Психологическое сопровождение профессиональной деформации личности сотрудника уголовно-исправительного учреждения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №47 (285) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 21.11.2019

Статья просмотрена: 649 раз

Библиографическое описание:

Бочарова, К. А. Психологическое сопровождение профессиональной деформации личности сотрудника уголовно-исправительного учреждения / К. А. Бочарова, Л. Э. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 453-455. — URL: https://moluch.ru/archive/285/64165/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье проводится теоретический анализ проблемы психологического сопровождения профессиональной деформации сотрудников уголовно-исправительных учреждений.

Ключевые слова: психологическое сопровождение, психологическая служба, профессиональная деформация личности, сотрудники уголовно-исправительных учреждений.

Стрессогенные условия несения службы сотрудниками уголовно-исправительных учреждений приводят к формированию у них профессиональной деформации.

Профессиональная деформация личности это постепенно накопившиеся под влиянием профессиональной деятельности устойчивые изменения личностных качеств, которые негативно сказываются на эффективности деятельности, на деловых и межличностных отношениях, а также на профессиональном развитии самой личности.

Анализ современных исследований по проблеме формирования профессиональной деформации личности, показывает, что неразрывность сознания и специфической деятельности формирует профессиональный тип личности, в основе которого могут быть заложены деформированные личностные особенности. Деформация личностных особенностей наиболее характерна для профессий типа «человек-человек», «человек-ненормальный человек». Самый высокий уровень профессионально деформации наблюдается у сотрудников спецслужб, военнослужащих, врачей, педагогов. Сотрудники уголовно-исполнительной системы относятся к категории работников спецслужб, что объясняет высокий риск формирования у них профессиональной деформации [1].

Профилактика и коррекция профессиональной деформации у сотрудников уголовно-исполнительной системы требует постоянного их психологического сопровождения.

На современном этапе руководство ФСИН России уделяет пристальное внимание психологическому сопровождению профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исправительных учреждений. В целях организации своевременной профилактики негативных явлений, возникающих в результате служебной деятельности сотрудников, перед психологической службой ставится ряд задач, направленных на обеспечение необходимого психологического сопровождения профессионального развития личности своих сотрудников. К ним можно отнести [2]:

  1. Организация целенаправленных психологических исследований.
  2. Изучение опыта психологической работы с персоналом в других структурах и ведомствах.
  3. Организация обучения психологов психокоррекционным методам.
  4. Разработка программ психологической коррекции профессиональной деформации сотрудников уголовно-исправительных учреждений.

Стоит отметить, что необходимость достижения указанных целей в рамках формирования корректной системы психологического сопровождения сотрудников уголовно-исправительных учреждений обусловлено во многом тем, что служебная деятельность сотрудников осуществляется в напряженных условиях и нередко сопровождается длительным, истощающим психоэмоциональным стрессом. Воздействие в совокупности негативных психофизических факторов приводит к профессиональной деформации сотрудников, повышению общей напряженности в трудовом коллективе, формированию в сознании людей кризиса большинства нормативных представлений, что может проявляться в грубости с подчиненными, конфликтах, нарушении уставной дисциплины, законности, должностном бездействии либо во вседозволенности.

Формирующаяся под влиянием указанных негативных факторов стрессогенная среда может стать причиной развития личностных девиаций, связанных с алкоголизацией, повышенным уровнем агрессии или наличием подавленности с суицидальными реакциями. По этим причинам психологическому обеспечению профессиональной деятельности личного состава ФСИН России придается существенное значение.

Также важность и значимость данного направления работы подчеркивается и в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. В ней закреплен ряд задач, которые направлены на повышение эффективности психологического сопровождения сотрудников уголовно-исполнительной системы. К основным мероприятиям в данном направлении можно отнести [2]:

  1. Подготовка сотрудников, владеющих новейшими психологическими и педагогическими методиками и технологиями воздействия на поведение граждан в условиях их изоляции от общества.
  2. Разработка и внедрение новых программ психологической работы, а также развитие полноценной системы профилактики профессиональной деформации и медико-психологической реабилитации личного состава.

Основное психологическое сопровождение сотрудников уголовно-исправительных учреждений осуществляется в рамках практической деятельности психологических служб учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, которые стремятся к тому, чтобы применять в своей практической работе современные достижения психологии, научно обоснованные модели содержательных и приоритетных направлений психологического обеспечения пенитенциарной деятельности.

Специфика деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы состоит в том, что она направлена как на организацию и осуществление психологического сопровождения спецконтингента, так и на психологическое сопровождение деятельности сотрудников, поэтому на психологическую службу возлагается колоссальный объем задач, казалось бы прямо противоположного характера: с одной стороны те, кто преступил закон, с другой стороны, те, кто его исполняет. Поэтому, если с психодиагностикой затруднений практически нет, так как существуют апробированные методики, рекомендованные для использования в психодиагностике, то с выбором методик психоконсультирования и психокоррекции в связи с их обширностью может возникать проблема, особенно у молодых специалистов, которая решается за счет организации обучающих семинаров и курсов повышения квалификации психологов уголовно-исполнительной системы.

Для эффективной деятельности психолога важное значение имеет материально-техническая база, то есть наличие оборудованного помещения для возможности проведения индивидуальной работы и бесед. Также в данном помещении необходимо наличие специального места для хранения документации.

Практика показала, что с положительной точки зрения себя зарекомендовали кабинеты для групповой психокоррекционной работы с осужденными и проведению психологической подготовки сотрудников. С их помощью сотрудники могут снять эмоциональное напряжение и набраться сил для успешного выполнения служебных задач.

Огромную роль в увеличении эффективности психологического сопровождения развития личности сотрудников уголовно-исполнительной системы играет создание и оборудование современным инструментарием кабинетов психологической помощи.

На данный момент развитие навыков применения новейших психологических и педагогических методик и технологий влияния на поведение личности выходит на первый план в рамках психологической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы. С помощью этих навыков появляется возможность увеличить эффективность профессиональной деятельности, а также личностные характеристики субъекта деятельности.

Таким образом, профилактика и коррекция профессиональной деформации у сотрудников уголовно-исполнительной системы требует постоянного их психологического сопровождения. Психологическое сопровождение сотрудников должно быть направлено на снятие нервно-психического напряжения, физиологических и психологических последствий стресса, что будет способствовать поддержанию организма в тонусе и не допущения профессиональной деформации личности в преодоление стрессогенных факторов профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Литвишков, В. М. Теоретические основы профессиональной деформации личности сотрудников уголовно-исполнительной системы / В. М. Литвишков, Ю. И. Ромашкова // Вестник Нижегородского института управления. — 2015. — № 4 (37). — С. 23–28.
  2. Прудникова, Е. А. Профессиональная деформация сотрудников УИС и способы ее предупреждения / Е. А. Прудникова // Сборник трудов конференции «Уголовно-исполнительная система России: проблемы и перспективы». — 2014. — С. 175–178.
Основные термины (генерируются автоматически): уголовно-исполнительная система, профессиональная деформация, психологическое сопровождение, профессиональная деформация личности, профессиональная деятельность, психологическая служба, профессиональная деформация сотрудников, психологическое сопровождение сотрудников, сотрудник, личной состав.


Ключевые слова

психологическое сопровождение, психологическая служба, профессиональная деформация личности, сотрудники уголовно-исправительных учреждений

Похожие статьи

Особенности профессионального развития личности сотрудника уголовно-исправительного учреждения

Статья посвящена теоретическому анализу особенностей профессионального развития личности сотрудника уголовно-исправительного учреждения. Особое внимание уделено роли психологической службы в профилактике профессиональной деформации личности сотрудник...

Психологическая работа как составная часть морально-психологического обеспечения деятельности государственной службы

В статье рассматривается роль и значение работы по психологическому просвещению в рамках повышения устойчивости к стрессорам в профессиональной деятельности государственных служащих (военнослужащих).

Индивидуальная воспитательная работа как эффективное средство исправления осужденных

В статье рассматривается эффективность индивидуальной воспитательной работы с осужденными, особенности данного процесса и влияние методов и техник этой работы на осужденных лиц.

К проблеме ресоциализации несовершеннолетних осужденных

В статье предпринята попытка анализа проблемы ресоциализации несовершеннолетних осужденных. Описаны задачи воспитательной колонии в отношении несовершеннолетних воспитанников, методы и приемы по организации ресоциализационной деятельности. Представле...

Изоляция мест лишения свободы как фактор развития деструктивных форм поведения осужденных в исправительных колониях

В статье проведен краткий анализ подходов к исследованию влияния изоляции мест лишения свободы на возможность развития деструктивных форм поведения осужденных в условиях исправительных колоний.

Профилактика профессиональной деформации педагогов с помощью арт-терапевтических технологий

В данной статье авторы рассматривают вопрос необходимости профилактики профессиональной деформации педагогов, описывают виды профессиональной деформации. Также в статье исследуется и апробируется модель методической системы по профилактике профессион...

Психологические возможности применения метода беседы в практике инспектора уголовно-исполнительной инспекции

Аннотация: в статье рассмотрены психологические возможности использования метода беседы в процессе исправления и ресоциализации осужденных без изоляции от общества.

Роль физической подготовки в служебной деятельности сотрудников исправительных учреждений ФСИН России

В данной статье автор пытается выявить необходимость поддержания хорошей физической формы сотрудниками уголовно-исполнительной системы.

Влияние взаимодействия со специалистами социально-психологической сферы на развитие и состояние несовершеннолетних осужденных в процессе отбывания наказания

В статье исследуется проблема подготовки специалистов социально-психологической сферы к взаимодействию с несовершеннолетними осужденными. Экспериментальным путем доказывается влияние взаимодействия специалиста социально-психологической сферы на форми...

Обеспечение личной психологической безопасности сотрудников органов внутренних дел

В статье автор уточняет понятие психологической безопасности, рассматривает способы и условия обеспечения личной психологической безопасности сотрудников органов внутренних дел, а также формирует способы ослабления и последствия сильного стресса для ...

Похожие статьи

Особенности профессионального развития личности сотрудника уголовно-исправительного учреждения

Статья посвящена теоретическому анализу особенностей профессионального развития личности сотрудника уголовно-исправительного учреждения. Особое внимание уделено роли психологической службы в профилактике профессиональной деформации личности сотрудник...

Психологическая работа как составная часть морально-психологического обеспечения деятельности государственной службы

В статье рассматривается роль и значение работы по психологическому просвещению в рамках повышения устойчивости к стрессорам в профессиональной деятельности государственных служащих (военнослужащих).

Индивидуальная воспитательная работа как эффективное средство исправления осужденных

В статье рассматривается эффективность индивидуальной воспитательной работы с осужденными, особенности данного процесса и влияние методов и техник этой работы на осужденных лиц.

К проблеме ресоциализации несовершеннолетних осужденных

В статье предпринята попытка анализа проблемы ресоциализации несовершеннолетних осужденных. Описаны задачи воспитательной колонии в отношении несовершеннолетних воспитанников, методы и приемы по организации ресоциализационной деятельности. Представле...

Изоляция мест лишения свободы как фактор развития деструктивных форм поведения осужденных в исправительных колониях

В статье проведен краткий анализ подходов к исследованию влияния изоляции мест лишения свободы на возможность развития деструктивных форм поведения осужденных в условиях исправительных колоний.

Профилактика профессиональной деформации педагогов с помощью арт-терапевтических технологий

В данной статье авторы рассматривают вопрос необходимости профилактики профессиональной деформации педагогов, описывают виды профессиональной деформации. Также в статье исследуется и апробируется модель методической системы по профилактике профессион...

Психологические возможности применения метода беседы в практике инспектора уголовно-исполнительной инспекции

Аннотация: в статье рассмотрены психологические возможности использования метода беседы в процессе исправления и ресоциализации осужденных без изоляции от общества.

Роль физической подготовки в служебной деятельности сотрудников исправительных учреждений ФСИН России

В данной статье автор пытается выявить необходимость поддержания хорошей физической формы сотрудниками уголовно-исполнительной системы.

Влияние взаимодействия со специалистами социально-психологической сферы на развитие и состояние несовершеннолетних осужденных в процессе отбывания наказания

В статье исследуется проблема подготовки специалистов социально-психологической сферы к взаимодействию с несовершеннолетними осужденными. Экспериментальным путем доказывается влияние взаимодействия специалиста социально-психологической сферы на форми...

Обеспечение личной психологической безопасности сотрудников органов внутренних дел

В статье автор уточняет понятие психологической безопасности, рассматривает способы и условия обеспечения личной психологической безопасности сотрудников органов внутренних дел, а также формирует способы ослабления и последствия сильного стресса для ...

Задать вопрос