Автор: Петрова Юлия Игоревна

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (126) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 07.11.2016

Статья просмотрена: 232 раза

Библиографическое описание:

Петрова Ю. И. Понятие профессионального выбора в современных психологических исследованиях // Молодой ученый. — 2016. — №22. — С. 224-227.



Выбор профессии — это одно из важнейших событий в жизни человека, которое является критическим моментом в развитии индивида и определяет его дальнейший жизненный путь.

Проблематика профессионального выбора и самоопределения для отечественной и зарубежной психологии не является новой. Частные аспекты и вопросы исследовались философами, социологами, педагогами и психологами. Так феномен профессионального выбора описан в трудах Е. И. Головахи, Э. Ф. Зеера, Е. А. Климова, И. С. Кона, Н. С. Пряжникова и других ученых. Однако в настоящее время теоретические аспекты проблемы профессионального выбора все еще недостаточно разработаны, нет однозначности в понимании ситуации выбора профессии.

Многие ученые, занимающиеся проблемой профессионального становления личности, рассматривают процесс профессионального выбора через призму профессионального самоопределения.

Например, П. А. Шавир [13] процесс профессионального самоопределения не ограничивает актом профессионального выбора. В его понимании профессиональный выбор является одним из аспектов профессионального самоопределения. Схожую точку зрения имеют В. А. Бодров [2] Е. А. Климов [7] и Н. С. Пряжников [11]. Они считают, что процесс профессионального самоопределения не завершается выбором профессии. В их понимании профессиональный выбор — это важный компонент профессионального самоопределения личности, многократный процесс, неоднократно осуществляемый при изменении самой личности, ее макро- и микросоциума. Э. Ф. Зеер [6] считает, что осознанный профессиональный выбор с учетом своих способностей, особенностей, требований профессии — это ядро профессионального самоопределения личности.

Другие же ученые считают, что профессиональный выбор — это результат профессионального самоопределения личности, однократный процесс, который завершается поступлением в учебное заведение или на работу. А. М. Кухарчук [10] полагает, что самостоятельный профессиональный выбор профессии, осуществляемый в результате анализа своих внутренних ресурсов и соотнесение их с требованиями профессии — и есть профессиональное самоопределение. По И. С. Кону [8], профессиональный выбор — четвертый завершающий этап профессионального самоопределения.

Украинский социолог Е. И. Головаха [4] отмечает, что выбор профессии — это первый шаг на пути жизненных выборов. «Профессиональный выбор — это решение, затрагивающее ближайшую жизненную перспективу. Он может быть осуществлен как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения, и в последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдаленными жизненными целями» [4, с. 13]. То есть профессиональный выбор Е. И. Головаха рассматривает как повторяющийся процесс, изменяющийся в зависимости от мотивов личности и факторов среды.

В. И. Крюкова [9] считает, что профессиональный выбор — это сложный, сугубо индивидуальный, комплексный процесс, включающий в себя внутренние и внешние факторы, основывающейся на сочетании потребностей, интересов, мотивов, личностных особенностей, образов самого себя в профессии и находящейся под влиянием родителей и общества. Выбор профессии — протяженный во времени процесс, но ограниченный ситуацией принятия решения самого выбора одной альтернативы.

Она выделила внутренние и внешние психологические факторы выбора профессии. К внутренним факторам относится: психофизиологические и личностные особенности, направленность личности, субъективный образ выбранной профессии. К внешним — требования общества, влияние родительской семьи, информация о профессии, особые обстоятельства. Системообразующим фактором профессионального выбора В. И. Крюкова считает влияние родительской семьи. Семья оказывает влияние на профессиональный выбор личности как примером профессиональной деятельности, советами и прямыми указаниями, так и характером сложившихся отношений между ее членами (отношение к родителям, интроецированный образ родителей, сценарные послания родителей). Так же для профессионального выбора наиболее значимой является информация, полученная от специалиста в той же области деятельности.

Схожее определение понятия профессионального выбора дает Т. А. Фирсова [12]. Под профессиональным выбором она понимает проявление психической активности личности в результате интериоризации внешних факторов через мотивационно-потребностную сферу личности. Т. А. Фирсова считает, что отсутствие адекватной Я-концепции, мировоззренческого выбора, учебно-профессиональной мотивации, неустойчивая самооценка, т. е. искаженное проявление внутренних факторов, либо нарушение баланса во внешних, жизненных обстоятельствах затрудняет процесс выбора профессии.

В своем исследовании она пришла к выводу, что уровень психологической готовности молодых людей к профессиональному выбору нельзя считать зрелым и хорошо сформированным. К моменту профессионального выбора не только выпускники школ, но и студенты не готовы сделать осознанный, полноценный выбор, с одной стороны, из-за недостаточной сформированности соответствующих психологических функций, с другой стороны, из-за объективно существующих социальных факторов, сдерживающих человека в рамках определенных жизненных условий. С каждым годом показатели собственно процесса обучения, получения профессиональных знаний и интеллектуального удовлетворения, т. е. внутреннего мотивационного фактора, понижаются, в то время как возрастает частотность выборов внепрофессиональных мотивов, т. е. внешних мотивационных факторов выбора профессии. Таким образом, престижность профессии и материальный достаток являются наиболее смыслообразующими факторами выбора профессии.

Еще одно определение понятию профессионального выбора дает А. А. Волокитина [3]. Профессиональный выбор она рассматривает как особую жизненную ситуацию в процессе профессионального, и более широкого, социального самоопределения, представляющую условие развертывания жизненных стратегий. А. А. Волокитина разделяя профессиональный выбор на первичный — поступление в учебное заведение и вторичный — начало трудовой деятельности, выделяет мотивы профессионального выбора:

‒ Востребованность, социальная значимость профессии.

‒ Возможность самореализации, которая свидетельствует об экспрессивной мотивации.

‒ Прагматизм, который основан на практической функции будущей профессии.

‒ Преимущества в процессе обучения и будущей профессиональной деятельности.

На основе выделенных мотивов она выделяет три основных типа профессионального выбора, базирующиеся на материальных благах, деньгах; престиже, статусе и уважении; профессиональной самореализации. В первом и во втором типе активизируются инструментальные ценности, такие как: оплата труда, престиж профессии, занимаемая должность. Отношение к профессии в таких случаях будет как к средству. В третьем случае активизируются терминальные ценности — знания и умения, образование, профессионализм, мастерство, сама профессия.

А. А. Волокитина приходит к выводу, что профессиональный выбор в большей мере осуществляется на основе материального достатка будущей профессии, а не по интересам, способностям и призванию.

Также понятие профессионального выбора в своей работе рассматривает Е. В. Груздова [5]. Профессиональный выбор она понимает как полимотивированное сложное новообразование личности, сочетающее в себе влияния социально-экономических условий, пример значимых взрослых и личностные качества человека. То есть под профессиональным выбором понимается психологическая готовность осознано, самостоятельно и ответственно определять цели, средства и реализовывать профессиональные планы и намерения.

Е. В. Груздова описывает ошибки профессионального выбора, к ним она относит:

‒ недостаточную информированность о профессии;

‒ увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии;

‒ отношение к выбору через призму престижности-непрестижности профессии;

‒ слабую осведомленность о своих психофизиологических возможностях и способностях;

‒ отождествление учебного предмета с профессией;

‒ перенос отношения к человеку — специалисту профессии на саму профессию;

‒ отношение к выбору профессии как к единственному, неизменному варианту;

‒ влияние значимых людей.

Так же ошибки профессионального выбора описывает и разделяет на три группы К. А. Адыширин-Заде [1]. К первой группе относятся ошибки незнания мира профессии, т. е. недостаточная информированность о мире профессий, неверные представления о характере и условиях труда, предубеждения о престижности/ непрестижности профессии. Во вторую группу включены ошибки незнания самого себя — переоценка/недооценка своих способностей, навыков, незнание личностных особенностей. Третью группу составляют ошибки незнания правил выбора профессии, т. е. перенос интереса к учебному предмету на выбранную профессию, отождествление профессии с конкретным специалистом.

Он рекомендует следующие правила профессионального выбора. Во-первых, следует изучить как можно больше профессий, определить спрос и предложение на профессии в конкретном регионе. Во-вторых, изучить свои индивидуальные особенности — способности, склонности, интересы, черты характера, здоровье. В-третьих, следует выбрать наиболее подходящую профессию, подробно ее изучить — ознакомится с профессиограммой, содержанием и условиями труда, возможностью ее получения и перспективой дальнейшего профессионального роста. В-четвертых, практически опробовать свои силы в выбранной профессии и сравнить полученные знания о профессии со своими профессиональными возможностями. При соответствии своих профессиональных возможностей с требованиями выбранной профессии следует проявить настойчивость в реализации профессионального намерения и овладения профессией в совершенстве. При отсутствии соответствия изучить другой вариант профессионального выбора.

К. А. Адыширин-Заде считает, что при профессиональном выборе следует советоваться с родителями, педагогами, врачами, а так же с психологами и профконсультантами.

Таким образом, как мы видим, существуют разные походы к пониманию профессионального выбора. Большинство авторов рассматривают процесс профессионального выбора в контексте профессионального самоопределения. Под профессиональным выбором можно понимать процесс принятия решения относительно своей дальнейшей профессиональной деятельности, с учетом своих интересов и склонностей, профессиональной готовности в определенной сфере деятельности и ведущих трудовых мотивов.

Как показывают рассмотренные исследования, относительно понятия профессионального выбора, выбор профессии осуществляется без учета своих интересов и склонностей, способностей и навыков, психофизиологических и личностных особенностей. В последние годы возрастает роль внешних мотивационных факторов профессионального выбора, в то время как роль внутренних мотивационных факторов снижается. Рассмотренные ошибки профессионального выбора наносят вред психическому и физическому здоровью личности, приводят к текучке кадров, снижают производительность труда. В связи с этим большое значение приобретает вопрос правильного профессионального выбора, в решении этого вопроса значительную роль играет развитие психологического сопровождения процесса профессионального выбора.

Литература:

  1. Адыширин-Заде К. А. Профессионально ориентированный подход к самоопределению будущих врачей // Вектор науки ТГУ. — 2010. — № 1(1). — С. 7–9.
  2. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для ВУЗов. — М.: Пер Сэ, 2001. — 511 с.
  3. Волокитина А. А. Жизненные стратегии молодежи в условиях профессионального выбора: автореф. дис.... канд. соц. наук: 22.00.04. — М., 2011. — 19 с.
  4. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи: автореф. дис.... д-р. филос. наук: 09.00.09. — Киев, 1989. — 34 с.
  5. Груздова Е. В., Абдалина Л. В. Общая характеристика профессионального выбора подростка // Социально-экономические явления и процессы. — 2010. — № 4 (020). — С. 163–166.
  6. Зеер Э. Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов.– 4-е изд., перераб., доп. — М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2006. — 336 с.
  7. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. — М.: Академия, 2004. — 304 с.
  8. Кон И. С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1989. — 256 с.
  9. Крюкова В. И. Психологические факторы выбора технических профессий в современных условиях: автореф. дис.... канд. псих. наук: 19.00.03. — М., 2005. — 32 с.
  10. Кухарчук А. М. Человек и его профессия: учебное пособие для студентов ВУЗов. — Минск: Современное слово, 2006. — 544 с.
  11. Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. — М.: МГППИ, 1999. — 97 с.
  12. Фирсова Т. А. Профессиональное самоопределение студентов в условиях обучения в ВУЗе // Самарский научный вестник. — 2014. — № 1(6). — С. 118–120.
  13. Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. — М.: Педагогика, 1981. — 96 с.
Основные термины (генерируются автоматически): профессионального выбора, профессионального самоопределения, профессиональный выбор, выбора профессии, ошибки профессионального выбора, процесс профессионального, профессионального самоопределения личности, процесс профессионального выбора, выбор профессии, понятия профессионального выбора, процесс профессионального самоопределения, Психология профессионального самоопределения, феномен профессионального выбора, актом профессионального выбора, Проблематика профессионального выбора, Понятие профессионального выбора, проблемы профессионального выбора, фактором профессионального выбора, понятие профессионального выбора, понятию профессионального выбора.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос