Автор: Нурмурадова Шахноза Ибрагимовна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (113) май-1 2016 г.

Дата публикации: 25.04.2016

Статья просмотрена: 229 раз

Библиографическое описание:

Нурмурадова Ш. И. Формирование у студентов интереса к профессии учителя в процессе педагогической практики // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1162-1163.



В формировании профессиональной направленности будущего учителя одно из ведущих мест должен занимать его интерес к педагогическому труду.

Интерес к профессии учителя у студентов педагогического вуза — сложное психологическое свойство личности, которое отчасти можно отнести к категории «познавательного отношения». В тоже время интерес к профессии учителя у студентов, несомненно, можно отнести к категории «осознанная потребность», т. к. она отражает профессионально — трудовую направленность личности. Отсюда в качестве существенных признаков наличия интереса к профессии учителя у студентов, на наш взгляд, можно выделить:

  1. Осознанное отношение личности к предмету своего интереса и к задаче, стоящей перед ним в познании этого предмета. Для студентов педагогических, вузов это не такая простая проблема, т. к. у них нередко происходит смешение, недопонимание того, что же в профессии учителя является определяющим — предмет преподавания (специальность), объект обучения и воспитания (ребенок), связующие звенья между ними (методика обучения и воспитания). Студент должен отчетливо понимать, что перед ним стоит триединая задача.
  2. Интерес проявляется в интеллектуальной направленности личности, ее стремлении к более глубокому овладению познавательной стороны предмета своего интереса. Интерес стимулирует активное отношение к приобретению знания, к поиску нового в предмете, к стремлению ознакомиться с предметом ближе, узнать его разностороннее, в потребности к творческому овладению и применению знаний, умений, навыков, в добровольно взятых на себя заданиях повышенной трудности.
  3. Одним из обязательных признаков и важной стороной проявления интереса является устойчивое положительное эмоциональное отношение личности к предмету интереса, переживание чувства радости, удовольствия, удовлетворения своей деятельности в случае успеха, огорчение — в случае неудачи. Эмоциональная окрашенность — очень важное свойство интереса. Эмоции могут стимулировать деятельность или снижать ее. Отсюда важно, чтобы эмоции и чувства не угасали, а нарастали. Без этого нельзя сформировать устойчивый интерес. Но с другой стороны, если развитие интереса стимулировать только яркими, эффективными или занимательными сторонами будущей деятельности, можно вызвать состояние не подлинного интереса, а заинтересованности, т. е. ситуативный интерес.
  4. Интерес характеризуется и волевой активностью. Выраженный в волевом действии интерес раскрывает усилие личности по овладению профессиональным мастерством, определяет способности личности в преодолении разного рода трудностей в профессиональной подготовке.

К сожалению, существующая система приема молодежи в педагогические вузы не позволяет установить одним из определяющих критериев отбора абитуриентов — интерес к профессии учителя. В результате, значительная часть поступивших безразлично, а то и отрицательно относится к своей будущей профессии. Те из абитуриентов, кто поступил в педагогический институт, имея устойчивый интерес к педагогической профессии, все годы учения в институте отличаются ровной и довольно высокой успеваемостью по специальным и педагогическим дисциплинам. Интерес к педагогической профессии продолжает углубляться и приобретает еще большую устойчивость. Развивающийся профессиональный интерес стимулирует учебную и общественную деятельность студентов. Это происходит потому, что учение в педагогическом институте приобретает для них профессиональную значимость, особый личный смысл.

Вместе с тем к проблеме профессионально — педагогического интереса нельзя подходить как к чему-то неизменному, стабильному. Известно, что интерес как психологическое свойство личности подвержен изменениям.

В числе факторов и условий, способствующих формированию активного, глубокого и устойчивого интереса к педагогической профессии в период обучения в педагогическом институте, студенты выделяют несколько: высокое качество преподавания учебных дисциплин, знания в области педагогики, психологии и методики, направленность преподавания всех вузовских дисциплин на работу в школе, разнообразие и увлекательность учебно-воспитательной работы, проблемный характер изучения педагогических дисциплин, индивидуализация обучения, учет склонностей и интересов студентов, целенаправленное руководство их чтения, организация учебно-педагогической работы, непосредственное знакомство с передовым педагогическим опытом и работой школ.

Изучение причин, снижающих интерес к профессии учителя, привело нас к выводу о том, что современного студента не удовлетворяет уровень преподавания, педагогических дисциплин, включая педагогику, историю педагогики и методику преподавания, а именно: оторванность от школьной практики, отвлеченность, недостаточность конкретных данных, ориентирующих педагога, как вести себя в той или иной ситуации; традиционность, отсутствие новых, прогрессивных идей, ориентировка на стандарт в обучении и воспитании, недостаточность анализа творческого, индивидуального, экспериментального подхода к обучению и воспитанию, невозможность ряда теоретических положений воплотить в действительность. Особое значение в формировании интереса к профессии учителя имеет установление деловых контактов и правильных взаимоотношений между практикантами и педагогическим коллективом школы.

Литература:

  1. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Москва. 1997г.
Основные термины (генерируются автоматически): профессии учителя, педагогической профессии, психологическое свойство личности, устойчивый интерес, отношение личности, студентов интереса, признаков наличия интереса, свойство интереса, стороной проявления интереса, предмету интереса, педагогического интереса, направленности будущего учителя, педагогическом институте, педагогических дисциплин, подлинного интереса, формировании интереса, развитие интереса, устойчивого интереса, будущей профессии, Осознанное отношение личности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос