Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №29 (133) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 26.12.2016

Статья просмотрена: 49 раз

Библиографическое описание:

Хохлова В. А. Здоровье как фактор безопасности в профессиональной деятельности педагога // Молодой ученый. — 2016. — №29. — С. 607-609. — URL https://moluch.ru/archive/133/37361/ (дата обращения: 22.04.2018).



Здоровье как фактор безопасности в профессиональной деятельности педагога

Хохлова Валерия Александровна, студент

Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского

В статье рассмотрена проблема профессионального здоровья педагогов, предложены способы её решения и поддержания высокой работоспособности учителей.

Ключевые слова: профессиональное здоровье, здоровьесбережение, педагог, учитель, синдром выгорания

Health as a factor of security in the professional activities of the teacher

Khokhlova Valery Alexandrovna, student

Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod (Arzamas branch)

In the article the problem of professional health educators, it provides methods for making and maintaining high availability of teachers.

Keywords: occupational health, health preservation, educator, teacher, “burnout” syndrome

Вопрос о здоровье человека был актуален всегда, ещё с древних времён люди понимали, что только здоровый и здравомыслящий индивид может выполнять свою работу качественно и отвечать за плоды своей деятельности. Говоря о здоровье, мы подразумеваем не только физическое, но и психологическое состояние людей, от которого также во многом зависит их работоспособность. Педагоги не исключение, именно в этой профессии необходимо внимательно следить за своим здоровьем, особенно психологическим. Но, к сожалению, у представителей данной профессиональной группы порой не хватает на это времени, они откладывают свои личные дела на потом, нагружают себя работой, затем устают и в результате переутомления у них возникают болезни, которые появляются из-за постоянного стресса, нехватки свободного времени, которое можно потратить на себя, своё духовное и физическое восстановление.

Проведено много психологических, медицинских и социологических исследований (Л.И. Вассерман 1997, Ю.А. Юдчиц 2000, Л.П. Вашлаева 2001, Т.В. Сущенко 2002, М.Г. Березина 2006, Г.С. Абрамова и Е.В. Броздовская 2008), результаты которых подчёркивают, что профессия педагога отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья [3]. И в это не сложно поверить, ведь на состояние здоровья учителя влияют социально-экономические, производственные и экологические факторы, специфические условия работы, такие как высокое нервно-психическое напряжение, повышенная нагрузка на слуховой, зрительный и голосовой аппараты, особенности психологического климата в коллективе и многое другое.

У педагогов наблюдается привычка находиться в полуздоровом состоянии и продолжать при этом свою профессиональную деятельность, они редко обращаются за профессиональной медицинской помощью, имеют низкую мотивацию к ведению здорового образа жизни, также можно отметить, что медицинская статистика не всегда даёт верные сведения о реальном состоянии здоровья учителей. Среди ведущих причин нарушения здоровья учителя называют: высокое психоэмоциональное напряжение; переключение внимания на самые разнообразные виды деятельности; повышенные требования к вниманию, памяти; повышенную нагрузку на речевой аппарат; учебную перегрузку; гиподинамию; ортостатические нагрузки; неудовлетворенность своим трудом; продолжительное пребывание в аудитории; низкий уровень психологической культуры; недостаточное развитие коммуникативных способностей и навыков самоорганизации; индивидуальные психо-физиологические свойства (слабую нервную систему); слабую профессиональную подготовленность (низкий уровень компетенции и неспособность к новаторству) [1, с. 197].

Поэтому всегда нужно помнить о своём организме, ведь это необходимо не только педагогу. Заболев, он может заразить своих учеников и коллег, переутомляемость может перерасти в нервные срывы, которые также вредят учебному процессу. Безопасность в профессиональной деятельности педагога зависит не только от окружающей среды, но и от него самого. Устойчивые познавательные потребности, отсутствие склонности к переживанию страха и гнева, то есть высокий уровень эмоциональной устойчивости, социальная нормативность поведения, именно это необходимо вырабатывать педагогу с целью сохранения своего психологического здоровья.

В профессиональной деятельности учителя психологическая устойчивость как личностное качество, связанное с направленностью учителя, приобретает особое значение: она может выполнять две функции. Во-первых, высокий уровень эмоциональной устойчивости сохраняет необходимую для профессиональной деятельности педагога благоприятную психологическую атмосферу, интеллектуальная — самостоятельность и устойчивость познавательной потребности, поведенческая — социальную нормативность поведения. Во-вторых, эмоциональная устойчивость сохраняет психическое и физическое здоровье участников образовательного процесса, то есть обеспечивает психологическую безопасность [2, с. 54].

Чтобы восстановить своё профессиональное здоровье педагог поддерживает мотивацию к педагогической деятельности, работает над повышением уровня психолого-педагогических компетентности, особенно это касается коммуникативного компонента, развивается, повышает профессиональное самосознание, чётко осознаёт своё место в жизни и способность проектировать своё будущее. Для того, чтобы учителя почувствовали ответственность за свои профессиональные проблемы, сохранение и укрепление своего здоровья и начали применять меры по устранению возникающих трудностей также необходимо осуществлять профилактику синдрома «выгорания». Речь идёт о феномене, развивающемся на фоне хронического стресса и ведущем к истощению организма, его опасность состоит в том, что это не кратковременный, а долговременный процесс, приводящий к полному истощению — «сгоранию дотла». С целью предупреждения данного синдрома педагогу следует стремиться к личностному росту, расширению кругозора, разделять личную жизнь и профессиональную деятельность, расширять круг социальных контактов.

Любой человек, в особенности педагог, должен уметь владеть своими эмоциями и чувствами, это необходимо для того, чтобы не болеть самому и принимать правильные, а не спонтанные решения. Чтобы быть здоровым и физически и духовно, необходимо следить за своими эмоциями и переживаниями, но не стоит их подавлять. Выделяют эмоции, разрушающие здоровье — гнев, уныние, ярость, страх, тревожность, грусть, печаль, тоска, а в противовес им выступают здоровьесберегающие — радость, восхищение, интерес, спокойствие, сочувствие, восторг. Если в педагогическом коллективе создать все условия для преобладания положительных эмоций, то улучшиться не только самочувствие учителей, но и качество образовательного процесса.

Для ведения качественного образовательного процесса необходимым условием является получение субъектами удовлетворения от обучения и его результатов, это также зависит от материального вознаграждения, престижа и социального статуса профессии. Необходимо позитивно и, в тоже время, ответственно относиться к своей жизни и профессии, педагоги должны осознать, что профессиональное здоровье является одной из важнейших личностных ценностей и работа, направленная на повышение уровня стрессоустойчивости, самооценки, снижение тревожности и самоагрессии не менее значима, чем остальная профессиональная деятельность. Профессиональное здоровье учителей — деликатная и многоаспектная проблема, она является основой эффективной работы современной школы.

Литература:

  1. Вишневский В.А. Здоровьесбережение в школе (педагогические стратегии и технологии). — М.: Изд. «Теория и практика физической культуры», 2002. — 270 с., ил.
  2. Ефимова Н.С. Психология безопасной профессиональной деятельности педагога (учителя) // Молодой ученый. — 2011. — № 2. Т.2. — С. 52-56.
  3. Казин Э.М. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика Учебное пособие. — Ред. коллегия: Н. Э. Касаткина, Е.Л. Руднева, О.Г. Красношлыкова и др. — Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009. — 347 с.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональной деятельности педагога, образовательного процесса, уровень эмоциональной устойчивости, высокий уровень эмоциональной, здоровья учителя, профессиональное здоровье, профессиональной деятельности учителя, Молодой ученый, деятельности педагога благоприятную, профессиональную деятельность, низкий уровень, состояние здоровья учителя, нарушения здоровья учителя, профессиональное здоровье педагог, нормативность поведения, здоровье участников образовательного, безопасной профессиональной деятельности, professional health educators, Профессиональное здоровье учителей, состоянии здоровья учителей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос