Требования к функциональности информационной системы профессионального самоопределения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №29 (133) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 26.12.2016

Статья просмотрена: 116 раз

Библиографическое описание:

Похорукова М. Ю. Требования к функциональности информационной системы профессионального самоопределения // Молодой ученый. — 2016. — №29. — С. 127-129. — URL https://moluch.ru/archive/133/37076/ (дата обращения: 25.06.2018).



В статье описывается информационная система профессионального самоопределения, сформулированы требования к функциональности системы, обеспечивающие повышение эффективности процесса выбора профессии за счет автоматизации профориентационных процедур и методик. Рассмотрены возможные негативные воздействия на систему и пути их устранения.

Ключевые слова: функциональные требования к информационной системе, профессиональное самоопределение, социальные факторы воздействия на программу.

Необходимость актуализации профессионального самоопределения обусловлена тем, что на рынке труда в последнее время усиливается несоответствие между существующими профессиями и уровнем квалификации всех категорий соискателей рабочих мест, в том числе молодых специалистов, а условия современного производства не отвечают требованиям работодателей [2, c. 30]. Зачастую данная проблема возникает потому, что у соискателей нет должного понимания сущности профессий, того, какие навыки и знания необходимы для успешной профессиональной деятельности, а также из-за субъективной оценки собственных предпочтений и способностей.

Разработка информационной системы профессионального самоопределения позволит оптимальным образом автоматизировать профориентационные процедуры и решить указанные проблемы. Универсальность разрабатываемой системы определяется возможностью ее использования на различных этапах профессионального становления личности: при выборе профессионального учебного заведения, в процессе трудоустройства или для переквалификации.

В соответствии с этим автором сформулированы следующие требования к функциональности системы поддержки принятия решений в процессе профессионального самоопределения [3, c. 24-25]:

  1. предоставление информации о профессиях, должностных обязанностях, требованиях к образованию и соответствующих вакансиях;
  2. использование разнообразных профориентационных методик для проведения диагностики, то есть наличие нескольких тестов, позволяющих определить интересы, предпочтения, знания, умения и способности пользователя, необходимые для той или иной сферы профессиональной деятельности;
  3. пояснение результатов тестирования, обработка ответов пользователя на вопросы профориентационных методик и интерпретация полученных данных в виде списка профессий;
  4. получение качественных рекомендаций по выбору подходящей профессии путем формирования результатов профессионального самоопределения на основе комплексной диагностики профессиональных качеств пользователя в виде расширенной информации о рекомендуемых профессиях, включающей сведения о соответствующих направлениях подготовки, в рамках которых можно освоить профессию, и вакансиях на рынке труда;
  5. предоставление информации о направлениях подготовки;
  6. предоставление информации о вакансиях рынка труда;
  7. предоставление возможности удаленного доступа к системе для обеспечения доступной поддержки принятия решений в процессе профессионального самоопределения наиболее удобным для пользователя образом;
  8. анализ результатов профессионального самоопределения, мониторинг профессиональных устремлений пользователей;
  9. удобный, простой и интуитивно понятный интерфейс информационной системы профессионального самоопределения.

Стоит также отметить, что для выполнения обозначенных функциональных требований в разрабатываемой информационной системе необходимо реализовать следующие возможности:

 разделение прав доступа пользователей к системе для разграничения возможностей работодателей и соискателей в системе;

 поддержка базы данных системы с функциями добавления, редактирования и удаления информации о профессиях, направлениях подготовки в учебных заведениях и вакансиях работодателей;

 предоставление возможности добавления в систему профориентационных тестов для диагностики пользователей;

 отображение результатов профессионального самоопределения пользователей в виде графа рекомендуемых профессий;

 предоставление возможности составления аналитических отчетов и графиков о профессиональных устремлениях соискателей и потребностях рынка труда.

Разработка информационной системы в соответствии с указанными требованиями позволит повысить эффективность реализации профессионального самоопределения за счет предоставления удобного и доступного инструмента для поддержки принятия решений по выбору профессии на основе комплексной оценки соответствия личностных профессиональных качеств соискателей требованиям рынка труда и использования расширенной информации о востребованных профессиях.

Еще одним требованием к разработке интернет-ресурсов, а, соответственно, рассматриваемой информационной системы профессионального самоопределения является безопасность. Для этого необходимо проанализировать социальные факторы, влияющие на функционирование системы, то есть личные качества и знания пользователя и администратора системы. Для того чтобы снизить негативное воздействие человеческого фактора на функционирование информационной системы необходимо уделять должное внимание воспитанию специалистов, соблюдению трудовой дисциплины, технической учебе и повышению квалификации, а также вопросам самоконтроля и контроля выполняемых работ.

Зачастую ошибки обслуживающего персонала возникают из-за усталости, стресса, переутомления, следовательно, очень важно для корректной работы информационной системы в целом соблюдать требования режимы труда и отдыха (делать перерывы в работе).

Выход информационной системы из штатного режима эксплуатации в силу случайных или преднамеренных действий пользователя или обслуживающего персонала – операторов (превышение расчетного числа запросов, чрезмерный объем обрабатываемой информации и другие неоправданные действия), невозможность или нежелание обслуживающего персонала выполнять свои функции приводит к чрезвычайно серьезным последствиям [1, с. 18].

Это могут быть длительный простой в работе информационной системы, искажение обрабатываемой информации и получение неверных результатов. А в некоторых случаях намеренные или даже случайные ошибки пользователя могут привести к потере информации, сбою в работе программ и оборудования или отказу оборудования.

К негативным воздействиям на систему относится взлом сайта, то есть получение доступа к его редактированию за счет узнавания логина администратора и пароля. Для того чтобы обезопасить сайт, необходимо выполнять следующие правила:

‒ использовать логин, отличный от имени домена и отличный от адреса электронной почты администратора;

‒ использовать длинные пароли (чем больше длина пароля, тем сложнее узнать его методом подбора, тем более, если пароль содержит и цифры и буквы);

‒ записывать серверные логии технической информации из браузера: IP адрес, cookie.

На этапе регистрации нового пользователя ему предлагается ввести свой email с целью отправки на него пароля, чтобы затем использовать этот пароль при аутентификации. В данном случае злоумышленник может указать несколько почтовых адресов, разделенных символами перехода на новую строку. То есть письмо будет на все email-адреса, который укажет хакер (а их может быть сотня). Таким образом, через разработанный сайт будет рассылаться спам.

Для решения этой проблемы необходимо установить запрет отправки писем, если во введенном email-адресе используются символы перевода строки (\n и \r), либо отправка письма только первому адресату.

Кроме того, в разработанной системе поддержки профориентационных процессов различных уровней существует возможность заполнения анкеты пользователем перед процедурой тестирования. Полученная информация должна сохраняться в базе данных с целью ведения статистики и составления различных форм отчетности. Следовательно, в интерфейсе администратора должны быть модули, предназначенные для просмотра данных, поступающих от пользователей сайта. В данном случае имеют место быть, так называемые, XSS-атаки (Cross Site Scripting). Злоумышленник публикует на атакуемом сайте скрипт (к примеру, на языке JavaScript или PHP), который исполняется у администратора сайта при открытии им соответствующей страницы.

Для предотвращения таких действий необходимо заменять символы "<" и ">" на "<" и ">" соответственно, при этом введенный посетителем текст теряет HTML-оформление, а содержащиеся в нем скрипты утрачивают вредоносность.

Но кроме негативных, намеренных действий, информационная система подвержена также случайным ошибкам человека-оператора. Например, администратор может не указать все поля при заполнении формы добавления новой записи в БД. Если для этой таблицы в базе данных существуют обязательные поля для заполнения, то администратору должно выдаваться соответствующее сообщение.

Конечно, существует множество видов хакерских атак, предусмотреть все возможные действия злоумышленника практически невозможно, в данной статье были рассмотрены лишь некоторые из них. Реализация указанных требований к рассматриваемой системе и предотвращение случайных или намеренных атак, которые могут возникнуть в процессе работы, позволит создать удобный, универсальный инструмент для решения задач управления персоналом на предприятии, для оказания помощи соискателям при трудоустройстве в центре занятости населения или проведения приемной кампании в профессиональных учебных заведениях.

