Педагогическая деятельность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Марданова Ф. С. Педагогическая деятельность // Молодой ученый. — 2017. — №3.2. — С. 13-14. — URL https://moluch.ru/archive/137/38748/ (дата обращения: 19.09.2018).



«Учитель – тот, кто наставит, тот, кто учит,

кто пробуждает человечное в человеке…»

Франсуа Мориак, французский писатель ХХ века,

лауреат Нобелевской премии

Узбекистан после обретения независимости выбрал свой собственный путь развития — путь масштабных реформ, направленный на строительство демократического правового государства, социально-ориентированной рыночной экономики и сильного гражданского общества. Как подчеркивал первый президент независимой республики Узбекистан И. А. Каримов достижение благородных целей, стоящих перед народом Узбекистана, будущее страны, ее процветание и благоденствие, то, какое место она займет в мировом сообществе в XXI веке, — все это зависит, прежде всего, от нового поколения, от того, какими вырастут наши дети. Эти мудрые слова ярко отражают суть реализуемой в Узбекистане в годы независимости государственной политики, главным приоритетом которой стала забота о воспитании гармонично развитого молодого поколения — физически здорового и духовно зрелого, интеллектуально богатого, обладающего не только разносторонними знаниями, но и умеющего самостоятельно мыслить, смело смотреть в будущее.

В Законе Республики Узбекистан «Об образовании», принятом вскоре после провозглашения независимости в 1992 году, образование рассматривалось как приоритетное направление развития суверенного Узбекистана. IX сессия Олий Мажлиса Республики Узбекистан (август 1997 г.) приняла Закон «Об образовании» в новой редакции и Национальную программу по подготовке кадров.

Первый президент Ислам Каримов подчеркнул, что развитие системы образования ивоспитания молодого поколения является важнейшим приоритетным направлением. Основной целью всех реформ в области экономики, политики и социальной сферы является человек, личность, ее благополучие и благосостояние. Вот главный принцип, фундамент, положенный в основу Национальной модели подготовки кадров. В настоящее время выработаны концептуальные основы дальнейшего развития, реформирования и модернизации системы подготовки кадров и образования. Это полностью относится и к процессу воспроизводства учительских кадров.

Как-то один из зарубежных журналистов спросил первого Президента И. А. Каримова: «Какая самая трудная задача встанет при строительстве демократического государства с рыночной экономикой и гражданского общества?» Он ответил: «…воспитание гармонично развитой, свободно мыслящей личности». В этой связи цель педагогического образования, представлена как непрерывное общее ипрофессиональное развитие учителя нового типа, которого характеризуют: высокая гражданская ответственность и социальная активность; реализация идеологии национальной независимости в своей деятельности; гуманистическая направленность, человеколюбие, любовь к детям высокий интеллектуальный уровень, духовная культура, желание и умение работать с другими; высокий профессионализм, инновационный стиль педагогического мышления, готовность к созданию нового и принятию творческих решений; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность. Эта характеристика может быть конкретизирована до уровня личностных характеристик.

В профессииограмме учителя ведущее место занимает направленность его личности. Направленность личности учителя-воспитателя подразделяется на виды: социально-нравственную, профессионально-педагогическую, познавательную направленность. Социально-нравственная направленность личности учителя выражается в его убежденности идеям национальной независимости, в моральных и ценностных ориентациях (общечеловеческие и национальные ценности), в чувстве общественного долга и гражданской ответственности. Профессионально-педагогическая направленность в структуре личности учителя является каркасом, вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства личности педагога. Профессиональная направленность личности учителя включает: интерес к профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Интерес к профессии учителя — основа педагогической направленности. Педагогическое призвание означает склонность к педагогическому делу. Оно формируется в процессе накопления будущим учителем теоретического и практического педагогического опыта и самооценки своих педагогических способностей. Недостатки специальной (академической) подготовленности не могут служить поводом для признания полной профессиональной непригодности будущего учителя. Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Среди профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя — педагогический долг и ответственность учитель требователен к себе. Важным проявлением педагогического долга является самоотверженность. Взаимоотношения учителя с коллегами, родителями и детьми, основанные на основе профессионального долга и ответственности составляют сущность педагогического такта, который зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Основу познавательной направленности составляют духовные потребности и интересы. Непрерывность педагогического самообразования — необходимое условие профессионального становления и самосовершенствования. Один из главных факторов познавательного интереса — любовь кпреподаваемому предмету. Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, основы которой он преподает. Но этого мало — он должен быть постоянно в курсе новых исследований, открытий, гипотез, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки. Общей характеристикой познавательной направленности личности учителя является культура научно-педагогического мышления.

Становление педагогической профессии. Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.

С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась прежде всего воспитательная функция. Учитель — это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение.

Литература:

  1. Э. Р. Юзликаева, С. А. Мадьярова, Э. Э. Янбарисова, И. В. Морхова: «Теория и практика общей педагогики», Ташкент, 2012 г.

2. Абдукаримов Хабибуло: «Профессиональное воспитание личности учителя в процессе непрерывного педагогического образования», Ташкент, 2012 г.

Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, педагогическая профессия, педагогическое призвание, будущий учитель, молодое поколение, познавательная направленность, профессия учителя, учитель.


Похожие статьи

Педагог в школе будущего. Педагогические размышления

Профессия учителя многообразна, она не сводится только к знанию предмета и любви к детям.

Психолого-педагогические условия формирования акмеологической культуры будущего учителя.

Совершенствование нравственного и профессионального...

будущая профессия, будущее, воспитание, Узбекистан, развитая личность, народная педагогика, будущий специалист, педагогическая деятельность, учебное заведение, инновационная деятельность учителя...

Психолого-педагогические особенности подготовки и развития...

будущий учитель, профессия учителя, развитие будущих учителей, процесс воспитания, педагогическая практика, отношение, личность, профессиональная деятельность, будущий педагог...

Педагогическая направленность и профессионально значимые...

В целом в направленности педагога могут быть выделены: гражданская, познавательная и самообразовательная направленность. Педагогическая направленность — это мотивация к профессии педагога...

Мыслители Востока и Запада о социальной значимости...

Профессию учителя называют вечной. С момента своего существования человек всегда испытывал потребность учить — передавать опыт младшему поколению и учиться — овладевать. Наставниками молодежи, как правило...

Формирование у студентов интереса к профессии учителя...

В формировании профессиональной направленности будущего учителя одно из ведущих мест должен занимать его интерес к педагогическому труду. Интерес к профессии учителя у студентов педагогического вуза — сложное психологическое свойство личности...

Роль и миссия учителя в современном образовательном процессе

Подготовка будущего учителя к взаимодействию в образовательном процессе. Роль и влияние личного примера учителя в процессе воспитания. Педагогический авторитет учителя.

Педагогическая философия учителя | Статья в сборнике...

Педагогическая философия учителя. Автор: Гузанова Светлана Викторовна. Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы.

Ведь учитель-это не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа — это призвание, это жизнь.

Педагогические способности преподавателя и методы их развития

Опубликовано в Молодой учёный №13 (117) июль-1 2016 г.

Педагогическая направленность включает в себя: направленность на учащегося; направленность на себя; направленность на предметную сторону профессии преподавателя.

Педагог в школе будущего. Педагогические размышления

Профессия учителя многообразна, она не сводится только к знанию предмета и любви к детям.

Психолого-педагогические условия формирования акмеологической культуры будущего учителя.

Совершенствование нравственного и профессионального...

будущая профессия, будущее, воспитание, Узбекистан, развитая личность, народная педагогика, будущий специалист, педагогическая деятельность, учебное заведение, инновационная деятельность учителя...

Психолого-педагогические особенности подготовки и развития...

будущий учитель, профессия учителя, развитие будущих учителей, процесс воспитания, педагогическая практика, отношение, личность, профессиональная деятельность, будущий педагог...

Педагогическая направленность и профессионально значимые...

В целом в направленности педагога могут быть выделены: гражданская, познавательная и самообразовательная направленность. Педагогическая направленность — это мотивация к профессии педагога...

Мыслители Востока и Запада о социальной значимости...

Профессию учителя называют вечной. С момента своего существования человек всегда испытывал потребность учить — передавать опыт младшему поколению и учиться — овладевать. Наставниками молодежи, как правило...

Формирование у студентов интереса к профессии учителя...

В формировании профессиональной направленности будущего учителя одно из ведущих мест должен занимать его интерес к педагогическому труду. Интерес к профессии учителя у студентов педагогического вуза — сложное психологическое свойство личности...

Роль и миссия учителя в современном образовательном процессе

Подготовка будущего учителя к взаимодействию в образовательном процессе. Роль и влияние личного примера учителя в процессе воспитания. Педагогический авторитет учителя.

Педагогическая философия учителя | Статья в сборнике...

Педагогическая философия учителя. Автор: Гузанова Светлана Викторовна. Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы.

Ведь учитель-это не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа — это призвание, это жизнь.

Педагогические способности преподавателя и методы их развития

Опубликовано в Молодой учёный №13 (117) июль-1 2016 г.

Педагогическая направленность включает в себя: направленность на учащегося; направленность на себя; направленность на предметную сторону профессии преподавателя.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Педагог в школе будущего. Педагогические размышления

Профессия учителя многообразна, она не сводится только к знанию предмета и любви к детям.

Психолого-педагогические условия формирования акмеологической культуры будущего учителя.

Совершенствование нравственного и профессионального...

будущая профессия, будущее, воспитание, Узбекистан, развитая личность, народная педагогика, будущий специалист, педагогическая деятельность, учебное заведение, инновационная деятельность учителя...

Психолого-педагогические особенности подготовки и развития...

будущий учитель, профессия учителя, развитие будущих учителей, процесс воспитания, педагогическая практика, отношение, личность, профессиональная деятельность, будущий педагог...

Педагогическая направленность и профессионально значимые...

В целом в направленности педагога могут быть выделены: гражданская, познавательная и самообразовательная направленность. Педагогическая направленность — это мотивация к профессии педагога...

Мыслители Востока и Запада о социальной значимости...

Профессию учителя называют вечной. С момента своего существования человек всегда испытывал потребность учить — передавать опыт младшему поколению и учиться — овладевать. Наставниками молодежи, как правило...

Формирование у студентов интереса к профессии учителя...

В формировании профессиональной направленности будущего учителя одно из ведущих мест должен занимать его интерес к педагогическому труду. Интерес к профессии учителя у студентов педагогического вуза — сложное психологическое свойство личности...

Роль и миссия учителя в современном образовательном процессе

Подготовка будущего учителя к взаимодействию в образовательном процессе. Роль и влияние личного примера учителя в процессе воспитания. Педагогический авторитет учителя.

Педагогическая философия учителя | Статья в сборнике...

Педагогическая философия учителя. Автор: Гузанова Светлана Викторовна. Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы.

Ведь учитель-это не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа — это призвание, это жизнь.

Педагогические способности преподавателя и методы их развития

Опубликовано в Молодой учёный №13 (117) июль-1 2016 г.

Педагогическая направленность включает в себя: направленность на учащегося; направленность на себя; направленность на предметную сторону профессии преподавателя.

Педагог в школе будущего. Педагогические размышления

Профессия учителя многообразна, она не сводится только к знанию предмета и любви к детям.

Психолого-педагогические условия формирования акмеологической культуры будущего учителя.

Совершенствование нравственного и профессионального...

будущая профессия, будущее, воспитание, Узбекистан, развитая личность, народная педагогика, будущий специалист, педагогическая деятельность, учебное заведение, инновационная деятельность учителя...

Психолого-педагогические особенности подготовки и развития...

будущий учитель, профессия учителя, развитие будущих учителей, процесс воспитания, педагогическая практика, отношение, личность, профессиональная деятельность, будущий педагог...

Педагогическая направленность и профессионально значимые...

В целом в направленности педагога могут быть выделены: гражданская, познавательная и самообразовательная направленность. Педагогическая направленность — это мотивация к профессии педагога...

Мыслители Востока и Запада о социальной значимости...

Профессию учителя называют вечной. С момента своего существования человек всегда испытывал потребность учить — передавать опыт младшему поколению и учиться — овладевать. Наставниками молодежи, как правило...

Формирование у студентов интереса к профессии учителя...

В формировании профессиональной направленности будущего учителя одно из ведущих мест должен занимать его интерес к педагогическому труду. Интерес к профессии учителя у студентов педагогического вуза — сложное психологическое свойство личности...

Роль и миссия учителя в современном образовательном процессе

Подготовка будущего учителя к взаимодействию в образовательном процессе. Роль и влияние личного примера учителя в процессе воспитания. Педагогический авторитет учителя.

Педагогическая философия учителя | Статья в сборнике...

Педагогическая философия учителя. Автор: Гузанова Светлана Викторовна. Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы.

Ведь учитель-это не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа — это призвание, это жизнь.

Педагогические способности преподавателя и методы их развития

Опубликовано в Молодой учёный №13 (117) июль-1 2016 г.

Педагогическая направленность включает в себя: направленность на учащегося; направленность на себя; направленность на предметную сторону профессии преподавателя.

Задать вопрос