Авторы: Похорукова Мария Юрьевна, Самохина Виктория Михайловна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (101) ноябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 03.11.2015

Статья просмотрена: 202 раза

Библиографическое описание:

Похорукова М. Ю., Самохина В. М. Информационная система поддержки принятия решений в процессе профессионального самоопределения // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 801-805.

 

Статья посвящена описанию системы профессионального самоопределения, которая предоставляет дистанционную, качественную и достоверную поддержку пользователям в процессе выбора профессии. Проведен анализ существующих систем подобного рода и выделены основные критерии, которые способствуют успешному выбору профессию. Представленная в статье структурная схема компонентов системы построена на основе технологии «клиент-сервер» с трехуровневой архитектурой и содержит 6 основных модулей для реализации задач профессионального самоопределения. Рассмотренная система обеспечивает повышение эффективности реализации информационной поддержки в процессе выбора профессии.

Ключевые слова: информационная система, поддержка принятия решений, профессиональное самоопределение.

 

В настоящее время на рынке труда наблюдается явный дисбаланс между профессиональными устремлениями соискателей и требованиями работодателей. Одной из причин сложившейся ситуации является отсутствие доступного, качественного и эффективного инструмента, способствующего реализации правильного выбора профессии, предполагающего успешное трудоустройство после получения профессионального образования и удовлетворенность занимаемой должностью.

Основными условиями реализации успешного профессионального самоопределения являются: понимание личностной и социальной значимости правильного выбора профессии, наличие профессионального идеала, сформированность профессионально важных качеств и мотивов выбора профессии, соответствие личностных качеств и требований рынка труда к квалификации соискателей [4].

В настоящее время на различных интернет-сайтах доступна информация о востребованных профессиях, характере профессионального труда, уровне заработной плате и профессиональных учебных заведениях, в которых можно освоить профессию. В сети интернет предлагается множество тестов, которые можно пройти онлайн и по результатам тестирования получить рекомендации по выбору профессии. Однако, анализ и интерпретация результатов с целью дальнейшего выбора пути самореализации (обучения или трудоустройства) осуществляется самостоятельно. Как правило, применительно к рынку труда конкретного города или специальностям конкретного учебного заведения это довольно сложно реализовать.

Для сравнения существующих систем профессионального самоопределения был использован метод экспертных оценок, а именно, метод задания весовых коэффициентов, который заключается в присвоении всем признакам весовых коэффициентов важности, причем сумма указанных весов должна быть равна определенному числу [1]. Чем большее значение коэффициента, тем более высока его важность.

Сравнение систем проведено в соответствии с функциональными требованиями к рассматриваемой системе профессионального самоопределения. Ранжирование коэффициентов важности проводилось по шкале от 0 до 10 (10 — максимальное значение), обобщенное мнение экспертов по каждому критерию рассчитывалось как среднее арифметическое. Результаты сравнения систем с помощью метода задания весовых коэффициентов представлены в таблице 1:

Таблица 1

Результаты сравнения систем профессионального самоопределения

Функции систем по профориентации

Профориентатор

Effecton Studio

СМОЛ-Эксперт

Эксперт+

КАТАРСИС

ПРОФЕССОР

  1. Предоставление информации о профессиях

6,1

6,9

4,6

7,9

7,4

5,4

  1. Разнообразие профориентационных методик для проведения диагностики

6,2

5,6

1,3

8,6

9

8,5

  1. Пояснение результатов тестирования

8,7

8,8

8,7

9,6

8,3

8,9

  1. Качество рекомендаций по выбору профессии

5,2

5,5

6,4

6,8

6,4

6,2

  1. Наличие информации о направлениях подготовки

9,2

3,2

0,5

6,5

2,3

6,6

  1. Наличие информации о вакансиях рынка труда

4,2

3,6

1,3

9,5

5,4

4,6

  1. Возможность удаленного доступа к системе

0,5

0,2

0,4

0,3

0,5

0,3

  1. Анализ рекомендаций по выбору профессии

9

7,9

1,8

7,3

9,4

4,3

  1. Удобство и простота использования профориентационных процедур

5,5

6,8

5,9

7,6

8,4

8,6

 

Представленные информационные системы обладают недостаточной полнотой информации о современном мире профессий, довольно низким качеством формируемых рекомендаций по выбору профессии, а также в них отсутствует возможность удаленного доступа и, зачастую, не предоставляется информация о требуемом образовании и соответствующих вакансиях на рынке труда [2].

Рассматриваемая в статье информационная система профессионального самоопределения позволяет устранить эти недостатки и предоставляет возможность пользователям получить быструю, качественную и достоверную поддержку в процессе принятия решений по выбору профессии. Указанные в таблице 1 функции реализованы в следующих модулях системы:

‒                    модуль профориентационного просвещения пользователей предоставляет информацию о профессиях, направлениях подготовки и статьи в области развития экономики и образования;

‒                    модули профориентационной диагностики и консультирования пользователей обеспечивают автоматизацию профориентационных методик и обработку результатов тестирования с предоставлением расширенной информации о подходящих профессиях, включая вакансии на предприятии и требования к квалификации;

‒                    модуль управления данными о вакансиях работодателей и направлениях подготовки обеспечивает актуальность формируемых рекомендаций по выбору профессии;

‒                    модуль управления учетными записями пользователей в системе;

‒                    модуль мониторинга результатов профессионального самоопределения позволяет проводить анализ и формировать статистические данные о рекомендуемых пользователям профессиях и направлениях подготовки [3].

Рис. 1. Структурная схема компонентов информационной системы

 

Пользователям системы предоставляется возможность получить поддержку в процессе принятия решений по выбору профессии, для этого реализованы процедуры профориентационного просвещения, диагностики и консультирования. В соответствии с требованиями к данной системе профессиональное просвещение предполагает предоставление расширенных сведений о современном мире профессии, включая требования к образованию и возможные вакансии на предприятиях. Данная информация содержится в разделе «Профессии» интернет-ресурса и изображена на рисунке 2:

Рис. 2. Фрагмент страницы «Профессии» в системе

Пользователям системы предлагается пройти профориентационную диагностику, включающую в себя несколько специализированных тестов, по результатам которой системой формируются рекомендации по выбору профессии, представленные на рисунке 3:

Рис. 3. Результат профессионального самоопределения в системе

 

Как видно из представленного рисунка пользователю подходит профессия «Инженер-технолог» на 50 %, иными словами, согласно одному из выбранных им тестов, данная профессия подходит для соискателя, а по-другому — нет. Следует также отметить, что для каждой профессии представлено необходимое профессиональное образование, при нажатии на которое можно увидеть подробную информацию, в частности, вступительные испытания.

Для экспериментальной оценки эффективности разработанной системы был использован метод экспертных оценок, результаты применения которого представлены в таблице 2:

Таблица 2

Результаты экспертной оценки функциональности системы

Критерии

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Разработанная система

8,5

7,9

9,6

9,4

8,7

8,3

9,4

7,7

9,3

 

Результаты расчета коэффициентов эффективности систем профессионального самоопределения, проведенного с использованием взвешенного коэффициента важности критериев функциональности систем, представлены на рисунке 4.

Рис. 4. Диаграмма результатов расчета коэффициента эффективности информационных систем

 

Согласно рисунку 4 достигается повышение эффективности рассматриваемой системы профессионального самоопределения по совокупному критерию на 14 % в сравнении с существующими аналогами. При этом предложенная система позволяет повысить доступность необходимой для принятия решения по выбору профессии информации на 90 % за счет реализации дистанционного доступа (критерий 7), качество формируемых рекомендаций на 33 % (критерий 4), удобство и простоту использования профориентационных процедур на 21 % (критерий 9).

 

Литература:

 

  1. Ляско, В. И. Стратегическое планирование развития предприятия: Учебное пособие для вузов / В. И. Ляско. — М.: Издательство «Экзамен», 2005. — 288 с. (Серия «Учебное пособие для вузов»).
  2. Макарова, М. Ю. Принципы функционирования информационных систем поддержки профориентации // Алгоритмы, методы и системы обработки данных. — 2012. — № 2. — С. 44–51. — URL: http://amisod.ru/index.php?option=com_content& view=article&id=131:amisod-2012- 2–20-makarova&catid=20:amisod-2012–2-20
  3. Макарова, М. Ю. Информационная система поддержки процессов профессионального самоопределения / М. Ю. Макарова, А. В. Самохин // Наука и образование. МГТУ им. Н. Э. Баумана. Электрон. журн. — 2014. — № 11. — C. 1–12. — URL: http://technomag.bmstu.ru/doc/739055.html.
  4. Самохина, В. М. Исследовательская деятельность старшеклассников как фактор их подготовки к профессиональному самоопределению: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Самохина Виктория Михайловна. — Чебоксары, 2004. — 198 c.
Основные термины (генерируются автоматически): профессионального самоопределения, выбору профессии, выбора профессии, системы профессионального самоопределения, сопровождения профессионального самоопределения, в процессе выбора профессии, процессе профессионального самоопределения, задач профессионального самоопределения, система профессионального самоопределения, организации сопровождения профессионального, успешного профессионального самоопределения, подготовки учителей профессионального, систем профессионального самоопределения, системе профессионального самоопределения, учителей профессионального обучения, профессионального самоопределения в системе, правильного выбора профессии, результатов профессионального самоопределения, профессионального самоопределения личности, процессов профессионального самоопределения.

Ключевые слова

информационная система, поддержка принятия решений, профессиональное самоопреде-ление

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос