В данной статье рассмотрены негативные проявления профессиональной деформации сотрудников ОВД.
Ключевые слова: профессиональная деформация, деформация, сотрудники ОВД.
В научной литературе содержится значительное количество разнообразных определений профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел (далее — ОВД). Полагаем, что наиболее удачное ее определение предложено сотрудниками Восточно-Сибирского института МВД России, по мнению которых профессиональная деформация — это «постепенные негативные изменения качеств и свойств личности под влиянием выполнения им профессиональной деятельности» [7].
Профессиональная деформация сотрудников ОВД может привести к различным негативным последствиям, степень опасности которых также существенно разнится. Служба в ОВД специфична, она нацелена на защиту граждан, поэтому сотрудник, личные качества которого не отвечают требованиям, предъявляемым к сотрудникам правоохранительных органов, не может качественно разрешать служебные задачи. Профессиональная деформация всегда приводит к изменению личных качеств сотрудника, но в разной степени, поэтому и проявления ее различаются.
Учеными неоднократно рассматривались вопросы, связанные с тем, каким образом может проявляться профессиональная деформация и каково ее влияние на выполнение сотрудником служебных обязанностей. Так, С. В. Косыгина выделяет три основных негативных последствия профессиональной деформации сотрудников ОВД, называя среди них следующие:
– наличие в служебном коллективе сотрудников, подверженных профессиональной деформации, приводит к снижению его сплоченности, возникновению конфликтов, в результате снижается профессиональная отдача сотрудников, уровень служебной дисциплины;
– профессиональная деформация сотрудников ОВД опасна не только для них, но и для авторитета правоохранительных органов, поскольку граждане, если им приходится взаимодействовать с сотрудником, подверженным профессиональной деформацией, формируют негативное отношение к правоохранительным органам в целом;
– профессиональная деформация формирует правовой нигилизм у сотрудников ОВД, что, в свою очередь, негативным образом сказывается на выполнении служебных обязанностей [2].
Некоторые исследователи полагают, что все негативные проявления профессиональной деформации сотрудников ОВД могут быть подразделены на два вида — открытые (видимые) и скрытые (невидимые) [5].
Проявляемая в открытой форме профессиональная деформация позволяет своевременно на нее воздействовать, но необходимо знать признаки, свидетельствующие о проявлении этой деформации.
Признаками открытой профессиональной деформации являются следующие:
1) Равнодушное или негативное отношение к гражданам (не только правонарушителям, но и потерпевшим, свидетелям), несоблюдение служебной этики, отсутствие самокритичности, нарушение правовых норм и злоупотребление властными полномочиями. Такое поведение влечет жалобы на действия сотрудников, в связи с чем, о присущей им профессиональной деформации становится известно, что позволяет своевременно предпринимать меры дисциплинарного или иного воздействия.
2) Использование незаконных методов осуществления служебной деятельности, нарушение правовых норм, определяющих порядок ее производства, что обусловлено ложным пониманием интересов службы и отстаивание позиции «цель оправдывает средства». В таком случае также возможны жалобы со стороны лиц, в отношении которых действие либо бездействие сотрудников ОВД имело место с нарушением правовых предписаний. Подобные факты могут выявляться и руководителями, надзирающим органом.
3) Излишняя категоричность в суждениях, отсутствие культуры речи, грубость, хамство, использование жаргонизмов. Такое проявление профессиональной деформации — одно из наиболее распространенных, поскольку сотрудники ОВД, значительную часть служебного времени общающиеся с правонарушителями, перенимают их манеру поведения и с законопослушными гражданами. Примером может быть жалоба на одного из сотрудников уголовного розыска, который, принимая заявление от гражданина по факту совершенного мошенничества, допускал в общении хамство и грубость, высказывая оценочные суждения, что потерпевший сам виноват, допустил, чтобы его обманули. Сотрудник привлечен к дисциплинарной ответственности.
4) Профессиональная деформация может находить свое проявление в пассивном отношении к службе, в нежелании проявления инициативы и принятии самостоятельных решений. Подверженные профессиональной деформации сотрудники ОВД инертно относятся к службе, преимущественно стремятся лишь отбывать время на службе, чтобы получать доход. Заметны эти проявления по отсутствию результативности служебной деятельности, зачастую неверных решениях, принимаемых формально [8].
В перечисленных случаях профессиональная деформация становится заметна для руководства и требует незамедлительного принятия эффективных мер. В некоторых случаях достаточно устной беседы с сотрудниками, предупреждения их о недопустимости такого поведения. Если допущенные проступки более серьезны, необходимо воздействие путем наложения дисциплинарных взысканий. В определенных случаях ответственность может быть более строгой, в том числе и уголовной, если, например, выявлены факты преступного злоупотребления должностными полномочиями, превышения должностных полномочий [6].
Профессиональная деформация может быть скрытой (невидимой), и находит свое проявление в следующем:
1) В злоупотреблении служебным положением, совершении коррупционных преступлений, когда корыстные цели являются определяющими в служебной деятельности. Такие факты сотрудники, допустившие их, тщательно скрывают. Поэтому зачастую о них может быть неизвестно, гласность такие факты приобретают только когда регистрируется факт совершения преступления сотрудником ОВД.
В пример можно привести уголовное дело в отношении следователя Ш., который похитил часть денежных средств, изъятых в ходе осмотра места происшествия. Для того, чтобы сокрыть факт хищения и избежать за него ответственность, Ш. осознавая, что изменяет содержание используемой в ходе предварительного расследования доказательственной информации, внес в протокол осмотра места происшествия сведения об изъятии денежных средств в меньшей сумме, а также не предоставил данный протокол для ознакомления участвующим в ходе осмотра специалистам, опасаясь, что они обнаружат искажение в протоколе сведений об изъятии денежных средств, организовал выполнение подписей от имени данных лиц с помощью неустановленных следствием лиц [3].
2) В аморальном поведении в быту, злоупотреблении алкоголем, наркотиками, конфликтах с близкими. Такие факты могут длительное время не становится достоянием гласности, когда сотрудник скрывает свои проблемы, стремится соблюдать требования к поведению на службе и злоупотребляет алкоголем только во внеслужебное время. Но в результате о проблемах сотрудника все же становится известно, поскольку могут поступить жалобы от близких, соседей, сотрудник может появиться на службе в неопрятном виде, с остаточным алкогольным опьянением.
3) В ложном понимании интересов службы, ее престижа, стремление к достижению высоких служебных показателей любой ценой, нередко и преступными действиями. Такие факты тщательно скрываются, зачастую и в том случае, когда о них становится известно руководству, поскольку привлечение к ответственности подчиненного сотрудника может негативно отразиться и на руководителе. Однако, в случае, когда такие факты выявляются, сотрудники подлежат уголовной ответственности. Примером может быть уголовное дело в отношении Ю., участкового уполномоченного полиции, который составил в отношении Л. подложный протокол об административном правонарушении. В отношении него вынесен приговор по ч. 1 ст. 286 и ч. 2 ст. 292 УК РФ [4]. Достаточно распространены случаи составления протоколов об административных правонарушениях на умерших лиц [1].
4) В укрывательстве преступлений. Следует с сожалением констатировать, что подобные факты регулярно выявляются в деятельности сотрудников органов внутренних дел, но значительная часть подобных деяний длительное время скрыта и не все их удается выявить. Укрывательство преступлений совершается путем нерегистрации сообщений о преступлениях, путем незаконного вынесения постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела. За такие действия следует уголовная ответственность, если установлено, что укрывательство было умышленным. К рассматриваемому проявлению профессиональной деформации приводит ложное понимание интересов службы, стремление к увеличению служебных показателей.
Все перечисленные негативные проявления профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел подрывают авторитет правоохранительных органов и государства, поэтому необходим постоянный мониторинг служебной деятельности каждого сотрудника, его поведения на службе и в быту.
Литература:
- Гришаков А. Г. К вопросу о состоянии законности в деятельности подразделений участковых уполномоченных полиции // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2016. № 16–1. С. 228–230.
- Косыгина С. В. Проявления профессиональной деформации сотрудника ОВД// В книге: Коченовские чтения. Психология и право в современной России. Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. Москва, 2018. С. 266–268.
- Приговор Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 21 июля 2015 года по делу № 1–210 / 2015. — Режим доступа: https://sudact.ru/
- Приговор Олонецкого районного суда Республики Карелия от 24 сентября 2019 года по делу № 1–27/2019. — Режим доступа: https://sudact.ru/
- Розов В. В., Перцев А. К. Факторы, влияющие на проявление профессиональной деформации у сотрудников ОВД // В сборнике: Коррупция как угроза развития общества и государства. сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции. 2020. С. 110–111.
- Степанов Ю. С. Профилактика профессиональной деформации сотрудников ОВД // В сборнике: Социокультурные аспекты деятельности силовых структур. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Иркутск, 2020. С. 88–91.
- Струганов С. М., Зверева А. В., Гаврилова А. Д. Особенности формирования профессиональной деформации у сотрудников ОВД // Автономия личности. 2023. № 1 (29). С. 87–97.
- Татидинова Т. Г., Галкина Н. Ю. Профессиональная деформация личности сотрудника органов внутренних дел: теоретические аспекты// Юридическая наука и правоохранительная практика. 2016. № 3 (37). С. 176–180.