Уровень адаптивности и нервно-психическая устойчивость у пожарных на примере сотрудников пожарной службы ФГКУ «2 отряд ФПС» (по Приморскому краю) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 02.06.2016

Статья просмотрена: 1313 раз

Библиографическое описание:

Травникова, Е. Е. Уровень адаптивности и нервно-психическая устойчивость у пожарных на примере сотрудников пожарной службы ФГКУ «2 отряд ФПС» (по Приморскому краю) / Е. Е. Травникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1785-1790. — URL: https://moluch.ru/archive/115/31029/ (дата обращения: 29.03.2024).



В статье рассматриваются уровень адаптивности и нервно-психическая устойчивость пожарных. В качестве выборки исследования выступили сотрудники пожарной службы ФГКУ «2 отряд ФПС» по Приморскому краю. Дан обзор психологической литературы: представлено обоснование значимости исследования с позиции психологии труда и психологии экстремальных видов деятельности. Представлены результаты исследования, достоверность которых обоснована с помощью метода ранговой корреляции Спирмена.

Ключевые слова: адаптивность, нервно-психическая устойчивость, пожарный

В настоящее время все больше увеличивается число профессий связанных с экстремальными условиями труда, соответственно увеличивается и число работников, часто испытывающих стресс и нервное напряжение. Одной из таких профессий, связанных с экстремальными условиями труда, это пожарный, оказывающиеся в экстремальных условиях, которое подразумевает наличие сильных психотравмирующих факторов.

Г. Селье в своих исследованиях отмечает, что организм человека систематически подвергается неблагоприятным воздействиям, которые могут иметь как физический, так и психологический характер. Такими неблагоприятными физическими воздействиями могут быть, голод, жажда, физические увечья и раны, а психологическими, потеря близких людей, присутствие при действиях насильственного, моральные унижения и издевательства и т. д. [1, с. 37]

Термин «стресс» часто связывают с опасными, экстремальными ситуациями, конфликтами, проявлениями негативного воздействия среды. Если условия благоприятные стрессовое состояние может переходить в оптимальное состояние, а если условия неблагоприятные, тогда переход осуществляется в состояние нервно-эмоциональной напряжённости, что приводит к снижению работоспособности и истощению энергетических ресурсов [2].

Стресс возникает тогда, когда организм вынужден адаптироваться к новым условиям, т. е. стресс неотделим от процесса адаптации. А также благодаря стрессовым ситуациям, возможен процесс адаптации, поэтому стресс нельзя рассматривать как отрицательное явление. Стресс, как целостное явление, необходимо рассматривать в качестве позитивной адаптивной реакции, вызывающей мобилизацию организма [3].

Ильин Е. П., отмечает, что тревожность является одной из основных свойств личности, обуславливающих возникновение стресса, в процессе адаптации тревожность может проявляться в разнообразных психических реакциях, например тревоги, которая проявляется в ощущение неосознанной угрозы [4, с. 62].

Ф. Б. Березина, дает следующее определение, понятию психическая адаптация, это процесс, в ходе которого устанавливается баланс личности и окружающей среды, который устанавливается в процессе осуществления деятельности свойственной данному человеку, позволяющий удовлетворять потребности и желания, реализовывать поставленные цели и задачи, сохраняя при этом психическое и физическое здоровье и одновременно обеспечивая соответствие психической деятельности человека и его поведение требованиям среды [5].

Лебедев В. И. отмечает, что специалисты службы чрезвычайных ситуаций и пожарной службы, часто работают в экстремальных условиях. Которые представляют опасность и угрозу для жизни и здоровья. Специалисты пожарной службы работают в условиях комплекса физических, химических и биологических факторов окружающей среды, таких как: ненормативный график работы, контакт с телами погибших, общение с пострадавшими, усталость, недостаток сна, угроза здоровью и жизни, дефицит информации и времени на обдумывание, ответственность за результаты деятельности, боязнь совершить ошибку, наличие неожиданных, внезапно возникших препятствий и т. п. Все перечисленные выше компоненты вызывают у специалистов пожарной службы сильный эмоциональный стресс, нервно-психические расстройства, что является причиной заболеваний, травматизма и гибели [6, с. 46].

Таким образом, есть множество факторов угрожающих жизни специалистов пожарной службы, для предотвращения потерь среди работников, проходит специальный инструктаж и учения в экстремальных ситуациях, а также работники снабжаются необходимой экипировкой и оснащением. У работников пожарной службы ненормированный график работы, т. к. опасные и чрезвычайные ситуации могут произойти в любой момент, поэтому от работников требуется максимальная гибкость, скорость включения в процесс и быстрые реакции при принятии решения, главное вовремя и быстро оказать необходимую помощь и предотвратить опасность [6].

Дутов В. И., отмечает, что психически здоровым пожарным, можно считать специалиста, который умственно развит, уравновешен, способный овладеть воинской специальностью, находиться в организованном коллективе и переносить повышенные психические и физические нагрузки без последствий для своего здоровья [7, с. 53].

Абсолютно все люди в разной степени восприимчивы к стрессовым ситуациям, но у каждого имеется строго индивидуальный предел сопротивляемости, что в результате переутомления, напряжения, нарушений функций организма, приводит к срыву психической деятельности [8].

Необходимо заметить, что не каждый человек способен работать эффективно и сохраняя устойчивость, в ситуации повышенной опасности для жизни. Работа в пожарной части или спасательном отряде, это в первую очередь работа в команде, где каждый участник группы должен быть уверен в своих коллегах, в их профессионализме, ответственности, т. к. работа в экстремальных условиях предполагает возможность положиться на товарища рядом и довериться ему в сложной непредвиденной ситуации [9].

Проанализировав различные теоретические источники, в работе была выдвинута гипотеза о том, что у пожарных высокого профиля со стажем более 3 лет уровень адаптивности и нервно-психической устойчивости выше, нежели у молодых специалистов со стажем до 3 лет.

В качестве выборки эмпирического исследования были задействованы пожарные, в количестве 40 человек, в возрасте от 24 до 38 лет, мужского пола. Пожарные службы ФГКУ «2 отряд ФПС», по Приморскому краю. Стаж работы от 6 мес. до 5 лет. Данная выборка была разделена на 2 группы пожарных:

  1. специалисты высокого профиля — 20 человек, со стажем работы более 3 лет.
  2. молодые специалисты — 20 человек, со стажем работы до 3 лет.

Для проведения исследования были подобраны следующие методики:

  1. «Прогноз-2» (В. Ю. Рыбников);
  2. «Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (А. Г. Маклаков и С. В. Чермянин);
  3. «Диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды» (В. В. Бойко);
  4. Методика «Исследование тревожности» (Ч. Д. Спирбергера).

По результатам диагностики методики «Прогноз-2» (В. Ю. Рыбников), необходимо было выявить уровень нервно-психической устойчивости у пожарных с разным стажем работы. Были получены следующие результаты (рис. 1):

Рис. 1. Уровень нервно-психической устойчивости у пожарных с разным стажем работы

У пожарных с высоким уровнем нервно-психической устойчивости вероятность к возникновению нервно-психического срыва в различных стрессовых ситуациях крайне мала. У испытуемых нет нарушений эмоциональной, волевой, интеллектуальной регуляции. Пожарный легко переносит психические и физические нагрузки. В отличие от испытуемых с удовлетворительным уровнем, они подвержены к нервно-психическим срывам.

Профессионалы, со стажем более трех лет имеют богатый опыт и определенные навыки саморегуляции, необходимые в данном виде деятельности которые помогают им адекватно принимать решения в экстремальных ситуациях. В отличии от молодых специалистов, которые попав в экстремальную ситуацию, могут допускать ошибки и недостаточно эффективно выполнять работу в экстремальных условиях труда.

По результатам диагностики методики «Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (А. Г. Маклаков и С. В. Чермянин), необходимо было оценить уровень адаптивных способностей пожарных. Были получены следующие результаты, оказалось, что пожарные профессионалы имеют более высокий уровень адаптивных способностей, чем молодые специалисты (рис. 2):

Рис. 2. Уровень адаптивности пожарных

У большинства профессионалов высокий и нормальный уровень адаптации, это говорит о том, что пожарные легко адаптируются к новым условиям деятельности, способны быстро вырабатывать стратегию своего поведения, неконфликтны, имеют высокую эмоциональную стабильность. У молодых специалистов, наоборот отмечен невысокий уровень эмоциональной устойчивости, им достаточно трудно сохранять спокойствие и хладнокровие, что по роду их деятельности совершенно необходимо.

Исходя из данных результатов, видно, что уровень адаптивности профессионалов со стажем более 3 лет выше, чем уровень молодых специалистов. Можно предположить, что такие различия в результатах зависят от опытности и стажа работы, профессионалы наработали необходимые навыки саморегуляции в течение долгого времени в профессиональной деятельности пожарного.

По результатам диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды (В. В. Бойко), необходимо было выявить тип эмоциональной реакции пожарных. Были получены следующие результаты (табл. 1):

Таблица 1

Тип эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды» упожарных

Тип эмоциональной реакции

Стимулы

Специалисты высокого профиля

Молодые специалисты

Количество человек

Эйфорическая

негативные

2

4

амбивалентные

6

14

позитивные

12

2

Рефрактерная

негативные

4

5

амбивалентные

6

11

позитивные

10

4

Дисфорическая

негативные

2

5

амбивалентные

12

13

позитивные

6

2

У большинства специалистов высокого профиля, преобладают по всем трем типам реакции — позитивные стимулы, испытуемые обладают позитивным личностным смыслом и социальным значением. Среди молодых специалистов по всем трем реакция преобладают амбивалентные, что также говорит о двойственности, и зависит от установок самой личности.

По результатам исследования тревожности по методике Ч. Д. Спирбергера, необходимо было выявить уровень ситуативной и личностной тревожности у пожарных. Были получены следующие результаты по уровню ситуативной тревожности (рис. 3):

Рис. 3. Уровень ситуативной тревожности пожарных

У большинства профессионалов и молодых специалистов, отмечен умеренный уровень ситуативной тревожности, это говорит о том, что в стрессовой ситуации они могут регулировать свои эмоциональные реакции и адекватно оценивать ситуацию, у них сформировано чувство уверенности и присутствует чувство ответственности в решении тех или иных задач. Но также достаточно большое количество молодых специалистов имеют высокие показатели по уровню ситуативной тревожности, что проявляется в склонности воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в большинстве ситуаций, даже если они таковыми не являются.

По уровню личностной тревожности были получены следующие результаты (рис. 4)

Рис. 4. Уровень личностной тревожности у пожарных

Уровень личностной тревожности у большинства пожарных с разным стажем работы умеренный, это значит, что при возникновении угрозы самооценки тревожность не активизируется и личностной чертой большинства испытуемых не является.

В данной выборке присуща ситуативная тревожность в большей степени, чем личностная, что может быть связанно со службой в пожарной части, стрессовой ситуацией в целом, экстремальные условия труда, непредвиденные обстоятельства, высокий уровень опасности, тяжелые физические нагрузки, все это влияет на уровень тревожности, особенно среди молодых специалистов, которые менее приспособленные и адаптированы к данным обстоятельствам.

Для сопоставления показателей профессионалов и молодых специалистов и подтверждения гипотезы, был применен корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции рангов Спирмена. Для анализа использовались данные по результатам проведенного исследования по методике«Прогноз-2» и Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО) (табл. 2, 3).

Таблица 2

Значение коэффициента корреляции по уровню нервно— психической устойчивости упрофессионалов имолодых специалистов

Критические значения кр.

Эмпирическое значение эмп

p ≤ 0,05

p ≤ 0,01

0,60

0,31

0, 40

Значение коэффициента корреляции r = 0,60, что свидетельствует об умеренной тесноты связи между показателями по уровню нервно — психической устойчивости у пожарных с разным стажем работы.

Таблица 3

Значение коэффициента корреляции адаптивных способностей упрофессионалов имолодых специалистов

Критические значения кр.

Эмпирическое значение эмп

p ≤ 0,05

p ≤ 0,01

0,60

0,31

0, 40

Значение коэффициента корреляции r=0,60, что свидетельствует об умеренной тесноты связи между показателями по у адаптивных способностей у пожарных с разным стажем работы.

В ходе исследования было выяснено, что результаты по уровню нервно-психической устойчивости и адаптивность несколько различаются у пожарных с разным стажем работы. Умеренный показатель тесноты связи, говорит о том, что различия не сильные или не значимые.

Исходя из вышесказанного, по результатам исследования гипотеза подтвердилась.

Профессионалы обладают высоким уровнем стрессоустойчивости, легко и адекватно реагируют на значительные физические и психические нагрузки в экстремальных ситуациях благодаря навыкам саморегуляции. У молодых специалистов вероятно навыки саморегуляции не наработаны, в связи с неопытностью им приходится тратить много сил на выполнение поставленных задач. Но многие адаптивные способности и особенности нервно — психической устойчивости зависят от особенностей самой личности.

Литература:

  1. Г. Селье Стресс без дистресса. — М.: Прогресс, 2012. — 244 с.
  2. Карпулина В. Н. Психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2013. – 278 с.
  3. Котов И. Б., Канаркевич О. С. Психология. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2014. – 480 с.
  4. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека. — СПб.: Питер, 2005. – 234 с.
  5. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — М.: Наука, 2008. – 272 с.
  6. Лебедев В. И. Экстремальная психология. Психическая деятельность в технических и экологических замкнутых системах. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 431 с.
  7. Дутов В. И., Голома К. В. Влияние пожарной ситуации на поведение людей при пожарах. Безопасность людей при пожарах. – Сб. науч. трудов. – М.: Просвещение, 2014. – 137 с.
  8. Психологический анализ стрессоустойчивости работников пожарной службы [Электронный ресурс]/ Рефераты по психологии. – Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/psychology/3c0a65625a2bc78b4d43b88521216d37_0.html
  9. Корчемный П. А., Елисеев А. П. Психологическая устойчивость в чрезвычайных ситуациях. Курс лекций в 3-х частях. — Новогорск: Академия гражданской защиты, 2009. – 167 с.
Основные термины (генерируются автоматически): стаж работы, нервно-психическая устойчивость, пожарная служба, пожарный, специалист, окружающая среда, высокий профиль, ситуативная тревожность, экстремальное условие труда, эмоциональная реакция.


Похожие статьи

Влияние стресс-факторов на психику пожарных

Напряженная физическая работа, связанная с теплообразованием в организме, при высокой температуре окружающей среды на пожаре, сочетающаяся со значительной влажностью воздуха ставит организм пожарного в чрезвычайно трудные условия.

Воздействие опасных факторов пожара на психику спасателя

Рис. 1. Причина гибели пожарных. При возникновении чрезвычайных ситуаций решающую роль в успешной ликвидации последствий ЧС играет моральная закалка, воля и психическое состояние специалиста экстремального профиля.

Роль личности в процессе психической адаптации...

Состояние стресса, возникающее у сотрудников пожарно-спасательной службы в экстремальных условиях, приводит к истощению нервной системы и развитию процессов психической дезадаптации.

Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических...

Ситуативная тревожность по Ч. Д. Спилбергеру больше отражает эмоциональные реакции [17, С. 94].

Тип высшей нервной деятельности, темперамент, характер, воспитание и приобретенные стратегии реагирования на внешние факторы [17, С. 106].

Теоретический анализ проблемы психологического...

Основными задачами психологического сопровождения являются работа с психической травмой, закрепленной на бессознательном

Актуальность проблемы психологического сопровождения развития личности студента в условиях психологической службы вуза.

