Функциональное моделирование информационной системы профессионального самоопределения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Похорукова, М. Ю. Функциональное моделирование информационной системы профессионального самоопределения / М. Ю. Похорукова, В. М. Самохина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11.3 (115.3). — С. 14-19. — URL: https://moluch.ru/archive/115/31347/ (дата обращения: 19.04.2024).



Для функционального моделирования информационной системы профессионального самоопределения используется методология SADT (Structured Analysis and Design Technique), позволяющая описать работу, основные функции любой информационной системы [2, c. 18] и состоящая из следующих нотаций [5, с. 3]:

 IDEF0 отражает структуру и функции системы, а также связывающие их потоки информации и объекты [1];

 IDEF1 применяется для построения информационной модели, описывающей структуру и содержание потоков информации, необходимых для поддержки функций системы;

 IDEF2 позволяет построить динамическую модель меняющихся во времени функций, информации и ресурсов системы;

 IDEF3, которая позволяет описать логическую структуру информационных потоков, взаимоотношений между операциями и объектами [4, с.50].

Методология IDEF0 получила наибольшее распространение, позволяя представить систему в виде набора взаимодействующих и взаимосвязанных блоков, описывающих реализуемые процессы, операции и действия. Разработка моделей требует использования следующих синтаксических компонентов: блоки (функции, процессы, операции) и стрелки (данные или объекты, связанные с функциями). Эти компоненты должны располагаться на диаграмме в соответствии с установленными правилами: «входные данные» преобразуются в результате выполнения функции в «выходные данные»; стрелки «управление» определяют требования к реализации процесса, а «механизмы» – инструменты или средства, поддерживающие его выполнение.

Для функционального моделирования информационной системы профессионального самоопределения первоначально были сформулированы следующие требования, то есть основные свойства системы:

1) предоставление информации о профессиях, должностных обязанностях, требованиях к образованию и возможных вакансиях;

2) использование разнообразных профориентационных тестов для проведения диагностики для определения интересов, предпочтений, знаний, умений и способностей пользователя, необходимых для той или иной сферы профессиональной деятельности;

3) интерпретация результатов проведенного тестирования;

4) получение качественных рекомендаций по выбору подходящей профессии;

5) предоставление информации о направлениях подготовки в учебных заведениях и о вакансиях рынка труда;

6) организация удаленного доступа к системе;

7) предоставление возможности для анализа результатов профессионального самоопределения.

Главное назначение рассматриваемой системы – это предоставление дистанционной, доступной и качественной поддержки лицам, принимающим решения по выбору профессии с учетом индивидуальных профессиональных качеств и потребностей рынка труда.

Построение функциональной модели системы начинается с разработки диаграммы верхнего уровня, которая представляет собой общее или абстрактное описание объекта моделирования и содержит наиболее важные его свойства. Диаграмма информационной системы профессионального самоопределения представлена на рис. 1:

Рис. 1. Диаграмма реализации информационной поддержки в процессе выбора профессии

Как видно из рис. 1 основными пользователями системы являются:

– администратор, который осуществляет добавление и редактирование данных и управляет учетными записями пользователей;

– соискатель – пользователь, которому необходима квалифицированная помощь при выборе профессии или направления подготовки;

– работодатель, предоставляющий актуальные вакансии и требования к той или иной должности.

Исходные данные для организации поддержки процесса профессионального самоопределения:

– личные данные соискателя, его профессионально-значимые качества: предпочтения, интересы, склонности и умения;

– направления подготовки, то есть компетенции, представленные в федеральных государственных образовательных стандартах;

– профессии, должностные обязанности которых описаны в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих.

В результате реализации процесса профессионального самоопределения в информационной системе пользователю предоставляются рекомендации по выбору будущей профессии, соответствующие его профессиональными качествам, установленным в ходе диагностики, и потребностями рынка труда.

Для решения задач профориентационной диагностики и консультирования в системе используются соответственно механизм автоматизации тестовых методик, предоставляющий возможность выбора нескольких тестов и осуществляющий сбор ответов пользователя, и механизм обработки и представлении результатов диагностики в виде графа подходящих профессий и направлений подготовки.

Функциональные блоки диаграммы IDEF0 могут быть разбиты (декомпозированы) на составные части и представлены в виде более подробных диаграмм, которые называются дочерними и позволяют детализировать какие-либо процессы на необходимом уровне. На рисунке 2 представлена декомпозиция диаграммы верхнего уровня, отражающая проведение таких процедур как просвещение, диагностика и консультирование пользователей по выбору профессии:

Рис. 2. Диаграмма автоматизируемых профориентационных процедур

Дальнейшая декомпозиция процесса реализации профориентационного просвещения позволяет описать последовательность выполняемых процедур для предоставления пользователю расширенной информации о современном мире профессий (рис. 3):

Рис. 3. Диаграмма реализации профориентационного просвещения

Реализация профориентационной диагностики заключается в автоматизации профориентационных методик, которые позволяют определить профессиональные качества и подобрать в соответствии с ними подходящие профессии (рис. 4):

Рис. 4. Диаграмма процесса профориентационной диагностики

Как видно из представленного рисунка, профориентационная диагностика в системе с целью выявления профессиональных качеств пользователей осуществляется с использованием тестов по профориентации и представляет собой последовательность выполнения следующих операций:

1) пользователь выбирает одну или несколько методик для тестирования;

2) осуществляется запрос к базе данных, чтобы выбрать вопросы и ответы указанных пользователем тестов;

3) по результатам выполнения запроса пользователю предоставляется список вопросов и возможные варианты ответов на них; в случае выбора нескольких методик для диагностики вопросы показываются последовательно одного теста за другим;

4) если пользователь ответил на все предложенные вопросы (это необходимо для получения достоверного результата) и подтвердил завершение тестирования, формируются результаты теста путем подсчета наибольшего значения среди выбранных ответов.

Следующим процессом в информационной системе является профориентационное консультирование, которое заключается в формировании рекомендаций для принятия пользователем решения о выборе будущей профессии. Ключевая особенность данной процедуры состоит в предоставлении расширенной информации о подходящих профессиях: кроме должностных обязанностей указываются возможные вакансии на предприятиях и рекомендуемые варианты получения необходимого для освоения профессии образования (рис.5):

Рис. 5. Диаграмма процесса профориентационного консультирования

Более подробно процесс формирования и представления списка подходящих профессий представлен на рисунке 6 с использованием нотации IDEF3:

Рис.6. Диаграмма процесса представления списка подходящих профессий

Разработанные функциональные модели демонстрируют реализацию процедур профессионального просвещения, диагностики и консультирования пользователей таким образом, чтобы способствовать наиболее качественному, осознанному и правильному принятию решения о выборе сферы профессиональной деятельности. Представленные диаграммы являются основой для программной реализации информационной системы профессионального самоопределения, описанной в работе [3].

Литература:

  1. ГОСТ IDEF 0–2000. Методология функционального моделирования IDEF0. Руководящий документ. Издание официальное. – М.: 2000. – 75 с.
  2. Дэвид А. Марка, Клемент Л. МакГоуэн. Методология структурного анализа и проектирования SADT. – М.: МетаТехнология, 1993. – 240 с.
  3. Макарова, М.Ю. Информационная система поддержки процессов профессионального самоопределения / М.Ю. Макарова, А.В. Самохин // Наука и образование. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. – 2014. – № 11. – C. 1-12. –URL: http://technomag.bmstu.ru/doc/739055.html.
  4. Маклаков, C.B. BPWin и ERWin. CASE-средства разработка информационных систем Текст. / C.B. Маклаков 2-е изд., испр. и дополн. - М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2001 - 304с.
  5. Ester, M. A Density-Based Algorithm for Discovering Clusters in Large Spatial Databases with Noise / M. Ester, H.-P. Kriegel, J. Sander, X. Xu // In Proc. ACM SIGMOD Int. Conf. onManagementofData, Portland, OR, 1996. – pp. 226-231.
Основные термины (генерируются автоматически): информационная система, профессиональное самоопределение, направление подготовки, профориентационная диагностика, выбор профессии, будущая профессия, верхний уровень, профессиональная деятельность, профориентационное консультирование, профориентационное просвещение.


Похожие статьи

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях...

профессиональное самоопределение, выбор профессии, педагог, оказание помощи, профориентационная работа, профессиональное самоопределение обучающихся, осуществление деятельности...

Формирование профессионального самоопределения учащихся...

профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональный интерес, вид деятельности, профессиональная ориентация, мотив выбора профессии, знание...

Сравнительный анализ существующих программ...

Профориентационное и образовательное тестирование ТЕЛЕТЕСТИНГ.

Основные термины (генерируются автоматически): выбор профессии, профессиональное самоопределение, направление подготовки, потребность рынка труда, система, ограниченный набор...

Актуальность профориентационной работы в образовательных...

профориентационная работа, выбор профессии, социальный педагог, профессия, профессиональное самоопределение, профессиональное просвещение, профессиональная ориентация, требование...

Профориентационные методики в процессе выбора профессии

выбор профессии, профессиональное самоопределение, методика, профессиональная деятельность, профессиональное становление личности, рынок труда, профессия, логическое увязывание...

Некоторые аспекты профориентационной деятельности школы

профессиональное самоопределение, профориентационная деятельность школы, профессионально-ориентированное просвещение, профессионально-ориентированная диагностика, профессионально-ориентированная консультация.

Значимость профориентационного тестирования молодежи...

Ключевые слова: профориентационное тестирование, профессиональная ориентация, самоопределение молодежи в выборе профессии, профдиагностика, профессиональная диагностика, рынок труда.

Система профессиональной ориентации молодежи на...

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию это — система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии.

Профессиональная ориентация учащихся | Статья в журнале...

выбор профессии, профессиональная ориентация, трудовая деятельность, профессиональная адаптация, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, мир...

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях...

профессиональное самоопределение, выбор профессии, педагог, оказание помощи, профориентационная работа, профессиональное самоопределение обучающихся, осуществление деятельности...

Формирование профессионального самоопределения учащихся...

профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональный интерес, вид деятельности, профессиональная ориентация, мотив выбора профессии, знание...

Сравнительный анализ существующих программ...

Профориентационное и образовательное тестирование ТЕЛЕТЕСТИНГ.

Основные термины (генерируются автоматически): выбор профессии, профессиональное самоопределение, направление подготовки, потребность рынка труда, система, ограниченный набор...

Актуальность профориентационной работы в образовательных...

профориентационная работа, выбор профессии, социальный педагог, профессия, профессиональное самоопределение, профессиональное просвещение, профессиональная ориентация, требование...

Профориентационные методики в процессе выбора профессии

выбор профессии, профессиональное самоопределение, методика, профессиональная деятельность, профессиональное становление личности, рынок труда, профессия, логическое увязывание...

Некоторые аспекты профориентационной деятельности школы

профессиональное самоопределение, профориентационная деятельность школы, профессионально-ориентированное просвещение, профессионально-ориентированная диагностика, профессионально-ориентированная консультация.

Значимость профориентационного тестирования молодежи...

Ключевые слова: профориентационное тестирование, профессиональная ориентация, самоопределение молодежи в выборе профессии, профдиагностика, профессиональная диагностика, рынок труда.

Система профессиональной ориентации молодежи на...

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию это — система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии.

Профессиональная ориентация учащихся | Статья в журнале...

выбор профессии, профессиональная ориентация, трудовая деятельность, профессиональная адаптация, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, мир...

Похожие статьи

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях...

профессиональное самоопределение, выбор профессии, педагог, оказание помощи, профориентационная работа, профессиональное самоопределение обучающихся, осуществление деятельности...

Формирование профессионального самоопределения учащихся...

профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональный интерес, вид деятельности, профессиональная ориентация, мотив выбора профессии, знание...

Сравнительный анализ существующих программ...

Профориентационное и образовательное тестирование ТЕЛЕТЕСТИНГ.

Основные термины (генерируются автоматически): выбор профессии, профессиональное самоопределение, направление подготовки, потребность рынка труда, система, ограниченный набор...

Актуальность профориентационной работы в образовательных...

профориентационная работа, выбор профессии, социальный педагог, профессия, профессиональное самоопределение, профессиональное просвещение, профессиональная ориентация, требование...

Профориентационные методики в процессе выбора профессии

выбор профессии, профессиональное самоопределение, методика, профессиональная деятельность, профессиональное становление личности, рынок труда, профессия, логическое увязывание...

Некоторые аспекты профориентационной деятельности школы

профессиональное самоопределение, профориентационная деятельность школы, профессионально-ориентированное просвещение, профессионально-ориентированная диагностика, профессионально-ориентированная консультация.

Значимость профориентационного тестирования молодежи...

Ключевые слова: профориентационное тестирование, профессиональная ориентация, самоопределение молодежи в выборе профессии, профдиагностика, профессиональная диагностика, рынок труда.

Система профессиональной ориентации молодежи на...

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию это — система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии.

Профессиональная ориентация учащихся | Статья в журнале...

выбор профессии, профессиональная ориентация, трудовая деятельность, профессиональная адаптация, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, мир...

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях...

профессиональное самоопределение, выбор профессии, педагог, оказание помощи, профориентационная работа, профессиональное самоопределение обучающихся, осуществление деятельности...

Формирование профессионального самоопределения учащихся...

профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональный интерес, вид деятельности, профессиональная ориентация, мотив выбора профессии, знание...

Сравнительный анализ существующих программ...

Профориентационное и образовательное тестирование ТЕЛЕТЕСТИНГ.

Основные термины (генерируются автоматически): выбор профессии, профессиональное самоопределение, направление подготовки, потребность рынка труда, система, ограниченный набор...

Актуальность профориентационной работы в образовательных...

профориентационная работа, выбор профессии, социальный педагог, профессия, профессиональное самоопределение, профессиональное просвещение, профессиональная ориентация, требование...

Профориентационные методики в процессе выбора профессии

выбор профессии, профессиональное самоопределение, методика, профессиональная деятельность, профессиональное становление личности, рынок труда, профессия, логическое увязывание...

Некоторые аспекты профориентационной деятельности школы

профессиональное самоопределение, профориентационная деятельность школы, профессионально-ориентированное просвещение, профессионально-ориентированная диагностика, профессионально-ориентированная консультация.

Значимость профориентационного тестирования молодежи...

Ключевые слова: профориентационное тестирование, профессиональная ориентация, самоопределение молодежи в выборе профессии, профдиагностика, профессиональная диагностика, рынок труда.

Система профессиональной ориентации молодежи на...

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию это — система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии.

Профессиональная ориентация учащихся | Статья в журнале...

выбор профессии, профессиональная ориентация, трудовая деятельность, профессиональная адаптация, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, мир...

Задать вопрос