Литература:

1. Ермаков А.А. Основы надежности информационных систем: учебное пособие. – Иркутск: ИрГУПС, 2006.- 151с.

2. Зеер Э.Ф. Содействие профессиональному самоопределению обучающихся в современных социально-экономических условиях // Педагогический журнал Башкортостана. 2013. № 34 (46-47). С. 30-37.

3. Макарова М.Ю. Методики и алгоритмы поддержки принятия решений в системе профессионального самоопределение: дис. ... канд. техн. наук. Пензенский гос. университет, Пенза, 2015.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное самоопределение, информационная система, требование, профессия, предоставление информации, обслуживающий персонал, направление подготовки, баз данных, рынок труда, PHP.


Ключевые слова

профессиональное самоопределение, функциональные требования к информационной системе, социальные факторы воздействия на программу

Похожие статьи

Сравнительный анализ существующих программ...

выбор профессии, профессиональное самоопределение, направление подготовки, потребность рынка труда, система, ограниченный набор, недостаток системы, коммерческое приобретение...

Функциональное моделирование информационной системы...

информационная система, профессиональное самоопределение, профориентационная диагностика, направление подготовки, выбор профессии, будущая профессия, профессиональная деятельность...

Информационная система поддержки принятия решений...

профессиональное самоопределение, выбор профессии, направление подготовки, система, профессия, рынок труда, информационная система, достоверная поддержка, профориентационная диагностика...

Разработка схемы процесса профессионального...

профессиональное самоопределение, выбор профессии, множество, требование работодателей, склонность соискателя, рынок труда профессий, пересечение множеств, множество профессий...

Роль профессиональных стандартов в профориентации молодых...

Профессиональное развитие молодых специалистов сопровождается психологическим содействием в самоопределении и

К примеру, для выпускников направления подготовки «Экономика» (профиль «Экономика труда») будущими профессиями могут быть: экономист по...

Профессиональное самоопределение как условие успешной...

Для того чтобы профессиональное самоопределение обучающихся с ОВЗ было успешным, важно развивать у них положительную мотивацию

− расширение границ самопознания, предоставление информации о мире профессий, о путях профессиональной подготовки

Метод автоматической классификации документов в задаче...

Процесс успешного профессионального самоопределения предполагает получение расширенной информации о профессиях, направлениях подготовки и возможных вакансиях.

Программа поддержки осознанного профессионального...

информационная система, профессиональное самоопределение, проведение, блок, разработанная программа, участник группы, организация встреч, направление подготовки...

Профориентационные методики в процессе выбора профессии

выбор профессии, профессиональное самоопределение, методика, профессиональная деятельность, профессиональное становление личности, рынок труда, профессия, логическое увязывание, информационная...

Сравнительный анализ существующих программ...

выбор профессии, профессиональное самоопределение, направление подготовки, потребность рынка труда, система, ограниченный набор, недостаток системы, коммерческое приобретение...

Функциональное моделирование информационной системы...

информационная система, профессиональное самоопределение, профориентационная диагностика, направление подготовки, выбор профессии, будущая профессия, профессиональная деятельность...

Информационная система поддержки принятия решений...

профессиональное самоопределение, выбор профессии, направление подготовки, система, профессия, рынок труда, информационная система, достоверная поддержка, профориентационная диагностика...

Разработка схемы процесса профессионального...

профессиональное самоопределение, выбор профессии, множество, требование работодателей, склонность соискателя, рынок труда профессий, пересечение множеств, множество профессий...

Роль профессиональных стандартов в профориентации молодых...

Профессиональное развитие молодых специалистов сопровождается психологическим содействием в самоопределении и

К примеру, для выпускников направления подготовки «Экономика» (профиль «Экономика труда») будущими профессиями могут быть: экономист по...

Профессиональное самоопределение как условие успешной...

Для того чтобы профессиональное самоопределение обучающихся с ОВЗ было успешным, важно развивать у них положительную мотивацию

− расширение границ самопознания, предоставление информации о мире профессий, о путях профессиональной подготовки

Метод автоматической классификации документов в задаче...

Процесс успешного профессионального самоопределения предполагает получение расширенной информации о профессиях, направлениях подготовки и возможных вакансиях.

Программа поддержки осознанного профессионального...

информационная система, профессиональное самоопределение, проведение, блок, разработанная программа, участник группы, организация встреч, направление подготовки...

Профориентационные методики в процессе выбора профессии

выбор профессии, профессиональное самоопределение, методика, профессиональная деятельность, профессиональное становление личности, рынок труда, профессия, логическое увязывание, информационная...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Сравнительный анализ существующих программ...

выбор профессии, профессиональное самоопределение, направление подготовки, потребность рынка труда, система, ограниченный набор, недостаток системы, коммерческое приобретение...

Функциональное моделирование информационной системы...

информационная система, профессиональное самоопределение, профориентационная диагностика, направление подготовки, выбор профессии, будущая профессия, профессиональная деятельность...

Информационная система поддержки принятия решений...

профессиональное самоопределение, выбор профессии, направление подготовки, система, профессия, рынок труда, информационная система, достоверная поддержка, профориентационная диагностика...

Разработка схемы процесса профессионального...

профессиональное самоопределение, выбор профессии, множество, требование работодателей, склонность соискателя, рынок труда профессий, пересечение множеств, множество профессий...

Роль профессиональных стандартов в профориентации молодых...

Профессиональное развитие молодых специалистов сопровождается психологическим содействием в самоопределении и

К примеру, для выпускников направления подготовки «Экономика» (профиль «Экономика труда») будущими профессиями могут быть: экономист по...

Профессиональное самоопределение как условие успешной...

Для того чтобы профессиональное самоопределение обучающихся с ОВЗ было успешным, важно развивать у них положительную мотивацию

− расширение границ самопознания, предоставление информации о мире профессий, о путях профессиональной подготовки

Метод автоматической классификации документов в задаче...

Процесс успешного профессионального самоопределения предполагает получение расширенной информации о профессиях, направлениях подготовки и возможных вакансиях.

Программа поддержки осознанного профессионального...

информационная система, профессиональное самоопределение, проведение, блок, разработанная программа, участник группы, организация встреч, направление подготовки...

Профориентационные методики в процессе выбора профессии

выбор профессии, профессиональное самоопределение, методика, профессиональная деятельность, профессиональное становление личности, рынок труда, профессия, логическое увязывание, информационная...

Сравнительный анализ существующих программ...

выбор профессии, профессиональное самоопределение, направление подготовки, потребность рынка труда, система, ограниченный набор, недостаток системы, коммерческое приобретение...

Функциональное моделирование информационной системы...

информационная система, профессиональное самоопределение, профориентационная диагностика, направление подготовки, выбор профессии, будущая профессия, профессиональная деятельность...

Информационная система поддержки принятия решений...

профессиональное самоопределение, выбор профессии, направление подготовки, система, профессия, рынок труда, информационная система, достоверная поддержка, профориентационная диагностика...

Разработка схемы процесса профессионального...

профессиональное самоопределение, выбор профессии, множество, требование работодателей, склонность соискателя, рынок труда профессий, пересечение множеств, множество профессий...

Роль профессиональных стандартов в профориентации молодых...

Профессиональное развитие молодых специалистов сопровождается психологическим содействием в самоопределении и

К примеру, для выпускников направления подготовки «Экономика» (профиль «Экономика труда») будущими профессиями могут быть: экономист по...

Профессиональное самоопределение как условие успешной...

Для того чтобы профессиональное самоопределение обучающихся с ОВЗ было успешным, важно развивать у них положительную мотивацию

− расширение границ самопознания, предоставление информации о мире профессий, о путях профессиональной подготовки

Метод автоматической классификации документов в задаче...

Процесс успешного профессионального самоопределения предполагает получение расширенной информации о профессиях, направлениях подготовки и возможных вакансиях.

Программа поддержки осознанного профессионального...

информационная система, профессиональное самоопределение, проведение, блок, разработанная программа, участник группы, организация встреч, направление подготовки...

Профориентационные методики в процессе выбора профессии

выбор профессии, профессиональное самоопределение, методика, профессиональная деятельность, профессиональное становление личности, рынок труда, профессия, логическое увязывание, информационная...

Задать вопрос