Психологическая готовность спасателей к риску

Риск — ситуативная характеристика деятельности

Основные термины (генерируются автоматически): риск, стаж работы, переживание опасности, готовность, психологическая готовность спасателей, ситуация, нервно-психическое напряжение, высокий уровень стресса...

Формирование психологической готовности юношей...

Особое внимание Бондарь Н.Г. уделил изучению познавательных способностей, нервно-психической устойчивости, агрессии, склонности к доминированию-подчинению, ситуативной и личностной тревожности [2].

Актуальность проблемы психологического сопровождения...

Работа психологических служб в высших учебных заведениях направлена на повышение эффективности взаимодействия участников педагогического

Резкая ломка многолетнего привычного рабочего стереотипа иногда приводит к нервным срывам и стрессовым реакциям.

Формирование психологической устойчивости личности...

психическая устойчивость, окружающая среда, эмоциональная реакция, ученик, поведение, психологическая устойчивость, высокий уровень, опросная методика, первичная профилактика, психическое состояние.

Влияние стресс-факторов на психику пожарных

Напряженная физическая работа, связанная с теплообразованием в организме, при высокой температуре окружающей среды на пожаре, сочетающаяся со значительной влажностью воздуха ставит организм пожарного в чрезвычайно трудные условия.

Воздействие опасных факторов пожара на психику спасателя

Рис. 1. Причина гибели пожарных. При возникновении чрезвычайных ситуаций решающую роль в успешной ликвидации последствий ЧС играет моральная закалка, воля и психическое состояние специалиста экстремального профиля.

Роль личности в процессе психической адаптации...

Состояние стресса, возникающее у сотрудников пожарно-спасательной службы в экстремальных условиях, приводит к истощению нервной системы и развитию процессов психической дезадаптации.

Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических...

Ситуативная тревожность по Ч. Д. Спилбергеру больше отражает эмоциональные реакции [17, С. 94].

Тип высшей нервной деятельности, темперамент, характер, воспитание и приобретенные стратегии реагирования на внешние факторы [17, С. 106].

Теоретический анализ проблемы психологического...

Основными задачами психологического сопровождения являются работа с психической травмой, закрепленной на бессознательном

Актуальность проблемы психологического сопровождения развития личности студента в условиях психологической службы вуза.

Психологическая готовность спасателей к риску

Риск — ситуативная характеристика деятельности

Основные термины (генерируются автоматически): риск, стаж работы, переживание опасности, готовность, психологическая готовность спасателей, ситуация, нервно-психическое напряжение, высокий уровень стресса...

Формирование психологической готовности юношей...

Особое внимание Бондарь Н.Г. уделил изучению познавательных способностей, нервно-психической устойчивости, агрессии, склонности к доминированию-подчинению, ситуативной и личностной тревожности [2].

Актуальность проблемы психологического сопровождения...

Работа психологических служб в высших учебных заведениях направлена на повышение эффективности взаимодействия участников педагогического

Резкая ломка многолетнего привычного рабочего стереотипа иногда приводит к нервным срывам и стрессовым реакциям.

Формирование психологической устойчивости личности...

психическая устойчивость, окружающая среда, эмоциональная реакция, ученик, поведение, психологическая устойчивость, высокий уровень, опросная методика, первичная профилактика, психическое состояние.

Похожие статьи

Влияние стресс-факторов на психику пожарных

Напряженная физическая работа, связанная с теплообразованием в организме, при высокой температуре окружающей среды на пожаре, сочетающаяся со значительной влажностью воздуха ставит организм пожарного в чрезвычайно трудные условия.

Воздействие опасных факторов пожара на психику спасателя

Рис. 1. Причина гибели пожарных. При возникновении чрезвычайных ситуаций решающую роль в успешной ликвидации последствий ЧС играет моральная закалка, воля и психическое состояние специалиста экстремального профиля.

Роль личности в процессе психической адаптации...

Состояние стресса, возникающее у сотрудников пожарно-спасательной службы в экстремальных условиях, приводит к истощению нервной системы и развитию процессов психической дезадаптации.

Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических...

Ситуативная тревожность по Ч. Д. Спилбергеру больше отражает эмоциональные реакции [17, С. 94].

Тип высшей нервной деятельности, темперамент, характер, воспитание и приобретенные стратегии реагирования на внешние факторы [17, С. 106].

Теоретический анализ проблемы психологического...

Основными задачами психологического сопровождения являются работа с психической травмой, закрепленной на бессознательном

Актуальность проблемы психологического сопровождения развития личности студента в условиях психологической службы вуза.

Психологическая готовность спасателей к риску

Риск — ситуативная характеристика деятельности

Основные термины (генерируются автоматически): риск, стаж работы, переживание опасности, готовность, психологическая готовность спасателей, ситуация, нервно-психическое напряжение, высокий уровень стресса...

Формирование психологической готовности юношей...

Особое внимание Бондарь Н.Г. уделил изучению познавательных способностей, нервно-психической устойчивости, агрессии, склонности к доминированию-подчинению, ситуативной и личностной тревожности [2].

Актуальность проблемы психологического сопровождения...

Работа психологических служб в высших учебных заведениях направлена на повышение эффективности взаимодействия участников педагогического

Резкая ломка многолетнего привычного рабочего стереотипа иногда приводит к нервным срывам и стрессовым реакциям.

Формирование психологической устойчивости личности...

психическая устойчивость, окружающая среда, эмоциональная реакция, ученик, поведение, психологическая устойчивость, высокий уровень, опросная методика, первичная профилактика, психическое состояние.

Влияние стресс-факторов на психику пожарных

Напряженная физическая работа, связанная с теплообразованием в организме, при высокой температуре окружающей среды на пожаре, сочетающаяся со значительной влажностью воздуха ставит организм пожарного в чрезвычайно трудные условия.

Воздействие опасных факторов пожара на психику спасателя

Рис. 1. Причина гибели пожарных. При возникновении чрезвычайных ситуаций решающую роль в успешной ликвидации последствий ЧС играет моральная закалка, воля и психическое состояние специалиста экстремального профиля.

Роль личности в процессе психической адаптации...

Состояние стресса, возникающее у сотрудников пожарно-спасательной службы в экстремальных условиях, приводит к истощению нервной системы и развитию процессов психической дезадаптации.

Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических...

Ситуативная тревожность по Ч. Д. Спилбергеру больше отражает эмоциональные реакции [17, С. 94].

Тип высшей нервной деятельности, темперамент, характер, воспитание и приобретенные стратегии реагирования на внешние факторы [17, С. 106].

Теоретический анализ проблемы психологического...

Основными задачами психологического сопровождения являются работа с психической травмой, закрепленной на бессознательном

Актуальность проблемы психологического сопровождения развития личности студента в условиях психологической службы вуза.

Психологическая готовность спасателей к риску

Риск — ситуативная характеристика деятельности

Основные термины (генерируются автоматически): риск, стаж работы, переживание опасности, готовность, психологическая готовность спасателей, ситуация, нервно-психическое напряжение, высокий уровень стресса...

Формирование психологической готовности юношей...

Особое внимание Бондарь Н.Г. уделил изучению познавательных способностей, нервно-психической устойчивости, агрессии, склонности к доминированию-подчинению, ситуативной и личностной тревожности [2].

Актуальность проблемы психологического сопровождения...

Работа психологических служб в высших учебных заведениях направлена на повышение эффективности взаимодействия участников педагогического

Резкая ломка многолетнего привычного рабочего стереотипа иногда приводит к нервным срывам и стрессовым реакциям.

Формирование психологической устойчивости личности...

психическая устойчивость, окружающая среда, эмоциональная реакция, ученик, поведение, психологическая устойчивость, высокий уровень, опросная методика, первичная профилактика, психическое состояние.

Задать вопрос