоне которого происходит снижение качества образовательного процесса потере интереса к своей деятельности.

В исследовании Е. П. Ильина установлено, что эмоциональное истощение с увеличением стажа у педагогов повышается (у первых — с 17,1 балла до 23,5 балла, у вторых — с 15,4 балла до 16,8 балла). Деперсонализация снижается у педагогов со стажем 26–40 лет, так же как редукция профессиональных обязанностей, что может быть обусловлено ростом уверенности в себе педагогов. Эмпирическое исследование показало, что редукция профессиональных достижений у молодых педагогов встречается чаще, чем у педагогов с большим профессиональным стажем. Им свойственно ощущение неудовлетворенности процессом и результатом труда, результат кажется несоответствующим затрачиваемым усилиям, реальные возможности кажутся меньше, чем притязания и требования по отношению к себе. Присутствует ощущение разочарования профессией, затрудненности поддержания контактов с коллегами, отсутствие чувства радости от приносимой пользы и успехов в работе.

В целом в исследования И. Гроза было отмечено, что эмоциональному выгоранию более подвержены молодые специалисты в силу своей внутренней неготовности к решению профессиональных проблем.

Таким образом, мы можем отметить, что профессиональная деятельность педагога оказывает влияние на развитие его личности, при этом с ростом уверенности в себе, положительным оцениванием себя как профессионала у педагогов растет агрессия, доминантность, авторитарность, демонстративность.

Литература:

  1. Аминов Н. А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей // Вопросы психологии. 1988. -№ 5. -С. 71–77.
  2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. -СПб.: Питер, 2001. — 338с.
Основные термины (генерируются автоматически): педагог, эмоциональное выгорание, профессиональная деятельность, увеличение стажа, эмоциональное истощение, деформация личности, Митино, переживание радости, профессиональная самооценка, рост уверенности.


Похожие статьи

Особенности формирования навыков исследовательской деятельности старшеклассников школы-интерната

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла

Особенности формирования эмоционально-психологического климата в коллективе учащихся сельской школы

Особенности формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира

Этапы формирования предметных компетенций учащихся на уроках литературы

Особенности социально-психологической адаптации курсантов-первокурсников военных вузов РФ

Педагогические условия социально-педагогического сопровождения учащихся начальных классов в период адаптации к школе

Особенности работы школьного психолога с педагогическим коллективом школы

Особенности развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Особенности формирования навыков исследовательской деятельности старшеклассников школы-интерната

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла

Особенности формирования эмоционально-психологического климата в коллективе учащихся сельской школы

Особенности формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира

Этапы формирования предметных компетенций учащихся на уроках литературы

Особенности социально-психологической адаптации курсантов-первокурсников военных вузов РФ

Педагогические условия социально-педагогического сопровождения учащихся начальных классов в период адаптации к школе

Особенности работы школьного психолога с педагогическим коллективом школы

Особенности развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос