Библиографическое описание:

Марданова Ф. С. Педагогическая деятельность // Молодой ученый. — 2017. — №3.2. — С. 13-14. — URL https://moluch.ru/archive/137/38748/ (дата обращения: 24.04.2018).



«Учитель – тот, кто наставит, тот, кто учит,

кто пробуждает человечное в человеке…»

Франсуа Мориак, французский писатель ХХ века,

лауреат Нобелевской премии

Узбекистан после обретения независимости выбрал свой собственный путь развития — путь масштабных реформ, направленный на строительство демократического правового государства, социально-ориентированной рыночной экономики и сильного гражданского общества. Как подчеркивал первый президент независимой республики Узбекистан И. А. Каримов достижение благородных целей, стоящих перед народом Узбекистана, будущее страны, ее процветание и благоденствие, то, какое место она займет в мировом сообществе в XXI веке, — все это зависит, прежде всего, от нового поколения, от того, какими вырастут наши дети. Эти мудрые слова ярко отражают суть реализуемой в Узбекистане в годы независимости государственной политики, главным приоритетом которой стала забота о воспитании гармонично развитого молодого поколения — физически здорового и духовно зрелого, интеллектуально богатого, обладающего не только разносторонними знаниями, но и умеющего самостоятельно мыслить, смело смотреть в будущее.

В Законе Республики Узбекистан «Об образовании», принятом вскоре после провозглашения независимости в 1992 году, образование рассматривалось как приоритетное направление развития суверенного Узбекистана. IX сессия Олий Мажлиса Республики Узбекистан (август 1997 г.) приняла Закон «Об образовании» в новой редакции и Национальную программу по подготовке кадров.

Первый президент Ислам Каримов подчеркнул, что развитие системы образования ивоспитания молодого поколения является важнейшим приоритетным направлением. Основной целью всех реформ в области экономики, политики и социальной сферы является человек, личность, ее благополучие и благосостояние. Вот главный принцип, фундамент, положенный в основу Национальной модели подготовки кадров. В настоящее время выработаны концептуальные основы дальнейшего развития, реформирования и модернизации системы подготовки кадров и образования. Это полностью относится и к процессу воспроизводства учительских кадров.

Как-то один из зарубежных журналистов спросил первого Президента И. А. Каримова: «Какая самая трудная задача встанет при строительстве демократического государства с рыночной экономикой и гражданского общества?» Он ответил: «…воспитание гармонично развитой, свободно мыслящей личности». В этой связи цель педагогического образования, представлена как непрерывное общее ипрофессиональное развитие учителя нового типа, которого характеризуют: высокая гражданская ответственность и социальная активность; реализация идеологии национальной независимости в своей деятельности; гуманистическая направленность, человеколюбие, любовь к детям высокий интеллектуальный уровень, духовная культура, желание и умение работать с другими; высокий профессионализм, инновационный стиль педагогического мышления, готовность к созданию нового и принятию творческих решений; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность. Эта характеристика может быть конкретизирована до уровня личностных характеристик.

В профессииограмме учителя ведущее место занимает направленность его личности. Направленность личности учителя-воспитателя подразделяется на виды: социально-нравственную, профессионально-педагогическую, познавательную направленность. Социально-нравственная направленность личности учителя выражается в его убежденности идеям национальной независимости, в моральных и ценностных ориентациях (общечеловеческие и национальные ценности), в чувстве общественного долга и гражданской ответственности. Профессионально-педагогическая направленность в структуре личности учителя является каркасом, вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства личности педагога. Профессиональная направленность личности учителя включает: интерес к профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Интерес к профессии учителя — основа педагогической направленности. Педагогическое призвание означает склонность к педагогическому делу. Оно формируется в процессе накопления будущим учителем теоретического и практического педагогического опыта и самооценки своих педагогических способностей. Недостатки специальной (академической) подготовленности не могут служить поводом для признания полной профессиональной непригодности будущего учителя. Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Среди профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя — педагогический долг и ответственность учитель требователен к себе. Важным проявлением педагогического долга является самоотверженность. Взаимоотношения учителя с коллегами, родителями и детьми, основанные на основе профессионального долга и ответственности составляют сущность педагогического такта, который зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Основу познавательной направленности составляют духовные потребности и интересы. Непрерывность педагогического самообразования — необходимое условие профессионального становления и самосовершенствования. Один из главных факторов познавательного интереса — любовь кпреподаваемому предмету. Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, основы которой он преподает. Но этого мало — он должен быть постоянно в курсе новых исследований, открытий, гипотез, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки. Общей характеристикой познавательной направленности личности учителя является культура научно-педагогического мышления.

Становление педагогической профессии. Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.

С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась прежде всего воспитательная функция. Учитель — это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение.

Литература:

  1. Э. Р. Юзликаева, С. А. Мадьярова, Э. Э. Янбарисова, И. В. Морхова: «Теория и практика общей педагогики», Ташкент, 2012 г.

2. Абдукаримов Хабибуло: «Профессиональное воспитание личности учителя в процессе непрерывного педагогического образования», Ташкент, 2012 г.

Основные термины (генерируются автоматически): личности учителя, направленность личности учителя, педагогической профессии, профессии учителя, направленности личности учителя, структуре личности учителя, профессионально-педагогическую направленность учителя, воспитание личности учителя, Основу педагогического призвания, проявлением педагогического долга, развитие учителя нового, стиль педагогического мышления, профессииограмме учителя ведущее, цель педагогического образования, Непрерывность педагогического самообразования, Социально-нравственная направленность личности, познавательной направленности, практического педагогического опыта, Республики Узбекистан, сущность педагогического такта.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос