Автор: Чердакова Алла Валерьевна

Рубрика: Экономика труда

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №3 (5) май 2016 г.

Дата публикации: 10.04.2016

Статья просмотрена: 82 раза

Библиографическое описание:

Чердакова А. В. Роль профессиональных стандартов в профориентации молодых специалистов // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №3. — С. 76-78.



В статье рассматривается актуальная проблема применения профессиональных стандартов в проведении профориентационной работы с молодыми специалистами.

Ключевые слова: профориентация, профессиональные стандарты, профессиональная деятельность, уровни квалификации.

Профессиональное развитие молодых специалистов сопровождается психологическим содействием в самоопределении и профессиональной адаптации. В процессе профессиональной подготовки в учебных заведениях актуальным остается вопрос профориентации выпускников. Как правило, данная работа сводится к беседам, организациям встреч с практическими работниками, тренингам.

С целью расширения профессионального консультирования предлагаем использовать профессиональные стандарты в моделировании профессиональной деятельности. В Трудовом Кодексе Российской Федерации определены виды экономической деятельности, в которых применение профессиональных стандартов является обязательным.

Утвержденные Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) профессиональные стандарты используются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностейорганизации производства, труда и управления. [4]

Минтрудом России принято 812 профессиональных стандартов, планируется разработать 180 и актуализировать 40. В первой очереди по разработке стоят профессиональные стандарты, включающие профессии, вошедшие в список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования. [3]

Для упорядочения информации о профессиональных стандартах Минтруд России предлагает вести реестр по областям профессиональной деятельности (таблица 1)

Таблица 1

Наименования икоды областей профессиональной деятельности. [1, с.51–52]

01 Образование

02 Здравоохранение

03 Социальное обслуживание

04 Культура, искусство

05 Физическая культура и спорт

06 Связь, информационные и коммуникационные технологии

07 Административно-управленческая и офисная деятельность

08 Финансы и экономика

09 Юриспруденция

10 Архитектура, проектирование, геодезия, топография и дизайн

11 Средства массовой информации, издательство и полиграфия

12 Обеспечение безопасности

13 Сельское хозяйство

14 Лесное хозяйство, охота

15 Рыбоводство и рыболовство

16 Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство

17 Транспорт

18 Добыча, переработка угля, руд и других полезных ископаемых

19 Добыча, переработка, транспортировка нефти и газа

20 Электроэнергетика

21 Легкая и текстильная промышленность

22 Пищевая промышленность, включая производство напитков и табака

23 Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, мебельное производство

24 Атомная промышленность

25 Ракетно-космическая промышленность

26 Химическое, химико-технологическое производство

27 Металлургическое производство

28 Производство машин и оборудования

29 Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

30 Судостроение

31 Автомобилестроение

32 Авиастроение

33 Сервис, оказание услуг населению (торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание и пр.)

40* Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности

По сравнению с Общероссийским классификатором занятий, включающий 10 групп, области профессиональной деятельности намного шире и связаны с видами экономической деятельности.

Применение профессиональных стандартов в учебном процессе профессиональной подготовки позволит решить ряд педагогических задач:

  1. Соответствие содержания образования требованиям работодателей.
  2. Взаимодействие с работодателями, способствует готовить им выпускников нужной квалификации, тем самым, сокращая затраты на подбор кадров и на внутрифирменную подготовку.
  3. Овладение выпускниками дополнительными компетенциями, практическими навыками, позволяющие осваивать смежные профессии.
  4. Сокращение процесса профессиональной адаптации молодых специалистов.

В современных условиях перспективы определения качества знаний студентов таковы, что учебные заведения привлекают потенциальных работодателей к оцениванию знаний выпускников, включая их в состав экзаменационных комиссий.

Рекомендуем в информационные буклеты приемных комиссий учебных заведений включать сведения о перспективных профессиях для молодых специалистов.

К примеру, для выпускников направления подготовки «Экономика» (профиль «Экономика труда») будущими профессиями могут быть: экономист по труду, специалист по стратегическому и тактическому планированию и организации производства (экономист), специалист по организации и нормированию труда, специалист в области охраны труда. Требуемый уровень квалификации начинается с 5 по 7, уровень образования «бакалавриат». Среди востребованных в области экономики профессий можно выделить бухгалтера, внутреннего аудитора, инженера-экономиста, в сфере административно-управленческой и офисной деятельности — специалист по подбору персонала, специалист по управлению персоналом. [2, с.424]

Наибольший интерес представляет, на наш взгляд профессия, отражающая специфику профиля подготовки «Экономика труда» — специалист по организации и нормированию труда. Основными трудовые функции, описываемые в профессиональном стандарте являются:

  1. Подготовка исходных данных для изучения и анализа трудовых процессов, выявления потерь рабочего времени, разработки нормативных материалов по труду.
  2. Выполнение комплекса работ по совершенствованию нормирования труда, разработки и внедрения комплексно обоснованных норм трудовых затрат на различные виды работ, выполняемых на производстве с использованием прогрессивных нормативов по труду.
  3. Выполнение комплекса работ по совершенствованию организации труда.
  4. Обеспечение методического руководство подразделениями по разработке и реализации мероприятий по совершенствованию нормированию труда на научной основе, определение эффективности их внедрения. Руководство работниками подразделения.

Таким образом, использование профессиональных стандартов в консультировании молодых специалистов позволит им повысить свою конкурентоспособность на рынке труда, самоопределиться в выборе профессии и сократить период адаптации к профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Формирование Национальной системы квалификаций: сборник нормативных документов. — М.: Издательство «Перо», 2014. — 72 с.
  2. Справочник востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования Приложение к приказу Минтруда России от 2 ноября 2015 г. № 832 «Об утверждении справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования».- 482 с.
  3. Замминистра Любовь Ельцова представила промежуточные итоги работы по созданию национальной системы квалификаций.-Электронный ресурс.-Режим доступа:http://www.rosmintrud.ru/labour/20/49/(дата обращения 31.03.2016)
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов».- [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.consultant.ru/. (дата последнего обращения 07.03.2016)
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональных стандартов, молодых специалистов, рынке труда, профессиональные стандарты, профессиональной деятельности, нормированию труда, перспективных профессий, Российской Федерации, среднего профессионального образования, Выполнение комплекса работ, профессиональной адаптации, совершенствованию нормирования труда, совершенствованию нормированию труда, совершенствованию организации труда, систем оплаты труда, применения профессиональных, Министерством труда, области охраны труда, применения профессиональных стандартов, профориентации молодых специалистов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос