Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 04.12.2016

Статья просмотрена: 68 раз

Библиографическое описание:

Похорукова М. Ю. Сравнительный анализ существующих программ профессионального самоопределения // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 76-78. — URL https://moluch.ru/archive/130/36192/ (дата обращения: 23.05.2018).



Одним из важных направлений в развитии современного общества является согласование профессиональных интересов соискателей с требованиями работодателей. Решение данной задачи предполагает использование системы профессионального самоопределения, способствующей успешному выбору профессии. Профессиональное самоопределение необходимо осуществлять путем оптимального регулирования личностных интересов и устремлений с целью удовлетворения потребностей общества в кадрах. У соискателей в процессе выбора профессии возникают следующие трудности: отсутствие представления о востребованных профессиях, о том, какие навыки и знания необходимы для успешной профессиональной деятельности, субъективная оценка собственных предпочтений и способностей.

Автором проанализированы существующие системы профессионального самоопределения с функциями автоматизации профориентационных тестов [3] и отмечены наиболее интересные программы в данной области.

Диагностический компьютерный тестовый комплекс «Профориентатор» [4] позволяет определять профессиональную направленность, формировать профильные классы в школе и помогает выбрать направления подготовки в учебных заведениях. Возможностями данного комплекса являются: диагностика интересов по 8-ми сферам профессиональной деятельности; определение уровня развития личных способностей и качеств.

Недостатками системы являются следующие:

‒ отсутствует возможность свободного доступа к системе, однако демонстрируется пример формирования рекомендаций по выбору профессии на основе результатов тестирования пользователя;

‒ ограниченный набор рекомендуемых профессий, не учитывающий современное состояние и потребности рынка труда;

‒ система предназначена, в основном, для школьников и не применима для решения вопросов переквалификации или повышения квалификации сотрудников на предприятиях.

Комплекс Effecton Studio [5] содержит психологические тесты, психокоррекционные упражнения и оригинальные методические разработки, которые позволяют решить задачи психологических служб в образовании, управлении персоналом и личном использовании. В состав этого комплекса входит пакет «Профориентация», который содержит восемь специальных методик, предназначенных для проведения квалифицированной профориентационной работы в сфере образовании, службе занятости населения, кадровом агентстве, отделе кадров предприятий и др.

Среди недостатков можно отметить следующие:

‒ программа не является свободно-распространяемой, хотя имеется возможность ознакомиться с демо-версией системы, обладающей ограниченными функциями;

‒ рекомендации, формируемые в системе, носят общий характер и не применимы в рамках конкретного города или предприятия;

‒ ограниченный набор профориентационных методик, которых не достаточно для комплексного оценивания профессиональных возможностей пользователя, его знаний и умений;

‒ отсутствует информация о направлениях подготовки в учебных заведениях, подходящих для освоения рекомендуемых профессий.

Компьютерная система психодиагностики СМОЛ-Эксперт [7] основана на тесте СМОЛ. СМОЛ – сокращенный вариант известного теста MMPI, позволивший на порядок уменьшить время тестирования за счет устранения дублирующих тест-объектов с наименьшим диагностическим весом. Программа используется для работы с кадрами (подробная характеристика особенностей личности, оценка профессиональной пригодности), в медицине (детальный анализ психического состояния, предположительный клинический диагноз, рекомендации по психотерапии) и для психологического консультирования (глубокий анализ особенностей личности и психологического состояния).

Недостатками данной программы являются:

‒ ограниченность сведений о профессиональных качествах пользователя, формируемых на основе результатов тестирования;

‒ отсутствие информации о рекомендуемых для освоения профессии направлениях подготовки;

‒ общие рекомендации по выбору профессии не учитывают требования работодателей квалификации соискателей и потребности рынка труда.

Программно-диагностический комплекс (ПДК) «Эксперт+» [1] содержит более ста тестов, методик и опросников для оценки персонала. Данная система предназначена для диагностики и анализа следующих компетенций: деловые и управленческие качества, совместимость в коллективе, мотивационные факторы, темперамент, интеллектуальные возможности и продуктивность.

В качестве недостатков системы можно отметить следующие:

‒ отсутствие свободного доступа к системе, использование программы возможно после коммерческого приобретения;

‒ невозможность использования системы для профессионального самоопределения абитуриентов, поскольку программа ориентирована на управление персоналом;

‒ применение системы в рамках конкретного предприятия не учитывает условий всего рынка труда.

Программный комплекс КАТАРСИС [2] представляет собой единую региональную информационную систему, обеспечивающую слаженную работу на всех уровнях службы занятости, может быть использован для автоматизации деятельности центров занятости населения и обеспечивает выполнение следующих операций:

‒ учет ищущих работу граждан и содействие их трудоустройству;

‒ оказание услуг по профессиональной ориентации;

‒ организация профессионального обучения безработных граждан;

‒ организация проведения оплачиваемых общественных работ;

‒ составление приказов;

‒ поддержка базы работодателей и предоставляемых ими вакансий;

‒ анализ данных, формирование ведомственных, произвольных региональных статистических форм;

‒ оказание информационно-справочных услуг (информационные киоски).

Недостатками системы являются следующие:

‒ отсутствие возможности удаленного доступа к системе;

‒ ограниченный набор профориентационных методик;

‒ отсутствует информация о востребованных профессиях;

‒ отсутствует интерпретация результатов тестирования, формируемые рекомендации не включают сведения о подходящих для освоения профессии направлениях подготовки и возможных вакансиях.

Автоматизированная система для профотбора и психодиагностики персонала «ПРОФЕССОР» [6] рекомендуется для использования в организациях, применяющих психологические исследования, для решения следующих задач:

‒ профессионально-психологический отбор при приеме на работу и учебу;

‒ проведение углубленного психологического обследования при решении кадровых вопросов, оценка уровня надежности сотрудников;

‒ анализ межличностных отношений и психологической совместимости;

‒ бесконтактное (заочное) изучение людей и др.

Среди недостатков данной системы можно отметить следующие:

‒ доступ к программе и реализуемым функциям возможен только после ее коммерческого приобретения;

‒ при формировании рекомендаций по выбору профессии не учитываются потребности рынка труда и требования работодателей;

‒ отсутствует информация о направлениях подготовки, которые подходят для освоения рекомендуемых профессий;

‒ интерпретация результатов профориентационного тестирования возможна только профессиональным психологом.

По результатам проведенного анализа можно сказать, что представленные информационные системы обладают недостаточной полнотой информации о современном мире профессий, довольно низким качеством формируемых рекомендаций по выбору профессии, а также отсутствует возможность удаленного доступа. В большинстве систем не предоставляется информации о требуемом образовании и соответствующих вакансиях на рынке труда.

Разработка информационной системы профессионального самоопределения позволит оптимальным образом автоматизировать профориентационные процедуры и решить указанные проблемы. Главное назначение информационной системы профессионального самоопределения – это оказание поддержки лицам, принимающим решения по выбору профессии с учетом индивидуальных профессиональных качеств и потребностей рынка труда. Выбор профессии пользователь будет осуществлять на основе списка подходящих пользователю и востребованных на рынке труда профессий.

Литература:

  1. Комплексная оценка персонала в организации на Expert-Plus.ru. Режим доступа: http://www.expert-plus.ru (дата обращения 20.04.2012).
  2. Описание Программного комплекса Катарсис версия 8 [Электронный ресурс] // Катарсис. Научно-производственная компания. URL: http://support.katharsis.ru/index.php?/Knowledgebase/Article/View/580/1/opisnie-progrmmnogo-kompleks-ktrsis-versija-8 (дата обращения 28.03.2015).
  3. Профессиональные психологические тесты [Электронный ресурс] // ВСЕТЕСТЫ.RU Все профессиональные психологические тесты. URL: http://vsetesti.ru/ (дата обращения: 11.12.2014).
  4. Профориентационное и образовательное тестирование ТЕЛЕТЕСТИНГ. Режим доступа: http://teletesting.ru/modules/tests (дата обращения 09.05.2012).
  5. Профориентация. Тесты профориентации: Комплекс методик для профессиональной ориентации. Профориентация школьников. Режим доступа: http://www.effecton.ru/730.html (дата обращения 09.05.2012).
  6. Психология и бизнес онлайн – Профессор [Электронный ресурс] // Psycho.ru — интернет-проект, посвященный современным психологическим технологиям в бизнесе, рекламе, PR, HR, менеджменте, маркетинге, политике. URL: http://www.psycho.ru/products/115 (дата обращения: 19.02.2015).
  7. СМОЛ-Эксперт. Режим доступа: http://www.nmc-radix.com/r_se.html (дата обращения 20.04.2012).
Основные термины (генерируются автоматически): выбору профессии, профессионального самоопределения, системы профессионального самоопределения, рынка труда, потребности рынка труда, дата обращения, направлениях подготовки, освоения профессии направлениях, профессии направлениях подготовки, психологические тесты, Режим доступа, информационной системы профессионального, дата обращения 20.04.2012, успешному выбору профессии, программ профессионального самоопределения, профессионального самоопределения абитуриентов, процессе выбора профессии, рынке труда, использование системы профессионального, свободного доступа.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос