Симптомы профессиональной деформации и факторы, способствующие ее формированию | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Социальная психология

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Современная психология» (Казань, октябрь 2016)

Дата публикации: 05.10.2016

Статья просмотрена: 5024 раза

Библиографическое описание:

Иванов, С. М. Симптомы профессиональной деформации и факторы, способствующие ее формированию / С. М. Иванов. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 19-22. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/236/11005/ (дата обращения: 16.11.2024).



Любая профессиональная деятельность формирует (деформирует) личность. Это проявляется в том, что деятельность и среда оказывают опосредованное воздействие на личность субъекта его внутренними условиями (состоянием здоровья, способностями, опытом) [1, 9]. Впервые термин «профессиональная деформация» ввел Питирим Сорокин как обозначение негативного влияния профессиональной деятельности на человека. Профессиональную деформацию рассматривали в своих работах такие ученые, как С. Г. Геллерштейн (1930), А. К. Маркова (1996), Э. Ф. Зеер (1999, 2003). Профессор Р. Конечный и доктор М. Боухал (60-е годы ХХ века) считали, что профессиональной деформации подвержены представители определенных профессий, которые обладают трудно контролируемой и трудно ограничиваемой властью [9]. Р. М. Грановская отмечает, что «Профессиональная роль, предъявляя к человеку определенные требования, тем самым преобразует весь его облик» [6, с. 523]. А. Л. Свенцицкий подчеркивает, что одним из показателей овладения той или иной профессиональной роли является степень адаптации личности к условиям деятельности [17]. Следовательно, осваивая профессию, человек приспосабливается к определенным требованиям и условиям деятельности.

Нормальный труд должен быть безопасным и здоровым, свободным от внеэкономического принуждения, высокопродуктивным, качественным, осмысленным. Он является основой для нормального профессионального развития личности. Идеалом прогрессивного развития личности в труде является то, что человек накапливает опыт, осваивает все более сложные виды профессиональных задач и остается востребованным обществом. Человек должен получать удовлетворение от процесса труда и его результата, он должен участвовать в реализации, в построении замысла труда, в совершенствовании средств деятельности и в производственных отношениях. Не все виды труда содержат в себе в одинаковой мере истоки благотворного влияния на развитие его субъекта. Существующие виды профессионального труда часто актуализируют одни стороны личности и ее психики, в то время как другие оказываются невостребованными. Тем самым, возникают предпосылки формирования предпочтительно развиваемых ущербных качеств субъекта труда (акцентуации). Они проявляются в разной степени и характерны для большинства работников, вовлеченных в профессию и проработавших в ней длительное время. Описывая изменения личности при профессиональном становлении, Э. Ф. Зеер подчеркивает: «Профессиональное развитие — это приобретения и потери, а значит, становление специалиста, профессионала — не только совершенствование, но и разрушение, деструкция» [10, с. 229].

Одной из самых частых причин профессиональной деформации является специфика деятельности и ближайшего окружения, с которым вынужден иметь общение специалист-профессионал. Другой не менее важной причиной профессиональной деформации является разделение труда и узкая специализация профессионалов [3,5,7]. Наиболее интересны, на наш взгляд, причины, детерминированные объектом труда. По мнению С. П. Безносова «для того чтобы точно воздействовать на объект, необходимо хорошо, полно и точно знать не только общие и особенные свойства, но и единичные, максимально конкретные особенности именно данного экземпляра.

Любой процесс вхождения в образ другого не проходит бесследно. Долгое, частое пребывание в чужой роли может приводить к потере собственного «Я» и к срастанию с чужой маской». Автор также доказывает, что очень важным моментом в возникновении профессиональных деформаций личности является «одушевленность — неодушевленность» объекта профессиональной деятельности [4, с. 42]. С. П. Безносов считает, что психологическим механизмом профессиональной деформации выступает процесс конфликта или борьбы между личностью и субъектом как компонентами единой структуры индивидуальности по поводу соотнесения норм применительно к особенностям конкретной ситуации. Ошибочные действия этого механизма проявляются в неадекватном переносе норм деятельности как регуляторов активности профессионала в подпространство «жизни его личности» — сферу личностного быта, поведения, делового общения с представителями других профессий [4].

Б. Д. Новиков пишет о ценностных установках личности как факторе развития профессиональной деформации личности. Формирование профессиональной деформации личности начинается еще в детстве, в определенные периоды жизни человека как отрицательные социально-психологические новообразования. Постепенно они углубляются, становятся устойчивыми, ригидными, стержневыми для личности и затем в профессиональной деятельности избирательно реагируют на отрицательные социальные воздействия. Он говорит о том, что нарушение иерархии ценностей личности ведет к замедлению и остановке личностного и, следовательно, профессионального роста [12]. У людей, которые проявляют склонность к формированию жестких стереотипов, мышление со временем становится все менее проблемным. Эти люди оказываются все более закрытыми для новых знаний. Мировоззрение у таких людей ограничивается ценностями, установками и стереотипами круга профессии, оно становится узко профессионально ориентированным. По мнению

Е. И. Рогова профессиональные деформации могут быть вызваны особенностями мотивационной сферы субъекта труда, которые состоят в субъективной сверхзначимости трудовой деятельности при его низких функционально-энергетических возможностях, а также при относительно низком интеллекте [16].К субъективным причинам профессиональной деформации можно отнести: установки, ценностные ориентации, характер и уровень трудовой мотивации, особенности эмоциональных реакций на стресс, их адаптивность и характерологические особенности. Е. И. Рогов выделяет следующие деформации:

  1. Общепрофессиональные, которые типичны для большинства людей, занятых данной профессией. Они обусловлены инвариантными особенностями используемых профессиональных задач, предмета труда, средств труда, привычек, установок, форм общения;
  2. Типологические деформации, которые образованы слиянием личностных особенностей и особенностей функционального строения профессиональной деятельности;
  3. Индивидуальные деформации, которые обусловлены личностной направленностью [16].

Проявления профессиональной деформации имеют место во внешней среде профессиональной деятельности, во внутрисистемном общении, взаимодействии с объектом деятельности, контактах с руководителем, совместном выполнении служебных задач с другими работниками, а также и в среде непрофессиональной деятельности, даже может проявиться в физическом облике. К индивидуально-личностным факторам относятсяособенности конкретного сотрудника, которые могут способствовать развитию у него профессиональной деформации [2]. По мнению С. Г. Геллерштейн деформацию следует понимать как изменение, которое наступает в организме и приобретает стойкий характер.

Многие исследователи отмечают, что профессиональные деформации развиваются под влиянием условий труда и возраста. Они искажают конфигурацию личностного профиля персонала и негативно сказываются на продуктивности труда. Неясным остается вопрос о том, на каком этапе профессионализации начинает проявляться профессиональная деформация личности. Р. Г. Грановская и А. К. Маркова считают, что ее проявление возможно только при достижении профессионалом высокого уровня мастерства, когда у него оказываются сформированными профессиональные умения и навыки. Ю. В. Артемьева и Н. Б. Ханина экспериментально доказали, что профессиональную деформацию можно наблюдать у будущих специалистов на этапе их обучения в вузе [8, с. 144].

Б. Д. Новиков считает, что формирование профессиональной деформации личности начинается еще в детстве, в так называемые сентизивные периоды жизни человека как отрицательные социально-психологические новообразования. Постепенно они углубляются, становятся устойчивыми, ригидными, стержневыми для личности и затем в профессиональной деятельности избирательно реагируют на «предуготованные» отрицательные социальные воздействия [13]. А. В. Филиппов выделяет несколько типов психологических барьеров, вызывающих деформации: когнитивно-психологические, социально-психологические, организационно-психологические и психомоторные. Возникновение этих барьеров обусловлено квалификацией, стереотипизацией межличностных отношений, организационных процессов, режимом труда.

Психологические барьеры вызывают неудовлетворенность трудом, психическую напряженность, порождают конфликтные ситуации. Все эти негативные явления приводят к развитию профессионально нежелательных качеств: догматизма, консерватизма, индифферентности и др. А. М. Новиков подчеркивает необходимость смены места работы, должности и квалификации работников. Если человек всю жизнь работает на одном и том же рабочем месте, то это приводит, по мнению исследователя, к деградации личности. Проанализировав существующие в отечественной литературе представления о профессиональной деформации личности, мы условно разделили их и выделили следующие теории механизмов формирования данного явления.

  1. Адаптационная теория, которой придерживаются Т. А. Жалагина и В. П. Подвойский. Они утверждают, что профессиональная деформация личности развивается в процессе адаптации к профессиональной деятельности. В качестве базового механизма возникновения и развития профессиональной деформации личности выступает негативное изменение психологического опыта.
  2. Ролевая теория. Р. М. Грановская и А. П. Свенцицкий считают, что профессиональная деформация личности является результатом перенесения профессиональной роли в обыденную жизнь, когда стереотипы действий и отношений становятся настолько характерными для человека, что он никак не может и в других социальных ролях выйти за рамки стереотипа.
  3. Теория нормативного описания деятельности. Наиболее тщательно данный тип теории отражен в работе С. П. Безносова, который объясняет механизм формирования профессиональной деформации личности конфликтом между субъектом и личностью как компонентами единой структуры индивидуальности, при ошибочном переносе норм деятельности, являющимися регулятором активности, в непрофессиональную жизнь.
  4. Теория самореализации. А. К. Маркова считает, что деформация развивается в том случае, когда единственный возможный путь реализации — профессиональный, но при условии неудач в профессиональной деятельности.
  5. Теория деформированных потребностей, в которой профессиональная деформация личности изначально рассматривается как отклонение. Б. Д. Новиков утверждает, что психологическая организация профессиональной деформации личности имеет корни еще в детстве человека, то есть деформация существует еще до начала профессиональной деятельности, условия и требования которой являются провоцирующим фактором для ее дальнейшего углубления.

Нарушения в выполнении профессиональных обязанностей могут проявляться в выпадении отдельных звеньев этой деятельности: например, когда специалист не использует имеющиеся в его распоряжении средства в силу психической усталости или утраты трудовых умений и навыков [11, 15].Деформации и отклонения личности в условиях трудовой деятельности могут быть связаны с условиями труда, если у человека ослабевают или угасают некоторые необходимые позитивные психические качества (уменьшение эмпатии и сопереживания).

Деформация профессионального общения предопределяет сужение круга общения, неумение устанавливать контакты с коллегами, а значит, «срабатываться», несовместимость и конфликтность в коллективе сотрудников. При крайней степени профессиональной деформации, которую принято квалифицировать как профессиональную деградацию, личность, пережившая изменения нравственных ценностных ориентиров, становится профессионально несостоятельной. Те случаи, когда эти нарушения распространяются на нервно-соматическую сферу, определяют как профессиональные неврозы и профессиональные заболевания. Следовательно, любые отклонения в профессиональном развитии должны рассматриваться как шаг не только к депрофессионализации, но и к десоциализации, означая выпадение человека из профессионального и в итоге из социального контекста [14].

Большой вклад, наряду с отечественными психологами и психиатрами, в исследование проблемы профессиональной деформации внесли и зарубежные представители данных профессий. Синдром эмоционального выгорания («эмоциональное сгорание») -- специфический вид Профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми. Термин «burnout» («эмоциональное выгорание») был предложен американским психиатром Х. Фрейденбергом в 1974 г. Иногда его переводят на русский язык как: «эмоциональное сгорание» или «профессиональное выгорание» [18]. Психолог Х. Фрейденберг описывает «сгорающих» как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, идеалистов, ориентированных на людей, и — одновременно — неустойчивых, интровертированных, одержимых навязчивыми идеями (фанатичные), «пламенных» и легко солидаризирующихся [18]. Махер (Маxer Е.) пополняет этот список «авторитаризмом» (Авторитарным стилем руководства) и низким уровнем эмпатии.

Синдром эмоционального выгорания проявляется в:

а) чувстве безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде);

б) дегуманизации (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам);

в) негативном самовосприятии в профессиональном плане -- недостаток чувства профессионального мастерства.

Таким образом, можно констатировать: многолетнее выполнение одной и той же деятельности устоявшимися способами ведет к развитию профессионально нежелательных качеств и профессиональной дезадаптации специалистов. Деформации обусловлены также тем, что у каждого человека есть предел развития уровня образования и профессионализма. Он зависит от социально-профессиональных установок, индивидуально-психологических особенностей, эмоционально-волевых характеристик. Причинами образования предела развития могут стать психологическое насыщение профессиональной деятельностью, неудовлетворенность имиджем профессии, низкой зарплатой и отсутствием моральных стимулов. Многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, возникновению психологических барьеров, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности.

Литература:

  1. Абрамова Г. С., Юдчиц Ю. А. Психология в медицине [Текст] // Г. С. Абрамова, Ю. А. Юдчиц. — М.: Наука, 1998. — С.231–244.
  2. Ананьев Б. А. Введение в психологию здоровья [Текст] // Б. А. Ананьев. — СПб.: Питер, 1999. — 123 с.
  3. Анциферова Л. И. Условия деформации личности [Текст] // Л. И. Анциферова // Новые исследования. — М.: Наука, 1998. — С. 32–38.
  4. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности [Текст] // Коллектив, личность, общение. — 1987. — С.42–43
  5. Белов В. М. Психология здоровья [Текст] // В. М. Белов. — СПб.: Алетейя, 1997. — 231 с.
  6. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении [Текст] // В. В. Бойко. — СПб.: Питер, 1999. — 105 с.
  7. Водопьянова Н. Е. Психическое выгорание [Текст] // Н. Е. Водопьянова // Стоматолог. — М.: Медицина, 2002. — № 7. — С. 12.
  8. Гришина Н. В. Помогающие отношения: Профессиональные и экзистенциональные проблемы [Текст] // Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: Изд–во СПб. ун–та, 1997. С.143–156.
  9. Ермолаева М. В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. [Текст] // М. В. Ермолаева– М.: Московский психолого — социальный институт; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2000. — 336 с.
  10. Зеер, Э. Ф. Психология профессий [Текст] // Э. Ф. Зеер. — М.: Акад. Проект, 2003. — 336 с.
  11. Ножичкина Л. В. Синдром эмоционального выгорания педагогов: проблемы и способы коррекции [Текст] // Среднее профессиональное образование.2009.№ 6.–с.66–69.
  12. Носкова, О. Г. Психология труда: учеб.пособие [Текст] // О. Г. Носкова, под ред. Е. А. Климова. — М.: Академия, 2004. — 384 с.
  13. Орел В. Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы [Текст] // Психологический журнал. — 2001. — Том 22, № 1.– с.90–101.
  14. Орел В. Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии. Эмпирическое исследование [Текст] // В. Е. Орел // Психологический журнал. — М.: Наука, 2001. — Т. 20. — № 1. — С. 16–21.
  15. Очерки поведенческой психологии здоровья. Аргументы, факты, тесты: Научно–методическое пособие [Текст] // Под ред. Н. А. Барабаш — Кемерово: Издательство Кемеровской Государственной Медицинской Академии, 1995. — 245 с.
  16. Рогов, Е. И. Выбор профессии: становление профессионала [Текст] // Е. И. Рогов. — М.: Владос, 2003. — 336 с.
  17. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] // С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2002. — 720 с.
  18. Pines A., and Maslach, C Characteristics of staff burnout in mental healf setting // Hosp. Community Psychiat. 1978. № 29.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деформация личности, профессиональная деятельность, профессиональная деформация, деформация, личность, особенность, профессиональная роль, эмоциональное выгорание, многолетнее выполнение, профессиональное развитие.