Библиографическое описание:

Гаджиева У. Б. Профессионально значимые психофизиологические качества личности и их профессиональная обусловленность [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 14-16.

Момент, когда проблема выбора профессии начинает тревожить, знаменует, социальную и психологическую зрелость подростка. При выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии [1, с. 56].

Прежде чем выяснять какие «профессионально важные качества» личности необходимы при выборе профессии, попробуем выбросить психологическое понимание профессии и познакомимся с разнообразным миром профессий.

Е. А. Климов выделяет следующие значения понятия «профессия»:

  1. Профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни (известно, что профессия накладывает свой «отпечаток» на всю жизнь человека).

  2. Профессия как область приложения сил связана с выделением (и уточнением) самого объекта и предмета профессиональной деятельности. Здесь решается вопрос, в каких сферах жизнедеятельности человек может реализовать себя как профессионал.

  3. Профессия как деятельность и область проявления личности. Часто забывают о том, что профессиональная деятельность не просто позволяет «производить» какие-то товары или услуги, но прежде всего, но прежде всего, она позволяет человеку реализовывать свой творческий потенциал.

  4. Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда. Это означает, что даже культурно-историческая ситуация (эпоха) не является тотально доминирующей, поскольку многое зависит от конкретных специалистов. Именно они должны сами определять место своей профессии в общественной системе, а не просто выполнять работу «по инструкции».

Основные характеристики профессии:

  • это ограниченный вид трудовой деятельности;

  • это общественно полезная деятельность, предполагающая специальную подготовку;

  • это деятельность, выполняемая за определённое вознаграждение, моральное и материальное, дающее человеку возможность не только удовлетворять свои насущные потребности и являющееся условием его всестороннего развития;

  • это деятельность, дающая человеку определённый социальный и общественный статус;

  • наконец, можно вспомнить определение профессии, данное ещё в 1913 г. С. М. Богословским: «Профессия — есть деятельность, и деятельность такая, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию», но при условии, что эта деятельность «признаётся за профессию личным самосознанием данного лица». Последнее обстоятельство позволяет понять самую главную психологическую характеристику профессии — отношение к данной работе как к своей профессии конкретным работником.

Ещё в Петровскую эпоху известный государственный деятель России В. Н. Татищев классифицировал все «науки» (виды труда) по критерию «добра и зла для человека»:

  1. «нужные» науки (экономика, медицина, право);

  2. «полезные науки» (риторика, математика, «землемерие», механика);

  3. «щегольские, или увеселяющие» (поэзия, танцевание, живопись);

  4. «любительские, или тщетные» (астрономия, алхимия);

  5. «вредительные» науки (колдовство, ворожба).

В 20-е гг. XX столетия С. П. Струмилин предложил классифицировать профессии по степени самостоятельности человека в труде:

  1. автоматический рефлекторный труд (вертельщик ручки веялки);

  2. полуавтоматический привычный труд (труд машинистки);

  3. шаблонно-исполнительский труд — по указке (работа на станке, работа счетовода);

  4. самостоятельный труд в пределах здания (инженер, врач, учитель);

  5. свободный творческий труд (работа в области искусства, работа учённого, политического деятеля).

За рубежом на сегодняшний день наиболее известна и популярна типология Дж.Голланда, основанная на сопоставлении типов личности и типов профессиональной среды. Выделяются следующие основные типы (типы личности и типы профессиональной среды):

  1. реалистический тип (техника, мужские профессии);

  2. интеллектуальный тип;

  3. социальный;

  4. конвенционный (знаковые системы, требующие структурированности);

  5. предпринимательский;

  6. артистический.

Предполагается, что определённому личностному типу должен соответствовать свой тип профессиональной среды, что и обеспечивает более полноценную реализацию работника в своём труде [4, с.75].

В современной России наиболее известна «четырёхъярусная классификация профессии, предложеная Е. А. Климовым.

I ярус (по признаку различии их объектных систем):

  1. человек — природа;

  2. человек — техника;

  3. человек — знаковая система;

  4. человек — человек;

  5. человек — художественный образ.

На II ярусе в пределах каждого типа профессий выделяются 3 класса по признаку — целей труда:

  1. гностические (знание) — дегустатор, искусствовед, социолог;

  2. преобразующие — токарь, учитель;

  3. изыскательные — воспитатель, композитор.

На III ярусе каждый из предыдущих трёх классов разделяется на 4 отдела по признаку — орудий труда:

  1. профессии ручного труда — ветеринар, слесарь;

  2. профессии машинно-ручного труда — токарь, водитель;

  3. профессии с применением автоматных систем — авиадиспетчер;

  4. профессии с преобладанием функциональных средств труда — актёр, акробат.

На IV ярусе — 4 группы по признаку — условий труда:

  1. в помещениях с нормальным микроклиматом — бухгалтер;

  2. на открытом воздухе — агроном;

  3. в необычных условиях — водолаз;

  4. в условиях повышенной ответственности — следователь.

Эта классификация даёт обзорную схему мира профессий и составляет примерную формулу определения профессии.

Мир профессий и специальностей многообразен. По данным справочников — от 7 до 35 тыс. их наименований. И каждая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально значимые качества личности» [3, с. 63].

Теоретический анализ позволил выделить компоненты профессиональной направленности личности: мотивы (намерения интересы, склонности, идеалы) ценностные ориентации (смысл труда, заработная плата, благосостояние, социальное положение) профессиональную позицию (отношение к профессии, установка, ожидание и готовность к профессиональному развитию. На разных стадиях становления эти компоненты имеют различное психологическое содержание, обусловленное характером ведущей деятельности.

Важнейшими составляющими психологической деятельности человека являются его качества, их развитие и интеграция в процессе профессионального становления приводят к формированию систем профессиональных качеств [2, с.23].

В. Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность и успешность деятельности. К профессионально важным качествам он относит так же и способности.

Таким образом, профессионально важные качества — это психологические качества личности, определяющие продуктивность деятельности. Они многофункциональны и вместе с тем каждая профессия имеет свой ансамбль этих качеств [5, с. 97].

В самом общем случае можно выделить следующие профессионально важные качества: наблюдательность, образную, двигательную и другие виды памяти, техническое мышление, пространственное воображение, внимательность, эмоциональную устойчивость, решительность, выносливость пластичность, настойчивость целеустремленность, дисциплинированность, самоконтроль и др. Профессиональной обусловленной подструктурой личности является профессионально значимые психофизиологические свойства. Развитие этих свойств происходит уже в ходе освоения деятельности. В процессе профессионализации одни психофизиологические свойства определяют развитие профессионально важных качеств, другие, профессионализируясь, приобретают самостоятельное значение [8, с.48]. К этой подструктуре относятся такие качества, как зрительная память глазомер, нейротизм, экстраверсия, реактивность, энергетизм и др.

Рассмотрим в качестве примера психофизиологические предпосылки деятельности педагога.

Ответ на вопрос, какие психофизиологические показатели могут влиять на характер субъектной деятельности педагога может быть дан на основе характеристик основных свойств темперамента в трактовке школы В. С. Мерлина.

В качестве таких свойств, как известно, выступают: сензитивность, реактивность, активность, соотношение реактивности и активности, темп реакции, пластичность или ригидность, эмоциональная возбудимость, экстраверсия или интроверсия.

Такими показателями могут быть также эмоциональная устойчивость или невротизм; аналитический или синтетический тип восприятия; поленезависимость или зависимость, определяющие когнитивный стиль, и, в целом, хотя и описательно, тип темперамента как проявление типа высшей нервной деятельности в поведении по показателям силы — слабости, уравновешенности — неуравновешенности, скорости уравновешивания процессов возбуждения и торможения [6,7, с. 137, 75].

При этом отметим, что в трактовке Мерлина свойства высшей нервной деятельности влияют, прежде всего, на стиль деятельности.

Всё вышеизложенное в этом параграфе позволяет сделать вывод о том, что в профессиональном самоопределении личности наряду с другими факторами имеет большое значение тип темперамента данной личности.


Литература:

  1. Выпускник перед выбором пути: социально-нравственный облик. Под ред. Бабосова, Минск: Народная Асвета, 1988. — 240 С.

  2. Зеер Э. Ф. Психология профессий. — М.: Академический проект, 2003. — 186 С.

  3. Йовайма Л. А. Проблемы профориентации школьников. — М.: Педагогика, 1983. — 200 С.

  4. Калаев А. В. Новые технологии воспитания. — Казань: Дом печати, 1998. — 257 С.

  5. Лиферов А. П., Степанов Н. А. Образование будущего: глобальные проблемы — локальные решения. Методическое пособие. — Рязань, 1999. — 304 С.

  6. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. — М.: Владос, 2000. — Кн.1–608 С.

  7. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. — М.: Владос, 2000. — Кн.2. — 609 С.

  8. Прошицкая Е. Н. Выбирайте профессию. — М.: Просвещение, 1991. — 180 С.

Основные термины (генерируются автоматически): психофизиологические предпосылки становления, качества личности, предпосылки становления гендерной, выборе профессии, становления гендерной идентичности, Психофизиологические нормы труда, высшей нервной деятельности, синдром хронической усталости, психофизиологические качества личности, гендерной идентичности девушек, профессиональной среды, значимые психофизиологические, психологическое понимание профессии, соответствующими характеристиками профессии, психологическую характеристику профессии, проблема выбора профессии, психологические качества личности, профессии конкретным работником, деятельности педагога, качества» личности необходимы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle