Авторы: Самохина Виктория Михайловна, Похорукова Мария Юрьевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 18.11.2015

Статья просмотрена: 245 раз

Библиографическое описание:

Самохина В. М., Похорукова М. Ю. Профориентационные методики в процессе выбора профессии // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 863-865.

 

Статья посвящена описанию процесса успешного профессионального самоопределения, которое предполагает согласование личностных интересов и умений с потребностями общества в кадрах. Представлены различные варианты согласования системы факторов выбора профессии в зависимости от этапа профессионального становления личности. Дается краткое описание существующих профориентационных методик, которые подходят для установления соответствий между индивидуальными профессиональными качествами и профессиями рынка труда. Сделан вывод о недостаточной информативности каждого из тестов в отдельности и дана рекомендация к объединению и логическому увязыванию нескольких профориентационных методик для повышения эффективности профессионального самоопределения в информационной системе.

Ключевые слова: процесс выбора профессии, профориентационные методики, профессиональное самоопределение.

 

Выбор профессии или профессиональное самоопределение выступает в качестве важнейшего этапа самореализации и первичной социализации человека, предопределяющего направленность его жизненного пути и самостоятельный поиск значимых смыслов профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение личности предполагает наличие у него профессиональных и социально-значимых качеств, в значительной степени гарантирующих процесс продуктивной самореализации в профессии [8].

Е. А. Климов предлагает «восьмиугольник основных факторов выбора профессии» [2, с. 121–128]: индивидуальные склонности и интересы, собственные способности и возможности, престижность выбираемой профессии, информативность описания сущности профессий, мнение родителей, позиция друзей, одноклассников и сверстников, востребованность профессии, наличие плана действий по выбору и достижению целей.

В соответствии с этим, можно выделить следующую систему факторов успешного выбора профессии:

  1. «Хочу» — интересы, предпочтения, пожелания и склонности человека в профессиональной сфере;
  2. «Могу» — собственные профессиональные возможности, способности, знания, умения и навыки;
  3. «Надо» — востребованные на рынке труда профессии, то есть вакансии работодателей.

Только комплексное согласование трех этих факторов позволит создать максимально комфортные условия на этапе освоения профессии, то есть в процессе получения профессионального образования, предотвратит возможные проблемы при поиске места работы, позволит получать удовлетворение от занимаемой должности и достойную заработную плату.

В зависимости от этапа профессионального становления личности наблюдаются различные варианты согласования факторов системы «хочу-могу-надо» (рис. 1):

Рис. 1. Схема согласования системы факторов выбора профессии

 

Согласно представленному рисунку на каждом последующем этапе профессионального становления личности, в условиях самореализации и саморазвития, происходит накопление индивидуальных профессиональных качеств, соответственно увеличиваются объекты «хочу» и «могу», что способствует увеличению площади пересечения рассмотренных факторов, то есть возрастает список профессий, которые удовлетворяют интересам соискателя и требованиям работодателей. В случае отсутствия пересечений между факторами системы «хочу-могу-надо», необходимо корректировать, в разумных пределах, личностные профессиональные устремления для удовлетворения требований рынка труда.

Профориентация направлена на реализацию свободного выбора профессий в условиях рыночных отношений с учетом соблюдения баланса интересов человека и рынка труда, способствуя росту профессионализма, развитию индивидуального потенциала и удовлетворенности от выбранной профессии [4, c. 209]. Однако, большое разнообразие профессий, существующее в данный момент на рынке труда, может только запутать соискателя, поэтому более удобным вариантом является использование подхода, заключающегося в ориентации личностных профессиональных качеств на одну из сфер (областей) профессиональной деятельности. Для этого широко используются профориентационные методики, рассмотрим наиболее известные из них.

Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е. А. Климова [3] представляет собой опросник из 20 альтернативных суждений, в котором необходимо указать один из двух предложенных видов занятий, и предназначен для выявления склонности (предрасположенности) человека к определенным типам профессий: «человек-знаковая система», «человек-природа», «человек-человек», «человек-художественный образ», «человек-техника». Эта методика является самой популярной в профориентационной работе и позволяет получить достаточно точный результат в процессе профессионального самоопределения. Однако данный подход не учитывает профессии, стоящие на стыке двух областей деятельности, например, информатик-аналитик, биоинженер и др.

Другой также весьма известной методикой является опросник профессиональной готовности (ОПГ) [6], позволяющий проанализировать одновременно индивидуальные возможности в реализации определенных умений, эмоциональное отношение, возникающее при выполнении соответствующей работы, предпочтения или нежелания иметь оцениваемые виды деятельности в своей профессии. Опросник состоит из 50 вопросов и позволяет определить наиболее подходящий тип профессии в соответствии с классификацией Е. А. Климова. Методика является более продолжительной по времени в сравнении с ДДО, но позволяет более достоверно определить подходящую профессию.

Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда представляет собой простой способ изучения профессиональных склонностей [7] и позволяет соотнести склонности, способности и интересы личности с различными конкретными профессиями для более точного определения круга запросов в профессиональной сфере. В тесте содержатся 42 пары профессий, из которых необходимо выбрать наиболее подходящую, исходя из личностных способностей и возможностей. Методика позволяет определить принадлежность к одному из 6 типов: реалистический, интеллектуальный, социальный, артистический, предприимчивый, конвенциональный. Каждый тип личности является идеализацией, гипотетической конструкцией для описания определённой группы людей, обладающих сходными личностными и профессиональными признаками.

Методика Йовайши предназначена для изучения профессиональной направленности по четырем компонентам, определяющим выбор профессии: активность-направленность и стиль-возможность [1]. Л. А. Йовайша характеризует личность следующими типами ценностей: практико-технический тип, художественная активность, общение, интеллектуальная активность, соматический тип и материально-экономический тип. Поскольку в качестве результатов теста соискателю предлагается информация о полученном типе личности, соотнести полученные данные с профессиями рынка труда довольно сложно самостоятельно.

Методика «Карта интересов» [9, с. 48] позволяет выявлять профессиональные интересы пользователей, которые формируются на основе познавательных интересов. Выявляется предрасположенность к какому-либо из следующих видов деятельности: математике, химии, биологии и сельскому хозяйству, геологии и географии, технике, электрорадиотехнике, филологии и журналистики, юриспруденции, истории и археологии, педагогике, медицине, труду в сфере обслуживания, военному делу и спорту, вокальному и театральному, декоративному и прикладному искусствам. Данная методика более всего подходит для школьников, поскольку напрямую указывает связь с изучаемым предметом.

Методика «Анкета интересов» [5, с. 298] представляет собой 78 утверждений о различных видах занятий, на которые предлагается ответить одним из следующих утверждений: очень нравится; нравится, но не очень; затрудняюсь ответить; не нравится; совсем не нравится. По результатам диагностики определяются области деятельности (биология, физика и математика, химия, медицина, техника и строительство, экономика, филология, военные дело и спорт, история и юриспруденция, журналистика, педагогика, сфера обслуживания, искусство), к которым у пользователя проявляется интерес в той или иной степени. Данная методика также ориентирована, в первую очередь, на школьников, и не рассматривает профессии, находящиеся на стыке наук.

Рассмотренные методики были разработаны уже достаточно давно, поэтому предлагаемые в них профессии сейчас несколько устарели или совсем исчезли с рынка труда, а новые актуальные виды деятельности, не учтены. Кроме того, результаты профориентационной диагностики с использованием специализированных методик лишь приблизительно указывают рекомендуемую сферу профессиональной деятельности.

В связи с этим лучше всего использовать несколько профориентационных методик в процессе профессионального самоопределения, однако зачастую такой подход вызывает сложности в интерпретации и объединении полученных ответов на вопросы. Поэтому профориентационное консультирование, как правило, осуществляют профконсультанты, которые на основе результатов диагностики и индивидуальной беседы с соискателем могут сформировать соответствующие рекомендации по выбору профессии. Следует также отметить, что профориентационные методики позволяют определить профессиональные качества пользователей и подобрать рекомендуемые для освоения профессии, однако не учитывают ни потребности общества в кадрах, ни требования работодателей к квалификации соискателей.

Автоматизация и логическое увязывание описанных профориентационных методик, разработка на их основе информационной системы профессионального самоопределения позволит предоставить доступную, качественную и комплексную поддержку лицам, принимающим решения по выбору профессии за счет информирования пользователей о современном мире профессий, диагностики индивидуальных предпочтений и способностей, формирования рекомендаций по выбору профессии.

 

Литература:

 

  1.                Йовайша, Л. А. Проблемы профессиональной ориентации школьников [Текст]/Л. А. Йовайша. — М.: Педагогика, 1983. — 129 с.
  2.                Климов, Е. А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. — 350 с.
  3.                Климов, Е. А. Как выбирать профессию. — М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
  4.                Носкова, О. Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под ред. Е. А. Климова. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 384 с.
  5.                Овсянникова, С. К. Организация профориентационной работы в школе: Методическое пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. –362 с.
  6.                Опросник профессиональной готовности [Электронный ресурс] // azps.ru А. Я. Психология. URL: http://azps.ru/tests/tests2_opg.html (дата обращения: 16.12.2014).
  7.                Опросник профессиональных предпочтений [Электронный ресурс] // azps.ru А. Я. Психология. URL:http://azps.ru/tests/2/pfint.html (дата обращения: 16.12.2014).
  8.                Профессиональное самоопределение и самореализация педагога профессиональной школы: монография / А. В. Батаршев, И. С. Макарьев. — СПб.: ФГНУ ИПООВ РАО, 2012. — 192 с.: ил. ISBN 978–5-902064–64–0.
  9.                Резапкина, Г. В. Отбор в профильные классы. — М.: Генезис, 2006. — 124 с. — (Серия «Психолог в школе»).
Основные термины (генерируются автоматически): выбора профессии, профессионального самоопределения, факторов выбора профессии, профессионального становления личности, выбору профессии, профориентационных методик, освоения профессии, системы факторов выбора, этапа профессионального становления, профориентационные методики, выбора профессии в зависимости, в процессе профессионального самоопределения, процессе выбора профессии, процесс выбора профессии, рынке труда профессии, согласования системы факторов, рынка труда, успешного выбора профессии, Похожая статья, Опросник профессиональных предпочтений.

Ключевые слова

процесс выбора профессии, профориентационные методики, профессиональное само-определение

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос