Психологические аспекты феномена профессиональной деформации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №1 (135) январь 2017 г.

Дата публикации: 09.01.2017

Статья просмотрена: 8708 раз

Библиографическое описание:

Карнаухова, А. О. Психологические аспекты феномена профессиональной деформации / А. О. Карнаухова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1 (135). — С. 393-399. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37966/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье освещены различные понятия профессиональной деформации, данные разными авторами; рассмотрены исследования феномена профессиональной деформации, начиная с XX века; выделены типы профессиональных деформаций, а также различные детерминанты их возникновения. В различных концепциях раскрыты составляющие профессиональной деформации и методы ее профилактики.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, профессиональная деформация, профессиональный стресс, профессиональная адаптация, детерминанты деформаций, специфика профессиональной деятельности, профилактика профессиональной деформации

The article consecrated to the various concepts of professional deformation, the data of different authors; we consider the study of the phenomenon of professional deformation, since the XX century; selected types of professional deformation, as well as various determinants of their occurrence. In various concepts disclosed components of professional deformation and the methods of its prevention.

Keywords: professional activity, professional deformation, occupational stress, professional adaptation, the determinants of strain specificity of professional activity, prevention of professional deformation

В последние десятилетия всё больше внимания стало уделяться изучению феномена профессиональной деформации личности, и в личностном, и в профессиональном русле. В психологической литературе деформация личности чаще рассматривается в профессиональном русле и обозначается как изменение качеств личности (способов общения и поведения, ценностных ориентаций, характера, стереотипов восприятия), происходящее под воздействием профессиональной среды.

Вопросы, касающиеся взаимного влияния профессиональной деятельности и личностных особенностей специалиста, рассмотрены в работах многих исследователей [2, 5, 7, 8, 11, 15, 17 и др.]. Несмотря на имеющиеся работы и повышенный интерес к проблеме профессиональной деформации, она остается еще недостаточно изученной [25, с. 112]. Всё это можно объяснить недостаточной описательной возможностью существующих подходов [4, c. 27], и до сих пор не существует обобщенной теоретической концепции, которая раскрывала бы сложность данного феномена, его детерминанты и механизмы развития [14, с. 23].

Впервые термин «professional deformation» был использован Х. Ландероком в статье «Профессионализм: Исследования профессиональной деформации», опубликованной в 1915 г. в «Американском журнале социологии». Исследователь пишет о том, что профессиональная деформация — это изменение процессов мышления у отдельного человека и нездоровое оценивание важности его деятельности в общей работе всего трудового коллектива [16].

В русскоязычную научную литературу термин «профессиональная деформация» ввел Питирим Сорокин в 1921 г. и понимал под ней негативное влияние профессиональной деятельности на переживания и поведение человека, им же была предложена первая социологическая программа для изучения профессиональных деформаций. П. Сорокин указывал на «громадную деформационную роль профессиональной деятельности» [24, с. 334].

Со временем начали проводиться исследования по выявлению причин возникновения профессиональной деформации. Начало было положено в 1936 г. Гансом Селье, который в своей статье «Синдром, вызываемый разными поврежденными агентами», состоящей из 74 строк, писал о существовании ряда факторов и причин, вызывающих изменение поведения, неустойчивое состояние психики и напряжение, которое ведет к неадекватному, избирательному реагированию на происходящее [2, с. 22]. Таким образом, Х. Ландерок, Питирим Сорокин и Ганс Селье рассматривали только отрицательное воздействие профессиональной деятельности на человека, которое затрагивает в основном его эмоциональную и поведенческую сферу.

Позднее в советской науке существовало мнение, что «труд оказывает только позитивное влияние на личность» [3, с. 82]. Агитационные плакаты служат подтверждением того, что в советское время труд был обязательным условием для существования в обществе, тунеядство же облагалось клеймом стыда и позора.

Только к концу XX века такие психологи, как Е. М. Борисова, Р. М. Грановская, Э. Ф. Зеер, А. К. Маркова и др., снова заговорили о негативном влиянии труда, писали о том, что труд не всегда способствует гармоничному развитию психики человека, а во многих случаях деформирует её [16]. Таким образом, в конце XX века многие психологи рассматривали как позитивное, так и негативное воздействие профессиональной деятельности на человека, а именно на его психику.

Анализируя результаты научных трудов отечественных и зарубежных психологов, Э. Ф. Зеер подчеркивает, что в психологии труда меньше всего исследованы профессиональные деформации личности, несмотря на то, что С. Г. Геллерштейн еще в 1930-е гг. писал о появлении деформации тела и психики у работника при приспособлении к специфическим особенностям профессии, и отмечал, что деформация — это изменение, которое возникает в организме и носит стойкий характер (например, угодливость приказчиков, искривление позвоночника и близорукость у конторских служащих, льстивость кельнера и др.) [5, c. 197–200]. Э. Ф. Зеер указывает на неизбежность деформации личности профессионала, отмечая то, что у каждой профессии существует свой «ансамбль» деформаций [5, с. 45–54].

В настоящее время феномен «профессиональной деформации» широко изучается в контексте профессиональных стрессов [16]. Так, М. А. Воробьева придерживаясь этого контекста, утверждает, что на сегодняшний день самым распространенным, вызывающим профессиональные деформации является информационный стресс, так как неумение работать с информацией в современном мире приводит к истощению всех сфер личности человека. Симптомы стресса проявляются во всех сферах психики: эмоциональной, когнитивной, мотивационной и поведенческой. Находясь в стрессе, человек испытывает тревогу, сопротивление, а после — истощение, то есть профессиональную деформацию в чистом виде [2, с. 22–23]. Иначе говоря, человек проходит три стадии стресса по концепции Ганса Селье. М.А Воробьева в отличие от авторов, чьи работы рассмотренных выше, говорит о влиянии профессиональной среды не только на эмоциональную и поведенческую сферы, но и на когнитивную с мотивационной.

Современные исследователи дают различные определения феномена «профессиональной деформации». Так, С. П. Безносов понимает под профессиональной деформацией личности процесс и результат влияния субъектных качеств человека на целостную индивидуальность личности работника-профессионала, в результате которого у человека возникает неадекватный перенос сугубо деятельностных норм в сферу личностного общения, поведения, быта, делового общения с представителями других профессиональных цехов и мировоззрений [1]. Исходя из этого, ученый делает акцент на необходимости разделения общего пространства жизнедеятельности человека на область жизни и область деятельности для выявления специфики профессиональной роли и лучшего понимания сущности феномена профессиональной деформации.

Подобного определения придерживается в своей работе А. В. Караваев, подчеркивая воздействие сугубо субъектных качеств человека как узкого специалиста на личностные свойства целостной индивидуальности [8].

Г. В. Шишкова же разделяет точку зрения Н. И. Шаталовой, которая понимает под профессиональной деформацией личности дисфункциональные изменения поведения, возникающие под совместным воздействием внешних (социальных) и внутренних (личностных) факторов [24, с. 117]. Такими факторами, по ее мнению, могут быть противоречивая направленность поведения, социально-экономические отношения и формы жизнедеятельности в различных сферах: материальной, духовной, в политической и бытовой, а также во взаимоотношениях людей и т. п. В этом случае деформация происходит только в поведенческой сфере, все остальные сферы обозначаются как факторы, способствующие ее возникновению.

Профессиональные деформации — по определению А. Р. Мусалаевой — это разрушение сформированных профессиональных качеств, нарушение уже усвоенных способов деятельности, появление стереотипов профессионального поведения и психологических барьеров при освоении новых профессиональных технологий, новой профессии или специальности. Также это изменения в структуре личности при переходе от одной стадии профессионального становления к другой, которые также возникают при возрастных изменениях, физическом и нервном истощении [13, c. 26–27]. Таким образом, А. Р. Мусалаева рассматривает профессиональные деформации как деструктивные изменения во время становления человека как профессионала, который проходит профессиональные кризисы, возникающие при преобразованиях профессиональной среды.

О. Б. Полякова же утверждает, что профессиональные деформации проявляются в образовании профессионально нежелательных качеств личности, изменяющих профессиональное поведение человека [16, с. 60]. Ученая акцентирует внимание на том, что эти деструктивные изменения личности возникают при многолетнем выполнении одной и той же устоявшейся профессиональной деятельности, в отличие от А. Р. Мусалаевой, у которой они наоборот возникают при усвоении нового в профессии. Ю. М. Кузьмина и А. К. Маркова также придерживаются мнения, что профессиональная деформация начинается с негативных изменений в профессиональной деятельности и поведении [11, 12, 23].

А. А. Картузова обозначила профессиональную деформацию личности как изменение качеств личности (ценностных ориентаций, стереотипов восприятия, характера, способов общения и поведения), которые происходят из-за длительного воздействия профессиональной деятельности. По итогу неразрывного единства сознания и специфической деятельности формируется профессиональный тип личности. Больше всего профессиональная деформация влияет на личностные особенности тех профессий, работа которых связана с людьми, и выражается у них в формальном, сугубо функциональном отношении к людям. Высокий уровень профессиональной деформации также наблюдается у медицинских работников, сотрудников спецслужб и военнослужащих [9, с. 50]. Сотрудники УИС как раз относятся к категории работников спецслужб, что может объяснить высокий риск возникновения у них профессиональных деформаций.

Кантимирова Ю. П. в своей статье связывает профессиональную деформацию личности с профессиональной адаптацией и указывает на то, что любая профессиональная деятельность уже на стадии освоения, а в дальнейшем при регулярном выполнении деформирует личность. В результате образуются такие формы профессиональной деформации, как профессиональные акцентуации и профессиональные деструкции, которые негативно сказываются на производительности и удовлетворенности трудом, функциональных и межличностных взаимодействиях с коллегами, а также на развитии личности субъекта труда [7, с. 92]. Об этом говорил и Э. Ф. Зеер в своих трудах, сформулировав похожее определение профессиональной деформации [5]. На мой взгляд, Ю. П. Кантимирова наиболее полно раскрыла значение профессиональной деформации, а также ее форм, и отметила ранее влияние профессиональной деятельности на личность, в отличие от многих ученых, которые говорили о возникновении профессиональной деформации вследствие длительного воздействия профессиональной среды на личность работника.

Проводя анализ трудов различных психологов, можно сделать вывод, что сложности изучения феномена профессиональной деформации связаны с неопределенностью и многокомпонентностью его описательных характеристик и отсутствием соответствующего измерительного инструментария.

Многие исследователи занимались не только определением профессиональной деформации, но и выделением детерминант, способствующих ее развитию [2, 12, 13, 18, 24]. Согласно Г. В. Шишковой факторы, приводящие к профессиональной деформации можно разделить следующим образом:

1) объективные, связанные с мезо- и макропроцессами экономической и социальной жизни предприятия и общества;

2) субъективные особенности и свойства конкретного профессионала как личности;

3) особенности выполняемой работы (профессиональных обязанностей) [24, с. 118–119].

Н. С. Пряжников в отличие от Г. В. Шишковой выделяет более конкретные детерминанты, связанные со становлением профессионала [18]: неосознаваемые и осознаваемые неудачные мотивы выбора; деструкции несоответствия ожиданиям в начале профессиональной деятельности; образование стереотипов профессионального поведения; разные формы психологических защит, позволяющих человеку снижать степень неопределенности, снижать психическую напряженность; эмоциональная напряженность, часто повторяющиеся отрицательные эмоциональные состояния; на стадии профессионализации по мере становления индивидуального стиля деятельности снижается уровень профессиональной активности, и возникают условия для стагнации профессионального развития.

По мнению М. А. Воробьевой детерминантами деформации могут служить разные причины, но большинство исследований подчеркивают важность специфики профессиональной деятельности, затем — личностно-индивидуальных качеств (впечатлительность, демонстративность, авторитарность и др.), а также факторы взаимодействия с социумом (неумение общаться, не владение психологией человека и т. д.) [2, с. 24]. Человеку трудно выйти из роли профессионала, и он эти эмоции, состояние несет в семью, так происходит проникновение «Я-профессионального» в «Я-человеческое», то есть после выхода человека из профессиональной ситуации не происходит его естественного «выправления», поэтому даже в личной жизни человек продолжает нести на себе «деформирующий отпечаток» своей профессии [2, с. 24]. М. А. Воробьева, как и С. П. Безносов, рассматривая категорию «профессиональная деформация», делает акцент на проникновение профессионального в личную жизнь деформированного специалиста, и, как Г. В. Шишкова, уделяет внимание личностным качествам и специфике профессиональной деятельности как факторам профессиональной деформации человека.

А. Р. Мусалаева, как и другие авторы [2, 24], в своей статье рассматривает специфику профессиональной деятельности как детерминанту деформаций личности, а так же, как Н. С. Пряжников, упоминает в факторах эмоциональную напряженность и отсутствие сформированного мотивационного компонента профессиональной деятельности. Помимо этих детерминант ученая добавляет снижение интеллектуального уровня специалиста, предел развития образовательного и профессионального уровней, а также возрастные изменения [13, с. 27].

А. К. Маркова среди основных тенденций профессиональных деформаций выделяет восемь: искаженное профессиональное развитие, низкая адаптационная способность к меняющимся условиям труда, распад профессионального сознания, нарушение темпа профессионального развития, снижение профессиональных способностей и мышления, возникновение деформаций личности, а также дисгармоничное профессиональное развитие и профессиональные заболевания [12]. На мой взгляд, А. К. Маркова, выделяя несколько факторов, обозначает своим выбором масштабность деформационного влияния, которое распространяется на все сферы человека: биологическую, социальную, личностную и профессиональную.

Э. Ф. Зеер масштабно изучил феномен «профессиональной деформации» и, помимо определения и детерминант возникновения, выделяет следующие типы деформаций, описывая в каждом из них различные проявления [5, с. 93]:

  1. Общепрофессиональные деформации (прослеживаются у большинства работников со стажем);
  2. Специальные профессиональные деформации (возникают при специализации; каждая специальность в рамках любой профессии имеет свой качественный и количественный состав деформаций);
  3. Профессионально-типологические деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности (темперамента, способностей, характера) на психологическую структуру деятельности;
  4. Индивидуализированные деформации, обусловленные особенностями работников различных профессий. Чрезмерное развитие отдельных профессионально важных качеств (в результате многолетней профессиональной деятельности, психологического сращивания личности и профессии) приводит к возникновению сверхкачеств или акцентуаций.

Всеми этими типами профессиональных деформаций подвергаются люди, начиная от стадии интернальности до стадии наставничества и авторитета (по классификации Климова) [2, с. 23].

Рогов Е. И. иначе классифицирует виды деформаций, проявляющихся в профессиональной деятельности [19, с. 80–82]: деформированность основных компонентов профессиональной деятельности, начиная от мотивов и заканчивая результатом; устранение эмоциональных проявлений из сферы профессиональной деятельности; приверженность инструкциям; монологичность и необсуждаемое доминирование; деформация профессиональных функций и норм; оценочность взаимоотношений; жесткая структурированность и формализованность взаимоотношений в системе «субъект-объект»; перенос особенностей и методов профессионального взаимодействия на общение в других сферах и взаимодействие с ближайшим социальным окружением.

За рубежом занимались исследованием профессиональных деформаций Д. В. Дирендонк, В. Шауфели, X. Дж. Сиксма. Они предложили концепцию «burnout», где выделяется два компонента профессиональных деформаций: эмоциональное истощение как «аффективный» компонент, который проявляется в жалобах на здоровье, физическое самочувствие, нервное напряжение, эмоциональное истощение, а деперсонализация — «установочный» компонент, заключающийся в изменении отношения либо к окружающим, либо к себе [16].

Следует отметить, что деперсонализацию, как одну из составляющих профессиональных деформаций личности, не следует приравнивать к общепринятому определению деперсонализации в психологии, а также в клинической психологии. «Деперсонализация — расстройство самосознания личности, утрата своего «Я», возникновение эффекта отчуждения от своих мыслей, чувств, действий» [10, с. 29].

Больший интерес привлекают концепции зарубежных психологов, в которых акцент делается на трех составляющих профессиональной деформации. Так, Б. Перлман и Е. Хартман в отличие от двухкомпонентной концепции [16] выделяют еще одну составляющую профессиональных деформаций — сниженная рабочая продуктивность [6], и указывают на то, что в итоге развивается психическая дезадаптация, появляются большие трудности в перестроении динамического стереотипа личности согласно новым требованиям профессиональной деятельности. А у Б. А. Фарбера третья составляющая шире, чем у Б. Перлмана и Е. Хартмана — деформированная профессиональная мотивация (заниженная самооценка, неудовлетворенность работой и отношениями в коллективе, неудовлетворенность собой как профессионалом, снижение потребности в достижениях, чувство низкой профессиональной эффективности и отдачи) [20, c. 357–360].

Помимо моделей, рассмотренных выше, существует еще и четырехфакторная модель, авторами которой являются Г. Х. Фирт и А. Мимс, а также И. Ф. Иваничи и Р. Л. Шваб. В ней, помимо которой помимо эмоционального истощения, деперсонализации и редуцированных персональных достижений они выделяют в деперсонализации два аспекта: деперсонализация, связанная с работой, и деперсонализация, связанная с реципиентами (здесь деперсонализация означает отрицательное отношение) [16]. Таким образом, среди зарубежных концепций наиболее разработанной является четырехфакторная модель профессиональных деформаций, в которой рассматриваются такие компоненты, как эмоциональное истощение, редуцированные персональные достижения, а также деперсонализация по отношению к работе и деперсонализация по отношению к клиентам.

Некоторые ученые нашли методы борьбы с профессиональной деформацией [2, 5, 11, 13, 21]. Э. Ф. Зеер выявил следующие возможные пути профессиональной реабилитации [5, c. 94]:

− диагностика профессиональных деформаций и разработка индивидуальных стратегий их преодоления;

− повышение социально-психологической компетентности и аутокомпетентности;

− профилактика профессиональной дезадаптации начинающего специалиста;

− прохождение тренингов личностного и профессионального роста;

− анализ профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста;

− систематическое повышение квалификации, периодически переход на новую квалификационную категорию или должность;

− овладение приемами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций.

Ю. М. Кузьмина в отличие от Э. Ф. Зеера методом предупреждения профессиональной деформации считает наличие определенных умений [11, с. 121]:

  1. Умения рефлексии и концептуализации своего опыта переживаний, связанных с общением с клиентами;
  2. Умения разделять личное и профессиональное пространства;
  3. Умения справляться с собственными негативными переживаниями;
  4. Умения вербального и невербального общения с трудными клиентами;
  5. Умения психической саморегуляции;
  6. Умения оптимального планирования своего времени;
  7. Умения разрешать конфликтные ситуации и находить конструктивные решения.

Профилактика профессиональных деформаций, по мнению А. Р. Мусалаевой, состоит в развитии системной устойчивости, составляющей основу динамики профессионального и карьерного роста. Это возможно благодаря формированию профессиональной направленности, структурными компонентами которой выступают мотивация, рефлексия и профидентичность, позволяющие осуществлять объективное осознание и дальнейшее совершенствование важнейших сфер профессиональной деятельности: эмоционально-волевой, социально-поведенческой, когнитивной, организационно-деятельностной [13, с. 30]. Исследователь предлагает для работы тренинг «Профессиональное самораскрытие», который способствует: прояснению позитивного образа профессии, формированию представлений о факторах удовлетворенности профессиональным выбором, формированию способности прогнозирования и планирования своей профессиональной карьеры, а также уточнению своих карьерных ориентаций [13, с. 31].

М. А. Воробьева, занимаясь вопросом профилактики профессиональных деформаций, рекомендует людям из группы риска время от времени проходить психологические тренинги или индивидуально заниматься с психологом; стараться организовывать свой день так, чтобы удовлетворять жизненные потребности в собственном ритме; четко разделять работу и личную жизнь; постоянно контролировать свое поведение; на досуге выбирать хобби и увлечения, максимально далекие от сферы профессиональной деятельности; пробовать в личной жизни примерять на себя другие роли [2, с. 25].

Среди большого количества подходов к профилактике деформаций Т. А. Савина выделяет ресурсные концепции преодоления стресса и утверждает, что для преодоления и профилактики профессиональных деформаций личности необходимо накопление личностных ресурсов и ресурсов социальной поддержки, которые позволяют человеку избежать развития тяжелых форм профессионально-личностных деформаций и преодолеть их разрушительные последствия [21, с. 295].

Профессиональные деформации личности — это постепенно накопившиеся устойчивые изменения сложившейся структуры и содержания деятельности, структуры личности субъекта, которые негативно сказываются на его производительности и удовлетворенности трудом, на функциональных и межличностных взаимодействиях с партнерами, а также на развитии личности субъекта труда [7, с. 92]. Для борьбы с профессиональными деформациями будет эффективным использовать комплекс методов, это непременно даст лучший результат в их устранении. А именно, для профилактики профессиональной деформации, человеку необходимо четко планировать свой день, чтобы успеть удовлетворить все свои жизненные потребности, обладать различными умениями и навыками, а также иметь достаточный уровень личностных ресурсов, чтобы преодолеть разрушительные последствия профессиональной деформации.

Литература:

  1. Безносов С. П. Профессиональные деформации личности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2012. — № 3 (55). — С. 167–171.
  2. Воробьева М. А. Профессиональная деформация специалистов и ее профилактика // Педагогическое образование в России. — 2015. — № 2. — С. 22–26.
  3. Геллерштейн С. Г. Проблемы психотехники на пороге второй пятилетки // История советской психологии труда. Тексты. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. С. 76–90.
  4. Ермакова Е. В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности (теоретический аспект) // Культурно-историческая психология. — 2010. — № 1. — С. 27–39.
  5. Зеер Э. Ф. Психология профессий / Э. Ф. Зеер. — Москва: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 336 с.
  6. Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин — Санкт-Петербург: Питер, 2001. — 752 с.
  7. Кантимирова Ю. П. К вопросу о профессиональной адаптации и профессиональной деформации личности // Вологдинские чтения. — 2009. –№ 75. — С. 91–94.
  8. Караваев А. Ф. Профессиональная деформация личности // Право и образование. — 2005. — № 3. — С. 172–187.
  9. Картузова А. А. Профессиональная деформация личности: определение понятия // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. — 2007. — № 3. — С. 48–51.
  10. Конюхов Н. И. Словарь-справочник по психологии / Н. И. Конюхов. — Москва, 1996. — 160 с.
  11. Кузьмина Ю. М. Профессиональная деформация специалистов социальной работы и методы ее предупреждения // Вестник Казанского технологического университета. — 2010. — № 3. — С. 116–124.
  12. Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — Москва: Знание, 1996. — 308 с.
  13. Мусалаева А. Р. Предотвращение возникновения профессиональных деформаций в организации // Вестник НОУ «ОНУТЦ ОАО «Газпром». — 2011. — № 1 (9). — С. 26–31.
  14. Поздняков В. М., Черкасова М. А. Особенности профессионального выгорания у сотрудников уголовно-исполнительной системы на различных этапах прохождения службы // Прикладная юридическая психология. — 2013. — № 1. — С. 22–31.
  15. Полякова О. Б. Профессиональные деформации личности: понятие, влияющие факторы, последствия: учеб.-метод. рекомендации / О. Б. Полякова // Инновации в профессиональной школе: Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». — 2010. — № 9. — 48 с.
  16. Полякова О. Б. Категория и структура профессиональных деформаций // Национальный психологический журнал. — 2014. — № 1(13). — С. 55–62.
  17. Прудникова Е. А. Профессиональная деформация сотрудников УИС и способы ее предупреждения // Сборник трудов конференции «Уголовно-исполнительная система России: проблемы и перспективы». — 2014. — С. 175–178.
  18. Пряжников Н. С. Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений/ Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  19. Рогов Е. И. Концептуальный подход к систематизации профессиональных деформаций // Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки. — 2015. — № 2. — С. 48–54.
  20. Рукавишников А. А. Определение психического выгорания // Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — Москва: Институт психотерапии, 2002. — 490 с. — C. 357–360.
  21. Савина Т. А. К вопросу о ресурсах профилактики и преодоления профессиональных деформаций личности // Информация и образование: границы коммуникаций. — 2013. — № 5 (13). — С. 296–297.
  22. Сорокин П. А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. — М.: Наука, 1994. 560 с.
  23. Степанова О. С. Особенности проявления профессиональной деформации сотрудников уголовно-исполнительной системы в зависимости от стажа работы // Казанский педагогический журнал. — 2010. — № 5–6. — С. 111–119.
  24. Шишкова Г. В. Социологические аспекты детерминант профессиональных деформаций // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. — 2014. — № 1 (21). — С. 116–122.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деформация, профессиональная деятельность, деформация, профессиональная деформация личности, деперсонализация, профессиональная среда, эмоциональное истощение, личная жизнь, поведенческая сфера, работа.


Похожие статьи

Кризисы в поисках профессиональной идентичности психолога

В статье актуализируются проблемы специфики кризисных периодов профессионального психолога в поисках профессиональной идентичности. Данная проблема рассматривается с позиций переживания психологом определенных статусов в профессии. В статье структури...

Основные подходы к исследованию предпринимательской мотивации

В статье рассматриваются вопросы, связанные с теоретическими исследования-ми сущности понятия мотивационные аспекты предпринимательской деятельности, определены мотивационные регуляторы предпринимательской деятельности. Изучены проблемы мотивации пре...

Психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков

В данной статье определены психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков. Рассмотрены понятия «агрессия» и «агрессивность», а также выделены западные и отечественные авторы, непосредственно изучавшие тему агресси...

Влияние профессионального стресса на личность психолога

Статья посвящена изучению понятия стресса и его влияния на личность психолога (раскрывается сущность понятия «профессиональный стресс», рассматривается специфика психологического стресса психологов, а также представлены основные подходы к управлению ...

Стиль педагогического общения и проблемы его классификации

В статье рассмотрено понятие «педагогическое общение» как коммуникативный феномен; проанализированы различные стили педагогического общения: авторитарный, либеральный и демократичный. Дана характеристика психолого-педагогической специфики разных стил...

Любовная зависимость и ее особенности

В данной статье рассмотрены особенности проявлений любовной аддикции, факторы, способствующие ее возникновению и этапы ее развития. Представлены взгляды, ключевые идеи ряда исследователей, занимающихся данной темой. Представлены нюансы протекания пси...

Критерии и показатели социально-психологической дезадаптации старшего подростка

В статье анализируется понятия адаптация, социальная адаптация, социально-психологическая дезадаптация, определяется специфика социально-психологической дезадаптации подростков, форм и причин ее возникновения. Приведены показатели и структура социаль...

Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Современные методы оценки кадровой безопасности как инструмент обеспечения экономической безопасности организации

В статье говорится о значимости кадровой безопасности как составляющей в экономической безопасности организации. В статье приводятся примеры толкования понятия кадровая безопасность авторами-экономистами, а также собственный подход к определению данн...

Профессиональная идентичность как основной элемент профессионального воспитания

В данной статье рассмотрены проблемы толкования понятия профессиональной идентичности как основного элемента профессионального воспитания. Предлагается классификация или периодизация профидентичности, рассматриваются и трактуются ее теоретические кон...

Похожие статьи

Кризисы в поисках профессиональной идентичности психолога

В статье актуализируются проблемы специфики кризисных периодов профессионального психолога в поисках профессиональной идентичности. Данная проблема рассматривается с позиций переживания психологом определенных статусов в профессии. В статье структури...

Основные подходы к исследованию предпринимательской мотивации

В статье рассматриваются вопросы, связанные с теоретическими исследования-ми сущности понятия мотивационные аспекты предпринимательской деятельности, определены мотивационные регуляторы предпринимательской деятельности. Изучены проблемы мотивации пре...

Психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков

В данной статье определены психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков. Рассмотрены понятия «агрессия» и «агрессивность», а также выделены западные и отечественные авторы, непосредственно изучавшие тему агресси...

Влияние профессионального стресса на личность психолога

Статья посвящена изучению понятия стресса и его влияния на личность психолога (раскрывается сущность понятия «профессиональный стресс», рассматривается специфика психологического стресса психологов, а также представлены основные подходы к управлению ...

Стиль педагогического общения и проблемы его классификации

В статье рассмотрено понятие «педагогическое общение» как коммуникативный феномен; проанализированы различные стили педагогического общения: авторитарный, либеральный и демократичный. Дана характеристика психолого-педагогической специфики разных стил...

Любовная зависимость и ее особенности

В данной статье рассмотрены особенности проявлений любовной аддикции, факторы, способствующие ее возникновению и этапы ее развития. Представлены взгляды, ключевые идеи ряда исследователей, занимающихся данной темой. Представлены нюансы протекания пси...

Критерии и показатели социально-психологической дезадаптации старшего подростка

В статье анализируется понятия адаптация, социальная адаптация, социально-психологическая дезадаптация, определяется специфика социально-психологической дезадаптации подростков, форм и причин ее возникновения. Приведены показатели и структура социаль...

Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Современные методы оценки кадровой безопасности как инструмент обеспечения экономической безопасности организации

В статье говорится о значимости кадровой безопасности как составляющей в экономической безопасности организации. В статье приводятся примеры толкования понятия кадровая безопасность авторами-экономистами, а также собственный подход к определению данн...

Профессиональная идентичность как основной элемент профессионального воспитания

В данной статье рассмотрены проблемы толкования понятия профессиональной идентичности как основного элемента профессионального воспитания. Предлагается классификация или периодизация профидентичности, рассматриваются и трактуются ее теоретические кон...

Задать вопрос