Личностно и социально значимые качества преподавателя физического воспитания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (199) март 2018 г.

Дата публикации: 28.03.2018

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Латипов Р. И. Личностно и социально значимые качества преподавателя физического воспитания // Молодой ученый. — 2018. — №13. — С. 129-131. — URL https://moluch.ru/archive/199/48973/ (дата обращения: 19.02.2019).



В данной статье проанализированы личностные профессиональные качества и индивидуально-социальные особенности преподавателей физического воспитания. Раскрыта роль данных качеств в процессе успешного осуществления их профессиональной деятельности, а также при определении его социального статуса. В ней находят свое отражение содержание и компоненты профессионального мастерства преподавателя, а также его необходимые индивидуальные и социально важные функции.

We have analyzed the principal individual and socio-professional qualities of a sport teacher which predetermine not only a success in professional activity but also a social status of a teacher as well as his influence on social processes. Shown are the structural and contents components of professional skills of a teacher and his individual peculiarities in accomplishment of functions of individual and social value.

К общим свойствам личности относятся идейные, политические, духовно-нравственные, правовые, эстетические и другие взгляды личности, составляющие основу ее индивидуального сознания. К особенным свойствам относятся те, которые связаны с индивидуальным опытом и профессиональной деятельностью. У учителя это теоретическая и методическая подготовленность по своему предмету, психологическая и педагогическая грамотность. Сюда же относятся специальные профессиональные умения и способности (познавательные, конструктивные, коммуникативные, информационные, организаторские).

К индивидуально неповторимым качествам личности учителя следует отнести индивидуальные особенности психических процессов; особенности типа высшей нервной деятельности и темперамента; психофизические качества, имеющие значение для педагогической деятельности.

Естественно, все перечисленные свойства развиты у людей в неодинаковой степени. Поэтому в процессе обучения в вузе будущих педагогов следует обращать особое внимание на развитие у них тех свойств, качеств, способностей, которые характеризуют личность учителя. При этом следует учитывать, что профессионально значимыми оказываются не только специальные и умения, но и многие другие качества. Нельзя стать мастером педагогического труда, если не овладеть теорией, методологией познания, если не воспитать в себе патриотизм, высокую нравственность и другие социальные качества человека.

Не меньшее значение для успешной педагогической деятельности имеют и особенности психических процессов: гибкость, критичность и глубина ума; творческое воображение и память, организованность внимания и наблюдательность; эмоциональная чувствительность и отзывчивость; волевые черты, способность воздействовать на других людей. Ведь не может сформировать нравственных, эстетических и других чувств тот, у кого они не развиты; воздействовать на волевые черты характера учащихся тот, кто сам является безвольным или слабовольным.

Важны для педагогической профессии и природные данные человека: тип его высшей нервной деятельности, особенности темперамента и даже внешность. Тип высшей нервной деятельности определяет индивидуальность стиля педагогической деятельности учителя, в котором с наибольшей полнотой реализуются его профессиональные возможности.

В структуре личности общие и профессионально значимые свойства и качества размещаются по вертикали, как бы пронизывая всю личность. Что позволяет учесть все существенные признаки профессионализма.

Выше говорилось, что структура личности состоит из четырех подструктур. Рассмотрим это применительно к личности учителя.

В верхней (первой) подструктуре расположена социальная и профессиональная направленность личности.

Духовная направленность личности включает научное мировоззрение, идейную убежденность и стойкость, высокое самосознание, социальную активность гражданскую ответственность, толерантность. Как система знаний, идей и качеств личности, духовная направленность составляет основу поведения и деятельности учителя. Это фундаментальное положение объясняет необходимость всестороннего совершенствования воспитания будущих учителей.

Профессионально-педагогическая направленность предполагает достаточно осознанную эмоционально выраженную ориентацию личности на педагогическую деятельность. Она выражается в профессиональных способностях, знаниях, умениях, в морально-этическом отношении к педагогической профессии и включает: интерес и любовь к ребенку как отражение потребности в педагогической деятельности, психолого-педагогическую зоркость и наблюдательность, педагогический такт, требовательность, целеустремленность, общительность, справедливость, сдержанность, самооценку, профессиональную работоспособность и другие.

Наиболее существенной формой профессионально-педагогической направленности является склонность. Она не содержит в себе самого действия, а определяет лишь психологическую направленность, способную привести к нему. Если склонность закрепляется и получает силу всепоглощающего мотива деятельности, она трансформируется в потребность в педагогической деятельности. Профессионально-педагогическая деятельность, которая отвечает требованиям общества, потребностям и возможностям личности, становится действенным средством самосовершенствования этой личности, утверждения ее социальной сущность.

Уровень профессионально-педагогической направленности учителя может быть охарактеризован с помощью выявления целей деятельности, отражающих его интересы и потребности. Чем выше общественная значимость целей, тем выше уровень ее сформированности. Устойчивость профессионально-педагогической направленности определяется постоянством профессиональных интересов и потребностей учителя. Интенсивность проявляется в активности учителя при выполнении им своих профессиональных и общественных обязанностей. О действенности профессиональной направленности можно судить по практическим делам учителя, по результативности воспитательной работы.

Во второй (сверху) подструктуре личности учителя определяющим свойством является профессиональная и специальная подготовленность и компетентность.

Педагогическую структуру, в состав которой входит огромное число педагогических действий, формирующих сравнительно небольшой перечень умений. К ним относятся познавательные, конструктивные, коммуникативные, организаторские.

Познавательные (гностические) умения необходимы учителю для глубокого понимания психики ребенка, его психических состояний. Они включают умения отбирать необходимую для уроков и воспитательных мероприятий информацию, контролировать свои действия, совершенствовать их, использовать психолого-педагогические знания, накопленный педагогический опыт. Непременным условием формирования этих умений является достаточное развитие восприятия, внимания, мышления, воображения, памяти. Это означает, что познавательные умения образуют общеинтеллектуальную основу профессионального труда учителя.

Конструктивные умения выполняют ориентировочную функцию, они как бы опережают практические действия, учителя, определяют такие способы композиционного построения занятий, которые бы вызвали у учащихся интеллектуальные, эмоциональные и практический интерес. Они связаны с планированием воспитательной работы, системой перспективных направлений в развитии коллектива и отдельной личности, отбором целесообразных видов деятельности, осуществлением индивидуальной программы воспитания каждого ученика в условиях коллектива, исходя из его возрастных и психофизиологических особенностей.

Коммуникативные умения проявляются в установлении педагогически целесообразных отношений с учащимися, родителями, учителями, представителями общественности; в регулировании межколлективных и внутриколлективных отношений; в умении располагать к себе учащихся, находить нужные формы общения с ними, предвидеть результат педагогического воздействия на них.

Информационные умения иногда рассматривают лишь как средство общения. Правомерность рассмотрения этих умений как самостоятельных обосновывается тем, что коммуникативные умения являются лишь условием, повышающим эффект учебно-воспитательного процесса, тогда как информационные умения не только повышают эффект, но и являются необходимым атрибутом обучения и воспитания. При развитии информационных умений большое значение имеют постановка голоса, отработка дикции, развитие выразительности и эмоциональности речи, ее культура.

Организаторские умения определяют способность учителя вовлекать учащихся в различные виды деятельности, побуждать их к самовоспитанию, самообразованию, саморазвитию, добиваться того, чтобы коллектив стал инструментом воспитательного воздействия на каждую отдельную личность. Отчетливое понимание студентами многоплановой социальной ответственности труда учителя создает благотворные предпосылки для успешного овладения ими системой профессиональных знаний, умений, развития способностей.

В третьей подструктуре личности учителя определяющим является комплекс психических качеств, которые образуют собственно педагогические способности. Это индивидуальные устойчивые свойства личности. Это индивидуальные устойчивые свойства личности, обладающие специфической чувствительностью к объекту, средствам, условиям педагогического труда. Эта чувствительность связана с эмпатией, проявляющейся в быстром, сравнительно легком и глубоком проникновении в психологию учащегося; с чувством меры и такта к изменениям, происходящим в личности учащегося под влиянием педагогических воздействий; с чувством ответственности за недостатки собственной деятельности.

В четвертой подструктуре личности учителя следует выделить такое профессиональное качество, как культура проявления темперамента, уравновешенность.

Литература:

  1. Сейтхалилов Э., Курбонов Ш. Национальная модель и программа по подготовке кадров — достижение и результат независимости Узбекистана. Т.: Шарк, 2001.
  2. Платонов В. Н. Современная спортивная тренировка. Киев, 2002.
  3. Краевский В. В. Общие основы педагогики. М.: Академия, 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): умение, личность учителя, педагогическая деятельность, высшая нервная деятельность, профессионально-педагогическая направленность, педагогический труд, педагогическая профессия, отдельная личность, воспитательная работа, профессиональная деятельность.


Похожие статьи

Педагогическая направленность и профессионально значимые...

Личность педагога (ее ценностные ориентации, смыслы, идеалы) характеризуется педагогической направленностью и определяет сущность педагогической деятельности и общения: ради чего трудится педагог, какие он ставит задачи и цели...

Система формирования профессионально-педагогической...

профессиональная направленность личности, профессионально-педагогическая направленность, система формирования педагогической направленности, компоненты, педагогические условия, критерии сформированности.

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

Личность, как известно, формируется в деятельности. Это важнейшая закономерность развития личности в процессе обучения, которая предписывая рассматривать учащихся как субъектов познавательной деятельности.

Характерологические особенности личности учителя

Характерологические особенности личности учителя. Учительская профессия — особая по своей сущности, значимости и противоречивости.

Педагогическая требовательность не должна подавлять и угнетать личность воспитуемого. Напротив, ее цель — вызвать и укрепить...

Профессиональная деятельность педагога в школе

Профессиональная деятельность педагога в школе. Автор: Станченко Елена Николаевна.

Воспитательная работа, осуществляемая учителем, сложна и многогранна.

Не каждый человек может заниматься педагогической деятельностью.

О компонентах профессиональной готовности учащихся...

Педагогическая профессиональная направленность.

«Увлечённость личности, направленная к педагогической профессии и желание заниматься этой деятельностью». В.А. Сластенин

Педагогическая деятельность | Статья в журнале...

Профессионально-педагогическая направленность в структуре личности учителя является каркасом, вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства личности педагога.

Педагогические способности преподавателя и методы их развития

способность, педагогическая деятельность, умение, задача, высшая школа, педагогическая направленность, воспитательный процесс, коммуникативная деятельность, научный поиск, организаторская деятельность.

Педагогическая практика как средство формирования...

педагогическая практика, практик, профессиональный труд, профессионально-педагогическая направленность, профессиональная направленность, знание, педагогическая деятельность...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Педагогическая направленность и профессионально значимые...

Личность педагога (ее ценностные ориентации, смыслы, идеалы) характеризуется педагогической направленностью и определяет сущность педагогической деятельности и общения: ради чего трудится педагог, какие он ставит задачи и цели...

Система формирования профессионально-педагогической...

профессиональная направленность личности, профессионально-педагогическая направленность, система формирования педагогической направленности, компоненты, педагогические условия, критерии сформированности.

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

Личность, как известно, формируется в деятельности. Это важнейшая закономерность развития личности в процессе обучения, которая предписывая рассматривать учащихся как субъектов познавательной деятельности.

Характерологические особенности личности учителя

Характерологические особенности личности учителя. Учительская профессия — особая по своей сущности, значимости и противоречивости.

Педагогическая требовательность не должна подавлять и угнетать личность воспитуемого. Напротив, ее цель — вызвать и укрепить...

Профессиональная деятельность педагога в школе

Профессиональная деятельность педагога в школе. Автор: Станченко Елена Николаевна.

Воспитательная работа, осуществляемая учителем, сложна и многогранна.

Не каждый человек может заниматься педагогической деятельностью.

О компонентах профессиональной готовности учащихся...

Педагогическая профессиональная направленность.

«Увлечённость личности, направленная к педагогической профессии и желание заниматься этой деятельностью». В.А. Сластенин

Педагогическая деятельность | Статья в журнале...

Профессионально-педагогическая направленность в структуре личности учителя является каркасом, вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства личности педагога.

Педагогические способности преподавателя и методы их развития

способность, педагогическая деятельность, умение, задача, высшая школа, педагогическая направленность, воспитательный процесс, коммуникативная деятельность, научный поиск, организаторская деятельность.

Педагогическая практика как средство формирования...

педагогическая практика, практик, профессиональный труд, профессионально-педагогическая направленность, профессиональная направленность, знание, педагогическая деятельность...

Задать вопрос